Jump to content

Миссал Томаса Джеймса

Миссал Томаса Джеймса
Фронтиспис миссала, fo 6 vo.
Художник Аттаванте из Аттаванти
Год в. 1483-1484 гг.
Середина Масло на из тополя панно
Размеры 39,2 см × 28 см (154 × 11 дюймов)
Расположение Муниципальная библиотека Лиона, Лион
Присоединение Мс 5123, инв. 36,1

Миссал Томаса Джеймса — это иллюминированная рукопись, созданная около 1483 года для Томаса Джеймса, епископа Доля в Бретани . Он представляет собой текст миссала для использования в Риме и был заказан бретонским прелатом , который был близок к папе Сиксту IV и итальянским гуманистическим кругам, живя в папском городе. Работа была создана итальянским художником Аттаванте дельи Аттаванти и сотрудниками его студии во Флоренции . на всю страницу Он содержит две миниатюры на две трети страницы , миниатюры , 165 исторических инициалов и многочисленные поля, украшенные медальонами, изображающими святых или сцены из жизни Христа . Эти украшения являются представителями флорентийского искусства эпохи Возрождения , вдохновленными древними предметами и фламандским искусством. Он послужил образцом для других рукописей того же художника, в том числе «Миссала Матиаса Корвина». Рукопись , оставалась в Доль-де-Бретань когда ее продал и приобрел архиепископ Лиона до 19 века . В настоящее время он хранится в Муниципальной библиотеке Лиона. по ссылке Мс.5123. Однако она частично искалечена: фронтиспис вырезан и удалено пять листов. Одна из них, изображающая Распятие , хранится в Музее современного искусства Андре Мальро в Гавре .

Контекст создания

[ редактировать ]

Аттаванте дельи Аттаванти , художник, подписавший рукопись ( f тот 6 v тот ), был известным художником-иллюминатором конца 15 века. Многие аристократы и прелаты со всей Европы стремились получить рукопись украшенную его рукой , в том числе Федерико да Монтефельтро , герцог Урбино, Матьяш Корвин , король Венгрии , Мануэль I , король Португалии , Жорж д'Амбуаз , архиепископ Руанский, и Лоренцо Медичи . [1] Последний посредством своих дипломатических отношений с Римом помог познакомить флорентийских художников с папским городом. Между 1477 и 1483 годами Сикст IV пригласил лучших художников города для украшения Сикстинской капеллы . Среди них был Доменико Гирландайо , художник, оказавший глубокое влияние на стиль Аттаванте , с которым он, вероятно, сотрудничал. В частности, вместе с Доменико братом Давиде , [2] они сотрудничали при оформлении Библии Федерико да Монтефельтро . В этом контексте одна из первых работ, идентифицированных как принадлежащая его студии, была заказана бретонским монахом, живущим в Риме .

Покровитель и дата

[ редактировать ]
Изображение молящегося покровителя на миниатюре Страшного суда , fo 203 ro.
Герб . Томаса Джеймса в руках херувимов, fo 17 vo

Покровителя этой работы можно узнать по его гербу , который несколько раз появляется на полях рукописи: «D'or, au Chef d'azur chargé d'une Rose d'or» , что соответствует гербу Томас Джеймс. Он был уроженцем Сен-Обен-дю-Кормье , имел докторскую степень в области права . Он продолжил церковную карьеру в Бретани , занимая несколько религиозных должностей, в том числе титул архидьякона Пентьевра. Будучи близким другом Пьера Ландэ , советника Франциска II, герцога Бретани , он начал карьеру дипломата при Святом Престоле в Риме , куда он поступил в 1470-х годах, став близким другом папы Сикста IV . Он был назначен епископом Леона в 1478 году (епархия, в которое он так и не вернулся), губернатором замка Сант-Анджело в конце 1478 года, а затем епископом Доля в 1482 году. В то время он принадлежал к окружению кардинала Гийома д' Эстутвиля , архиепископа Руана , который , вероятно, познакомил его с художественными кругами. Гуманист Джулио Помпонио Лето посвятил ему латинскую грамматику в 1483 году, и у него был епископский сан. тюлень [3] [4] гравированы римскими мастерами.

Заказ на миссал известен из двух писем, подписанных флорентийским художником Аттаванте дельи Аттаванти , датированных 1483 и 1484 годами. Они адресованы Таддео Гадди (потомку одноименного флорентийского художника), жившего в папском городе и отвечал за контроль производства работ от имени клиента. Свои письма художник подписывал «le miniaturiste de l'évêque de Dol» ( «миниаторе дель весково ди Доло» по-итальянски). Эта комиссия стоимостью почти 200 дукатов , вероятно, относится к его назначению епископом Дола . В июле 1483 года, после побега узника из замка Сант-Анджело , Томас Джеймс был освобожден от должности губернатора. Джеймс покинул Рим в конце того же года, вероятно, из-за смерти кардинала д'Эстутвиля до завершения работ. Именно его племянник Франсуа позволил ему вернуть его во Флоренции в 1484 году через семью Риньери. Аттаванте подписывает работу на фронтисписе и указывает дату ее создания: 1483 год. [5] [6]

История рукописи

[ редактировать ]

Рукопись 1200 упоминается в описи епископа после его смерти в 1504 году. На тот момент ее оценивали в дукатов . 20 мая 1791 года он снова был внесен в опись собора : « Missel à l'usage de Rome en veslin garni de peintures » (Служебник для пользования Римом на пергаменте , украшенном росписью). Он оставался в коллекциях Дольского собора до XIX века. В 1847 году он был продан приходским протоиерей парижскому книготорговцу после того, как безуспешно предложил его Годфруа Броссе-Сен-Марку, архиепископу Ренна . . Его быстро изучили ученые Шарль Каье и Огюст де Бастар д'Эстан Позже он был продан кардиналу Луи Жаку Морису де Бональду , архиепископу Лиона и великому коллекционеру произведений искусства. После его смерти она была передана в дар вместе с остальной частью коллекции архиепископа в сокровищницу Лионского собора . Его заново открыл и впервые изучил Леопольд Делиль в 1882 году. [7] [8] и классифицирован как исторический памятник в 1902 году. [9] После принятия французского закона 1905 года о разделении церквей и государства первосвященников рукописи были переданы в Муниципальную библиотеку Лиона . [10]

За свою историю рукопись претерпела несколько изменений, включая удаление пяти листов. Только одно из них было найдено: Распятие , которое в настоящее время находится в Музее современного искусства Андре Мальро в Гавре , где оно было приобретено в 1903 году по завещанию семьи Ланжевен-Берзан. Неизвестно, когда листы были удалены из рукописи . Возможно, его вырезали между моментом отъезда из Доля и прибытием в Лион . Возможно, его также отделили в 18 веке, когда он был восстановлен. [2]

Описание

[ редактировать ]
Пример текстовой страницы в начале Адвента , fo 7 ro.

Кодикология

[ редактировать ]

Работа содержит традиционный текст римских миссалов на латыни : [11] [12]

Текст пишется в две колонки по 26 строк каждая. Он состоит из 430 листов -фолио, пергаментных образующих 8-листовые листы . Листы размером 39,2 × 28 см были слегка порезаны при переплете в 18 веке. Рукопись неполная , так как отсутствуют пять листов. Среди недостающих листов — лист, содержащий ноябрь и декабрь в календаре (перед фронтисписом, ( fo 6 ro), а также лист для службы в первое воскресенье Адвента , после фронтисписа . Также отсутствует на фронтисписе. в центре рукописи лист перед началом канона, второй того же канона и последний лист, обозначающий начало пасхальной службы .

Украшение

[ редактировать ]

Рукопись . на всю страницу до сих пор содержит две миниатюры на третью страницу , две миниатюры , 165 исторических инициалов и многочисленные поля, украшенные историческими виньетками [10] Одна полностраничная миниатюра была вырезана и сейчас хранится в Музее современного искусства Андре Мальро в Гавре по завещанию 1903 года (инв.36.1). [6]

Фронтиспис

[ редактировать ]

Фронтиспис золотыми (fo 6 vo, воспроизведен вверху страницы) содержит украшение, занимающее всю страницу, и используется для обрамления , написанного инципита текста миссала заглавными буквами. Небольшая центральная рамка с текстом была вырезана в неизвестную дату и остается пустой до сих пор. Текст был начертан на большом резном образе, установленном на алтаре . Передняя часть этого алтаря украшена барельефом, изображающим Триумф Нептуна и Амфитриты , вдохновленным украшением древнеримского саркофага , сейчас находящегося на вилле Медичи . [2] [13]

Он окружен архитектурными и скульптурными элементами, вдохновленными античностью и флорентийским Возрождением . двухэтажная лоджия с видом на дворец, вдохновленный Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции На левом заднем плане видна . На правом заднем плане показано здание, вдохновленное баптистерием Святого Иоанна во Флоренции, напротив другого здания, построенного в стиле римской базилики. Внизу стоит подпись художника: «ACTAVANTE DE ACTAVANTIBUS DE FLORENTIA / HOC OPUS ILLUMINAVIT + D MCCCCLXXXIII» . Поле украшено многочисленными завитками, окружающими медальоны, образующими небольшие сцены. Медальоны в четырех углах изображают сивилл, одетых во флорентийском стиле. Медальон в центре слева представляет Святого Антонина Флорентийского , а медальон в центре справа представляет Святого Бонавентура . Шесть других медальонов воспроизводят античные камеи из коллекций Лоренцо Медичи . На двух нижних изображены Вакх, обнаруживший Ариадну на Наксосе , и Le Char d'Ariane et de Bacchus trainé par des Psychés. (сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя ). В нижнем центральном поле изображен герб епископа, которого держат два херувима . [14]

Страшный суд , fo 203 ro.

Начало канона мессы

[ редактировать ]

Другая полностью украшенная страница, сохранившаяся в рукописи , — это начало Канона Мессы (fo 203 ro). В верхней части страницы размещена миниатюра , изображающая Страшный суд . Покровитель, Томас Джеймс, изображен стоящим на коленях перед Святым Михаилом , с непокрытой головой и в постриге . Его лицо почти не изображено, художник применил почти профильную перду, чтобы не рисовать черты модели, которую он, вероятно, никогда не встречал. На заднем плане сцены изображены пейзажи, вдохновленные Тосканой , и город с церковью в стенах, вдохновленной собором Святой Марии Цветка во Флоренции . В левом нижнем углу буква « Те Igitur» закрыта небольшой картиной, изображающей Воскресение Иисуса . двенадцать медальонов, изображающих эпизоды до и после этой евангельской На декорированных полях страницы размещены сцены: «Снятие с креста» , « Пьета» , « Погребение Иисуса» , «Сошествие в Лимбо» , «Святые женщины у гроба» слева. поле сверху вниз. Внизу страницы две квадратные виньетки: Noli me tangere и ученики Эммауса . На правом поле снизу вверх: « Неверие святого Фомы» , «Вознесение» , «Успение » и «Коронование Богородицы» . Внизу страницы снова появляется герб Томаса Джеймса между двумя ангелами. [15]

Гавр Фолио

[ редактировать ]
Распятие , «Гавр » фолиант

Гаврский фолиант содержит Распятие , которое было помещено напротив фолио 203. Основанная на канонах флорентийской живописи XV века полностраничная миниатюра выполнена в форме небольшой картины. Он включает в себя влияние ранней нидерландской живописи (когда-то известной как фламандские примитивы ) с ее вниманием к деталям в пейзажах, слегка окутанных туманом, и передачей материалов. В той же позе, что и на предыдущей странице, но перевернутой, снова изображен Фома Иаков в юношеском синем одеянии, стоящим на коленях у подножия святого Иоанна, с непокрытой головой и в постриге. В городе на заднем плане видно несколько римских памятников, таких как купол Пантеона , стены вокруг базилики Святого Петра и замок Сант-Анджело . В толпе красное знамя с буквами SPQR . [2] [16]

Позолоченная рамка, окружающая сцену, изображает эпизоды из жизни Иисуса и его Страстей . Слева — Радостные Тайны: сверху вниз — Благовещение , Рождество , Богоявление , Обрезание , Христос среди врачей и, слева внизу страницы, Крещение . Эта последняя сцена представляет собой репродукцию «Крещения Христа», написанную Андреа дель Верроккьо и Леонардо да Винчи . Справа это Страсти , [17] начиная с Тайной Вечери справа внизу, затем снизу вверх Скорбные Тайны: La Prière dans le Jardin des oliviers (Молитва в Елеонском саду), Арест Иисуса , Иисус перед Пилатом , Бичевание , к Несущему крест Христу и Распятию для главной сцены. [16] [18]

Начало общины святых и вторичное украшение

[ редактировать ]

Последняя и наиболее украшенная страница — это начало общения святых (fo 358 vo). В верхней трети страницы изображено L'Assemblée céleste (Небесное собрание): центральная группа фигур непосредственно вдохновлена ​​присутствующими на Страшном суде (fo 203 ro). Другие украшения рукописи включают одиннадцать страниц с декорированными полями между fo 18 vo и fo 31 vo, каждая из которых сопровождается историческим инициалом . Поля украшены тонкими акантовыми свитками, окружающими медальон с изображением библейских сцен. Остальные страницы, до 200, просто иллюстрированы витиеватыми инициалами и группами свитков . Во второй части (с фо 203 и до конца) страницы содержат те же свитки, что и в первой части, сопровождаемые 150 инициалами , изображающими либо полуфигуру, либо группу фигур, либо, реже, целую сцену. [19]

Атрибуция украшения

[ редактировать ]

Не все иллюстрации в рукописи приписаны Аттаванте : в оформлении участвовали и сотрудники его студии. Художник, по-видимому, участвовал в создании фронтисписа , начальной страницы канона и некоторых инициалов первой половины тома: «Рождество» (fo 16 vo), « Поклонение пастухов» (fo 19 ro), Богоматерь на престоле (20 видео), Избиение невинных (24 видео), Мученичество Томаса Бекета (25 видео), Обрезание (28 видео) и Поклонение волхвов (29 видео) . Остальные приписываются двум близким сотрудникам на основании менее точного стиля их статей. искусствоведами наиболее искусным, является единственным автором украшений для инципита общины Один из них, считающийся святых (fo 358 ro) и создал богатейшие рамы в первой части рукописи . Вторая половина полностью находится в руках тех же двух неустановленных сотрудников студии. Самым умелым мог бы стать автор исторические инициалы в этом разделе. [19] Также выдвигалась гипотеза, что Ксенофонта Гамильтон (который уже работал с Аттаванте над Библией Федерико да Монтефельтро ). в украшении фронтисписа участвовал мастер [20] страница.

Влияние Аттаванте на другие рукописи

[ редактировать ]

Украшения рукописи были повторены и в других произведениях, позже оформленных Аттаванте дельи Аттаванти и сотрудниками его студии, например, Бревиайре де Матиаса Корвина (Бревиарий Матиаса Корвина), ныне хранящемся в Библиотеке Ватикана (Urb.lat.112). , датированный 1487–1492 годами, имеет такой же тип фронтисписа . Но это особенно верно в отношении его миссала, находящегося сейчас в Королевской библиотеке Бельгии (г-жа 9008), датированного между 1485 и 1487 годами. Миссал Томаса Джеймса очень близок к последнему, поскольку Аттаванте использовал те же размеры, те же модели, те же наброски и почти такая же нумерация страниц для второго миссала , написанного три года спустя. Миниатюра практически идентична, отличается лишь Распятия Добрым фоном и некоторыми мелкими деталями, такими как два ангела над Разбойником . [21] Существует также разница в количестве исторических инициалов во второй части рукописи: брюссельская рукопись содержит всего около 50 по сравнению со 150 в лионской рукописи . Это позволяет угадать содержание исчезнувших из лионской рукописи страниц. Например, страница, ранее находившаяся напротив фронтисписа , в начале миссала , содержала на полях медальоны с изображением сцен из жизни Богородицы и инициал с изображением Давида . Пасхальная Воскресение страница содержала текст, изображающий Иисуса . [22] Инициал (Ms. 154, fo Рождества Кембридж ) встречается также в другой более поздней работе Аттаванте : Часослове в Музее Фицуильяма , (fo 16 ro 14 ro). [23]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Делиль, Леопольд (1882). «МИССАЛ ТОМАСА ДЖЕЙМСА ЕПИСКОПА ДОЛ: ПИСЬМО ГРАФУ ОГУСТУ ДЕ БАСТАРДУ» . Библиотека Школы чартов (на французском языке). 43 : 311–315. дои : 10.3406/bec.1882.447089 . JSTOR   43000308 .
  • Берто, Эмиль; Биро, Ж. (1906). «Миссал Томаса Джеймса, епископа Дола». Обзор древнего и современного искусства (на французском языке). 20 : 129–146. ISSN   2021-0663 .
  • Лероке, Виктор (1924). Сакраментарии и рукописные миссалы публичных библиотек Франции (на французском языке). Полет. 3. Париж. стр. 223–225. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Джоли, Генри (1931). Миссал Аттаванте Томасу Джеймсу, епископу Доля (на французском языке). Лион: Друзья Лионской библиотеки.
  • Бреск-Ботье, Женевьева; Крепен-Леблон, Тьерри; Табуре-Делахай, Элизабет (2010). Франция 1500: между Средневековьем и Возрождением (Каталог выставки Гран-Пале в Париже) (на французском языке). Париж: РМН. п. 360. ИСБН  978-2-7118-5699-2 .
  • Хато, Николас; Джейкоб, Мэри (2016). Иллюминированные сокровища Нормандии. (Повторное) открытие (на французском языке). ПУ ДЕ РЕНН. стр. 255–256. ISBN  9782753551770 .
  • Бутон, Дайан Э. (2018). «Покровительство и итальянская аккультурация Томаса Джеймса, епископа Доль-де-Бретань, в конце 15 века». Рукописные книги и меценатство от средневековья до эпохи Возрождения (на французском языке). Полет. 21. Бреполи: Пеция. Книга и письменное слово. стр. 231–258. дои : 10.1484/J.PECIA.5.118861 . ISSN   2295-970X . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  • Лабриола, Ада (2008). Флоренция и древние Нидерланды 1430-1530 Диалоги художников: от Яна ван Эйка до Гирландайо, от Мемлинга до Рафаэля... (на итальянском языке). Флоренция: Слоги. стр. 111–112. ISBN  978888347730-0 .
  • «Мисс 5123 // Миссал» . Муниципальная библиотека Лиона (на французском языке).
[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Ферретти, Патриция. «Аттаванти, Аттаванте [Ванте ди Габриэлло Ванте Аттаванти]» . Гроув Арт онлайн .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Лабриола (2008 , стр. 111)
  3. ^ Берто и Биро (1906 , стр. 129–130)
  4. ^ Осмонд, Патрисия. «Томас Джеймс» . Реперториум Помпонианум . (С дополнениями Дайан Бутон).
  5. ^ Берто и Биро (1906 , стр. 130–131)
  6. ^ Перейти обратно: а б Бреск-Ботье, Крепен-Леблон и Табуре-Делаэ (2010 , стр. 360)
  7. ^ Делиль, Леопольд (1882). «Миссал Томаса Джеймса, епископа Доля. Письмо графу Огюсту де Бастарду» . Библиотека Школы чартов (на французском языке). 43 : 311–315. дои : 10.3406/bec.1882.447089 .
  8. ^ Берто и Биро (1906 , стр. 131–132)
  9. ^ «Рукопись: миссель Томаса Джеймса, епископа Дола» . Министерство культуры Франции. (на французском языке).
  10. ^ Перейти обратно: а б Миссал Аттаванте
  11. ^ Хореманс, Жан-Мари (1993). Миссал Матиаса Корвина и Возрождение в Венгрии (на французском языке). Брюссель. п. 61. ИСБН  2870930801 .
  12. ^ Берто и Биро (1906 , стр. 133)
  13. ^ Бобер, Филлис; Рубинштейн, Рут (1986). Художники эпохи Возрождения и античная скульптура: Справочник источников . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9781905375608 .
  14. ^ Берто и Биро (1906 , стр. 135, 136, 145, 146)
  15. ^ Берто и Биро (1906 , стр. 136, 144)
  16. ^ Перейти обратно: а б Хатот и Джейкоб (2016)
  17. ^ Могер, Мишель (2002). Мерцающая Бретань: история герцогства в средние века в иллюминации. Твердый переплет (на французском языке). Апогей. ISBN  978-2843981265 .
  18. ^ Берто и Биро (1906 , стр. 142, 145)
  19. ^ Перейти обратно: а б Берто и Биро (1906 , стр. 136–138)
  20. ^ Лабриола и (2008 , стр. 112)
  21. ^ Хореманс, Жан-Мари (1993). Миссал Матиаса Корвина и Возрождение в Венгрии (на французском языке). Королевская библиотека Альберта I. стр. 78–79. ISBN  2870930801 .
  22. ^ Берто и Биро (1906 , стр. 139–140.)
  23. ^ Панайотова, Стелла (2016). ЦВЕТ: Искусство и наука иллюминированных рукописей . Харви Миллер. п. 320. ИСБН  978-1-909400-56-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76076523f13016ba276571808895a1d6__1715318160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/d6/76076523f13016ba276571808895a1d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Missal of Thomas James - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)