Оперы да Понте
Оперы Да Понте , или трилогия Моцарта-Да Понте , — три оперы, написанные Вольфгангом Амадеем Моцартом на основе либретто Лоренцо да Понте :
- «Женитьба Фигаро» (1786);
- Дон Жуан (1787);
- Cosi fan tutte (1790).
Все они созданы для Придворной оперы в Вене, написаны на итальянском языке , языке, который в то время считался наиболее подходящим для оперы, и являются самыми популярными операми Моцарта, за исключением «Die Entführung aus dem Serail» и «Волшебная флейта» , написанных на немецкие либретти в Зингшпиле. жанр.
Все три написаны в жанре оперы-буффа с актуальностью истории, охватывающей один день. Несмотря на легкий и комический характер заложенный жанром , они выражают стремление к свободе, вдохновленное идеалами эпохи Просвещения , и затрагивают смелые для своего времени темы, особенно это касается религии ( «Дон Жуан» ), политики ( «Брак» ), и мораль ( Così ). [ 1 ] Другие распространенные темы включают поиск любви или сексуального удовольствия , маскировку (особенно трансвестизм ) и последующую ошибочную идентификацию, преследование женщин со стороны мужчин и конфликты между хозяином и слугой . [ 2 ]
Производство как цикл
[ редактировать ]Хотя три оперы были задуманы Моцартом и Да Понте как совершенно отдельные, некоторые режиссеры пытались представить их как единую историю, чтобы подчеркнуть непрерывность и перекликание между ними:
- В 2015–2017 годах французский режиссёр Иван Александр поставил трилогию в театре Дротнингхольм-Палас и Королевской опере Версаля с последующими гастролями. В его версии страдающий от любви подросток Керубино становится распутником Дон Жуаном, который затем стареет как разочарованный, но коварный Дон Альфонсо; в конце Così он называет своей преемницей-распутницей Деспину, спетую тем же певцом, что и Керубино, намекая на циклический характер истории. Фигаро и Лепорелло, оба слуги, исполняет тот же певец, что и Франческо Бенуччи в 1786–1787 годах. Добавлены музыкальные цитаты из других опер, как это сделал сам Моцарт, когда домашний оркестр Дон Жуана играет популярную мелодию арии Фигаро . [ 3 ]
- В 2020 году Жан-Филипп Кларак и Оливье Дельёй поставили цикл по заказу Питера де Калюве в Королевском театре Ла Монне в Брюсселе. Три произведения представлены в едином комплексе, трехуровневом открытом вращающемся здании, вдохновленном « Жоржа Перека Жизнью : Руководство пользователя» , что позволяет легко переплетать три либретти в одной двадцатичетырехчасовой истории. Двенадцать певцов исполняли по две роли из двадцати пяти (например, Альмавива и Дон Жуан, Графиня и Донна Анна или Керубино и Дорабелла), а некоторые персонажи из одной оперы имели короткие выступления в другой, для чего несколько строк были перераспределены. им. Цветовая схема идентифицировала элементы каждой оперы: синий цвет умеренности и постоянства для Брак , красный цвет крови, насилия и секса для Дон Жуана и желтый цвет предательства для Кози . [ 2 ] [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Трилогия Моцарта Марка Минковского и Ивана Александра» . Sceneweb (на французском языке). 16 января 2023 г. Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Жотран, Клод (22 февраля 2020 г.). «Трилогия Моцарта да Понте – Брюссель (Ла Монне)» . Оперный форум (на французском языке) . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Эйон, Жоэль. «Моцарт, да Понте и Бордоская опера: Трилогия желания» . Олирикс (на французском языке) . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Вианна, Виолетт (17 февраля 2020 г.). «Кларак-Дельёй > Лаборатория: «Вечер оперы должен проверить наше настоящее» . Оперный форум (на французском языке) . Проверено 22 января 2023 г.
Литература
[ редактировать ]- Холден, Энтони (2006). Человек, написавший Моцарта . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-029785-080-9 .
- Герц, Харальд (1985). Поэт Моцарта Лоренцо да Понте: гений и авантюрист (на немецком языке). Вена: Австрийское федеральное издательство. ISBN 3-215-05646-1 .
- Мецгер, Хайнц-Клаус ; Рин, Райнер , ред. (1991). Моцарт: Оперы да Понте . Музыкальные концепции (специальный том) (на немецком языке). Мюнхен: текст издания + критика. ISBN 3-88377-397-2 .