Сонаты для скрипки (Григ)
Норвежский композитор Эдвард Григ написал три скрипичные сонаты . Все они являются примерами его музыкального национализма , поскольку все они содержат отсылки или сходства с норвежской народной песней. Григ написал сонаты между 1865 и 1887 годами.
- Соната для скрипки № 1 фа мажор , соч. 8 было написано в Копенгагене в 1865 году.
- Соната для скрипки № 2 соль мажор , соч. 13 было написано в Осло (тогда Христиании) в 1867 году.
- Соната для скрипки № 3 до минор , соч. 45 была завершена, когда Григ жил в Трольдхаугене в 1887 году.
Соната для скрипки № 1 фа мажор, соч. 8
[ редактировать ]Григ сочинил эту сонату летом 1865 года во время отпуска с Бенджамином Феддерсеном в Рунгстеде, Дания, недалеко от Копенгагена. Произведение было написано вскоре после того, как тем же летом была закончена его единственная соната для фортепиано. [ 1 ]
По поводу произведения норвежский композитор Герхард Шелдеруп так прокомментировал: это «произведение юноши, который видел только солнечную сторону жизни». [ 2 ] Несмотря на это, многие разделы произведения достаточно мрачны и бурны.
Соната состоит из трёх частей :
- Аллегро с брио
- Аллегретто квазиандантино
- Аллегро очень живое
Вступительная тема скрипки в первой части:
Соната для скрипки № 2 соль мажор, соч. 13
[ редактировать ]Эта соната была посвящена норвежскому композитору и скрипачу Йохану Свендсену . [ 3 ]
О второй сонате Шельдеруп заметил: это «подарок миру человека, который тоже дрожал в холодном ночном тумане». Кроме того, из-за трагического характера сонаты он считал это произведение более норвежским, чем первую сонату, и «Норвегия без трагедии - это не полная Норвегия». [ 2 ]
Когда Григ представил сонату своему учителю Нильсу Гаде , он назвал произведение «слишком норвежским» и заявил, что его следующая соната должна быть менее норвежской. Григ, как сообщается, вопреки всему заявил, что его следующая соната будет еще более норвежской. [ 1 ]
Первое движение
[ редактировать ]- Введение (соль минор)
- 1-я тема (соль мажор)
- 2-я тема (си минор)
- 3-я тема (ре мажор)
Второе движение
[ редактировать ]- Тема (ми минор)
Третья часть
[ редактировать ]- 1-я тема (от соль мажор до ре мажор)
- 2-я тема (ми ♭ мажор)
Соната для скрипки № 3 до минор, соч. 45
[ редактировать ]Григ начал сочинять свою третью и последнюю сонату для скрипки осенью 1886 года. Если первые две сонаты были написаны за считанные недели, то на создание этой сонаты у него ушло несколько месяцев. [ 4 ]
Соната остается самым популярным из трех произведений и прочно вошла в стандартный репертуар. Это произведение также было личным фаворитом Грига. Премьера сонаты состоялась в исполнении самого Грига за фортепиано у известного скрипача Адольфа Бродского в Лейпциге . В этой трехчастной сонате Григ в определенной степени опирался на норвежские народные мелодии и ритмы. Однако вторую сонату Григ считал «норвежской» сонатой, а третью — «сонатой с более широким кругозором». [ 5 ]
Это было последнее произведение Грига, написанное в сонатной форме. [ 6 ]
Первое движение
[ редактировать ]Первая часть характеризуется смелым и героическим вступлением. Взволнованная вступительная тема контрастирует с лирической второй темой.
- Введение (до минор)
- 1-я тема (от до минора до соль мажора)
- 2-я тема (ми ♭ мажор)
Второе движение
[ редактировать ]Вторая часть открывается безмятежным фортепианным соло ми мажор с лирической мелодической линией. В средней части Григ использует игривую танцевальную мелодию. Вторая часть также существует в версии для виолончели и фортепиано, которую Григ сочинил одновременно с версией для скрипки. Версия для виолончели была подарена его брату на день рождения в мае 1887 года, но появилась в печати только в 2005 году (Генле).
- 1-я тема (ми мажор)
- 2-я тема (ми минор)
Третья часть
[ редактировать ]Финал написан в сонатной форме с кодой, но в нем отсутствует развивающая часть. [ 4 ]
- 1-я тема (до минор)
- 2-я тема (ля ♭ мажор)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Генри Теофил Финк. Григ и его музыка . (Нью-Йорк: Додд, Мид и компания, 1922), 36–39.
- ^ Перейти обратно: а б Финк. 195.
- ^ Финк. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Крис Вудстра и др. Весь музыкальный Путеводитель по классической музыке: Полное руководство по классической музыке. (Сан-Франциско, Калифорния: Backbeat Books, 2005). 531.
- ^ Ольманн, Клаус Хеннинг (1993): Эдвард Григ - попытка ориентации . Эгельсбах Кельн Нью-Йорк: Verlag Hänsel-Hohenhausen 1993, стр. 117, 366–373.
- ^ Финк. 238. Единственным заметным исключением является, пожалуй, его Струнный квартет № 2 фа мажор, EG 117 (1891), первые две части которого Григ более или менее завершил в 1891 году (и к второй паре которого он вернулся в 1906 году в очередной неудачной попытке. Его друг Юлиус Рентген подготовил для Петерса издание двух частей, законченных Григом после смерти Грига, премьера которых состоялась в его доме в ноябре 1907 года и опубликована Петерсом в 1908 году ( http://www.griegsociety.org/default.asp? kat=1022&id=4767&sp=2 ). Архивировано 27 февраля 2015 г. в Wayback Machine .)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для скрипки № 1 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Соната для скрипки № 2 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Соната для скрипки № 3 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение Сонаты № 3 для скрипки Николаса Кендалла (скрипка) и Роберта Кенига (фортепиано) из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3. формате
- RISM 201004073 RISM описание автографа сонаты фа мажор (хранится в городской библиотеке Лейпцига).