Фортепианная соната Хоб. XVI/20
Соната для клавишных | |
---|---|
Йозеф Гайдн | |
![]() Картина композитора Карла Егера (художник) 1870 года . | |
Ключ | До минор |
Каталог | |
Жанр | Соната |
Стиль | Классический |
Составленный | 1771 |
Преданность | Катарина и Марианна Ауэнбругер. |
Опубликовано | 1780 |
Движения | 3 |
Подсчет очков | Клавиатура |
Соната клавирная до минор ( Hob. XVI/20, L. 33) — соната, написанная Йозефом Гайдном в 1771 году. Её ещё называют фортепианной сонатой . Трехчастное произведение было опубликовано Артарией в 1780 году в сборнике из шести сонат, посвященных сестрам Катарине и Марианне Ауэнбругер .
История
[ редактировать ]Это произведение было первым из произведений Гайдна, которое он назвал «Соната» . Свои ранние многочастные произведения для сольной клавиатуры он называл « дивертисментами » или « партитами ». Лишь позднее эти произведения также получили название «Соната» . [ 1 ]
Соната была опубликована Артарией в 1780 году в сборнике из шести сонат, посвященных сестрам Катарине и Марианне Ауэнбругер. [ 2 ] Остальные шесть в наборе представляли собой пять сонат с номерами от XVI/35 до XVI/39 в каталоге Hoboken-Verzeichnis . Гайдн подумал о Хобе. XVI/20 будет самым сложным для исполнения. [ 3 ] Американский музыковед Говард Поллак утверждает, что соната была написана для клавикорда, но, возможно, она была «подправлена» для публикации в 1780 году, чтобы соответствовать появляющемуся фортепиано , на котором играли сестры Ауэнбругер. [ 2 ]
Соната выделяется среди ранних клавирных произведений Гайдна своей сложностью, динамическими контрастами и драматической интенсивностью. Британский музыковед Ричард Вигмор называет сонату «Аппассионатой Гайдна», имея в виду фортепиано Сонату для № 23, соч. 57 . [ 4 ] Музыкальный критик Стивен Плейстоу в статье для журнала «Граммофон » предполагает, что эта соната является «одной из лучших сонат Гайдна и, возможно, первой кем-либо великой фортепианной сонатой». [ 5 ]
Структура
[ редактировать ]
Соната состоит из трех частей :
- I. Умеренный
- II. Andante con moto ( ля-бемоль мажор )
- III. Финал – Аллегро
Первая часть имеет сонатную форму . движения Экспозиция и перепросмотр представляют собой трехсторонние структуры, части которых финский музыковед Лаури Суурпяя классифицирует как «начальную, среднюю и завершающую». В экспозиции начальный пассаж приходится на такты с 1 по 8, медиальный — с тактов с 9 по 31, заключительный — с тактов с 32 по 37. [ 6 ] И экспозиция, и реприз содержат квазикаденции , которые Гайдн вписал в партитуру. [ 3 ]
Вторая часть, помеченная как «andante con moto», написана ля-бемоль мажор в размере 3/4 и включает в себя несколько синкопических отрывков . [ 3 ]
Финал возвращается к основной тональности сонаты до минор . Его начало напоминает менуэт , но это не менуэт и трио . Вместо этого это движение сонатной формы , которое развивается с возрастающей интенсивностью и сложностью, включая виртуозные скрещенные пассажи, в которых левая рука перепрыгивает с одного края клавиатуры восемнадцатого века на другой. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гайдн – Полное собрание сонат для фортепиано, Том 1 . Музыкальное издательство Альфреда. п. 16. ISBN 1-4574-2009-0 .
- ^ Jump up to: а б Поллак, Ховард (январь 1991 г.). «Некоторые мысли о «клавире» в Solo Claviersonaten Гайдна». Журнал музыковедения . 9 (1): 74–91. дои : 10.2307/763834 . JSTOR 763834 .
- ^ Jump up to: а б с Сисман, Элейн (2003). Сольная клавишная музыка Гайдна в книге Роберта Л. Маршалла «Клавишная музыка восемнадцатого века» (2-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. стр. 280–281.
- ^ Jump up to: а б Вигмор, Ричард. «Соната для фортепиано до минор, Hob XVI:20» . www.hyperion-records.co.uk . Гиперион Рекордс.
- ^ Плейстоу, Стивен (2011). «Сонаты Гайдна для фортепиано Том 3 (Рецензия)» . Граммофон . Нет. 12/2011.
- ^ Суурпяя, Лаури (2009). «Взаимоотношения между выражением и структурой в первых частях фортепианных сонат Йозефа Гайдна Hob. XVI/44 и Hob. XVI/20». Интеграл . 23 : 199–206.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для клавишных до минор, Hob.XVI:20 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение сонаты Сони Чан из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате