Соната для фортепиано № 7 (Скрябин)
В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( Август 2022 г. ) |
Соната для фортепиано № 7 , соч. 64 с подзаголовком Messe Blanche (Белая месса) была написана Александром Скрябиным в 1911 году. Это одна из поздних фортепианных сонат в карьере Скрябина, музыка очень хроматическая и почти атональная . Джордж Перл говорит, что «основной набор, на котором основана Седьмая соната », в линейном порядке, как пишет Скрябин, представляет собой E , F ♯ , G , A , B ♭ , C , D ♭ , и что мистический аккорд может быть получено из четвертного написания этого набора (с D ♮ и без G). [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Белая месса тесно связана со своей предшественницей, шестой сонатой . Оба произведения написаны в 1911–1912 годах и имеют структурно и стилистически больше общего, чем любая другая пара сонат Скрябина. [ 2 ] Сообщается, что Скрябин боялся шестой сонаты, считая, что произведение испорчено демоническими силами, и дошел до того, что отказался исполнять это произведение публично. [ 3 ] Скрябин сочинил свою седьмую сонату как изгнание нечистой силы из тьмы шестой сонаты, снабдив произведение субтитрами «Белая месса», чтобы отразить его небесную природу. Настроение произведения он задумал сделать экстатическим, вызывающим образы крылатого полета, сладострастного восторга и всепоглощающих сил. [ 3 ]
Это произведение особенно понравилось композитору, вероятно, из-за его мессианского контекста и отточенной структуры, отличающейся большей контрастностью, ритмичностью и динамикой, чем большинство его произведений. [ 2 ] Однако, как и вторая соната , Белая месса доставила ему немало хлопот при написании. [ нужна ссылка ]
Соната «Белая месса» Скрябина структурно не имеет прямого отношения к девятой сонате , которая была написана в 1912–1913 годах и позже получила прозвище « Соната черной мессы» .
Структура и содержание
[ редактировать ]Произведение состоит из одной части продолжительностью около 10–13 минут и имеет пометку «Аллегро», хотя пометка «Аллегро» была добавлена издателем позже. Оригинальная отметка темпа, сделанная рукой Скрябина в верхней части автографа, — «Prophétique». Дополнительные пометки дают представление о различных настроениях, которые Скрябин намеревался передать на протяжении всего произведения, например, «mystérieusement sonore» (таинственно звучный) или «avec une sombre majesté» (с темным величием). Как и шестая, седьмая соната полна резких контрастов, сложных контрапунктов , продвинутых тритональных гармоний и пульсирующих, раскаленных арпеджио. [ 2 ] Тема с пометкой «avec une céleste volupté» (с небесной сладострастностью) мелодически представляет гармонию, которая повторяется на протяжении всей сонаты. Еще одна повторяющаяся гармония представлена темой «étincelant» (игристое). Пассажи сонаты имитируют молнии, ароматные облака и далекие колокола. Аккорды, имитирующие колокольный звон, были любимыми Скрябина, и они обеспечивают еще одну гармонию, повторяющуюся на протяжении всего произведения (две минорные трети, разделенные минорной секстой ). По словам Леонида Сабанеева , когда сам Скрябин играл эти аккорды, звон раздавался одновременно издалека и близко; часть из них звучала очень реально, а другая звучала как эхо. [ 4 ] В конце также имеется значительный пятиоктавный арпеджио, представляющий собой вспышку ослепляющего света. Последующая музыка поднимается вверх по регистру до конца сонаты, где она рассеивается, представляя «расслабление и небытие после акта любви».
История выступлений
[ редактировать ]Соната «Белая месса» — одно из наиболее передовых произведений Скрябина. Известные мастера Скрябина, такие как Владимир Горовиц и Владимир Софроницкий, не играли и не записывали это произведение. Однако Святослав Рихтер исполнял ее несколько раз за свою карьеру, а вплоть до 1994 года исполнял ее на гастролях. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перл, Джордж (1991). Серийная композиция и атональность , стр.41. Калифорнийский университет. ISBN 9780520074309 .
- ^ Jump up to: а б с (1994), примечания Тауба, с. 6
- ^ Jump up to: а б (1997), Заметки Ашкенази, с. 6
- ^ Сабанеев (2005), с. 169
- ^ http://trovar.com/str/discs/scri.html
Ссылки
[ редактировать ]- «Александр Скрябин: Сонаты для фортепиано». Скрябин: Сонаты для фортепиано (вкладыш на компакт-диск). Владимир Ашкенази . Декка . 1997. стр. 5–7.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - «Скрябин: 10 фортепианных сонат». Скрябин: 10 сонат для фортепиано (вкладыш на компакт-диск). Роберт Тауб . Гармония Мунди . 2005. стр. 4–7.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - Сабанеев, Леонид (2005) [1925]. Воспоминания об Александре Скрябине . Берлин. ISBN 3-928864-21-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната № 7 (Скрябин) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Соната №7 в исполнении Джонатана Пауэлла в Киеве , 30 марта 2010 г.