Франц Якоб Шпет
Франц Якоб Шпет | |
---|---|
Рожденный | в. 1714 г. Регенсбург , Бавария |
Умер | 23 июля 1786 г. (71–72 года) Регенсбург , Бавария |
Занятия |
|
Известный | Касательные фортепиано |
Франц Якоб Шпет (или Шпат ; [ а ] в. 1714 — 23 июля 1786) — немецкий строитель клавишных инструментов. Он родился и умер в Регенсбурге , где проработал большую часть своей жизни. Органостроитель по образованию, он известен вместе со своим зятем Кристофом Фридрихом Шмалем как самый выдающийся производитель тангенциальных фортепиано .
Жизнь
[ редактировать ]Франц Якоб Шпет был сыном мастера по изготовлению органов Иоганна Якоба Спэта . Вероятно, его отец обучал его изготовлению органов. В 1747 году он возглавил мастерскую своего отца. В том же году он женился на Йоханне Розине Шессингер. У пары было семеро детей, трое из которых пережили детство. [ 2 ] : 203–204
В 1751 году он подарил тангенциальное фортепиано . курфюрсту Бонна [ 3 ] : 347 Вместо ударов по струнам поворотным молоточком по ним ударяют невращающимися вертикальными молоточками, называемыми касательными. [ 4 ] : 80 Эрнст Людвиг Гербер сообщил, что инструмент имел 30 вариаций тона, а в 1770 году их число увеличилось до 50. [ 5 ]
Производитель фортепиано Иоганн Андреас Штайн Штейна учился у Шпета с 1749 по 1750 год. Клавиорган 1781 года демонстрирует влияние Шпета. [ 6 ] В 1774 году Шпет вместе со своим зятем Кристофом Фридрихом Шмалем (1739–1814), который происходил из семьи производителей органов, основал фирму по производству фортепиано. [ 7 ]
Шпет умер 23 июля 1786 года. Фирма была унаследована сыном Шмаля, Кристианом Карлом, но была распущена после его смерти. [ 7 ]
Инструменты
[ редактировать ]
Хотя Шпет широко известен как изобретатель тангенциального фортепиано, он не был первым, кто изобрел тангенциальное действие. [ 1 ] : 155 [ 3 ] : 394 Жан Мариус предложил аналогичный механизм в 1716 году Французской академии наук . [ 8 ] Кристоф Готлиб Шретер утверждал, что изобрел инструмент аналогичного действия в 1717 году, хотя об этом не было объявлено до 1747 года в Лоренца Кристофа Мицлера недавно открытой музыкальной библиотеке . [ 3 ] : 347 Одно сохранившееся касательное пианино XVIII века, вероятно, было построено при жизни Шпета. [ 9 ] Шмаль продолжал производить и подписывать инструменты под своим именем и именем своего тестя до 1793 года. [ 7 ]
Сам Шпет никогда не использовал термин «тангенциальное фортепиано» ( Tangentenflügel ), который впервые появился в 1791 году. [ 1 ] : 151 Он называл механизм Tangirung , а инструмент Pandaleons Forte-pianos , Pianoforteinstrumente in Flügelform , clavecin d'amour из-за его выразительности и динамического диапазона или просто Clavier . [ 4 ] : 88
Шпет также производил клавесины и фортепиано для клавесинов . появилась реклама инструментов Шпета с совмещенными действиями фортепиано и клавесина 10 сентября 1765 года в «Лейпцигерской газете» . [ 2 ] : 206–207 В 1770 году он рекламировал инструмент с тремя руководствами сочеталось , в котором действие Тангирунга с щипковым действием клавесина. [ 10 ]
Шпет построил орган в Драйайнигкейтскирхе в Регенсбурге, строительство которого было завершено в 1758 году. [ 9 ] Он был отремонтирован в 1892 году Йоханнесом Штребелем. В ходе реконструкции были заменены основные трубы и добавлены три ряда язычковых трубок , при этом фасад инструмента был сохранен. [ 11 ] : 664 В 1966 году он был снова отремонтирован Детлефом Клейкером. Новый орган был склонен к неисправностям, и его приходилось часто ремонтировать. Его удалили в 2009 году. [ 11 ] : 668 и был перестроен Юргеном Арендом, чтобы лучше соответствовать музыке Иоганна Себастьяна Баха , взяв за основу тюрингские и центральногерманские органы, для которых Бах сочинил, [ 12 ] сохранив при этом фасад Спэта. [ 13 ] Реконструкция завершилась летом 2020 года. [ 14 ] Шпет также построил орган в Освальдкирхе в 1753 году. [ 2 ] : 204 и планировал построить новый орган для Регенсбургского собора . После того, как епископ наложил вето, Шпету было поручено лишь отремонтировать старый орган собора. [ 11 ] : 657
Инструменты Шпета в целом пользовались большим уважением. Форкель похвалил свои фортепиано в своем «Музыкальном альманахе для Германии» 1782 года . [ 15 ] В 1777 году Моцарт написал своему отцу , что фортепиано Шпета были его любимыми, прежде чем он познакомился со Штейном. [ 3 ] : 387 Карл Людвиг Юнкер сообщил, что Бетховен отказался играть на инструменте, изготовленном Шпетом. Юнкер постулировал, что Бетховен, игравший на фортепиано Штейна в Бонне, не привык играть на фортепиано Шпета. [ 16 ] : 162–163
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Латчем, Майкл (2004). «Франц Якоб Спат и «Tangentenflügel», традиция восемнадцатого века» . Журнал Общества Галпина . 57 : 150–170. ISSN 0072-0127 . JSTOR 25163799 .
- ^ Jump up to: а б с Бадура-Шкода, Ева (2017). Фортепианный рояль XVIII века и его покровители: от Скарлатти до Бетховена Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253022646 .
- ^ Jump up to: а б с д Пыльца, Стюарт (2022). История струнных клавишных инструментов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-42199-7 .
- ^ Jump up to: а б Ди Стефано, Джованни Паоло (2008). «Tangentenflügel» и другие фортепиано с неповоротными молоточками» . Журнал Общества Галпина . 61 : 79–244. ISSN 0072-0127 . JSTOR 25163927 .
- ^ Гербер, Эрнст Людвиг (1812). Новый историко-биографический лексикон звукорежиссеров . Лейпциг: А. Кюнель. п. 122.
- ^ Латчем, Майкл (2001). «Штайн, Иоганн (Георг) Андреас» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Jump up to: а б с Клотц, Ганс; Мейзель, Марибель; Белт, Филип Р.; Клаус, Сабина К. (2001). «Шмаль» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Ди Стефано, GP (1 февраля 2011 г.). «Клавесины и письма Мариуса и Вельтмана: новые наблюдения за некоторыми из первых фортепиано во Франции» . Ранняя музыка . 39 (1): 35–56. дои : 10.1093/em/caq113 .
- ^ Jump up to: а б Клотц, Ганс (2001). «Шпет, Франц Якоб» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Латчем, Майкл (2001). «Клавесин-фортепиано» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Jump up to: а б с Топп, Мартина (2010). «Орган в Троицкой церкви в Регенсбурге». Римские кванты подходят . Висснер. стр. 655–678. ISBN 978-3-89639-799-7 .
- ^ «Бах-Оргель» . www.dreieinigkeitskirche.de (на немецком языке) . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ Ингертрон, Габриэле (6 июня 2020 г.). «Этот орган уникален» . www.evangelisch.de (на немецком языке) . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Шиллер, Леа М.; Хармсен, Рике К. (22 июня 2021 г.). «Регенсбург: «Церковь Троицы» — евангелическая церковь в благочинии Регенсбурга | Воскресная газета — протестантизм на 360 градусов» . Воскресная газета (на немецком языке) . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Форкель, Иоганн Николаус (1782). Музыкальный альманах для Германии за 1782 год (на немецком языке). п. 201.
- ^ Сковронек, Тилман (2000). «Клавишные инструменты молодого Бетховена». В Бернеме, Скотт; Стейнберг, Майкл П. (ред.). Бетховен и его мир . Издательство Принстонского университета. стр. 151–192. ISBN 9780691070735 .