Гай Эндор
Гай Эндор | |
---|---|
![]() Гай Эндор (дата неизвестна) | |
Рожденный | Сэмюэл Гольдштейн 4 июля 1901 г. Бруклин , Нью-Йорк |
Умер | 12 февраля 1970 г. | (68 лет)
Псевдоним | Гарри Релис |
Занятие | Писатель, сценарист |
Язык | Английский |
Гражданство | Американский |
Альма-матер | Колумбийский университет |
Известные работы | Оборотень Парижа (1933) Король Парижа: Роман (1956) |
Сэмюэл Гай Эндор (4 июля 1901 — 12 февраля 1970), урожденный Сэмюэл Гольдштейн , также известный как Гарри Релис , был американским писателем и сценаристом. За свою карьеру он написал множество романов, сценариев и брошюр, как опубликованных, так и неопубликованных. Культовый любимец поклонников ужасов, он наиболее известен своим романом «Парижский оборотень» (1933), который занимает значительную позицию в литературе об оборотнях, почти так же, как «Дракула» (1897) занимает в литературе о вампирах. [ 1 ] Эндор также известен своим левым романом о гаитянской революции « Бабук: История раба» . [ 2 ] Он был номинирован на премию «Оскар» за сценарий за фильм «История солдата Джо» (1945) и за роман « Я думаю о леди». . . (1946) лег в основу Бена Хекта сценария к фильму «Водоворот» (1949).
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Эндор родился Сэмюэлом Гольдштейном в Бруклине, Нью-Йорк, в семье Исидора и Малки Халперн Гольдштейн. Его отец был шахтером, изобретателем и инвестором из Питтсбурга, которому часто было трудно сводить концы с концами. Его мать покончила жизнь самоубийством, когда ему было четыре года, возможно, из-за нестабильного и часто недостаточного дохода семьи. [ 2 ] Исидор сменил имя [ нужны разъяснения ] в попытке выйти за рамки событий прошлого, он поместил детей в методистский приют. В это время Исидор продал изобретение и мечтал, чтобы его умершая жена пожелала, чтобы дети получили европейское образование, поэтому он отправил их в Вену с новообретенной удачей. Дети прожили в Вене пять лет под присмотром гувернантки-католички, но когда Исидор исчез и их средства иссякли, они вернулись в Питтсбург и жили вместе.
Там Эндор учился в Техническом институте Карнеги , но получил степень бакалавра (1923 г.) и магистратуры (1925 г.) по европейским языкам в Колумбийском университете . [ 3 ] По его собственным словам, он накопил денег, чтобы посещать занятия, и даже сдал свою кровать в аренду более богатому студенту, пока сам спал на полу. Он безуспешно защитил докторскую диссертацию. [ 4 ]
Писатель
[ редактировать ]Первым романом Эндора был «Человек из неопределенности» (1930) о бедном выпускнике колледжа, одержимом приобретением богатства; на него повлиял Роберт Льюис Стивенсон . [ 5 ]
Его самой известной работой был «Парижский оборотень» (1933), жестокая история ужасов, действие которой происходит во время франко-прусской войны и Парижской коммуны и вдохновлено произведением Ганса Хайнца Эверса , которого Эндор перевел. «Парижский оборотень» описывается Стейблфордом как «имеющий право считаться романом об оборотнях». [ 5 ] Эндор также написал то, что Стейблфорд описывает, как «несколько примечательных ужасных историй», в том числе «День Дракона» (1934), в котором научный эксперимент возвращает драконов в современный мир, и «Возвращение Лазаря» (1935) о человеке, который становится одержим диббуком своего дяди. [ 5 ] Еще одним важным рассказом Эндора были «Железные люди» (1940). [ 6 ]
После работы сценаристом Эндор опубликовал еще несколько детективов с фрейдистским оттенком ( «Думает дама…» , «Объезд ночью »), а также вернулся к своей любви к французской истории для биографических романов о Вольтере ( «Вольтер! Вольтер! [1961]). , маркиз де Сад ( «Святой Сатаны» [1965]) и Руссо . [ 2 ] Его единственный другой популярный литературный успех пришел к роману «Король Парижа: Роман» (1956), основанному на жизни Александра Дюма . Книга стала бестселлером и была выбрана Клубом «Книгой месяца» . [ 2 ]
Голливуд
[ редактировать ]После окончания университета Гай женился на Генриетте Португалия, и в 1930-х годах они переехали в Голливуд. Несмотря на то, что Эндор в конечном итоге был занесен в черный список, он сделал довольно успешную карьеру в Голливуде, работая над сценариями и идеями сюжетов для знаменитых картин того времени. Он сделал себе имя на арене сверхъестественного благодаря таким фильмам, как «Метка вампира» и «Проклятие оборотня» (по мотивам его романа «Парижский оборотень »). Хотя многие из его фильмов в то время подвергались насмешкам со стороны критиков, в последние годы они стали культовыми. [ нужна ссылка ]
На протяжении всей своей карьеры Эндор проявлял восхищение гипнозом и неспособностью персонажей контролировать свои действия, сосредотачивая свои истории на сверхъестественных недугах, таких как ликантропия и гипноз. «Безумная любовь» — американский дебют Питера Лорре , экранизация Мориса Ренара. романа В фильме «Les Mains d'Orlac» рассказывается о человеке, который после несчастного случая оказался в руках убийцы, который пытается продолжить свою ужасную карьеру. Его роман Methinks The Lady... , по которому был снят фильм с Джином Тирни , рассказывает о женщине, подвергшейся воздействию шарлатана-гипнотизера. Даже в его Фреда Астера и Джинджер Роджерс комедии «Беззаботность » Роджерса все еще подвергают гипнозу.
Эндор начал свою карьеру сценариста в 1935 году, когда он написал историю для «Румбы» , звездного средства Джорджа Рафта и Кэрол Ломбард , которая получила резкую рецензию в «Нью-Йорк Таймс» . Он работал над сценарием фильма «Знак вампира» в главной роли с Белой Лугоши . Он также написал 19-страничную трактовку, которая в конечном итоге стала «Вороном» , авторство которой ему не указано. Затем последовал ряд других фильмов ужасов, перемежающихся более популярными фильмами, в том числе номинированным на Оскар ( «История солдата Джо» ), фильмом Джона Уэйна ( «Леди из Луизианы» ) и «Беззаботность» . Его голливудская карьера завершилась в 1969 году снятым для телевидения фильмом « Не бойся зла» , для которого он написал сюжет. Это был первый телевизионный «Фильм недели» в США, который имел успех в рейтингах и год спустя породил продолжение.
Левость
[ редактировать ]Во время учебы в Колумбийском университете его привлек к левым политическим взглядам Уиттакер Чемберс , который в то время был его однокурсником, а также суровый мир Великой депрессии , в котором он жил. Он открыто называл себя противником капиталистического классового общества и империализма со всеми его расистскими основами. Пока он жил в Голливуде, Эндор несколько раз давал интервью и писал статьи для множества левых изданий, включая Black and White , The New York Clipper и New Masses .
Эндор был членом Коммунистической партии Голливуда. [ 2 ] и было расследовано Комитетом Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности во время поиска фактов проникновения коммунистов в киноиндустрию. Однако его ни разу не вызывали в «комитет по охоте на ведьм», и он не провел никакого времени в тюрьме. Из-за его коммунистических связей некоторые студии занесли его в черный список, и ему пришлось продавать свои сценарии под псевдонимом Гарри Релис. (На самом деле Релис был мужем старшей сестры жены Эндора.) Однако он оставался непокорным, утверждая, что он был бы неудачником как человек, если бы не подрывал все, за что выступал HUAC. После выхода «Секретной речи Хрущева» (1956) Эндор отказался от борьбы с черным списком всего за несколько лет до восстановления в киноиндустрии многих сторонников левых взглядов, что привело его в безвестность среди наиболее известных прокоммунистических писателей.
и был очень вдохновлен им Эндор изучал Маркса . Как резюмирует Джозеф Рэмси, он «призвал к созданию «новой школы марксистской исторической фантастики», основанной на «исследовании первоисточников», чтобы «обеспечить надежное и мощное революционное оружие»». [ 7 ] Эндор, однако, изо всех сил пытался создать значительные произведения левой художественной литературы, и он часто чувствовал себя смирившимся с сочинением того, что, по его мнению, будет продаваться, особенно после публичного провала «Бабука » с его более явно сочувствующим изображением гаитянской революции . Он сохранял глубокий интерес к историческим предметам на протяжении всей своей карьеры.
У него были сильные родственные интересы, интеллектуальные и моральные, в области мистицизма , йоги , вегетарианства, теософии и антививисекционизма . В разделе «Об авторе», завершающем издание « Парижского оборотня» в Pocket Books 1941 года , он описывает себя как «в значительной степени вегетарианца, трезвенника и некурильщика. Отказываясь, за редкими исключениями, от употребления мяса, спиртных напитков и табака, я чувствую, что увеличил счастье, которое получаю от жизни». Он заключает: «В политике я склоняюсь к коммунизму и созданию бесклассового общества». [ 8 ]
Активизм
[ редактировать ]
Хотя Эндор более известен своими художественными произведениями, он был преданным активистом, пытавшимся словами защитить тех, с кем плохо обращались американская культура и правовая система, и использовал литературу, чтобы осветить то, что он считал историческими упущениями. Яростный критик, как и его подруга Лилиан Смит , [ 2 ] сегрегации и Джима Кроу, Эндор написал брошюры по многим антирасистским причинам, в том числе «Преступление в Скоттсборо» о мальчиках Скоттсборо и их последующем судебном процессе.
В 1942 году Эндор активно участвовал в защите арестованных по делу « Сонной лагуны » (также известному как «чикано Скоттсборо»), когда семнадцать мексиканских подростков были заключены в тюрьму за убийство. Несмотря на скудность улик, полное отсутствие свидетелей и отсутствие орудий убийства, их спрятали на волне истерии, прокатившейся по газетам Лос-Анджелеса. Эндор вмешался в дело, когда расследовал дело, и был поражен отсутствием доказательств. [ 9 ] Он приступил к написанию брошюры под названием «Тайна сонной лагуны» , в которой подробно были описаны ошибки и упущения, связанные с этим делом. Выступая с речью в радиошоу Эла Джарвиса, Эндор назвал «Сонную лагуну» «названием позора, который должен быть на совести каждого порядочного американца – и особенно каждого порядочного человека, живущего в Лос-Анджелесе – потому что мы позволили этому случиться». здесь." Чтобы склонить своих читателей к своему образу мышления, Эндор использовал тактику запугивания, угрожая своим читателям, что, если они позволят этому случиться, они, по сути, могут быть следующими. В течение следующего года он часто переписывался с защитой, давал интервью и выступал на радиошоу, пытаясь помочь подросткам. В конце концов его попытки увенчались успехом, и благодаря информации, изложенной в его брошюре, и изменению общего мнения приговор был отменен.
Эндор поддерживал неправительственные программы реабилитации наркоманов и стал преданным сторонником Фонда Синанон , скандальной коммуны в Южной Калифорнии, занимающейся реформированием и реабилитацией наркоманов и алкоголиков (позже, как Церковь Синанон , она начала собственное утопическое общественное движение). Он составил брошюры и опубликовал историю коммуны Синанон . Он также преподавал художественную литературу в Народном образовательном центре Лос-Анджелеса , CPUSA ответвлении Нью-йоркской рабочей школы . [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]Отрывок из книги Эндора «Преступление в Скоттсборо» (1938), посвященный делу мальчиков из Скоттсборо, теперь появился в Цифровой публичной библиотеке Америки. [ 11 ]
Книги:
- Казанова: его известная и неизвестная жизнь (Нью-Йорк: Джон Дэй, 1929, биография)
- Человек из Лимбо (Нью-Йорк: Фаррар и Райнхарт, 1930)
- Парижский оборотень (Нью-Йорк: Фаррар и Райнхарт, 1933) (Нью-Йорк: Pocket Books, 1941)
- Меч Божий: Жанна д'Арк (Garden City Publishing Co.: Нью-Йорк, биография 1933 года)
- Бабук , (Нью-Йорк: Vanguard Press , 1934) (Ежемесячный обзор: Нью-Йорк, 1991) предисловие Ямайки Кинкейд, послесловие Дэвида Барри Гаспара и Мишеля-Рольфа Труйо [ 12 ]
- Преступление в Скоттсборо (Голливудский комитет Скоттсборо, 1938)
- Тайна сонной лагуны (Комитет защиты сонной лагуны, 1944)
- Думаю, леди... (Нью-Йорк: Дуэлл, 1946), также известный как Кошмар (Нью-Йорк: Делл, 1956)
- Король Парижа: Роман (выбор Клуба «Книга месяца») (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1956)
- Объезд ночью (Саймон и Шустер, 1958)
- Объезд через Девон (Лондон: Голланц, 1959)
- Вольтер! Вольтер! : Роман (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1961)
- Сердце и разум (WH Allen, 1962)
- Святой Сатаны: Роман о маркизе де Саде (Нью-Йорк: Корона, 1965)
- Зови меня Шекспиром: пьеса в двух действиях (Служба драматургов, 1966)
- Синанон (Нью-Йорк: Doubleday, 1968)
- Тайна сонной лагуны (R&E Research Associates, 1972)
Переводы:
- Альрауне Ханнса Хайнца Эверса (Джон Дэй: Нью-Йорк, 1929)
- Исландский рыбак Жюльена Виана (П. А. Норстедт, 1931)
- Альрауне Ханнса Х. Эверса под редакцией Р. Реджинальда и Дугласа Менвилля (Арно, 1976)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брайан Стейблфорд , «Парижский оборотень», в: Фрэнк Н. Мэгилл, изд. Обзор современной фэнтезийной литературы , Том 5. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Salem Press, Inc., 1983. ISBN 0-89356-450-8 (стр. 2102–2106).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крис Виалс, «Эндор, Гай», в Энциклопедия многоэтнической американской литературы Гринвуда , Эммануэль Сампат Нельсон, издательская группа Greenwood, 2005. ISBN 978-0-313-33060-5 (стр. 658–660).
- ^ Колумбийский колледж (Колумбийский университет). Управление по делам выпускников и развитию; Колумбийский колледж (Колумбийский университет) (1960–1961). Колумбийский колледж сегодня . Библиотеки Колумбийского университета. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Колумбийский колледж, Управление по делам выпускников и развитию.
- ^ Эндор, Гай (1941). Оборотень Парижа . Нью-Йорк: Карманные книги. п. 323.
- ^ Перейти обратно: а б с «Эндоре, (Сэмюэл) Гай», Брайан Стейблфорд в фильме «Дэвид Прингл» , Путеводитель Сент-Джеймса для писателей ужасов, призраков и готики. Лондон: Сент-Джеймс Пресс, 1998, ISBN 1-55862-206-3 (стр. 207–09).
- ^ Миллс, Роберт П. (1960). Десятилетие фэнтези и научной фантастики . Даблдэй / SFBC. ISBN 1-135-79318-2 . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ Рэмси, Джозеф Г. (весна – лето 2008 г.). «Гай Эндор и ирония политических репрессий» . Обзор Миннесоты . 70 .
- ^ Эндор, Гай (1941). Оборотень Парижа . Нью-Йорк: Карманные книги. п. 325.
- ^ Фрэнк Крутник, «Неамериканский» Голливуд: политика и кино в эпоху черного списка . Издательство Университета Рутгерса, 2007, ISBN 0-8135-4198-0 (стр. 99–100, 107, 109).
- ^ «Re: Образовательная ассоциация рабочих – Сан-Франциско» . [электронная почта защищена] . 26 июля 2000 г. Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Эндор, Гай. «Преступление в Скоттсборо» . Цифровая публичная библиотека Америки . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ Эндор, Гай (1991). «Бабук» . Ежемесячный обзор . Проверено 21 января 2017 г.
Внешние источники
[ редактировать ]- «Эндор, Сэмюэл (Гай)». Словарь литературной биографии. [ нужна ссылка ]
- Мартин, Карл Грей. «Диалектический оборотень Гая Эндора». Ле Монд Дипломатик. 15 сентября 2014 г.
- Рэмси, Джозеф. «Гай Эндор и ирония политических репрессий». Обзор Миннесоты 70. Весна/лето 2008 г.: 141–51. [ 1 ]
- Уолд, Алан . «Говорит субалтерн». Ежемесячный обзор , апрель 1992 г.: 17–29.
- Документы Гая Эндора 1925–1970 гг.
- С. Гай Эндор из Библиотеки Конгресса , 40 записей в библиотечном каталоге.
- Гай Эндор и IMDb
- Гай Эндор в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Беседа Гая Эндора с группой библиотекарей. Архивировано 16 октября 2014 г., в Wayback Machine.
- «Диалектический оборотень Гая Эндора», Карл Грей Мартин
- «Гай Эндор и ирония политических репрессий» Джозефа Дж. Рэмси
- ^ Рэмси, Джозеф Г. (2008), «Гай Эндор и ирония политических репрессий» , The Minnesota Review , 2008 (70): 141–151, doi : 10.1215/00265667-2008-70-141 , получено 21 января 2017 г.
- 1901 рождений
- 1970 смертей
- Писатели из Бруклина
- Писатели из Нью-Йорка
- Американские писатели-евреи
- Американские романисты XX века
- Американские писатели ужасов
- Американские романисты-мужчины
- Выпускники Колумбийского колледжа (Нью-Йорк)
- Американские коммунисты
- Американские исторические романисты
- Писатели исторической фантастики, действие которых происходит в период раннего Нового времени.
- Авторы исторической фантастики, действие которых происходит в современную эпоху.
- Американские писатели странной фантастики
- Американские писатели-мужчины 20-го века