Jump to content

Фортепианная соната Хоб. XVI/52

Соната для фортепиано ми-бемоль мажор , Hob. XVI/52, Л. 62, было написано в 1794 году Йозефом Гайдном . Это последняя из фортепианных сонат Гайдна, и многие считают его величайшей. Он стал предметом обширного анализа выдающихся музыковедов , таких как Генрих Шенкер и сэр Дональд Тови , в основном из-за его обширной длины, необычных гармоний и интересного развития . [ 1 ] Сонату иногда называют номером 62, основываясь на нумерации Лэндона, а не на нумерации Хобокена . [ 2 ]

Гайдн написал произведение для Терезы Янсен , выдающейся пианистки, жившей в Лондоне на момент визитов туда Гайдна в 1790-х годах. Гайдн был свидетелем на ее свадьбе с Гаэтано Бартолоцци (16 мая 1795 г.). [ 3 ] Гайдн также посвятил три сложных фортепианных трио ( H. XV: 27–29) и еще две фортепианные сонаты (H. XVI: 50 и 51). Янсену [ 3 ]

Что касается сонаты ми-бемоль , Янсен, очевидно, был автором автографной (рукописной) партитуры, но не первой опубликованной версии. На титульном листе автографа Гайдн написал по-итальянски: « Sonata composta per la Celebre Signora Teresa de Janson… di me giuseppe Haydn mpri». [ 4 ] Лонд. 794, [ 5 ] Что означает «Соната, сочиненная для знаменитой мисс Терезы Янсен… мною, Йозефом Гайдном, моей собственной рукой, Лондон, 1794 год». [ 6 ]

Дэниел Хартц предполагает, что Гайдн, возможно, оставил сонату неопубликованной на какое-то время, чтобы Янсен могла использовать произведение исключительно для себя. [ 6 ] В конечном итоге Гайдн опубликовал работу в Вене в 1798 году, через три года после того, как он вернулся туда из Лондона. Издателем была Артария , а посвящением опубликованной версии была пианистка Магдалена фон Курцбек (1767–1845). [ 6 ] [ 7 ] Лондонское издание, возможно, спровоцированное Янсеном, вышло вместе с Лонгманом и Клементи в 1800 году под названием «Великая новая соната для фортепиано forte, написанная специально для г-жи Бартолоцци, соч. 78». [ 8 ]

Структура

[ редактировать ]

В произведении три части :

  1. Аллегро ( Умеренный ) ( общее время)
  2. Адажио ( 3
    4
    )
  3. Концовка: Скоро ( 2
    4
    )

Выполнение первого движения с повтором занимает примерно 7–8 минут (без него – примерно 5 минут), второго движения – 6,5–7,5 минут, третьего движения – 5–6 минут.

Первая часть в форме сонаты открывается обширной темой, заимствованной из формы французской увертюры. [ 9 ] и имеет контрастирующую вторую тему в верхнем регистре «музыкальной шкатулки», которую отождествляют с wie aus der Ferne (как на расстоянии) образом девятнадцатого века. [ 10 ] Его гармоническое исследование необычайно широко для сольного фортепианного творчества Гайдна. Он имеет сильный ритмичный характер и поступательный импульс.

Вторая часть, адажио в троичной форме , находится в тональности ми мажор , отдаленной тональности к тональности пьесы (ми-бемоль мажор). На протяжении всей части Гайдн использует импровизационные фигуры, такие как повторяющиеся ноты, увеличивающиеся в скорости, широкие арпеджио и скалярные партии.

Третья часть представляет собой живую сонатную форму . Использование Гайдном фермат , второстепенной части в середине части и пассажей вечного двигателя еще раз показывает импровизационный и виртуозный характер всего этого произведения.

  1. ^ Генрих Шенкер , «Гайдн: Соната Es-Dur», Tonwille 1 (1922), 3–21. Дональд Тови , «Гайдн, Соната для фортепиано ми-бемоль, № 1» (1900) в «Очерках музыкального анализа: камерная музыка» (Оксфорд, 1944, переиздание 1972), 93–105. Лоуренс Мосс , «Соната Гайдна Hob. XVI:52 (ChL.62) ми-бемоль мажор: анализ первой части», в « Исследованиях Гайдна » , изд. Йенс Питер Ларсен , Ховард Сервер и Джеймс Вебстер (Нью-Йорк и Лондон, 1981), 496–501.
  2. ^ См . Список сольных фортепианных сочинений Йозефа Гайдна # Сонаты для фортепиано, чтобы увидеть схемы нумерации Хобокена и Лэндона.
  3. ^ Jump up to: а б Харц (2009) , с. 515.
  4. ^ Аббревиатура от латинского manu propria , «[в моей] собственной руке»
  5. Гайдн часто опускал начальную цифру 1 от года.
  6. ^ Jump up to: а б с Хартц (2009) , стр. 517–518.
  7. Йозеф фон Курцбек был отцом Магдалены фон Курцбек.
  8. ^ Колдуэлл (1985) , с. 270.
  9. ^ Браун (1986) , с. 361.
  10. ^ Сисман (2007) , с. 294.

Библиография

[ редактировать ]
  • Браун, А. Питер (1986). Клавишная музыка Йозефа Гайдна . Издательство Университета Индианы. ISBN  9780253331823 .
  • Колдуэлл, Джон (1985). Английская клавишная музыка до девятнадцатого века . Публикации Courier Dover. ISBN  0-486-24851-8 .
  • Харц, Дэниел (2009). Гайдн, Моцарт и ранний Бетховен . Нью-Йорк: Нортон.
  • Сисман, Элейн (2007). «Жанр третичной риторики и квартеты Opus 76». В Томе Бегине; Сандер М. Голдберг (ред.). Гайдн и эффективность риторики . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ec77ded5dac5c62f89d5cd1e6f09d86__1697113380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/86/2ec77ded5dac5c62f89d5cd1e6f09d86.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata Hob. XVI/52 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)