Соната для виолончели соло (Лигети)

Соната для виолончели соло — соната для виолончели без аккомпанемента, написанная Дьёрдь Лигети в период с 1948 по 1953 год. Первоначально это произведение было плохо воспринято советским Союзом композиторов и не было разрешено к публикации или исполнению. Однако в 1980-х и 90-х годах, после более чем четверти века покоя, пьеса вновь появилась и с тех пор стала широко известной частью стандартного виолончельного репертуара.
История
[ редактировать ]В 1948 году Лигети приближался к концу своего обучения и уже зарекомендовал себя как очень одаренный ученик. [ 1 ] В этом году он сочинил « Диалог» , который позже стал первой частью Сонаты, для виолончелистки и сокурсницы Будапештской музыкальной академии Аннусс Вирани, в которую Лигети был «тайно влюблен». [ 2 ] Вирани якобы не знал о причине щедрости Лигети; она просто поблагодарила его и никогда не играла в это. [ 2 ] Несколько лет спустя, в 1953 году, Лигети встретил Веру Денес, старшую и более знаменитую виолончелистку, которая попросила у него музыкальное произведение. [ 3 ] Написав на сегодняшний день только одно неисполненное произведение для виолончели, Лигети предложил расширить «Диалог» до «двухчастной короткой сонаты», добавив виртуозную часть каприччио . [ 2 ] Поскольку страна теперь является частью Восточного блока , Лигети был вынужден подвергнуть все свои сочинения проверке контролируемого коммунистами Союза композиторов, рискуя потерять работу. [ 4 ] Позже он вспоминал свое взаимодействие с Союзом:
Вера Денес выучила сонату и сыграла ее для комитета. Нам было отказано в разрешении опубликовать произведение или исполнять его публично, но нам разрешили записать его для радиопередачи. Она сделала прекрасную запись для Венгерского радио, но ее так и не показали в эфире. Комитет решил, что это слишком «современно» из-за второй части. [ 5 ]
Этим постановлением произведение было отложено и не исполнялось до 1979 года. С тех пор популярность Сонаты росла, и в 2005 году она стала отборочным испытанием на конкурс виолончелистов имени Ростроповича в Париже.
Музыка
[ редактировать ]Соната состоит из двух контрастных частей:
- Диалог – Адажио, рубато , кантабиле.
- Каприччио – Скоро с энтузиазмом
I. Диалог
[ редактировать ]Лигети открыто признавал, что на его композиции, созданные до 1956 года, сильное влияние оказали Бела Барток и Золтан Кодай . [ 6 ] О первой части сонаты он описал:
Это диалог. Потому что это как будто разговаривают два человека, мужчина и женщина. Я использовал струну C, струну G и струну A отдельно... В 1946 и 1947 годах я писал гораздо больше «современной» музыки, а затем, в 1948 году, я начал чувствовать, что мне следует попытаться стать более «популярным». «...Я попытался в этом произведении написать красивую мелодию с типичным венгерским профилем, но не народную песню... или только половину, как в Бартоке или в Кодае, - вернее, ближе к Кодаю. [ 2 ]
Часть обозначена как «Адажио, рубато, кантабиле» и состоит в общей сложности из 16 тактов, каждый из которых состоит из различного количества долей от трех до двадцати, с тактовыми линиями, обозначающими только фразовые подразделения. Он начинается с двух пар аккордов пиццикато , разделенных глиссандо , расширенной техникой , которую отстаивал Барток. [ 7 ] Высота тона в первой паре аккордов составляет гамму ре дорийского аккорда , тогда как вторая пара имеет тональный смысл, подчеркивая доминанту и устанавливая ощущение ре как тоники . Начинается мелодия на ре- фригийском языке .
В статье, посвященной техническим аспектам сонаты, Сорен Бич предполагает, что мелодия, возможно, была вдохновлена древними ладовыми мелодиями, сохранившимися в восточноевропейской народной музыкальной традиции. [ 8 ] Модальная мелодия представлена на протяжении всей части с отчетливыми изменениями: она звучит с ритмическим увеличением , а затем в полифонии Лигети контрапункту , что является свидетельством обучения под руководством Ференца Фаркаша . Вторая мелодия вводится в такте 6, на этот раз с тональным подтекстом, который позже подтверждается аккордовым аккомпанементом. [ 9 ] Бич также отмечает, что важные тона обеих мелодий очерчивают нисходящие тетрахорды , что свидетельствует о влиянии Бартока, который часто использовал кварты в качестве структурного элемента в мелодиях. [ 8 ] После окончательного повторения фригийской мелодии в полифонии движение заканчивается повторением вступительного мотива пиццикато глиссандо, наконец достигающего пикардийской терции .
II. каприз
[ редактировать ]Хотя «Диалог» находится в диапазоне от романтического стиля Кодая до более агрессивного стиля Бартока, он считается более близким к Кодаю, а « Каприччио» — в стиле Бартока.
Поскольку у второй части было «амбиция» стать сонатной, я написал ее в сонатной форме . Это виртуозная пьеса в моем более позднем стиле, более близкая к Бартоку. Мне было 30 лет, когда я это написал. Я любил виртуозность и довел игру до грани виртуозности, как Паганини. [ 5 ]
Фактически, название «Каприччио» было прямой отсылкой к знаменитым блестящим «Капризам для скрипки» Никколо Паганини , с которыми Лигети познакомился в детстве. [ 3 ] В отличие от лирического «Диалога рубато» , «Каприччио» почти полностью написано в неумолимом темпе. 3
8 , разрывающийся только один раз, резко посередине, для усеченного воспоминания о Диалоге. Начало отмечено «Presto con slancio» (очень быстро, с импульсом) и «forte vigoroso».
Отдельно восклицаются два интервальных мотива, которые затем с возрастающей сложностью сплетаются в массивное крещендо , переходящее в модально звучащую вторую тему , тоны которой чередуются с педальным тоном ля. Эту тему и вступительные мотивы объединяет тритоновые отношения - композиционный прием, широко используемый Бартоком. [ 10 ] Модальная мелодия повторяется еще раз, на этот раз «tremolo sul tasto » (по грифу ) и гармонизируется с идеальной квинтой аккордов, выше, техникой планирования которая также отражает влияние Бартока. Возникает новая ритмическая часть, состоящая из дизъюнктивных чистых пятых аккордов. Это знаменует начало раздела псевдоразвития , в котором разрабатывается вторая тема. Диалог ненадолго возвращается, за ним следует полное перепросмотр и кода , которые, наконец, бурно заканчиваются ( tutta la forza ) соль мажор.
Известные записи
[ редактировать ]- Мэтт Хаймовиц , виолончель. Сюиты и сонаты для виолончели соло . Работы Бриттена, Регера, Крамба и Лигети. Deutsche Grammophon CD 431 813-2, 1991.
- Миклош Переньи , виолончель, Денес Варжон, фортепиано. Венгерская виолончельная музыка . Произведения Лигети, Вереша, Листа, Донаньи, Вайнера, Михая. Хунгаротон Классик, 1999.
- Эммануэль Бертран , виолончель. Сочинения для виолончели соло . (Сочинения для виолончели соло.) Произведения Дютийе, Лигети, Бакри, Крамба, Хенце. Радио Франции. Гармония Мунди, HMN 911699, 2000.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Туп 1999 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д Пол 1991 , стр. 5.
- ^ Jump up to: а б Стейниц 2003 , с. 51.
- ^ Стейниц 2003 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Пол 1991 , стр. 6.
- ^ Варнаи и др. 1983 , с. 7.
- ^ Кэмпбелл, Грейтед и Майерс 2004 , стр. 276.
- ^ Jump up to: а б Бук 2006 , с. 32.
- ^ Бук 2006 , с. 34.
- ^ Антоколец 1990 , с. 50.
Источники
[ редактировать ]- Антоколец, Эллиот (1990). Музыка Белы Бартока: исследование тональности и прогресса в музыке двадцатого века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Бич, Сорен (ноябрь 2006 г.). «Шедевр Лигети. Исследование структуры сонаты Дьёрдя Лигети для виолончели соло». Струны . 21 (4): 32, 34–38.
- Кэмпбелл, Мюррей; Приветствую, Клайв; Майерс, Арнольд (2004). Музыкальные инструменты: история, технология и исполнение инструментов западной музыки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Пол, Стивен (1991). «Повесть о двух движениях». Сюиты и сонаты для виолончели соло (примечания). Мэтт Хаймовиц , виолончель. Дойче Граммофон. CD 431 813-2.
- Стейниц, Ричард (2003). Дьёрдь Лигети: Музыка воображения . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета.
- Туп, Ричард (1999). Дьёрдь Лигети . Лондон: Phaidon Press.
- Варнаи, Питер; Хойслер, Йозеф; Сэмюэл, Самуэль ; Лигети, Дьёрдь (1983). Лигети в беседе с Питером Варнаи, Йозефом Хойслером, Клодом Самуэлем и самим собой . Лондон: Книги Эйленбурга.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Анимированная партитура на YouTube , Матиас Йохансен.