Фортепианная соната Хоб. XVI/52
Соната для фортепиано ми-бемоль мажор , Hob. XVI/52, Л. 62, было написано в 1794 году Йозефом Гайдном . Это последняя из фортепианных сонат Гайдна, и многие считают его величайшей. Он стал предметом обширного анализа выдающихся музыковедов , таких как Генрих Шенкер и сэр Дональд Тови , в основном из-за его обширной длины, необычных гармоний и интересного развития . [ 1 ] Сонату иногда называют номером 62, основываясь на нумерации Лэндона, а не на нумерации Хобокена . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Гайдн написал произведение для Терезы Янсен , выдающейся пианистки, жившей в Лондоне на момент визитов туда Гайдна в 1790-х годах. Гайдн был свидетелем на ее свадьбе с Гаэтано Бартолоцци (16 мая 1795 г.). [ 3 ] Гайдн также посвятил три сложных фортепианных трио ( H. XV: 27–29) и еще две фортепианные сонаты (H. XVI: 50 и 51). Янсену [ 3 ]
Что касается сонаты ми-бемоль , Янсен, очевидно, был автором автографной (рукописной) партитуры, но не первой опубликованной версии. На титульном листе автографа Гайдн написал по-итальянски: « Sonata composta per la Celebre Signora Teresa de Janson… di me giuseppe Haydn mpri». [ 4 ] Лонд. 794, [ 5 ] Что означает «Соната, сочиненная для знаменитой мисс Терезы Янсен… мною, Йозефом Гайдном, моей собственной рукой, Лондон, 1794 год». [ 6 ]
Дэниел Хартц предполагает, что Гайдн, возможно, оставил сонату неопубликованной на какое-то время, чтобы Янсен могла использовать произведение исключительно для себя. [ 6 ] В конечном итоге Гайдн опубликовал работу в Вене в 1798 году, через три года после того, как он вернулся туда из Лондона. Издателем была Артария , а посвящением опубликованной версии была пианистка Магдалена фон Курцбек (1767–1845). [ 6 ] [ 7 ] Лондонское издание, возможно, спровоцированное Янсеном, вышло вместе с Лонгманом и Клементи в 1800 году под названием «Великая новая соната для фортепиано forte, написанная специально для г-жи Бартолоцци, соч. 78». [ 8 ]
Структура
[ редактировать ]В произведении три части :
Выполнение первого движения с повтором занимает примерно 7–8 минут (без него – примерно 5 минут), второго движения – 6,5–7,5 минут, третьего движения – 5–6 минут.
Первая часть в форме сонаты открывается обширной темой, заимствованной из формы французской увертюры. [ 9 ] и имеет контрастирующую вторую тему в верхнем регистре «музыкальной шкатулки», которую отождествляют с wie aus der Ferne (как на расстоянии) образом девятнадцатого века. [ 10 ] Его гармоническое исследование необычайно широко для сольного фортепианного творчества Гайдна. Он имеет сильный ритмичный характер и поступательный импульс.
Вторая часть, адажио в троичной форме , находится в тональности ми мажор , отдаленной тональности к тональности пьесы (ми-бемоль мажор). На протяжении всей части Гайдн использует импровизационные фигуры, такие как повторяющиеся ноты, увеличивающиеся в скорости, широкие арпеджио и скалярные партии.
Третья часть представляет собой живую сонатную форму . Использование Гайдном фермат , второстепенной части в середине части и пассажей вечного двигателя еще раз показывает импровизационный и виртуозный характер всего этого произведения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Генрих Шенкер , «Гайдн: Соната Es-Dur», Tonwille 1 (1922), 3–21. Дональд Тови , «Гайдн, Соната для фортепиано ми-бемоль, № 1» (1900) в «Очерках музыкального анализа: камерная музыка» (Оксфорд, 1944, переиздание 1972), 93–105. Лоуренс Мосс , «Соната Гайдна Hob. XVI:52 (ChL.62) ми-бемоль мажор: анализ первой части», в « Исследованиях Гайдна » , изд. Йенс Питер Ларсен , Ховард Сервер и Джеймс Вебстер (Нью-Йорк и Лондон, 1981), 496–501.
- ^ См . Список сольных фортепианных сочинений Йозефа Гайдна # Сонаты для фортепиано, чтобы увидеть схемы нумерации Хобокена и Лэндона.
- ^ Jump up to: а б Харц (2009) , с. 515.
- ^ Аббревиатура от латинского manu propria , «[в моей] собственной руке»
- ↑ Гайдн часто опускал начальную цифру 1 от года.
- ^ Jump up to: а б с Хартц (2009) , стр. 517–518.
- ↑ Йозеф фон Курцбек был отцом Магдалены фон Курцбек.
- ^ Колдуэлл (1985) , с. 270.
- ^ Браун (1986) , с. 361.
- ^ Сисман (2007) , с. 294.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, А. Питер (1986). Клавишная музыка Йозефа Гайдна . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253331823 .
- Колдуэлл, Джон (1985). Английская клавишная музыка до девятнадцатого века . Публикации Courier Dover. ISBN 0-486-24851-8 .
- Харц, Дэниел (2009). Гайдн, Моцарт и ранний Бетховен . Нью-Йорк: Нортон.
- Сисман, Элейн (2007). «Жанр третичной риторики и квартеты Opus 76». В Томе Бегине; Сандер М. Голдберг (ред.). Гайдн и эффективность риторики . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианная соната Хоб. XVI/52 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение Сонаты для фортепиано Хоб. XVI/52 Чарли Олбрайта из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3. формате
- Анимированная партитура на YouTube , Вильгельм Бакхаус
- Video on YouTube, Valentina Lisitsa