Пьер Пассеро
Пьер Пассеро ( 1509–1547 ) — французский композитор эпохи Возрождения . Наряду с Клеманом Жанкеном он был одним из самых популярных композиторов «парижского» шансона во Франции 1530-х годов. Его творчество состояло почти исключительно из шансона; большинство из них были опубликованы типографом Пьером Аттаньяном . Большинство из них были «деревенскими» по своему характеру, похожими на скороговорки , с использованием звукоподражаний , двусмысленностей и частой непристойности , что было общей чертой популярной музыки во Франции и Нидерландах в 1530-х годах. [ 1 ] [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Некоторые подробности жизни Пассеро были собраны учеными, в том числе выдающимся музыковедом XIX века Франсуа-Жозефом Фетисом в его огромной «Вселенской биографии музыкантов» (1834). Пассеро впервые появляется в исторических записях как певец-тенор в часовне графа Ангулемского (который впоследствии стал королем Франциском I ); следовательно, он был уже взрослым и родился примерно до 1495 года. Он имел некоторую связь как с Буржским собором , так и с собором Камбре , как он фигурирует в записях обоих мест, и документально подтверждено, что он был певцом в Камбре между 1525 и 1530 годами. возможно, также был священником церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери в Париже , хотя это заявление Фетиса не получило независимого подтверждения. [ 2 ]
Музыка и влияние
[ редактировать ]Почти все, что написал Пассеро, или все, что дошло до нас, — это шансон. Поскольку подробности его биографии обрывочны, трудно определить, сколько там может быть утраченных работ. Известно, что он написал одно священное сочинение, мотет Unde veniet auxilium michi (текст взят из 120-го псалма и используется в Службе мертвых ).
Шансоны Пассеро в основном беззаботные, по содержанию похожие на итальянскую фроттолу , хотя прямого влияния более ранней популярной итальянской формы достоверно не продемонстрировано. Ему нравилось использовать бессмысленные слоги, часто имитируя животных, как в « Il est bel et bon» , его самом популярном произведении, имитирующем кудахтанье цыплят. Эту композицию пели даже в Венеции. Хотя Пассеро, возможно, позаимствовал эту идею у Жанекена, который писал звукоподражательные шансоны еще в 1515 году (« Il est bel et bon» был опубликован в 1534 году), его популярность соперничала с популярностью музыки Жанкена, и печатник Пьер Аттеньян полностью посвятил книгу музыка двух композиторов (1536 г.). Не исключено, что Франциск I, знавший Пассеро по службе при французском дворе, порекомендовал композитора типографу. [ 2 ] [ 3 ]
Дополнительные особенности шансона Пассеро включают использование быстрой декламации, аккордовых отрывков со случайной полифонией, обычно слоговой постановки слов, сатирических и непристойных сюжетов и запоминающихся ритмов. [ 2 ]
Дополнительным показателем популярности Пассеро является включение его Франсуа Рабле в список популярных музыкантов «Гаргантюа и Пантагрюэля» .
Ссылки
[ редактировать ]- Изабель Казо: «Пьер Пассеро», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 20 августа 2007 г.), (доступ по подписке)
- Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN 0-393-97169-4