Фортепианная соната Хоб. XVI/34
Соната для фортепиано ми минор , Hob. XVI/34, Л. 53, написано в конце 1770-х гг. [ 1 ] Йозефа Гайдна и опубликовано в Лондоне около 1783 года издательством Beardmore & Birchall. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Клавишные сонаты Гайдна развивались вместе с развитием клавишных инструментов в конце восемнадцатого века. Клавесин со временем был заменен фортепиано , способным к постепенным динамическим изменениям. Первые тридцать клавирных сонат Гайдна написаны для клавесина, а следующие девять - для клавесина или фортепиано. [ 3 ] Эта клавирная соната, являющаяся 34-й по классификации Хобокена-Верцеихниса, партитурована для клавесина или фортепиано, оставляя выбор за исполнителем. Сонаты для клавишных, написанные после 1770 года, демонстрируют возросшее понимание Гайдном динамических и тембральных возможностей фортепиано. [ 4 ]
Структура
[ редактировать ]Работа состоит из трех частей:
- Скоро
- Адажио ( соль мажор )
- живой Очень
Первая часть в сонатной форме . 6
8 раз и имеет длину 127 тактов. Эта часть наиболее тонко демонстрирует талант Гайдна в этом лирическом, но драматическом произведении. [ 5 ] Его описывают как неулыбчивое, точное движение, уникальное для сонат Гайдна. [ 6 ] Это движение представляет собой «набор музыкальных фрагментов, которые, кажется, никогда не набирают обороты, и каждый раз, когда они пытаются это сделать, Гайдн ставит точку, и музыка внезапно останавливается». [ 7 ] несколько контрапунктических линий. В произведении одновременно присутствует [ 8 ]
В контрастной второй части соль мажор размер изменился на 3
4 раза, а длина движения короче 49 тактов. Движение можно выполнять с рубато внутри долей, даже если сами доли вполне регулярные. [ 9 ] Тема этого направления украшена арабесками в стиле рококо . [ 10 ] Движение заканчивается обманчивым полукаденсом и модуляцией ми минор, создавая переход к финалу, который прекращается на доминантном аккорде. Это один из немногих моментов в сонатах Гайдна, где части связаны. [ 4 ]
Финал третьей части под названием «Innocentemente» имеет форму рондо. [ 6 ] и имеет длину 136 тактов. В нем есть простая народная тема ми минор с повторяющимся эпизодом ми мажор . [ 10 ] Он использует бас Альберти. [ 11 ] и имеет сильные гармонические характеристики. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ричард Вигмор, аннотации к Сонатам Гайдна для фортепиано II , Марк-Андре Амлен, Hyperion CDA67710, компакт-диск, 2009, 3.
- ^ Х.К. Роббинс Лэндон и Дэвид Вин Джонс, «Музыка Гайдна 1781-1790», в книге «Гайдн: его жизнь и музыка» (Блумингтон: Indiana University Press, 1988), 206.
- ^ Кейт Андерсон, аннотации к HAYDN: Сонаты для фортепиано, том. 1 №№ 59-62 , Джено Хандо, Наксос 8.550657, CD, 1993, 3.
- ^ Перейти обратно: а б Джудит Л. Шварц, аннотации к Йозефу Гайдну: Фортепианная музыка, Том I , Гилберт Калиш, None such Records 519787, компакт-диск, 1975.
- ^ Кэролайн Максвелл, «Сонаты», в книге Гайдна, «Литература для сольного фортепиано: всеобъемлющее руководство, аннотированное и тематически оцененное» , изд. Кэролайн Максвелл и др. (Боулдер, Колорадо: Оценка музыки Максвелла, 1983.) 56.
- ^ Перейти обратно: а б Лэндон и Джонс, Гайдн: его жизнь и музыка , 206.
- ^ Евгений Судьбин, "Заметки Гайдна на вкладыше". последнее изменение: 10 февраля 2010 г., http://www.evgenysudbin.com/artist.php?view=essays&rid=621 .
- ^ Перейти обратно: а б Максвелл, «Сонаты», 56.
- ^ Дональд Дж Граут. «Фортепианные трио», в исследованиях Гайдна , под редакцией Йенса Питера Ларсена и др. (Нью-Йорк: Нортон, 1981), 274.
- ^ Перейти обратно: а б Вигмор, Сонаты для фортепиано II , 3.
- ^ Х. К. Роббинс Лэндон, «Фортепианные сонаты», в Гайдне: Хроники и произведения 2, Гайдн в Эстерхазе, 1766–1790 , (Лондон: Темза и Гудзон, 1978), 584.
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Кейт. Примечания к HAYDN: Сонаты для фортепиано №№ 59–62 . Джено Хандо. Наксос 8.550657. компакт-диск. 1993.
- Граут, Дональд Дж. «Фортепианные трио». В исследованиях Гайдна под редакцией Йенса Питера Ларсена, Говарда Сервера и Джеймса Вебстера, 274. Нью-Йорк: Нортон, 1981.
- Лэндон, Х.К. Роббинс и Дэвид Вин Джонс. «Музыка Гайдна 1781-1790». В Гайдне: его жизнь и музыка , 206. Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1988.
- Лэндон, ХК Роббинс. «Фортепианные сонаты». В Гайдне: Хроники и произведения 2, Гайдн в Эстерхазе, 1766–1790 , 584. Лондон: Темза и Гудзон, 1978.
- Максвелл, Кэролин. «Сонаты». В книге Гайдна, «Литература для сольного фортепиано: подробное руководство, аннотированное и тематически оцененное» , под редакцией Кэролин Максвелл, Чарльза Шэдла и Кристин Армстронг, 56 лет. Боулдер, Колорадо: Оценка музыки Максвелла, 1983.
- Шварц, Примечания Джудит Л. Лайнер к Йозефу Гайдну: Фортепианная музыка, Том I. Гилберт Калиш. None such Records 519787. Компакт-диск. 1975.
- Судьбин, Евгений. «Заметки Гайдна на вкладыше». Евгений Судьбин. Последнее изменение: 10 февраля 2010 г. http://www.evgenysudbin.com/artist.php?view=essays&rid=621 .
- Вигмор, Ричард. Примечания к фортепианным сонатам Гайдна II . Марк-Андре Амлен. Гиперион CDA67710. компакт-диск. 2009.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианная соната Хоб. XVI/34 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур