Струнный квартет №2 (Аренский)
Струнный квартет № 2 ля минор , соч . 35 — камерное произведение в трёх частях Антона Аренского . Написанная в 1894 году, она необычно написана для скрипки, альта и двух виолончелей. Аренский посвятил его памяти Петра Ильича Чайковского, скончавшегося годом ранее.
История
[ редактировать ]Аренский был профессором Московской консерватории и другом Чайковского, музыка которого оказала на него влияние. После смерти Чайковского Аренский написал квартет в память о нем, следуя русской традиции, которую Чайковский также соблюдал, когда сочинял свое фортепианное трио «À la mémoire d'un grand Artiste», соч. 50, памяти Николая Рубинштейна . Обе композиции написаны в ля миноре .
Аренский структурировал квартет в три части: [ 1 ]
- Умеренный
- Вариации на тему П. Чайковского . умеренный
- Финал. Анданте устойчиво
В произведении доминируют плотные, элегические гармонии. Инструментарий с двумя виолончелями придает квартету мрачный, но в то же время теплый тембр, напоминающий струнный квинтет Франца Шуберта .
Первая и третья части используют мотивы православной мессы по умершим. Средняя часть представляет собой набор вариаций на тему песни Чайковского «Легенда» , пятой из его «Шестнадцати песен для детей» , соч. Бетховена 54. Финал напоминает и по структуре, и по использованию русской народной музыки «Разумовские квартеты» . [ 1 ]
Прием
[ редактировать ]Вместе с его Фортепианным трио № 1 этот струнный квартет считается важнейшим сочинением Аренского; другие его работы сегодня почти не замечены. По просьбе своего издателя Аренский создал вариант квартета для обычного инструментария из двух скрипок, альта и виолончели, который не прижился, а также фортепианный вариант в четыре руки . Аренский также аранжировал вторую часть для струнного оркестра « Вариации на тему Чайковского» , соч. 35а.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Круммахер, Фридхельм (2003). Струнный квартет (на немецком языке). Лаабер Верлаг . п. 147.