Интерсубъективная верифицируемость
Интерсубъективная проверяемость — это способность концепции легко и точно передаваться между разными людьми (« интерсубъективно ») и воспроизводиться при различных обстоятельствах в целях проверки. Это основной принцип эмпирического научного исследования . [1] [2] [3]
Хотя существуют области убеждений, которые не всегда используют интерсубъективную проверяемость (например, многие религиозные утверждения), интерсубъективная проверяемость является почти универсальным способом оценки утверждений об истине , используемым людьми повсюду. В своей основной форме его можно встретить в разговорных выражениях, например: « Я из Миссури. Покажи мне! » или « Увидеть — значит поверить ». Научный принцип воспроизведения результатов исследователями, отличными от тех, кто первым сообщил об этом явлении, представляет собой просто более структурированную форму универсального принципа интерсубъективной проверяемости.
Субъективный опыт [ править ]
Каждый человек является субъектом и должен субъективно воспринимать физический мир. Каждый предмет имеет свою точку зрения и точку зрения на различные аспекты мира. Однако, интерсубъективно делясь своим сопоставимым опытом, люди могут обрести все более схожее понимание мира. Таким образом, множество различных субъективных переживаний могут объединиться, образуя интерсубъективные переживания, которые с меньшей вероятностью будут подвержены индивидуальной предвзятости или пробелам в знаниях.
Хотя конкретный внутренний опыт не поддается интерсубъективной проверке, существование тематических паттернов внутреннего опыта может быть интерсубъективно проверено. Например, говорят ли люди то, что, по их мнению, является правдой, когда выдвигают претензии, могут знать только заявители. Однако мы можем интерсубъективно подтвердить, что люди почти всегда испытывают дискомфорт (голод), когда им не хватает еды. У нас обычно есть лишь грубая способность сравнивать (измерять) внутренние переживания.
Конгруэнтность и неконгруэнтность [ править ]
Когда внешний, общественный феномен переживается и тщательно описывается (словами или измерениями) одним человеком, другие люди могут увидеть, «соответствует» ли их опыт этого явления описанию. Если да, то возникает чувство соответствия между одним предметом и другим. Это основа для определения того, что является истиной, согласованного заинтересованными сторонами. Если описание не соответствует опыту одной или нескольких вовлеченных сторон, вместо этого возникает несоответствие.
Неконгруэнтные противоречия между опытом и описаниями разных людей могут быть вызваны рядом факторов. Одним из распространенных источников несоответствия является непоследовательное использование языка в описаниях, которые используют люди, например, когда одни и те же слова используются по-разному. Подобные семантические проблемы требуют более тщательной разработки и использования языка.
Несоответствие также возникает из-за неспособности хорошо описать явления. В этих случаях требуется дальнейшее развитие описания, модели или теории, используемых для обозначения явления.
Третья форма несоответствия возникает, когда описания не соответствуют консенсуальному (т. е. интерсубъективно проверяемому) опыту, например, когда описания ошибочны, неправильны, ошибочны или неточны и их необходимо заменить более точными описаниями, моделями или теории.
основанной на вере веры , Против
Противоречие между истинами, полученными в результате интерсубъективной проверки, и убеждениями, основанными на вере или апелляции к авторитету (например, многие религиозные убеждения), образует основу конфликта между религией и наукой . [4] Были попытки привести эти два понятия в соответствие, и современная передовая наука, особенно в физике , кажется многим наблюдателям подходящей для слияния религиозного опыта и интерсубъективной проверки убеждений. Некоторые ученые описали религиозные мировоззрения, как правило, мистического характера, соответствующие их пониманию науки:
Есть два способа прожить свою жизнь. Складывается впечатление, будто ничего чуда не существует. Другой - как будто все чудо...
Наука без религии хрома, религия без науки слепа...
Религия будущего будет космической религией. Религия, основанная на опыте, отвергающая догматизм...
Остается что-то тонкое, неосязаемое и необъяснимое. Почитание этой силы, превосходящее все, что мы можем постичь, — моя религия. ( Альберт Эйнштейн )
Другие ученые, которые стремятся основывать веру на интерсубъективной проверке, призывали или предсказывали развитие религии, соответствующей науке.
Религия старая или новая, которая подчеркивала великолепие Вселенной, раскрытое современной наукой, могла бы вызвать резервы благоговения и трепета, которые едва ли могут быть использованы традиционными верованиями. Рано или поздно такая религия появится. ( Карл Саган , Бледно-голубая точка )
Эволюционная эпопея, вероятно, лучший миф, который когда-либо существовал...Настоящая эволюционная эпопея, пересказанная как поэзия, по своей сути столь же облагораживающа, как и любая религиозная эпопея. ( Эдвард О. Уилсон )
В ответ на это очевидное совпадение между передовой наукой и мистическим опытом в последние годы предпринимались явные попытки сформулировать системы религиозных верований, построенные на утверждениях об истине, основанных на интерсубъективной проверяемости, например, антропософия , йоизм . [5]
См. также [ править ]
- Эпистемология
- Невыразимость
- Объективность (философия)
- Объективность (наука)
- Феноменология
- Кризис репликации
- Научный метод
- Субъективность
Примечания и ссылки [ править ]
- ^ Философия разума. Джэгвон Ким. 2005. Вествью Пресс, с. 75. ( ISBN 0813342694 )
- ^ Verstehen: Использование понимания в социальных науках. Майкл Мартин. 2000. Издатели транзакций, с. 64 ( ISBN 1560004169 )
- ^ Знания в ферментации: дилеммы в науке, науке и обществе. Адриан ин 'т Гроен, Хенк Ян де Йонге,Эдуард Класен, Хилье Папма и Пит ван Слоотен, ред. 2007. Издательство Лейденского университета, с. 265 ( ISBN 9789087280178 )
- ^ Брак чувства и души: интеграция науки и религии. Кен Уилбур. 1998. Рэндом Хаус ( ISBN 0375500545 )
- ^ «Сайт йоизма йоизма» . Архивировано из оригинала 30 августа 2005 г. Проверено 25 января 2020 г.
- Брак чувства и души: интеграция науки и религии. Кен Уилбер. 1998. Рэндом Хаус ( ISBN 0375500545 )