Пять фортепиано
Пять фортепиано | |
---|---|
Мортон Фельдман | |
![]() Фельдман в 1976 году | |
Составленный | 31 января 1972 г. - Западный Берлин. |
Выполненный | 16 июля 1972 г. - Западный Берлин. |
Опубликовано | 1972 |
Подсчет очков | Пять фортепиано и челеста |
Five Pianos — композиция для пяти пианистов, написанная в 1972 году американским композитором Мортоном Фельдманом . Пьеса написана для пяти фортепиано и одной челесты в исполнении четвертого пианиста; исполнители также обязаны напевать определенные ноты на протяжении всей композиции. Впервые оно было исполнено в Берлине 16 июля 1972 года в рамках фестиваля Berliner Musiktage, где композитор был одним из напевающих пианистов.
Фон
[ редактировать ]Первоначально озаглавленный «Фортепиано и голоса » [ 1 ] [ а ] «Пять фортепиано» были заказаны Вальтером Бахауэром. [ 2 ] от имени Берлинских дней музыки, [ 3 ] в то время как Фельдман находился в Берлине по стипендии Германской службы академических обменов , [ 4 ] и был завершен 31 января 1972 года в Берлине. [ 3 ] Премьера состоялась в Берлине 16 июля 1972 года в серии авангардных концертов, проходивших в Западном Берлине с 11 по 18 июля с подзаголовками Spiel, Klang, Elektronik, Licht . [ 2 ] По этому случаю напевали пианисты Джон Кейдж , Корнелиус Кардью , Дэвид Тюдор , Фредерик Ржевски и сам Фельдман. [ 4 ] При первом публичном исполнении пьесы возникли разногласия, поскольку из-за недопонимания между Кейджем и Фельдманом Кейдж играл на двадцать минут дольше, чем следующий по медленности игрок. [ 5 ] [ 2 ] Премьера в США состоялась несколько месяцев спустя, в октябре 1972 года. [ 4 ] Статья была опубликована в том же году издательством Universal Edition . [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]Пьеса написана для пяти фортепиано, а также для одной челесты, которую будет играть четвертый пианист. Игроки также должны напевать определенные ноты на протяжении всей композиции. Исполнение композиции из 149 тактов занимает около получаса. [ 3 ] хотя несвязанный характер композиции со свободной продолжительностью может привести к тому, что общая продолжительность будет варьироваться от одного выступления к другому. [ 6 ]
Партитура состоит из целых нот с удерживаемой на протяжении всего произведения педалью состенуто. По словам Фельдмана, продолжительность всех этих нот должна продолжаться до затухания звука каждой отдельной ноты. От каждого исполнителя иногда также требуется напевать ноту после звука фортепиано. Эта нота отмечена в партитуре квадратом, и ее следует играть очень тихо и едва слышно в течение трех-пяти секунд. У каждого пианиста есть отдельная партия, и его просят играть независимо от остальных, без попыток синхронизации. Пианисты начинают играть вначале с разницей в две секунды друг от друга в разном темпе (по выбору исполнителей), а в конце неодновременно затухают. [ 3 ] Фельдман описал процесс создания «Пяти фортепиано» следующим образом:
[ Пять фортепиано ] началось с того, что я напевал мелодии, импровизируя на фортепиано. Вокальные и гудящие звуки были довольно короткими, и по мере того, как звуки фортепиано затягивались, я начал слышать другие фортепиано, другое гудение. Два, три, четыре фортепиано были слишком прозрачными – пятое фортепиано стало похоже на размытие педали, необходимое для завершения общего звучания, которое мне было нужно. Время от времени добавлялась челеста, чтобы придать музыке более выразительную (или более яркую) поверхность, которая то появляется, то исчезает на протяжении всей работы. Повторяющееся остинато, слышимое во всех фортепиано (фигура никогда не повторяется в одном и том же темпе), — еще один аспект «поверхности», появляющейся и растворяющейся в этом почти плоском, византийском полотне.
- Программная заметка к американской премьере оперы «Пять фортепиано» Мортона Фельдмана. [ 1 ]
Пять фортепиано также хорошо известны благодаря определенному мотиву - scala enigmatica, повторяемому каждым пианистом в разных темпах, указанных в каждом такте, содержащем этот мотив: [ 3 ] [ 4 ]

Записи
[ редактировать ]- 1991: Le Bureau des Pianistes, Стефан Гинзбург , Лоуренс Корнез, Каат Де Виндт , Жан-Люк Фафшан , Жан-Люк Плувье - Sub Rosa SUB CD018-41 [ 7 ]
- 1994: Штеффен Шлейермахер , Изабель Мандри , Матс Перссон , Кристина Шольц , Нильс Вигеланд - на Hat Hut Records есть ART CD 6143 [ 7 ]
- 2009: Эми Бриггс, Хелена Бугалло, Бенджамин Энгели , Эми Уильямс , Стефан Вирт – WERGO WER 67092 [ 7 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Пианино и голоса» — это композиция, отличная от композиции композитора, которая изначально называлась «Пианино и голоса II», потому что это название использовалось для «Пяти фортепиано» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мортон Фельдман: Концертная запись Five Pianos . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Бил, Эми К. (4 июля 2006 г.). Новая музыка, новые союзники: американская экспериментальная музыка в Западной Германии от нулевого часа до воссоединения . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-93281-4 . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фельдман, Мортон (1972). Пять фортепиано . Лондон: Универсальное издание. ISBN 978-3-7024-2021-5 . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Петерс, Райнер (2008). Примечания к WERGO WER 6708 2 . Майнц: Schott Music & Media.
- ^ Ноубл, Алистер (23 мая 2016 г.). Сочинение двусмысленности: старинная музыка Мортона Фельдмана . Рутледж. ISBN 978-1-317-16266-7 . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Дохани, Райан (14 октября 2019 г.). Спасая абстракцию: Мортон Фельдман, де Мениль и капелла Ротко . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-094857-3 . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Записи Мортона Филдмана на компакт-диске» Криса Вилларса, стр. 29, cnvill.net
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пять фортепиано (аудио) Видео на YouTube , Le Bureau des Pianistes