Соната для фортепиано № 3 (Скрябин)
Соната для фортепиано № 3 фа-диез минор , соч. 23 была Александра Скрябина написана между 1897 и 1898 годами. Соната состоит из четырех частей, продолжительность исполнения которых обычно составляет 18 минут.
Фон
[ редактировать ]Скрябин женился на молодой пианистке Вере Ивановне Исаакович в августе 1897 года. Дав первое исполнение своего Фортепианного концерта в Одессе , Скрябин с женой отправился в Париж , где приступил к работе над новой сонатой . Говорят, что Скрябин назвал готовую работу «готической», назвав ее впечатление разрушенного замка. [ 1 ] Однако несколько лет спустя он разработал для этой сонаты другую программу , названную «Состояния души»:
*[Первая часть, Drammatico:] Душа, свободная и дикая, брошенная в водоворот страданий и борьбы.
- [Вторая часть, Аллегретто:] Кажущаяся мгновенная и иллюзорная передышка; уставшая от страданий душа хочет забыться, хочет петь и процветать, несмотря ни на что. Но легкий ритм, благоухающие гармонии — лишь оболочка, сквозь которую светится беспокойная и томящаяся душа.
- [Третья часть, Анданте:] Море чувств, нежных и скорбных: любовь, печаль, смутные желания, необъяснимые мысли, иллюзии тонкой мечты.
- [Финал, Presto con fuoco:] Из глубины бытия поднимается грозный голос творческого человека, чья победная песня звучит триумфально. Но слишком слабый, чтобы достичь вершины, он, временно побежденный, погружается в бездну небытия. [ 2 ]
Вместе с Камилем Сен-Сансом , Эдвардом Григом и Сергеем Рахманиновым Скрябин является одним из немногих композиторов эпохи романтизма, оставивших записанное наследие. Он записал эту сонату до 1912 года на фортепианных барабанах для Hupfeld-Phonola, немецкого производителя пианино . Эта запись содержит некоторые отклонения от нотной версии. [ 3 ] Многие сонаты записал также зять Скрябина Владимир Софроницкий . Другие известные записи включают записи Владимира Ашкенази , Эмиля Гилельса , Владимира Горовица , Гленна Гулда , Евгения Кисина , Гаррика Олссона , Юджи Ванга и Буркарда Шлисмана .
Структура и содержание [ 4 ]
[ редактировать ]Соната имеет типичную четырехчастную компоновку с вступительной сонатной формой, тройным скерцо, медленной частью (также в трехчастной форме) и финалом в сонатной форме. Также, как и другие русские композиторы (Чайковский, Рахманинов и др.), Скрябин использует циклическую форму, в данном случае делая отсылки к частям I и III в финале.
I. Драматический
[ редактировать ]Первая часть изложена в традиционной сонатной форме без повторов. Соната открывается драматической первой темой фа ♯ минор, где такты 1 и 2 представляют настойчивые ритмические мотивы, которые пронизывают всю эту часть. Тема необычайно коротка, занимает всего 8 тактов и заканчивается паузой над доминантным аккордом. После этого следующий 16-тактовый переход развивает предыдущий материал в нескольких резких порывах, постепенно отклоняясь от исходной тональности и подготавливая вступление второй темы.
В отличие от бурной первой части, вторая тема ля мажор, начинающаяся с такта 24, спокойна и выражена кантабиле . Первые 6 тактов представляют первую половину этого раздела, первоначальный нисходящий мотив которого будет повторно использоваться на протяжении всей части. Вторая половина, в несколько более живом темпе и с выраженным poco scherzando , отличается имитацией контрапункта в обеих руках.
Начиная с такта 43, вторая тема переходит в спокойную кодетту , также ля мажор, основанную на начальной теме. Модифицированные первые четыре такта пьесы указаны дважды: сначала отдельно, а затем над нисходящим мотивом второй темы. Следующие четыре такта завершают экспозицию этого движения.
Раздел модулирующего развития , начиная с такта 55, возвращается к минорному ладу и использует музыкальные идеи, представленные в экспозиции. Сначала наблюдается настойчивое наложение первых тактов на нисходящую идею второй темы. В такте 77 вместе с первой появляется вторая половина второй темы.
После музыкально нестабильного развития перепросмотр сонатной формы начинается с такта 95. Первая восьмитактовая первая тема снова излагается в исходной тональности, хотя теперь изменена так, чтобы вести непосредственно ко второй теме, без какого-либо перехода между ними. Вторая тема осталась неизменной и теперь перенесена в основную тональность фа ♯ мажор.
Коду , следующую за тактом 125, можно разделить на две части. Первый представляет собой торжествующее фортиссимо утверждение нисходящего мотива второй темы над первой. Вторая часть представляет собой точную транспозицию кодетты экспозиции (в которой также присутствует та же тематическая суперпозиция), приводящую все движение к спокойному завершению.
Эти части 2,3 и 4, возможно, содержат оригинальные исследования . ( Август 2008 г. ) |
II. Аллегретто
[ редактировать ]Подобным же образом постоянные повторы триолей шестнадцатых нот в стиле барокко в средней части Аллегретто создают «состояние изящности».
III. Прогулка
[ редактировать ]Более романтическая идея - использование циклической формы для соединения двух последних частей пианиссимо - памятью о теме «Драмматико» и в маэстосо -повторении темы Анданте как экстатической кульминации финала. Русские композиторы, такие как Чайковский или Рахманинов, часто повторяли лирическую тему финальной части как кульминационную коду (например, в фортепианных концертах). Скрябин проявляет больше смелости в использовании темы «медленной» части, и это, возможно, привело к дальнейшим экспериментам с уплотнением формы в следующих двух сонатах. Затраты двух частей Сонаты № 4 , по-видимому, тесно связаны с двумя последними частями из № 3, а кульминация движения Prestissimo volando ( Focosamente, giubiloso ) представляет собой экстатическую версию главной темы Анданте ( dolcissimo ). . Дальнейшее сгущение в одночастную сонату произошло в 5-й сонате, и, опять же, кульминация ( estatico ) представляет собой повторение темы Languido ( dolcissimo ).
IV. Скоро с огнем
[ редактировать ]Как и в случае с Вагнером , модернистские черты Скрябина можно рассматривать как результат использования все более и более радикальных средств для выражения романтических идей. Сжатие темы финала в ее заключительном тройном утверждении (сигнализирующем о «погружении души в бездну небытия») уже не звучит романтично.
После этого финала почему-то ожидаешь снова услышать начало первой части «Драмматико». Скрябин (который предавался теософским спекуляциям) создал «космический цикл», открывая и завершая сонату очень похожим энергетическим сигналом. При исполнении Анданте из этой сонаты Скрябин якобы воскликнул: «Вот звезды поют!»
Окончательным появлением темы медленной части в конце финала Скрябин нагнетает предвкушение грандиозного финала фа-диез мажор, а затем обманывает наши ожидания, мрачно заканчивая произведение.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Скрябин: Сонаты для фортепиано (вкладыш на компакт-диск). Владимир Ашкенази . Декка . 1997. с. 5.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Цитируется по Льву Васильевичу Данилевичу , р.1912, русскому музыковеду.
- ^ Скрябин, Александр. Полные сонаты для фортепиано . Издание Peters, 1971 г., под редакцией Гюнтера Филиппа (р. 1927). Содержит некоторые сноски о том, как композитор на самом деле играл некоторые из своих произведений. При этом считается, что левосторонний аккомпанемент 4-й части был упрощен.
- ^ Чтобы следить за анализом этой работы, рекомендуется следовать немецкому изданию этой работы 1971 года. Его можно скачать на IMSLP. Ссылку можно найти в разделе «Внешние ссылки».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Скрябин, Александр. Полные сонаты для фортепиано . 1964 Партитура «Музыка» переиздана в 1988 году в Нью-Йорке: Dover Publications . ISBN 0-486-25850-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната № 3 (Скрябин) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур