Дольский собор
Дольский собор Собор Сен-Самсон в Доле | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Костел |
Область | Иль и Вилен |
Обряд | Роман |
Церковный или организационный статус | Кафедральный собор |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Доль-де-Бретань , Франция |
Территория | Епископство Дол |
Географические координаты | 48 ° 33'3 ″ с.ш. 1 ° 45'21 ″ з.д. / 48,55083 ° с.ш. 1,75583 ° з.д. |
Архитектура | |
Тип | церковь |
Новаторский | 13 век |
Завершенный | 18 век |
Собор Доль-де-Бретань ( фр . Cathédrale Saint-Samson de Dol ) — римско-католическая церковь, расположенная в Доль-де-Бретань . Собор посвящен святому Самсону , одному из святых-основателей Бретани. Раньше это была резиденция архиепископа Доля, одного из девяти древних епископств Бретани. Собор сильно пострадал от эксцессов Французской революции, став сначала «Храмом де ла Резон», затем конюшней, затем складом. Революционеры нанесли значительный ущерб, многие сокровища были потеряны. Когда он в конечном итоге вернулся к статусу молитвенного дома, его роль епископства была упразднена Конкордатом 1801 года , когда епархия Доль была объединена с епархиями Ренна и Сен-Мало. Конкордат 1801 года — соглашение между Наполеоном и Папой Пием VII, подписанное 15 июля 1801 года в Париже, целью которого было национальное примирение между революционерами и католиками. Конкордат был отменен законом 1905 об отделении церкви от государства . [1]
Здание примечательно эклектичным сочетанием стилей и особенностей, например, незавершенной северной башней у главного входа, выходящего на запад. Строительство башни было начато в 1520 году, но так и не было завершено из-за нехватки средств. Местный миф гласит, что верхушку сбил дьявол, бросивший находившийся неподалеку менгир в здание Доль-де-Бретань.
Собор Сен-Самсон, резиденция древнего епископства Доля, датируется 13 веком и выполнен в основном в готическом стиле с норманнским и английским влиянием. Он был построен на месте старой церкви, в которой Номиноэ был коронован как первый король Бретани в 850 году. Эту старую церковь заменили собором в романском стиле, который, в свою очередь, был разрушен в 1203 году солдатами Жана Сан-Терре , и мало что сохранилось. слева от этого здания сегодня. От святого Самсона в VI веке до монсеньора де Герсе, расстрелянного в Ванне в 1795 году, епископство Доль занимало более 80 епископов. С 1880 года архиепископ Ренна является архиепископом Ренна, Доля и Сен-Мало. В соборе сохранилось мало старой обстановки: в 1742 году капитул собора решил избавиться от всех старых епископских гробниц и заново положить мощение хоров, а в 1793 году перегородка, отделявшая хор от нефа, была снесена и заменена железная решетка по приказу ревнителей революции. [1]
Самсон родился в Уэльсе в конце V века. Он стал монахом и был настоятелем монастыря в Калди. Он переехал в Ирландию и примерно в 548 году вместе с несколькими коллегами совершил путешествие в Арморику и основал там монастырь. Позже, при поддержке бретонского короля Жюдикаэля , он сыграл ключевую роль в основании города Дол и его епископства. Он умер в 565 году в Доле, назначив Маглуара своим преемником, и его могила стала местом назначения многочисленных паломников и включена в бретонский Тро Брейж . На одной из рам витражей собора изображен Самсон, плывущий в Арморику («Святой Самсон fait voile vers l'Armorique»). [1]
Вехи истории собора
[ редактировать ]В 548 году Самсон прибыл в Дол из Уэльса и основал там монастырь, а в 555 году Иудаэль, бретонский король, распорядился, чтобы монастырь считался епископством. [2]
После коронации Номинои, бретонского правителя в 848 году, он назначил епископа архиепископом, и город стал религиозной столицей Бретани («церковная метрополия Бретани»), и вскоре существующую церковь заменил собор. Он был разрушен викингами в 1014 году. Затем был построен романский собор. В середине одиннадцатого века между Папой Григорием VII и королями Франции, поддержанным архиепископом Турским, возник спор по поводу Доль-де-Бретани, исполняющего роль епископства, и в 1199 году епископство было отозвано, а юрисдикция была возвращена архиепископ Турский. Действия Номиноэ были фактически отменены. [2]
Вильгельм Завоеватель трижды осаждал Дол. В 1065 году Вильгельм Завоеватель вступил в конфликт с Конаном II , который сменил Алена III и осадил Дол. Эта осада изображена на части гобелена из Байе . Вторая осада произошла в 1076 году и продолжалась 40 дней до вмешательства короля Филиппа I. Говорят, что третья осада произошла в 1086 году. [2]
В 1203 году английский король Джон Безземельный , известный во Франции как «Жан без Земли» и предполагаемый убийца Артура де Бретани, сжег романский собор и оккупировал Дол на один год; от этого здания сохранилось немного остатков. Тогда, опасаясь за свою душу и в порыве раскаяния, он вложил средства на реконструкцию собора, начатую в том же году при епископстве Жана VII де Лизоне. В небольшом углу южной башни есть резьба, изображающая «Жана без Земли» с кривой ухмылкой. Он определенно не был другом народа Дола. [2]
К 1223 году неф был завершен, и впоследствии мощи святого Самсона были привезены обратно в собор из Нормандии, куда они были перевезены в целях безопасности. Неф имеет семь переходов и классический готический фасад с аркадами, трифорием и высокими окнами с проходом под ними. Преемник де Лизоне Клеман де Витре (известный как Клеман де Коэкен или де Коэкен) позаботился о строительстве трансепта и хора. Хор имеет пять крестовин и десять приделов и завершается прямоугольным шеветом. Наличие мощей святого Самсона привлекло паломников, и это вызвало необходимость строительства амбулатории . Хор, амбулатория и десять боковых часовен вокруг амбулатории были завершены к 1279 году. Собор теперь функционировал, хотя его готические башни еще предстояло построить. [2]
Крылья на южной стороне собора были пристроены в 14-15 веках. Примерно в это же время были добавлены капитул и казначейство.
Стендаль описал собор как « одно из самых замечательных произведений, которые готическая архитектура может предложить нашему восхищению ». [1]
Внешний вид собора
[ редактировать ]Несколько фотографий внешнего вида собора
[ редактировать ]- Вид на фасад собора Сен-Самсон в Доль-де-Бретань.
- Вид на апсиду собора Сен-Самсон в Доль-де-Бретань. Обратите внимание на апсидальную часовню.
- «Большое крыльцо» собора.
- «Маленькое крыльцо» собора.
- Башня, возвышающаяся над соборным переходом
- Герб монсеньора Франсуа де Лаваля в соборе Сен-Самсон Доля.
- Герб монсеньора Шарля д'Эспине, епископа Доля с 1558 по 1591 год. Расположен в северной части нефа собора Сен-Самсон.
- Герб монсеньора Жана-Луи де Буше де Сурша. Епископ Доля с 1715 по 1748 год. Также расположен в северном нефе собора Сен-Самсон.
- Герб монсеньора Жана-Франсуа Донделя, епископа Доля с 1749 по 1767 год. Также расположен в северном нефе собора Сен-Самсон.
Западный фасад
[ редактировать ]. По всей ширине фасада проходит архитрав с листовидным узором Фронтон увенчан статуей епископа. [1]
Северный фасад
[ редактировать ]Приделы хоров увенчаны зубчатым парапетом с бойницами, придающими собору вид крепости. [1]
Размеры
[ редактировать ]- Внешняя длина: 93,50 м.
- Длина нефа: 39,25 м.
- Ширина нефа: 17,05м.
- Высота под сводом нефа: 20,20м.
- Трансепт : 8,80 на 8,35 м.
- Длина плеч трансепта: 9,85 м.
- Длина хора: 27,55м.
- Ширина хора: 8,65м.
- Высота свода хора: 20,50м.
- Глубина хора с амбулаторием: 31,80м.
- Ширина хора и бортов: 18,35м.
- Общая ширина хора с приделами 26,05м.
Подъезды
[ редактировать ]Собор имеет два притвора.
Западное крыльцо или Большое крыльцо
[ редактировать ]Большое прямоугольное западное крыльцо, расположенное между двумя башнями собора, является остатком более раннего романского собора. В 15 веке епископ Кере приказал возвести свод на пересекающихся стрельчатых арках. Двери с трилистниками на крыльце ведут в собор. Размеры крыльца составляют 6 метров 20 на 7 60 метров. На замковом камне свода крыльца изображен герб Кере. [2]
«Большое крыльцо» собора, также известное как «Шапитрет» или «Порш Сен-Маглуар», состоит из трех аркад, украшенных 38 барельефами и 132 статуэтками из белого камня работы лауреата Римской премии Жана Буше (художник). . Сам дверной проем сделан из гранита и датируется 14 веком.
Центральная аркада показывает сцены из жизни Христа: Голгофа; Иисус исцеляет больного; Иисус среди законников; саду агония в Гефсиманском ; Mater Dolorosa ( Скорбящая Богоматерь ); Симон Киринеянин ; Поклоняющиеся ангелы; «Святое лицо» (лик Христа) и Адам и Ева (копия барельефа в соборе Парижской Богоматери)
В аркаде, обращенной на восток, у колодца изображены сцены из жизни Девы Марии : Мария, несущая младенца Иисуса; бегство в Египет ; коронация; Посещение ; Благовещение ; Рождество пастухам и Благовещение .
На аркаде, выходящей на запад, изображены сцены из истории Бретани: смерть Святого Самсона; призвание Жюдикаэля; арест Сент-Катрины; Благотворительность; благословение Номиноя , отправляющегося в крестовый поход; святого Дола посещают несколько человек, один из которых обращается с просьбой к королю; мученичество Святой Екатерины, а также хороший и плохой богач.
Вот несколько изображений великолепной резьбы Буше.
- Вид на Большое крыльцо с тремя аркадами.
- Часть Большого крыльца с барельефами и статуэтками Буше, расположенными рядами по три.
- Большое крыльцо с рельефами и статуэтками Буше.
- Аркада, выходящая на восток
- Аркада, выходящая на юг
Этьен Никол описал резные фигурки Буше как « достойные великой традиции средневековых художников по граниту ». [4]
Небольшое крыльцо, известное как «Епископское крыльцо».
[ редактировать ]На южном фасаде находится небольшое крыльцо, построенное в 13 веке и известное как епископское крыльцо, поскольку оно позволяло епископу иметь отдельный вход. В 15 веке его заменило гораздо более величественное крыльцо, которое в конце 19 века было украшено библейскими рельефными резными фигурками скульптора Жана Буше , включая дерево Иессея (Arbre de Jesse). Герб в тимпане изображает три сердца и является гербом епископа Кере (1405–1429), который инициировал замену в 15 веке. Крыльцо имеет треугольный фронтон с двумя стрельчатыми аркадами, опирающимися на колоннеты . Интерьер украшен стрельчатыми аркадами, окнами-розетками и белым камнем с резной листвой. Размеры крыльца 3 метра 70 на 3 метра 20. [2]
- Две двери внутри Porche de l'Eveque, ведущие в собор.
- Резной фриз над дверями на крыльце «Порш де л'Эвек».
- Часть "Порш де Л'Эвек".
- Свод на Порш-де-Левек.
Башни собора
[ редактировать ]Собор имеет две башни. [5]
Северная башня
[ редактировать ]Некоторые сравнивают северную башню с темницей, а не с башней собора, и в ней сохранились некоторые части оригинальной романской башни. Строительство башни началось в 1520 году во время епископства Матюрен де Плеран (1504-1521), но башня не была завершена из-за нехватки средств. Всего было построено четыре этажа плюс первый этаж. Башню поддерживают два больших контрфорса, а каждый из четырех ее этажей освещен двумя маленькими окнами с фризом наверху, вырезанным в виде ламбрекена . [2]
Южная башня
[ редактировать ]Южная башня была построена между 13 и 17 веками. Он имеет четыре этажа, включая первый этаж, и имеет высоту 52 метра. Колокольня (колокольня) датируется 17 веком. [1]
Интерьер собора
[ редактировать ]Неф
[ редактировать ]Неф имеет семь пролетов, шесть из которых имеют боковые проходы. Он имеет пять больших аркад, увенчанных трифорием и фонарем : традиционный готический фасад.
Трансепты
[ редактировать ]Центр трансепта образуют четыре готические триумфальные арки. В северном трансепте есть окно, посвященное Святой Анне, а в южном трансепте есть окно, посвященное Святой Маглуаре. В северном трансепте находятся могилы Томаса Джеймса и Жана де Брука. [1]
Хор
[ редактировать ]Завершено в 1265 году, когда монсеньор Жан Маэ начал свое епископство. [1]
Прикроватная тумбочка
[ редактировать ]собора Шевет открывается на амбулаторию через две арки. В нише на территории Чевета находится небольшая статуя Девы Марии с младенцем.
Киоски
[ редактировать ]77 дубовых киосков, обставленных хором, датируются началом 14 века и являются старейшими и самыми важными в Бретани. Резьба находится на подлокотниках каждого прилавка, а не как в Трегье и Сен-Поле, где она украшает мизерикорды. В Доле резчики по дереву вырезали почти полный профиль средневекового населения города. [2]
Планировка собора
[ редактировать ]В собор лучше всего войти через западное крыльцо и портал: северная башня слева и южная башня справа. В южном нефе собора находится так называемое «малое крыльцо». Также в южном нефе и прямо перед южным трансептом находится бывший дом капитула и часовни Сен-Маглуара и Святого Причастия. Могила Томаса Джеймса расположена в северном трансепте. Вокруг хора десять часовен. Вдоль северной стороны хора расположены часовня Сен-Кёр, часовня святых Жиля и Роха, часовня святых Жилдуэна и Меэна и часовня Святой Девы, а вдоль южной стороны расположены ризница, затем часовни святых. Иосифа и Терезы, часовня Святого Михаила, часовня Богоматери Жалости и часовня Распятия. Прямо перед южным трансептом находится баптистерий, а южный трансепт - это, по сути, Великое крыльцо. В восточном конце собора находится апсидальная капелла, часовня Святого Самсона.
Епископский трон
[ редактировать ]В зоне хоров находится епископский трон или кафедра XVI века. На нем изображен герб епископа Франсуа де Лаваля, действующего епископа Доля с 1528 по 1556 год. Над стулом находится изящно вырезанный посох , который раньше стоял за главным алтарем в 18 веке. Его создал руанский скульптор Тарле. [2]
Главный алтарь
[ редактировать ]Собор имеет два высоких алтаря. Один старый, а другой очень современный.
В записях не указано, когда в соборе был установлен первый главный алтарь («Maître-Autel»), но в 1410 году было записано, что монсеньер Этьен Кере поручил скульптору из Рена Пьеру Пикару создать колонны вокруг существующего главного алтаря с гербами. и ангелы, держащие инструменты страсти . Возле этого алтаря и под балдакином были помещены мощи святого Самсона. Над ним находился крест с «пиксидом», на котором находился киворий . Этот алтарь исчез в 1744 году, и по настоянию монсеньора Жана-Луи де Буше де Сурша был установлен новый главный алтарь. Это была работа ателье Laval Мориса Пьерле и Оноре Пинсе. В 1877 году ювелир Пуссьельг-Рюзан установил здесь совершенно новый главный алтарь по проекту Канона Брюна.
С 1980 года используется совершенно новый алтарь и амвон , расположенный в центре трансепта. Этот алтарь работы Клода Грюэра изготовлен из огнеупорной глины и вырезан непосредственно без использования формы. Кубовидной формы главные грани алтаря украшены изображениями Тайной вечери и изображения Христа, снимаемого с креста. На второстепенных гранях изображены Святой Самсон, пересекающий Ла-Манш, и Сен-Маглуар, усмиряющий английских солдат. Именно аббат Жюль Орьер настаивал на вводе в эксплуатацию этого алтаря. [6]
Кафедра
[ редактировать ]Дубовая кафедра была вырезана ателье Augerie de Vitré в 1898 году по заказу Франсуа-Жозефа Тюрмеля. Панели кафедры украшены пятью барельефами и шестью статуэтками, изображающими великих святых Дола. [7]
Большой орган и органный чердак
[ редактировать ]Записи показывают, что в 1575 году орган находился в состоянии упадка, хотя деревянный каркас и обшивка органного чердака датируются 1579 годом. Между 1650 и 1654 годами ремонт проводил органный фабрикант Анри Веньон из Нормандии. Нынешний орган собора был открыт в 1979 году, и на протяжении многих лет инструмент подвергался множеству ремонтов и реставраций. В 1877 году дом Дебьер из Нанта изготовил и установил новый орган. [2] В 1931 году орган был электрифицирован, а в 1948 году была проведена капитальная реставрация, а в 1977 году орган был разобран и вновь собран в 1979 году. [2] Жан Лангле дал инаугурационный концерт 19 апреля 1979 года. В период с 2014 по 2015 год инструмент подвергался проверке, после чего 5 июля 2015 года состоялся новый инаугурационный концерт, который Пьер Пинсмайль дал перед 700 людьми. [8]
Проходы нефа
[ редактировать ]Неф имеет семь переходов, но только шесть боковых нефов из-за башен, построенных на западном конце собора. Каждый неф имеет ярусные ниши с двумя витражами в стрельчатой раме. Все окна в проходах северного нефа датируются 19 веком, за исключением первого окна возле северной башни, которое датируется 14 веком. Над двумя ланцетами расположены круглые окна, семь из которых изображают гербы некоторых епископов Доль-де-Бретань. Они датируются 19 веком и были изготовлены нантским ателье Ely, за исключением одного, датируемого 16–17 веками и внесенного в список «Исторических памятников». [2]
Реликварии
[ редактировать ]В часовне Святого Самсона есть два голландских дубовых реликвария, резных и позолоченных. В них хранятся мощи святого Самсона и святого Маглуара. Они датируются 1746–1747 годами и являются работой руанского скульптора Жана Ле Франсуа. [1]
Могила Томаса Джеймса
[ редактировать ]Многие гробницы бывших епископов Дола исчезли во время Французской революции, но могила Томаса Джеймса, епископа Дола с 1482 по 1504 год, сохранилась, хотя и изуродована, и расположена в северном трансепте. Гробница, датируемая 1507 годом, является работой флорентийских скульпторов Антуана Жюста (1479–1519) и его брата Жана-Жюста (1485–1549). Жан-Жюст создал мавзолей Людовика XIII в парижской базилике Сен-Дени. Это старейший образец произведения искусства эпохи Возрождения в Бретани. Он украшен пилястрами и резьбой, изображающей канделябры, грифонов, птиц и сатиров. В двух медальонах на стене могилы указаны имена двух племянников Томаса Джеймса, Жана и Франсуа Джеймса, также похороненных здесь. Надпись гласит: «ИОАНИС - ИАМЕС - ЮРИУ - ЛАУТИ - ЛЕХОНИИ - КОМЕНДАТ - ДОЛ - ТЕСАУ - ET - КАНО - ИМПЕСА - ET - КУРА - СТРУКТУМ - АС - ОРНАТУ - СЕПУЛКРУ - М - ВКК - VII. Гробница расположена в Северный трансепт собора.
- Резьба на могиле Томаса Джеймса
- Надпись на могиле Томаса Джеймса - "JOANIS - IAMEZ - IURIU - LAUTI - LEHONII - COMENDAT - DOL - THESAU - ET - CANO - IMPESA - ET - CURA - STRUCTUM - AC - ORNATU - SEPULCRU - M - VCC - VII"
- Медальон с изображением Джин Джеймс, племянника Томаса Джеймса.
- Медальон с изображением Франсуа Джеймса, племянника Томаса Джеймса.
Записи о захоронениях архиереев
[ редактировать ]В соборе имеется несколько мемориальных досок с подробностями захоронений.
- Три гробницы были разрушены в 1742 году, и впоследствии были установлены мемориальные доски с подробностями о захороненных монсеньоре Жане Дюбуа, [9] Монсеньор Этьен Кере [10] и монсеньор Франсуа де Лаваль. [11]
- Мраморные надгробия монсеньора Матье Торо и монсеньора Жана-Франсуа Донделя. [12] [13]
- Еще один погребальный камень в соборе — это камень Марии Джеймс. Медная доска отмечает, что могила Мари Джеймс, заказанная в 1503 году его дядей Томасом Джеймсом, исчезла. [14]
- В соборе также хранится кенотаф монсеньора Антуана де Револя 1638 года. [15]
- Есть также мемориальные доски, посвященные аббату Луи Бриньону. [16] и монсеньор Франсуа де Лаваль, похороненный в соборе в 1554 году. [17]
- Другие надгробия посвящены монсеньору Матюрену де Пледрану и монсеньору Антуану де Револю. [18] и монсеньор Жан-Луи де Буше де Сурш. [19]
- Есть также погребальная доска, посвященная монсеньору Жану де Брюку. Он выполнен из гравированной меди, на нем изображен герб де Брука и надпись на латыни. [20]
Исповедальный
[ редактировать ]есть исповедальная ложа В часовне Святой Терезы . Он состоит из 4 резных деревянных панелей.
Скульптура
[ редактировать ]Скульптура собора включает в себя прекрасную деревянную статую Девы Марии, несущей Иисуса, XIV века, полихромную и позолоченную. Он расположен в высокой нише у основания хора. Есть также «Безобразие Христа», датируемое 13 веком. Он стоит в часовне Святого Самсона.
Ступы
[ редактировать ]У входа в собор находятся две купели 15-го века, которые служат ступками, а в южном трансепте - ступка 18-го века из красного мрамора. На этой последней чаше изображен герб Франсуа де Лаваля, который был епископом Доля с 1528 по 1554 год. [2] [21]
Картины
[ редактировать ]Картины, выставленные в соборе, включают картину «Христос на Кресте», картину «Представление в храме» и третью «Воскресение». Есть еще портрет монсеньора Донделя.
Часовни в северной амбулатории
[ редактировать ]Следующие часовни проходят вдоль северного амбулатория, начиная с северного трансепта и заканчивая шеветом собора и абсидальной часовней. На первом переезде нет боковой часовни.
«Часовня Святого Сердца»
[ редактировать ]Эта часовня посвящена Сакре-Кер. Алтарь высечен из белого камня. В часовне находится несколько статуй. К ним относятся Сакре-Кер и статуи святых Петра и Павла работы скульптора Валентина. В окнах часовни изображены Тайная вечеря и страсти , а также «Явление Маргариты-Марии». Витраж был работой художника Эли в 1874 году. В углу алтаря верование в стену вмонтировано . В часовне находится могила и кенотаф монсеньора аббата Бриньона. [2]
«Шапель Сен-Жиль и Сен-Рош»
[ редактировать ]В часовне, посвященной Сен-Жилю и Сен-Роху, находится алтарь 1901 года с рельефом, изображающим Святого Тюрио, благословляющего варвара, выполненный скульптором Ожери. Этот алтарь заменил более ранний, вырезанный из дерева. [22] В витражах изображены два святых и их добродетели, а также добродетели Святого Мартина и Святого Губерта. Считается, что статуи в часовне двух святых принадлежат Валентину и датируются 1876 годом.
«Часовня Сен-Жильдуэн и Сен-Меен»
[ редактировать ]Часовня посвящена святому Гильдуину, архидьякону Дола, который отказался от епископства, предложенного папой Григорием VII, и святым Мееном , учеником святого Самсона. Алтарный образ и статуи созданы Жаном-Мари Валентином и датируются 1873 годом, а картины маслом в часовне являются работой реннского художника Лемуана. Витраж рассказывает нам что-то о Сен-Гилдуине; его отказ от епископства, его болезнь, его перевод в Нотр-Дам в Шартре и его смерть. Они также изображают Святого Мина среди больных. В ковчеге на алтаре из позолоченной бронзы хранятся мощи этих двух святых. [23]
«Часовня Святой Богородицы» и алтарь «Святой Богородицы».
[ редактировать ]Это просторная часовня, обслуживающая местный приход Распятия. Часовня имеет свод и освещена четырьмя окнами. Алтарь часовни вырезан из дерева и включает в себя дарохранительницу и два барельефа, один из которых изображает «Благовещение», а другой — «Куроннемент де ла Вьерж». Алтарь, возможно, является работой Жана-Жюльена Эро и датируется примерно 1860 годом. Алтарь увенчан большой статуей Девы Марии, известной как «Нотр-Дам де Лурд». Алтарь окружен решеткой. [24]
«Абсидиальная капелла»
[ редактировать ]Затем мы подходим к апсидальной часовне, которая примыкает к южной стороне ризницы . Часовня посвящена Святому Самсону и датируется первой половиной XIV века. Она была построена во времена епископства Жана дю Боска (1312–1324 гг.). Здесь были похоронены несколько епископов, в том числе дю Боск. У северной и южной стен есть каменные скамейки. Есть три больших эркера с витражами 1859 года. На этих трех окнах работы Рене Эшаппе изображены различные епископы Дола, и под каждым из этих изображений находится небольшой медальон, показывающий событие из жизни этого епископа. Все они были казнены в 1859 году и занимают три из многочисленных ниш собора. В первом из этих окон есть четыре ланцета с изображениями Сен-Будока, Сен-Маглуара, Святого Самсона и Святой Женевы. Сцена, показанная под святым Будоком, который был третьим епископом Доля, изображает монсеньора Броссе-Сен-Марка, которого святой Мелен, первый епископ Доля, представляет святому Самсону и предлагает ему окно. Под Сен-Маглуаром, который был вторым епископом Доля, сцена показывает, как граф де Джерси передает епископу часть своей земли. Самсон был первым епископом Дола, и под его изображением сцена показывает, как Самсон изучает план монастыря, который он построит в будущем. Наконец, под Сен-Женевой находится герб и девиз монсеньора Броссе-Сен-Марка.
В другом окне, состоящем из трех ланцетов, изображены святые Эвен, святой Лейшер и святой Тюрио. Эвен был 20-м епископом Дола, и в сцене под его изображением диакон Гилдуин отказывается от епископства и рекомендует Папе дать Эвену этот пост. Лейхер был 4-м епископом Доля, и в сцене под его изображением мы видим, как Лейше использует крест Святого Самсона, чтобы потушить пожар, угрожавший церкви. Под изображением Турио сцена показывает Риваллонки, который поджег монастырь Дола и просил у Турио прощения.
В другом окне изображены монсеньор Револь, монсеньор Торо и монсеньор де Герсе. Под изображением Револя изображен епископ, благословляющий море, под Торо изображены епископ и мужчина у водопроводной трубы, а под де Герсе сцена показывает, как де Герсе расстреливают в 1795 году вместе с г-ном де Сомбреем. [25] Алтарь - работа Эро, скульптора из Ренна, он был выполнен в 1859 году. В апсидальной часовне также находятся гробницы Жана Луи де Буше де Сурша, Матюрена де Пледрана, Антуана де Револя, Матье Торо и Жана-Франсуа Донделя.
Часовни в южной амбулатории
[ редактировать ]«Шапель Сен-Жозеф и святая Тереза»
[ редактировать ]В этой часовне находится красивая резная деревянная исповедальня , а в окне сохранились фрагменты, датируемые 14 веком.Алтарь деревянный со статуей из белого камня Святого Иосифа . В витраже XIX века изображена Маргарита Антиохийская с прикованным демоном. Это единственное стрельчатое окно датируется 1872 годом и принадлежит Генри Эли. На окне надпись «Сент-МАРГЕРИТ». [26] Часовня разделена на две части и содержит статую Святой Терезы с младенцем Иисусом, датируемую 1928 годом.
«Шапель Сен-Мишель» и витраж с изображением Сен-Себастьяна, Сен-Мишель, Сен-Луи и «прославление де ла Вьержа».
[ редактировать ]В часовне находится белокаменный алтарь со статуями Святого Михаила , Святого Себастьяна и Святого Людовика в терновом венце. В этой часовне есть еще одно окно работы Генри Эли, датированное 1876 годом. Оно состоит из трех ланцетов и тимпана. На ланцетах изображены изображения трех святых, а на тимпане изображена Дева Мария, благословляемая Иисусом, а также группа ангелов и херувимов. В ланцете, посвященном Святому Себастьяну, есть сцены, когда его пронзили стрелами и избили до смерти дубинками. В центральных сценах стрелка изображен Сен-Мишель, сражающийся с дьяволом и предстающий перед Сен-Обером, основателем Мон-Сен-Мишеля, а в ланцете, посвященном Сен-Луи, сцены показывают, как Людовик переносит реликвии в «Сент-Шапель» и его смерть в Тунис. [27]
«Часовня Богоматери Милосердия»
[ редактировать ]Алтарь раньше был деревянным с витыми колоннами, но был заменен белокаменным со статуей Матери Скорби. На тимпане витража изображено «L'Adoration de l'agneau». В этой часовне находится памятник, установленный в 1920 году, посвященный тем мужчинам Доля, которые погибли в войне 1914-1918 годов и созданный Андре Сезаром Вермаром . В сцене изображено явление Христа солдату («поилу»). Надпись гласит: «A LA GLOIRE DES ENFANTS DE DOL MORTS POUR LA FRANCE». В этой часовне находится мозаичный алтарь, посвященный Нотр-Дам де Питье, выполненный в 1902 году и работа скульптора Ожери и мозаичиста Исидора Одорико. [28]
«Часовня Распятия»
[ редактировать ]В этой часовне находится изображение Христа на Кресте с Девой Марией и Иоанном Богословом . Это датируется 1876 годом и было вырезано братьями Валентин из Ренна. На витраже изображен Иисус между своей матерью и Иоанном Богословом и судящий мертвых, выходящих из своих гробниц. Здесь есть колодец, из которого вода по подземному трубопроводу поступает во второй колодец (пуит) за пределами собора. Обе скважины питаются из одного и того же источника. [2]
«Часовня Крещальных купелей»
[ редактировать ]Баптистерий с крестильной купелью.
Глава Дома
[ редактировать ]То, что раньше было зданием капитула (salle Capitulaire или salle du chapitre), теперь является часовней Сен-Маглуар и датируется 14 веком.
Барельеф с изображением «Иисуса и врачей».
[ редактировать ]Этот небольшой барельеф из известняка датируется концом XIX века и изображает Иисуса, беседующего с юристами в храме. («По прошествии трех дней нашли Его во дворах храма, сидящего среди учителей, слушающего их и задающего им вопросы». Лук.). [29]
14 «Крестных станций» или «Chemin de croix» в соборе были установлены там в 1903 году и представляли собой работу скульптора Жана-Батиста Жермена 1868 года. Они выполнены методом репуссе из меди, которую затем позолотили и посеребрели. Деревянные рамы были добавлены в 1970 году. [30]
Витраж
[ редактировать ]Собор — одно из немногих религиозных сооружений Бретани, в котором сохранились витражи 13 века, а при реставрации окон в последующие столетия использовались фрагменты стекла, извлеченные из окон 14, 15 и 16 веков.
Главное окно прикроватной тумбочки
[ редактировать ]Главный витраж шевета, который фактически является окном, освещающим хор, датируется периодом между 1280 и 1290 годами. Окно было отреставрировано в начале 17 века и заменено остеклением в 1870 году, когда многие старые рамы были сохранены стекольщик/художник Удино. Эта масштабная реставрация была заказана монсеньором аббатом Бриньоном. Во время бомбардировки 1944 года, которая предшествовала освобождению Доль-де-Бретань от немецкой оккупации, взрывы сильно повредили окно, что потребовало реставрационных работ мастера-стекольщика Жака Грубера. Дальнейшая реставрация была проведена в период с 1982 по 1986 год. Окно состоит из восьми ланцетов, над которыми находится сложный тимпан, и эти ланцеты содержат сорок восемь рамок, рассказывающих подробности из жизни тех святых, мощи которых, как говорят, хранятся в соборе. Это пояс из Святой Маргариты, кусочки шен де Мамбре, остатки святого Самсона и зубы святой Екатерины. Восемь ланцетов слева и сверху вниз изображают:
- История Маргариты Богородицы или Маргариты Антиохийской
- История Авраама
- Сцены из детства Иисуса
- Страсть.
- Страсть.
- История святого Самсона
- Изображены первые шесть архиепископов Доля в окружении их епископов-суфражистов: епископов Леона, Трегье, Кемпера, Ванна, Алета и Сен-Брие. Архиепископы - Самсон, Маглуар, Сен-Будок, Сен-Лейшер, Сен-Тюрио и Сен-Женев, каждый из которых носит мантию в митре и с нимбом. Каждый несет архиерейский крест.
- История Екатерины Александрийской
Тимпан представляет собой Страшный суд . В четырехлистнике справа от Христа находится изображение Рая, а в левом — Ад с огромной пастью зеленого дракона. [31]
- Дева Мария и «избранные» в коронах. Четырехлепестковая доля на левой стороне барабанной перепонки окна.
- Фигура Христа на суде в окружении ангелов, несущих орудия страсти. Роза в тимпане окна
- Иисус помогает невинным выйти из пасти ада. Четверолепесток на правой стороне барабанной перепонки окна.
Верхние окна хора и трансепта
[ редактировать ]Большинство этих окон представляют собой гризайли 1290 года, завершенные в 1890–1891 годах. В окнах переходов трансепта изображены четыре архиепископа. Они датируются 1265–1270 годами и были восстановлены в 1890 году Жакье и Кюхельбекером. Позднее щиты епископов Жана де Лизоне и Жана Маэ были добавлены к окну на северном перекрестке, а гербы Тибо де Пуансе и Жана дю Боска - к окну на южном перекрестке. [2]
Тимпаны в окнах хоровой капеллы
[ редактировать ]В некоторых окнах хоровой капеллы в тимпанах использовались фрагменты более ранних окон.
- В тимпане окон la chapelle de la Vierge находится изображение Христа в сопровождении Тетраморфа , взятое из более раннего окна.
- В часовне Сен-Жозеф находится «Христос в сиянии» с Тетраморфом и ангелами, играющими на музыкальных инструментах, этот фрагмент взят из окна 1420-х годов.
- В часовне Распятия есть фрагмент более раннего окна, изображающий Страшный суд.
Главные окна южного и северного трансепта
[ редактировать ]«Святая Маглуар» появляется в бухте 104 собора. Она датируется 1884 годом и изображает сцены из жизни Маглуара. Это была работа ле-манского ателье Жакье и Мориса Кюхельбекеров. Это окно заменило более раннее окно, датируемое 1280 годом. [32] В отсеке 103 находится окно, посвященное Святой Анне, с гербом Папы Леона XIII на левой стороне перемычки и гербом Доля на перемычке справа. Также это окно работы Жакье и Мориса Кюхельбекеров датируется 1887 годом». [33]
Окно Маглуара повествует об эпизодах из жизни святого Маглуара, сменившего святого Самсона на епископском престоле. Он датируется 1884 годом и является работой ателье Жакье и Кюхельбекера из Мана . Восемь ланцетов окна имели по восемь рамок. На нижнем уровне показано, как Маглуар покидает мир, его назначают преемником Самсона, он проповедует народу Доля перед Мон-Долем, отрекается от престола в пользу святого Будока . На верхнем уровне окна мы видим, как Маглуар наслаждается уединением Мон-Доля, исцеляет богатого бретонца, отдавшего ему половину острова Серк , где он построил монастырь, и спасает тонущего в море рыбака. В тимпане Маглуар причащается в окружении ангелов. [2]
В том же ателье Жакье и Кюхельбекера в северном трансепте установлено окно, изображающее сцены из жизни святой Анны. К ним относятся брак Анны и Иоакима, первосвященник, отвергающий жертву Иоакима, объявление Анне о рождении Девы Марии и встреча у Золотых ворот - все в первом кадре. Во втором кадре сцены изображают рождение Девы Марии, образование Девы Марии, принесение Девы Марии в храм и смерть Святой Анны. Тимпан украшен двумя четырехдольками и розеткой, изображающей Ива Николазича, наблюдающего явление Святой Анны, паломничество бретонцев в Сент-Анн-д'Оре и Святую Анну «во славе» среди группы ангелов.
Скульптура
[ редактировать ]«Христос в узах/Христос в безобразии»
[ редактировать ]Эта деревянная полихромная скульптура XVI века, изображающая Христа в ожидании распятия и демонстрирующая следы перенесенных им избиений и унижений («Христос суфрант»), расположена в проходе к северу от нефа. Оно датируется 16 веком. Оно пришло из старинного поместья Бове. [34]
«Богородица-мать»
[ редактировать ]Еще одна деревянная расписная скульптура, изображающая Деву Марию, расположена у входа в южный неф. До 1792 года эта скульптура была частью навеса, снесенного революционерами. [2]
лютеранин
[ редактировать ]собора Лутрин принимает форму орла. [35]
Король Номиноэ
[ редактировать ]Эта статуя стоит на территории возле собора. Номиноэ , Номиноэ по-французски или Невеноэ по-бретонски, был первым герцогом Бретани с 846 по 851 год. Он является бретонским pater patriae, а бретонским националистам известен как Тад ар Вро («отец страны»). Ему наследовал его сын Эриспо . Оба похоронены в аббатстве Редон. Эриспо был убит в 857 году своим двоюродным братом и преемником Саломоном . Саломон (бретонский: Salaun) был графом Ренна и Нантского с 852 года и герцогом Бретани с 857 года до своей смерти в результате убийства в 874 году. После 868 года он периодически использовал титул короля Бретани. После смерти он был канонизирован как «Святой Саломон». и возведен в сан мученика. Его смерть произошла в результате заговора с участием Пассветена, Рванта и Виго, сына Риваллона, графа Корнуайля, но они быстро поссорились друг с другом, и гражданская война продолжалась до 876 года. Жюдикаэль (или Иезекаэль) (умер в 888 или 889 году) был герцог Бретани с 876 года до своей смерти в 888 или 889 году. Он был сыном дочери Эриспо и заявил права на Бретань после смерти претендентов Рванта и Пассветена в 876 году. Однако Жюдикаэль примирился с Аланом, чтобы сражаться с викингами. Вместе они победили налетчиков в битве при Квестамбере в 888 или 889 году, но Жюдикаэль погиб в бою. После его смерти Бретанью правили Алан I, король Бретани , а затем Гурмаэлона . С 907 по 938 год Бретань была оккупирована викингами. есть гораздо более крупный памятник Номиноэ В Бен-сюр-Усте , посвященный победе бретонцев над французами. [36]
саду собора В пресвитерском находится гранитный саркофаг, в который, как полагают, поместились останки Святого Самсона, когда он умер в 565 году. Он был установлен в саду аббатом Пьером Шеврие, священником Доля, между 1841 и 1866 годами. Саркофаг потерял свое покрытие. . До перемещения в пресвитерию саркофаг хранился внутри собора. [37] Когда норманны вторглись в Бретань в 878 году, было решено переместить останки Самсона в более безопасное место, но саркофаг оказался слишком тяжелым для транспортировки, и его оставили в Доле. Когда мощи были возвращены в Дол, их так и не поместили обратно в саркофаг, а хранили в другом контейнере.
Другие витражи
[ редактировать ]Высоко на восточной стороне южного трансепта находится окно, датируемое примерно 1265–1270 годами, изображающее двух других епископов Дола, Тибо де Пуансе и Анри Дюбуа.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж « Сайт «infobretagne»» . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Амиот, Патрик. Доль-де-Бретань Туристический и исторический путеводитель .
- ^ «Собор Сен-Самсон (Доль-де-Бретань, 1265 г.) | Structurae» . Structurae (на французском языке) . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ Монтрир, Тони. «Чудеса собора» .
- ^ «Приходской сайт с описанием собора» (на французском языке) . Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ База Палисси : Различные «метро-альтели», установленные в соборе , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ База Палисси : Кафедра , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Доль-де-Бретань: открытие великих органов, время концертов» . Западная Франция (на французском языке). 6 июля 2015 г. Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ «Монсеньор Жан Дюбуа» . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Монсеньор Этьен Кере» . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Франсуа де Лаваль» . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Погребальный камень монсеньера Матье Торо» . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Погребальный камень монсеньора Жана-Франсуа Донделя» . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Погребальный камень Мари Джеймс» . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Кенотаф монсеньора Антуана де Револя» . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Мемориальная доска в память аббата Луи Бриньона» . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ «Мраморная доска в честь монсеньора Франсуа де Лаваля» . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ «Похоронный камень монсеньора Матюрена де Пледрана и монсеньора Антуана де Револя» . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ «Погребальный камень монсеньора Жана-Луи де Буше де Сурш» . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ «Погребальная доска монсеньору Жану де Брюку» . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ База Палисси : Ступ с гербом Франсуа де Лаваля , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ База Палисси : Алтарь с рельефом, изображающим Святого Тюрио, благословляющего варвара , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Информация о Сен-Гилдуине» . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ «Алтарь Сент-Вьерж» . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ «Три витража с изображением разных дольских епископов» . Проверено 23 января 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Витраж, посвященный Святой Маргарите Антиошской» . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ «Витраж с изображением святого Себастьяна, святого Мишеля, святого Людовика и «прославления де ла Вьержа» » . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ База Палисси : Алтарь, посвященный Нотр-Дам де Питье , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Барельеф с изображением «Иисуса и врачей» » . Проверено 22 января 2017 г.
- ^ «Крестные станции (Chemin de croix)» . Проверено 22 января 2017 г.
- ^ База Палисси : Часть окна шеве , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ База Палисси : Витраж «Сен-Маглуар» , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ База Палисси : Витраж «Святая Анна» , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ База Палисси : Христос в узах , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ База Палисси : Кафедра , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Мемориал Бен-сюр-Уст» . Проверено 8 октября 2016 г.
- ^ «Саркофаг в пресвитерском саду» . Проверено 22 января 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Католическая иерархия: Долская епархия
- «Соборы и базилики Бретани» Éditions Ereme с текстами Ива-Паскаля Кастеля, Шанталь Леруа и Доминика де ла Ривьер. ISBN 9 782915 337693.
- «Собор Доль де Бретань». Напечатано Rhédonis в 1955 году. Автор: аббат Ю. Коррион.
- «Доль-де-Бретань и ее собор».
- «Доль-де-Бретань. Туристический и исторический путеводитель». Патрик Амио. ISBN 2-9500 660-2-X . Импримери Дю Гесклен. Ди