УПИК
UPIC (Unité Polyagogique Informatique CEMAMu) — компьютеризированный инструмент для создания музыкальных произведений , разработанный композитором Яннисом Ксенакисом . Он был разработан в Центре математических и автоматических музыкальных исследований ( CEMAMu ) в Париже и был завершен в 1977 году. Ксенакис использовал его в своей последующей пьесе Mycènes Alpha (1978) и двух других работах. Его также использовали такие композиторы, как Хулио Эстрада ( Eua'on (1980)), Жан-Клод Риссе (на Saxatile (1992)), Хорхе Антунес ( Interlude de l'opéra Ольга (1992)), Франсуа-Бернар. Маш ( «Гиперион» (1981), «Ноктюрн» (1981) , «Титон» (1989), « Муар » (1994), «Канопе» (2003)), Такехито Симадзу ( «Иллюзии в пустынных полях» (1994)), Жерар Пап ( Le Fleuve du Desir III (1994) )) и Curtis Roads ( Purity (1994) и Sonal Atoms (1998)). [1] Aphex Twin подразумевает, что он использует UPIC в интервью, где его спрашивают, какое программное обеспечение он использует, и он отвечает, что «UPIC от Xenakis затмевает почти все остальное, [и] его размер меньше 1 МБ». [2]
Физически UPIC представляет собой цифровой планшет , подключенный к компьютеру с векторным дисплеем. Его функциональность аналогична функциональности более позднего Fairlight CMI , поскольку пользователь рисует на планшете формы сигналов и огибающие объема, которые визуализируются компьютером. После сохранения сигналов пользователь может создавать композиции, рисуя композиции на планшете, при этом ось X представляет время, а ось Y представляет высоту звука. Композиции можно растягивать по продолжительности от нескольких секунд до часа. Их также можно транспонировать, переворачивать, инвертировать и подвергать ряду алгоритмических преобразований. Система позволяет работать в режиме реального времени, перемещая стилус по планшету.
Впоследствии система UPIC была расширена, чтобы в качестве исходного материала можно было использовать сигналы в цифровой форме, а не чисто синтезированные тона. В 2005 году нью-йоркская компания Mode Records выпустила сборник произведений, написанных совместно с UPIC на выставке CCMIX , на двух компакт-дисках под названием Xenakis, UPIC, Continuum . [1] который дает обзор звуковых возможностей машины.
Было несколько попыток воспроизвести систему UPIC с использованием обычного оборудования, например Iannix, HighC , UPISketch. IanniX, спонсируемый Министерством культуры Франции , представляет собой графический секвенсор с открытым исходным кодом, который синхронизируется через события и кривые Open Sound Control со средой реального времени (например, Pure Data , SuperCollider , Csound , MaxMSP и openFrameworks среди других). . Со своей стороны, HighC в настоящее время используется в качестве педагогического инструмента на занятиях от подростков до мастер-классов по композиции, в то время как некоторые современные композиторы, такие как Джордж Хацимичелакис, сделали его частью своего набора инструментов.
Другой педагогический инструмент, UPIsketch, был вдохновлен UPIC. Первая версия, выпущенная в 2018 году, работает на OSX и iOS. Это стало возможным благодаря партнерству Центра Янниса Ксенакиса и Европейского университета Кипра при финансовой поддержке проекта «Интерфейсы».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б « Ксенакис, UPIC, Continuum », ModeRecords.com . Доступ: 3 октября 2020 г.
- ^ Музыка будущего (07/2006), цитируется Уитвеллом, Томом (07/2006). « Интервью Aphex Twin в Future Music », MusicThing.BlogSpot . «Когда его спрашивают, какое программное обеспечение он использует, он отвечает: «UPIC от Xenakis затмевает почти все остальное. Оно меньше 1 МБ, и оно всем гадит». Доступ: 3 октября 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жан-Батист Тибо, Патрик Дж.Т. Хили, Ник Брайан Кинс, РИСУНОК ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ , Взаимодействие, СМИ и коммуникация, Королева Мария, Лондонский университет
- Родольф Буротт, Сирил Делэ, « Научитесь думать самостоятельно: UPIC побудил открыть новые способы сочинения музыки». , В: Организованный звук, Vol. 18, № 2, стр. 134-145.
- Питер Вайбель, Людгер Брюммер, Шарон Канах, От UPIC Ксенакиса к графической нотации сегодня. , ZKM, Центр искусства и медиа Карлсруэ