Новая странность
New Weird — литературный жанр , возникший в 1990-х — начале 2000-х годов с характеристиками странной фантастики и других поджанров спекулятивной фантастики . М. Джону Харрисону приписывают создание термина «New Weird» во введении к The Tain в 2002 году. [ 1 ] В число задействованных писателей в основном входят романисты , которые считаются представителями жанров ужасов или спекулятивной фантастики , но часто пересекают жанровые границы. Среди известных авторов — К. Дж. Бишоп , Пол Ди Филиппо , М. Джон Харрисон , Джеффри Форд , Сторм Константин , Чайна Мьевиль , Аластер Рейнольдс , Джастина Робсон , Стеф Суэйнстон , Мэри Джентл , Майкл Циско , Джефф Вандермеер и Конрад Уильямс. [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Частично корни этого жанра уходят от авторов ужасов , чьи рассказы иногда описывали как « странную фантастику ». Ярлык «странная сказка» также произошел от журнала Weird Tales ; рассказы в них часто сочетали в себе элементы фэнтези, экзистенциального и физического террора и научно-фантастических приемов. [ 3 ] Хотя художественная литература New Weird находилась под влиянием традиционной фантастики, такой как рассказы американского Лавкрафта , большая часть раннего импульса движения приписывается британским писателям. [ 4 ] Такие журналы, как Interzone и The 3rd Alternative (в настоящее время известные как Black Static ), предоставили возможности публикации авторам научной фантастики и ужасов, меняющим жанры. [ 4 ]
Выпуск в 2000 году « Станции на улице Пердидо » Чайна Мьевиля ознаменовал проникновение в массовое сознание того, что позже будет названо «Новой странной фантастикой», благодаря его критическому и коммерческому успеху. [ 5 ] Публикация в 2002 году новеллы Мьевиля «Тайн » впервые использует термин «новое странное» как жанровую категорию во введении, написанном М. Джоном Харрисоном. [ 1 ]

В 2003 году Харрисон создал сообщение на форуме, которое вызвало более широкое распространение этого термина, с вопросом: «Новый странный. Кто это делает? Что это такое? Это вообще что-то? Это вообще что-то новое?» и предполагают, что это может быть лучшей альтернативой лейблу «Следующая волна». [ 6 ]
В публикации 2008 года антологии Энн Вандермеер и Джеффа Вандермеера «Новая странность» представлена подборка новых странных историй и комментариев, задуманная как «грубое руководство к моменту или движению, известному как «Новая странность», признающее, что ключевой «момент» уже позади. , но этот момент уже длился гораздо дольше, чем принято считать, имел определенные предшественники и продолжает распространять Эффект, даже когда он рассеивается или становится чем-то другим». [ 7 ]
Определение
[ редактировать ]Данному жанру даны различные определения. Краткое изложение Дж. А. Вайнстока ответа Стефа Суэйнстона на дискуссию на форуме 2003 года, инициированную М. Джоном Харрисоном, названо «упражнениями в построении мира, характеризующимися неоднородностью источников, жанров и деталей» и «особенно эклектичными: смешением современной уличной культуры с древней мифологией». [ 8 ] По словам Джеффа и Энн Вандермеер во введении к антологии The New Weird , этот жанр представляет собой «тип городской фантастики о вторичном мире, которая ниспровергает романтизированные представления о месте, встречающиеся в традиционном фэнтези , в основном за счет выбора реалистичных, сложных реальных событий». модели мира как отправная точка для создания обстановки, которая может сочетать в себе элементы научной фантастики и фэнтези». [ 9 ]
Несоответствие строгим жанровым определениям — общепризнанная грань новой сверхъестественной фантастики. В ходе дебатов на форуме «Третьей альтернативы» Мьевиль подчеркнул эту изменчивость в своем сообщении, заявив, что «New Weird – как и большинство литературных категорий – это момент, предложение, поддразнивание, вмешательство, отношение, прежде всего, аргумент. контрольный список и скажите: «Х есть, а y нет» и подумайте, что вы поняли, о чем идет речь или о чем спорят». [ 10 ] По словам Гарднера Дозуа , антология ВандерМеерса «в конечном итоге оставила меня в таком же замешательстве относительно того, из чего именно состояла The New Weird, когда я вышел, как и когда я вошел». [ 11 ] Робин Энн Рид отмечает, что, хотя определение нового сверхъестественного оспаривается, «по общему мнению, этот термин используется» для описания художественных произведений, которые «ниспровергают фантастические клише, чтобы привести их к неприятным, а не утешительным целям». [ 2 ] Рид также отмечает, что этот жанр имеет тенденцию разрушать барьеры между фэнтези , научной фантастикой и сверхъестественным ужасом . [ 2 ] Сравнивая новую сверхъестественную фантастику с причудливой фантастикой , Роуз О'Киф из Eraserhead Press утверждает, что «Люди покупают New Weird, потому что им нужна передовая спекулятивная фантастика с литературным уклоном. Это что-то вроде попутного потока с некоторой странностью». [ 12 ]
В других СМИ
[ редактировать ]Дескриптор «новый странный» был применен к нелитературным формам СМИ. Фильмы, которые были признаны соответствующими новым странным описаниям, включают «Лабиринт Фавна» и экранизацию романа Джеффа Вандермеера «Аннигиляция» . [ 13 ] Видеоигры Thief: The Dark Project , The Elder Scrolls III: Morrowind , Disco Elysium: The Final Cut и Control также были признаны новыми странными за сочетание фэнтези, научной фантастики, ужасов и странных элементов. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] В музыке постчеловеческая эстетика таких артистов, как Арка или Бьорк . также выделяется [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Вайншток, Джеффри Эндрю (2016). «Новая странность». В Гелдере, Кен (ред.). Новые направления в популярной художественной литературе . Пэлгрейв Макмиллан. п. 196. дои : 10.1057/978-1-137-52346-4_9 . ISBN 978-1-137-52345-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рид, Робин Энн (2009). Женщины в научной фантастике и фэнтези: обзоры . АВС-КЛИО. п. 234. ИСБН 978-0-313-33591-4 .
- ^ Шавиро, Стивен (2010). Посткинематографический эффект . О Книги . п. 33. ISBN 978-1-84694-431-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Уолтер, Дэмиен Г. (22 января 2008 г.). «Новый мир New Weird» . Хранитель .
- ^ Нойс, Бенджамин; Мерфи, Тимоти С. (12 августа 2016 г.). «Введение: старое и новое странное» . Жанр . 49 (2): 117–134. дои : 10.1215/00166928-3512285 .
- ^ Вулф, Гэри (2014). Оксфордский справочник по научной фантастике . Лэтэм, Роб. Оксфорд. п. 66. ИСБН 978-0-19-983884-4 . OCLC 877561813 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вандермеер, Джефф (29 июня 2009 г.). «Новая странная антология – примечания и введение» . Борн Центральный . Проверено 26 февраля 2020 г.
- ^ Вайнсток, Джеффри Эндрю (2016), «Новая странность», в Гелдере, Кене (редактор), « Новые направления в популярной художественной литературе» , Palgrave Macmillan UK, стр. 184, номер домена : 10.1057/978-1-137-52346-4_9 , ISBN 978-1-137-52345-7
- ^ ВандерМеер, Энн; Джефф Вандермеер (2008). Новая странность . Тахион. стр. xvi. ISBN 978-1-892391-55-1 .
- ^ Маккалмонт, Джонатан (октябрь 2016 г.). «Ничего, кроме остатков» . Большое Эхо . Проверено 26 февраля 2020 г.
- ^ Дозуа, Гарднер (2009). Лучшая научная фантастика года: двадцать шестой ежегодный сборник . Макмиллан. стр. xxxvi. ISBN 978-0-312-55105-6 .
- ^ Хендерсон, Рэнди (21 апреля 2010 г.). «Причудливое чтиво 101: Не просто странно ради самого странного» . Журнал «Фэнтези» . Проверено 31 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нанналли, Майя (19 октября 2017 г.). «Руководство для начинающих по новому странному жанру» . КНИЖНЫЙ БУНТ .
- ^ «Как Thief помог создать новый странный жанр» . Журнал Эскапист . 15 октября 2020 г. Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ «Новая странная эстетика Control основана на таких фильмах, как «Твин Пикс» и «Аннигиляция» . PCGamesN . 24 августа 2019 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Эррера, Изабелия (3 декабря 2021 г.). «Арка когда-то создавала электронную музыку. Теперь она строит миры» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ «Арка отсылает к Марии Лионсе, Сизифу, БДСМ, «новой плоти» Кроненберга…» jenesaispop.com (на испанском языке). 24.11.2021 . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ «ПОСТГУМАНИЗМ В ИСКУССТВЕ I: ТЕНДЕНЦИЯ КИБОРГА» . Revista INDIVIDUO (на испанском языке) . Проверено 15 июня 2023 г.