Дориан режим
Дорический лад или дорический лад могут относиться к трем очень разным, но взаимосвязанным предметам: одному из древнегреческих гармоний (характерное мелодическое поведение или связанная с ним структура гаммы); один из средневековых музыкальных ладов ; или, что чаще всего, одна из современных модальных диатонических гамм , соответствующая белым нотам фортепианной клавиатуры от D до D или любому их транспонированию.
Греческий дорийский режим
[ редактировать ]Дорийский лад (собственно гармония или тонос ) назван в честь дорийских греков . Применительно к целой октаве дорийская октавная разновидность была построена на двух тетрахордах (сегментах из четырех нот), разделенных целым тоном, идущим от гипатного мезона до нете дизеугменон .
В энгармоническом роде интервалы в каждом тетрахорде составляют четверть тона – четверть тона – мажорная терция .
В роде хроматических они полутон -полутон- минорная терция .
В роде диатонических они полутон-тон-тон.
В диатоническом роде последовательность по октаве такая же, как и при игре всех белых нот фортепиано по возрастанию от ми до ми, [ 1 ] последовательность, эквивалентная образцу современного фригийского лада , хотя темперамент немного отличается.
Помещение одного тона в нижнюю часть гаммы, за которым следуют два соединенных тетрахорда (то есть верхняя нота первого тетрахорда также является нижней нотой второго), дает гиподорийский ( «ниже дорийский») вид октавы: A | БКДЕ | (E) FG A. Соединение двух соединенных тетрахордов вместе и одного тона в верхней части гаммы дает миксолидийскую октавную разновидность, последовательность нот, эквивалентную современному локрийскому ладу . [ 2 ]
Средневековый дорийский режим
[ редактировать ]Ранняя византийская церковь разработала систему восьми музыкальных ладов ( октоих ), которая послужила образцом для средневековых европейских теоретиков песнопения, когда они разработали свою собственную систему классификации ладов, начиная с 9 века. [ 3 ] Успех западного синтеза этой системы с элементами из четвертой книги De Institutione Musica создал Боэция ложное впечатление, что византийский октоэх был унаследован непосредственно от Древней Греции. [ 4 ]
Первоначально использовавшееся для обозначения одной из традиционных гармоник греческой теории (термин с различными значениями, включая смысл октавы, состоящей из восьми тонов), это название было присвоено (вместе с шестью другими) теоретиком II века Птолемеем для обозначения его семь тоной , или клавиш транспонирования. Четыре столетия спустя Боэций истолковал Птолемея на латыни, все еще имея в виду клавиши транспонирования, а не гаммы. Когда в 9 веке впервые была сформулирована теория пения, эти семь названий плюс восьмое, Hypermixolydian (позже измененное на Hypomixolydian), были снова присвоены в анонимном трактате Alia Musica . Комментарий к этому трактату, названный Nova expositio , впервые придал ему новый смысл как одному из восьми диатонических видов октавы , или гамм.
В средневековой теории подлинный дорийский лад мог включать ноту B ♭ «по лицензии» в дополнение к B ♮ . [ 5 ] Тот же скалярный шаблон, но начинающийся с четвертой или пятой части ниже конечного режима D и продолжающийся на пятую часть выше (или шестой, заканчивающийся на B ♭ ), был пронумерован как режим 2 в средневековой системе. Это был плагальный лад, соответствующий подлинному дорийскому ладу, и он назывался гиподорийским ладом . [ 6 ] В нетранспонированной форме D, как в аутентичной, так и в плагальной формах, нота C часто повышается до C ♯ , чтобы сформировать ведущий тон , а переменная шестая ступень обычно бывает B ♮ в восходящих линиях и B ♭ в нисходящих. [ 7 ]
Современный режим Дориана
[ редактировать ]Современный дорийский лад (также названный Балакиревым «русским минором» , [ 8 ] ), напротив, представляет собой строго диатоническую гамму, соответствующую белым клавишам фортепиано от D до D (показано ниже).
или любое транспонирование его интервального шаблона, которое имеет восходящий шаблон целых шагов и полушагов следующим образом:
- целый, половина, целый, целый, целый, половина, целый
Таким образом, дорийский лад представляет собой симметричный лад , поскольку рисунок целых и полутонов одинаковый восходящий или нисходящий.
Современный дорийский лад также можно рассматривать как гамму с минорной терцией и седьмой , большой секундой и шестой , а также идеальной четвертой и пятой , обозначаемыми относительно мажорной гаммы как:
- 1, 2, ♭ 3, 4, 5, 6, ♭ 7, 8
Ее можно считать «отрывком» мажорной гаммы, сыгранной с высоты звука на целый тон мажорной гаммы выше тоники , то есть мажорной гаммы, сыгранной от второй ступени гаммы до второй ступени снова. Получающаяся в результате гамма, однако, является минорной по качеству, потому что, поскольку D становится новым тональным центром, Фа минорная терция выше D становится новой медиатой , или третьей ступенью . Таким образом, когда трезвучие построено на тонике, это минорное трезвучие .
Современный дорийский лад эквивалентен натуральной минорной гамме (или эоловой ладу ), но с мажорной секстой. Современный дорийский лад напоминает греческую фригийскую гармонию диатонического рода.
Это также эквивалентно восходящей мелодической минорной гамме с минорной септаквой .
Известные композиции в стиле Дориана
[ редактировать ]
Среди хитов «Дориана» — « Evil Ways …», « I Wish »…, «Lowdown»…, « Foxy Lady »…, « Owner of a Lonely Heart »…, « Moondance ». ..., " Билли Джин "... и многие другие. [ 10 ]
Традиционный
[ редактировать ]- « Пьяный матрос » [ 11 ]
- « Ярмарка в Скарборо » [ 11 ]
- « Noël nouvelet XV века » ( французская рождественская песнь , которую часто поют на английском языке как «Sing We Now of Christmas») [ 12 ]
Средневековый
[ редактировать ]- « Ave maris stella », григорианский песнопение (Марианский гимн) [ 13 ]
- « Dies irae » (исходная постановка в григорианском песнопении , последовательность).
- « Victimae paschal laudes », григорианское пение (последовательность) [ 14 ]
- « Приди, Дух Святой », григорианское пение (последовательность) [ 15 ]
- Alle Psallite Cum Luya — анонимный трехчастный латинский мотет конца 13 или начала 14 века, записанный в Кодексе Монпелье и предположительно возникший во Франции. [ нужна ссылка ]
- Chominciamento di gioia , однотонное итальянское эстампи XIV века в пяти разделах ( Британская библиотека, Add MS 29987 , № 78).
- Ламенто ди Тристано — одноголосный итальянский танец XIV века в двух частях, вторая часть которого обозначена «Ла Ротта» ( Британская библиотека, Add MS 29987 , № 91).
- Ла Манфредина — монофонический итальянский танец XIV века в двух частях, вторая часть которого обозначена «La Rotta della Manfredina» ( Британская библиотека, Add MS 29987 , № 92).
- Кирие, Глория и Кредо Messe de Nostre Dame (Месса Богоматери), полифоническая месса, написанная до 1365 года французским поэтом и композитором Гийомом де Машо (ок. 1300–1377). [ нужна ссылка ]
- «Человек сегодня», средневековая латинская рождественская песнь.
Ренессанс
[ редактировать ]- «Он прекрасен и добр», мадригал Пьера Пассеро
Барокко
[ редактировать ]- «Хоральная прелюдия для органа в дорийском ладу, BuxWV 180: Христос, Господь наш пришёл на Иордан», органная пьеса Дитриха Букстехуде .
- « Токката и фуга ре минор, BWV 538 », органная пьеса Иоганна Себастьяна Баха (также неофициально известная как «Дориан», чтобы отличить ее от более известной « Токката и фуга ре минор, BWV 565 »). Хотя Бах не оставил явного указания, обычно считается, что это произведение написано в дорийском ладу, поскольку оно не имеет ключевого знака. [ нужна ссылка ]
Романтический
[ редактировать ]- «Et incarnatus est» в части Credo Бетховена мессы Торжественной . [ 16 ]
- В «Королевском марше львов» из сюиты Камиля Сен-Санса « Карнавал животных » используется дорийский лад, чтобы передать « персидский стиль». [ 17 ]
- Большие части Симфонии № 6 Яна Сибелиуса написаны в дорийском ладу. [ 18 ]
- В «La Brise» (из «Mélodies Persanes» , соч. 26) Сен-Санс использует гамму E Dorian в первой половине песни. [ 19 ]
Джаз
[ редактировать ]- « Девичье путешествие » Херби Хэнкока [ 20 ] – Композиция имеет форму AABA с аккордами в разделах «A» в D Dorian и в разделе «B» в E ♭ Dorian.
- « Вехи » Майлза Дэвиса [ 20 ]
- « Послушайте, как идут дела » Тито Бриджа , популяризированная Сантаной. [ 21 ]
- « Ну и что » Майлза Дэвиса [ 20 ] – Композиция имеет форму AABA с разделами «A» в D Dorian и разделами «B» в E ♭ Dorian. [ 22 ]
Популярный
[ редактировать ]- « Рожденный под дурным знаком », написанный Букером Т. Джонсом и Уильямом Беллом . Песня представляет собой простую, но нетипичную 12-тактовую последовательность I7-V7-IV7 с тональностью, соответствующей C ♯ мажор, но с каждым B ♯ и E ♯ пониженным до B ♮ и E ♮ , что делает песню C ♯ Dorian. [ 23 ] [ нужна проверка ]
- «Дориан» к первому октября . В песне используется современная дорийская гамма на фортепиано во время припевов, чтобы создать напряжение, сохраняя при этом тональность ре минор в куплетах и мелодии.
- « Элеонора Ригби » группы «Битлз» [ 24 ] часто упоминается как дорийская модальная пьеса, и хотя в мелодической линии местами используется мажорная шестая ступень, последовательность аккордов находится на эоловом языке (I – ♭ VI и ♭ VI – I). [ 25 ] [ нужны разъяснения ]
- Последовательность аккордов i – III – VII – IV иногда используется в поп-песнях, где гармонический ритм заставляет слушателя думать о ней как о второстепенной песне. Однако в последнем аккорде последовательности третья является мажорной шестой над тоникой, как в дорийской гамме. Примеры включают: « Безумный мир » группы Tears for Fears . [ 26 ]
- « Get Lucky » группы Daft Punk при участии Фаррелла Уильямса [ 27 ] [ не удалось пройти проверку ] (Б Дориан)
- «Ночь, когда в Джорджии погас свет» (1973) Вики Лоуренс
- « Rapper's Delight » группы Sugarhill Gang часто пишется в ми миноре с устойчивым случайным C ♯ , [ 28 ] но на самом деле в него играют в E Dorian. [ 29 ] Он имеет общую тональность (F ♯ , C ♯ ) со своей относительной тональностью ре мажор. [ 30 ]
- « Tick Tock » группы Clean Bandit (и Мэйбл ) звучит в сильной пентатонике, но на самом деле (номинально) находится в ладе «D» Дориана.
- « Радиоактивный » от Imagine Dragons (Б. Дориан)
- «Осенний свитер» Йо Ла Тенго (Д. Дориан)
- « Adiemus » Карла Дженкинса в исполнении Мириам Стокли , Мэри Кэрью и Лондонского филармонического оркестра (Д Дориан)
- « Безумный мир » группы Tears for Fears (F ♯ Дориан, [ 31 ] Кавер F Dorian Гэри Джулса [ 32 ] )
- « Полиция Кармы » Radiohead (Дориан)
- « Для меня все ничего не значит » Эллиотта Смита (Б ♭ Дориан)
- « I Me Mine » группы The Beatles (Дориан, затем кратко D Дориан № 4)
- « 15 Step » группы Radiohead (G ♯ Дориан)
- « Не беспокой меня » группы «Битлз» (И Дориан)
- « Цветок лотоса » группы Radiohead (куплет; Д. Дориан)
- « Билли Джин » Майкла Джексона (стих; F ♯ Дориан)
- « Слепящие огни » группы Weeknd (Ф. Дориан)
- « Триллер » Майкла Джексона (C ♯ Дориан)
- « Всадники шторма » группы The Doors (Э Дориан)
- « Дышите » Pink Floyd (E Dorian)
- " Lucky " Radiohead (припев; E Dorian)
- « Purple Haze » Джими Хендрикса (Э Дориан)
- « Я не умею танцевать » Генезиса (Б ♭ Дориан)
- « Великий концерт в небе » группы Pink Floyd (Джи Дориан)
- « Дай это мне, детка » Рика Джеймса (Д. Дориан)
- « Синие джинсы » Ланы Дель Рей (Ф. Дориан)
- « Люби меня снова » Джона Ньюмана (Дж. Дориан)
- « Вудсток » Джони Митчелл (Е ♭ Дориан)
- « Сверхзвуковой » от Oasis (E Dorian)
- « No Quarter » группы Led Zeppelin (C ♯ Dorian)
- « Деньги » Pink Floyd (Б. Дориан)
- « Норвежский лес (Эта птица полетела) » группы «Битлз» (припев; Э. Дориан)
- « Лестница в небо » группы Led Zeppelin (хор; Дориан)
- « Арбузный сахар » Гарри Стайлса (Д. Дориан)
- « Что происходит... то и происходит » Джастина Тимберлейка (Дориан)
- « Злая игра » Криса Исаака (Б. Дориан)
- « Burn it Down » (D Dorian) и « New Divide » (F Dorian) группы Linkin Park
- « Коробка в форме сердца » группы Nirvana (G ♯ Дориан)
- « Лис (Что говорит лиса?) » Илвиса (C ♯ Дориан)
- " Uptown Funk " Марка Ронсона при участии Бруно Марса (Д Дориан)
- « Перо » Сабрины Карпентер (Б. Дориан)
Другой
[ редактировать ]- Кимигайо — государственный гимн Японии.
- Тема Halo , вдохновленная вышеупомянутыми средневековыми григорианскими песнопениями и создающая «древний и загадочный» звук, написана на эдорианском языке.
- Тема Birds Angry
См. также
[ редактировать ]- Кафи , эквивалентная гамма в музыке хиндустани.
- kOdipPaalai / Pann Marudham в древней тамильской музыке , см. «Эволюцию паннов».
- Харахараприя , эквивалентная гамма в карнатической музыке.
- Украинская дорийская шкала
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас Дж. Матисен , «Греция, §I: Древние: 6. Теория музыки: (iii) Аристоксенианская традиция: (d) Весы». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan, 2001).
- ^ Томас Дж. Матисен , «Греция, §I: Древние: 6. Теория музыки: (iii) Аристоксенианская традиция: (e) Тоной и Гармонии». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan, 2001).
- ^ Гарольд С. Пауэрс, «Режим, §II: Средневековая модальная теория, 2: Синтез Каролингов, 9–10 века», Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Макмиллан ; Нью-Йорк: Музыкальные словари Гроува, 2001). ISBN 978-1-56159-239-5
- ^ Питер Джеффри, «Oktōēchos», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan; Нью-Йорк: Музыкальные словари Grove's, 2001). ISBN 978-1-56159-239-5
- ^ Гарольд С. Пауэрс, «Дориан», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, 29 томов, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan, 2001): 7:507. ISBN 978-1-56159-239-5
- ^ Гарольд С. Пауэрс, «Hypodorian», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, 29 томов, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan, 2001): 12:36–37. ISBN 978-1-56159-239-5
- ^ Феликс Зальцер и Карл Шахтер, Контрапункт в композиции: исследование голосового ведения (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1989): 10. ISBN 0-231-07039-X .
- ^ Ричард Тарускин , «От предмета к стилю: Стравинский и художники», в книге «Противостояние Стравинскому: человек, музыкант и модернист » под редакцией Яна Паслера, 16–38 (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 1986). ): 33. ISBN 0-520-05403-2 .
- ^ Брюс Бенвард и Мэрилин Надин Сейкер, Музыка в теории и практике: Том II , восьмое издание (Бостон: McGraw-Hill, 2009): 243–244. ISBN 978-0-07-310188-0 .
- ^ Качулис, Джимми (2004). Мастерская песенника , стр.41. Беркли Пресс. ISBN 9781476867373
- ^ Jump up to: а б Тиллекенс, Гер (2002). «Знаки семьи Дориан» . icce.rug.nl. Проверено 31 января 2023 г.
- ^ «Ноэль Нувеле – Французский Ноэль» . hymnsandcarolsofchristmas.com . Проверено 18 декабря 2019 г.
- ^ Бенедиктинцы Солешмеса (ред.), Liber Usualis , с введением и рубриками на английском языке. (Турне и Нью-Йорк: Desclée & Co., 1961): 1259–1261.
- ^ Бенедиктинцы Солешмеса (ред.), Liber Usualis , с введением и рубриками на английском языке. (Турне и Нью-Йорк: Desclée & Co., 1961): 780.
- ^ Бенедиктинцы Солешмеса (ред.), Liber Usualis , с введением и рубриками на английском языке. (Турне и Нью-Йорк: Desclée & Co., 1961): 880–881.
- ^ Майкл Стейнберг , «Заметки о квартетах», в The Beethoven Quartet Companion под редакцией Роберта Винтера и Роберта Мартина, [ нужна страница ] (Беркли: Калифорнийский университет Press , 1994): 270. ISBN 978-0-520-20420-1 ; ОСЛК 27034831 .
- ^ Брайан Рис (1999). Камиль Сен-Санс: Жизнь (1-е изд.). Лондон, Великобритания: Чатто и Виндус. п. 261. ИСБН 978-1-85619-773-1 . Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ Лайонел Пайк, «Долг Сибелиуса полифонии эпохи Возрождения», Music & Letters 55, вып. 3 (июль 1974 г.): 317–326 (цитата по 318–319).
- ^ Каяли, Фрэнсис (2008). «Электизм Камиля Сен-Санса: определение «французского звучания» в музыке 1866–1896 годов» (PDF) . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Рональд Гердер, 1000 идей для клавишных (Катона, Нью-Йорк: Ekay Music, 1990): 75. ISBN 978-0-943748-48-1 .
- ^ Уэйн Чейз, «Как на самом деле работают клавиши и режимы» . Ванкувер, Британская Колумбия: Роуди Блэк . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ Хеллмер, Джеффри; Лоун, Ричард (2005). Теория и практика джаза: для исполнителей, аранжировщиков и композиторов . Альфред Музыка. п. 190. ИСБН 978-1-4574-1068-0 .
- ^ Транскрипция в «Библии R&B Bass» (Милуоки: Хэл Леонард, 2005). ISBN 0-634-08926-9 .
- ^ Алан В. Поллак . «Заметки об «Элеоноре Ригби» » . Проверено 11 августа 2008 г.
- ^ Билл Т. Рокслер. «Мысли об Элеоноре Ригби » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2014 года . Проверено 25 августа 2012 г.
- ^ Энтони Пачеко. «Безумный мир деконструировал Энтони Пачеко» . Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ "Get Lucky" (Daft Punk) на YouTube
- ^ Нил, Роджерс; Бернард, Эдвардс; Банда, Шугархилл (12 ноября 2007 г.). «Восторг рэпера» . Musicnotes.com . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Летч, Гленн (2005). R&B бас . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN 978-0-634-07370-0 .
- ^ The Sugarhill Gang - Rappers Delight (Bass) , получено 31 августа 2020 г.
- ^ Tears For Fears - Mad World (Официальное музыкальное видео) , 9 августа 2013 г. , получено 27 ноября 2021 г.
- ^ Безумный мир - Гэри Джулс , получено 27 ноября 2021 г.