Клавиорган
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2011 г. ) |

Клавиорган claviorgano (также известный как claviorganum , и , clavecinorganisee ) представляет собой комбинацию струнного инструмента (обычно клавишного инструмента) органа . Его происхождение неизвестно, но его историю можно проследить до пятнадцатого века. [ 1 ]
Согласно одной из версий, инструмент был изобретен мавританским мастером инструментов Махомой Мофферисом, а его самый ранний известный образец задокументирован в 1479 году. [ 2 ] Другие «Клабиорганы» или «клавиорганы» задокументированы в Испании к 1500 году, и, похоже, этот инструмент распространился оттуда. [ 3 ] Ряд «вирджиналлов с королевскими особами » упоминается в описях Генриха VIII в 1542/3 и 1547 годах и Уилсона Барри. [ 4 ] приводит упоминания о клавиоргануме в Англии, относящиеся к 1530-м годам. Термин «клавиорган» в самом строгом смысле относится к комбинации клавесина (или другого инструмента типа клавесина) и органа , хотя позже его также можно было использовать для обозначения комбинации фортепиано и органа. Михаил Преториус описывает клавиорган в своей Syntagma Musicum 1619 года как:
клавицимбал или какая-нибудь другая симфония, в которой несколько труб соединены со струнами. Внешне он выглядит точь-в-точь как клавицимбал или симфония, если не считать мехов, которые иногда располагаются сзади, а иногда помещаются внутри корпуса. [ 5 ]
Описание
[ редактировать ]Спинет-регалы обычно довольно компактны, особенно по сравнению со своими более крупными собратьями-клавесинами. Спинет часто бывает меньшего размера в итальянском стиле и в квадратном футляре, в отличие от, возможно, более знакомой формы Bentside, популярной в Великобритании. Орган обычно представляет собой небольшой царственный орган с мехами , перпендикулярными клавиатуре , и трубами с крошечными резонаторами .
Этот инструмент, кажется, был очень популярен в Великобритании в восемнадцатом веке: как более крупные комбинации клавесина и органа, так и фортепиано с организованной квадратной формой. Действительно, существует более 20 сохранившихся экземпляров, построенных в Великобритании (в основном в Лондоне), большая часть которых датируется периодом между 1700 и 1800 годами. [ 6 ]
Самый полный британский организованный клавесин - это тот, который был построен для графа Уэмисса . Клавесин типичен для ранних и богато украшенных работ Якоба Киркмана , с корпусом органа, соответствующим маркетри, и сложной фигурной облицовкой клавесина. Рычаги стопора клавесина расположены традиционным образом по обе стороны от таблички с именем, при этом упоры органа расположены по обе стороны от клавиатуры с механизмом соединения с органом в передней части клавесина. [ 7 ]
Корпус органа также оснащен четырьмя ножными рычагами; три в передней части органа и один сбоку от корпуса. Два из них предназначены для управления сильфонами (один основной и один вспомогательный), третий закрывает ползунки двух металлических рядов, создавая древесный звук, а последний рычаг приводит в действие своего рода выпуклый механизм, открывающий подпружиненную панель сбоку. инструмент. Это позволяет довольно сильно варьировать тембр органа и клавесина.
Насколько типично расположение инструментов по всей Европе и в разные эпохи, трудно определить количественно, поскольку об этом инструменте до сих пор мало что известно.
Ранняя история
[ редактировать ]
Клавиорганы упоминались в описях нескольких членов испанской королевской семьи начала XVI века, в том числе в описях Гранады 1500 года. [ 8 ] Другие ранние упоминания о клавиорганах можно найти в описи имущества Генриха VIII, составленной в 1547 году, которая включает четыре инструмента, представляющие собой комбинации «virgynalles» и «regals». В этой ранней терминологии «вирджиналл» относится не к конкретному инструменту, а к любой щипковой струнной клавиатуре.
В 1590 году немецкий монарх подарил Филиппу III Испанскому клавиорган, который также фигурирует в описи придворных инструментов 1602 года. Другие королевские инструменты включают клавиорган Вилленброка, сделанный для принца Георга Ганноверского, и ряд инструментов, которые, по-видимому, были изготовлены для Фредерика, принца Уэльского и теперь находятся в Королевской коллекции .
В основном он использовался аристократией, поскольку клавиорган был значительно дороже, чем любой другой клавишный инструмент, за исключением полноразмерного церковного органа . На одном английском инструменте, который находился во владении графа Уэмисса с момента его покупки в середине восемнадцатого века, до сих пор сохранились квитанции только за партию органа, в которых записаны два платежа « Джону Снетцлеру , изготовителю органов» на общую сумму 86 фунтов стерлингов.
Показать инструмент
[ редактировать ]Есть пара известных клавиорганов, которые были «шоу»-инструментами. Одним из сохранившихся примеров является автоматический клавиорган Маттеуса Рунгеля, который сейчас находится в музее Дрездена и представляет собой сочетание органа и спинета.
Однако более известным примером является «Галерея гармонико», собранная Мишель Тодини в Риме в семнадцатом веке и закончившая свои дни во дворце маркизов Вероспи, ныне Палаццо дель Кредито Итальяно. Он состоял из двух комнат, в одной из которых было семь клавишных инструментов, каждый из которых, как говорили, управлялся с клавиатуры клавесина. Это включало орган , три типа спинетов , скрипку и еще один смычковый струнный инструмент . Есть также несколько иллюстраций прибора, хотя неизвестно, насколько они точны. Клавесин и сопровождающие его статуи теперь можно найти в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке, а также глиняную модель, сохранившуюся с момента его создания. Известно, что ни одна часть составного инструмента не сохранилась.
Другой пример игры на клавиоргане на струнных инструментах описан в письме Генриха Ольденбурга в 1664 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарсиа, Кармен Морте (1999). «Магома Моферрис, магистр Сарагосы, строитель клавиорганов для двора католических монархов». Арагон в средние века . 14–15 (2): 1115–1124.
- ^ Найтон, Тесс (2016). «Инструменты, инструментальная музыка и инструменталисты», в книге « Спутник музыки в эпоху католических монархов», изд. Тесс Найтон. Лейден: Брилл. стр. 134–5
- ^ Там же. стр. 101–6
- ^ Уилсон Бэрри (1990: 38)
- ^ Майкл Преториус (1619), Глава 42 (перевод Дэвида Крукса)
- ^ Смит, Элеонора (2016). «Трубы и струны: Карта клавиоргана» .
- ^ Уильямс, Питер (1971). «Клавиорган графа Уэмисса». Клавишные инструменты. Исследования по органологии клавиатуры, (ред.) Эдвин М. Рипин . 1 . Издательство Эдинбургского университета.
- ^ Найтон, Тесс (2016). «Инструменты, инструментальная музыка и инструменталисты», в книге « Спутник музыки в эпоху католических монархов», изд. Тесс Найтон. Лейден: Брилл. стр. 101–6
Источники
[ редактировать ]- Музыкальный словарь New Grove, онлайн-издание [доступно (с подпиской) на < http://www.grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine >]
- Уилсон Барри (1990) «Lodewyk Theewes Claviorganum и его место в истории клавишных инструментов», Журнал Американского общества музыкальных инструментов , xvi (1990), стр. 5–41.
- Эскалас Ллимона, Рим (2002). «Клавиорганы, приписываемые Лаврентию Хауслайбу, в Нью-Йорке, Москве и Барселоне». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии . 27 (1–2): 87–100. ISSN 1522-7464 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]