Jump to content

Фортепианная соната Хоб. XVI/20

Соната для клавишных
Йозеф Гайдн
Картина композитора Карла Егера (художник) 1870 года .
Ключ До минор
Каталог
Жанр Соната
Стиль Классический
Составленный 1771  ( 1771 )
Преданность Катарина и Марианна Ауэнбругер.
Опубликовано 1780  ( 1780 )
Движения 3
Подсчет очков Клавиатура

Соната клавирная до минор ( Hob. XVI/20, L. 33) — соната, написанная Йозефом Гайдном в 1771 году. Её ещё называют фортепианной сонатой . Трехчастное произведение было опубликовано Артарией в 1780 году в сборнике из шести сонат, посвященных сестрам Катарине и Марианне Ауэнбругер .

Это произведение было первым из произведений Гайдна, которое он назвал «Соната» . Свои ранние многочастные произведения для сольной клавиатуры он называл « дивертисментами » или « партитами ». Лишь позднее эти произведения также получили название «Соната» . [ 1 ]

Соната была опубликована Артарией в 1780 году в сборнике из шести сонат, посвященных сестрам Катарине и Марианне Ауэнбругер. [ 2 ] Остальные шесть в наборе представляли собой пять сонат с номерами от XVI/35 до XVI/39 в каталоге Hoboken-Verzeichnis . Гайдн подумал о Хобе. XVI/20 будет самым сложным для исполнения. [ 3 ] Американский музыковед Говард Поллак утверждает, что соната была написана для клавикорда, но, возможно, она была «подправлена» для публикации в 1780 году, чтобы соответствовать появляющемуся фортепиано , на котором играли сестры Ауэнбругер. [ 2 ]

Соната выделяется среди ранних клавирных произведений Гайдна своей сложностью, динамическими контрастами и драматической интенсивностью. Британский музыковед Ричард Вигмор называет сонату «Аппассионатой Гайдна», имея в виду фортепиано Сонату для № 23, соч. 57 . [ 4 ] Музыкальный критик Стивен Плейстоу в статье для журнала «Граммофон » предполагает, что эта соната является «одной из лучших сонат Гайдна и, возможно, первой кем-либо великой фортепианной сонатой». [ 5 ]

Структура

[ редактировать ]
Первые восемь тактов первой части.

Соната состоит из трех частей :

Первая часть имеет сонатную форму . движения Экспозиция и перепросмотр представляют собой трехсторонние структуры, части которых финский музыковед Лаури Суурпяя классифицирует как «начальную, среднюю и завершающую». В экспозиции начальный пассаж приходится на такты с 1 по 8, медиальный — с тактов с 9 по 31, заключительный — с тактов с 32 по 37. [ 6 ] И экспозиция, и реприз содержат квазикаденции , которые Гайдн вписал в партитуру. [ 3 ]

Вторая часть, помеченная как «andante con moto», написана ля-бемоль мажор в размере 3/4 и включает в себя несколько синкопических отрывков . [ 3 ]

Финал возвращается к основной тональности сонаты до минор . Его начало напоминает менуэт , но это не менуэт и трио . Вместо этого это движение сонатной формы , которое развивается с возрастающей интенсивностью и сложностью, включая виртуозные скрещенные пассажи, в которых левая рука перепрыгивает с одного края клавиатуры восемнадцатого века на другой. [ 4 ]

  1. ^ Гайдн – Полное собрание сонат для фортепиано, Том 1 . Музыкальное издательство Альфреда. п. 16. ISBN  1-4574-2009-0 .
  2. ^ Jump up to: а б Поллак, Ховард (январь 1991 г.). «Некоторые мысли о «клавире» в Solo Claviersonaten Гайдна». Журнал музыковедения . 9 (1): 74–91. дои : 10.2307/763834 . JSTOR   763834 .
  3. ^ Jump up to: а б с Сисман, Элейн (2003). Сольная клавишная музыка Гайдна в книге Роберта Л. Маршалла «Клавишная музыка восемнадцатого века» (2-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. стр. 280–281.
  4. ^ Jump up to: а б Вигмор, Ричард. «Соната для фортепиано до минор, Hob XVI:20» . www.hyperion-records.co.uk . Гиперион Рекордс.
  5. ^ Плейстоу, Стивен (2011). «Сонаты Гайдна для фортепиано Том 3 (Рецензия)» . Граммофон . Нет. 12/2011.
  6. ^ Суурпяя, Лаури (2009). «Взаимоотношения между выражением и структурой в первых частях фортепианных сонат Йозефа Гайдна Hob. XVI/44 и Hob. XVI/20». Интеграл . 23 : 199–206.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9b297b28accea19a616d51157e9a3ca__1687258320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/ca/c9b297b28accea19a616d51157e9a3ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata Hob. XVI/20 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)