Ренессансное освещение
Освещение эпохи Возрождения относится к производству иллюминированных рукописей в Западной Европе в конце 15 и 16 веков под влиянием изобразительных техник и мотивов живописи эпохи Возрождения . С изобретением книгопечатания книжная живопись не исчезла резко, а продолжалась в некоторых роскошных рукописях и даже в некоторых печатных произведениях. Иллюминаторы того периода использовали методы перспективного изображения и иконографические темы, характерные для этого периода. Этот вид производства, ограниченный произведениями роскоши, пришел в упадок во второй половине 16 века, поскольку гравюра становилась все более конкурентоспособной.
Характеристики
[ редактировать ]Новые скрипты и декорации
[ редактировать ]В начале 15 века учёные-гуманисты разработали новую письменность. Он был вдохновлен романскими рукописями 11 и 12 веков, которые, в свою очередь, были вдохновлены Каролингскими текстами 9 века. Первой рукописью, написанной этим шрифтом, вероятно, является одно из произведений Катулла из Поджо Браччолини во Флоренции около 1400–1402 годов ( Biblioteca Marciana , Lat.XII, 80). [1]
В то же время были созданы новые первоначальные украшения, также вдохновленные каролингскими рукописями и известные как bianchi girari (белые лозы на английском языке). Состоящие из белых свитков, украшенных плоскими узлами, трехдольками и пальметтами , они обычно располагаются на красном, синем, желтом или зеленом фоне.
той же рукописи В Поджо Браччолини впервые использовался этот тип письма. Эти рисунки позже использовались для украшения границ страниц путти , портретами, животными и другими все более натуралистичными растениями.
Этот тип декора характерен для итальянской иллюминации эпохи Возрождения XV века, которая со временем исчезла из Италии . к концу века [2]
Источники вдохновения
[ редактировать ]В Италии , как и в других странах, освещение перестало быть новаторской формой искусства и последовало за заметным развитием других искусств, таких как живопись по дереву, фреска и скульптура . Как и в случае с последним, он постепенно принял такие инновации, как использование перспективы и точки схода, а также заботу о реалистичности анатомии человека, особенно обнаженной натуры . Наконец, влияние архитектуры можно увидеть в создании крупных фронтисписов и краеведческих украшений с колоннадами в античном стиле и фронтонами . В то время как некоторые художники, такие как Лоренцо Монако придерживались международного готического стиля , до конца своей жизни , другие использовали эти нововведения как в освещении, так и в других формах искусства, которые они практиковали в то же время. К ним относятся Пизанелло , Фра Анджелико , Марко Дзоппо , Джованни ди Паоло и Джироламо де'Корради . [3]
Новые материалы и технологии
[ редактировать ]С развитием рисунка в XV веке иллюминация пером и тушью постепенно стала конкурировать с расписными миниатюрами . По мере расширения использования бумаги все больше рукописей на этом материале писалось и оформлялось , хотя он и не заменил полностью пергамент . [4]
Виды работ
[ редактировать ]Создаваемые работы должны были выделяться среди печатных конкурентов, поскольку производство все чаще ограничивалось элитной клиентурой.
Гуманизм греко - того времени привел к возобновлению спроса на тексты римской древности . Было оформлено значительное количество рукописей Вергилия , , Светония и Цицерона а также были скопированы и оформлены оригинальные греческие тексты Гомера и Аристотеля . [5]
, «Часослов» звездная книга периода поздней готики , продолжала выпускаться, но печаталась в стандартизированных формах, в основном для использования в Риме . Некоторые иллюминаторы были также печатниками, например Жан Пишор, который массово производил печатные религиозные произведения, продолжая при этом снабжать аристократическую клиентуру роскошными рукописями . Тем не менее, некоторые коллекционеры заказывали исключительные рукописи . «Часы кардинала Фарнезе» , написанные Джулио Кловио в Италии между 1537 и 1546 годами, и « Часы Анны де Монморанси » ( около 1550 года ) во Франции . Самыми последними примерами являются [4] [6]
Многие произведения этого периода также полностью состоят из иллюстраций, хотя мы не знаем точной цели, для которой они чаще всего предназначались. Так обстоит дело с «Историей любви без условно-досрочного освобождения» , которая сейчас находится в Музее Конде . [4]
Производственные центры
[ редактировать ]Италия
[ редактировать ]Разнообразие художественных центров итальянского ренессансного освещения отражает его политическую раздробленность. В то время как в Ломбардии традиция l'enluminure gothique (готическое освещение), примером которой является Мастер Vitae Imperatorum , сохранялась очень долгое время, именно в Падуе новый стиль впервые появился и процветал. Здесь, начиная с 1430-х годов, группа «археологических» гуманистов проявляла особый интерес к древним рукописям , черпая вдохновение из древних мотивов для создания новых украшений, окрашивая пергамент в фиолетовый цвет и создавая фронтисписы в виде классических памятников. Каллиграфы Бартоломео Феличе Фелисиано и Санвито , а также сам Андреа Мантенья , [7] были в числе художников, способствовавших обновлению этого искусства.
Хотя ни одна из сохранившихся рукописей не приписывается самому Мантенье , он, несомненно, оказал влияние на многих просветителей в остальной Италии . В частности, он оказал влияние на зятьев Леонардо и Джованни Беллини в Венеции, а также на Джироламо де'Корради , который работал в Мантуе и Сиене , где он украсил несколько соборных хоровых книг (корали), и, наконец, во Флоренции . Другими центрами производства были Феррара , где семья д'Эсте заказала многочисленные произведения, в том числе Библию Борсо д'Эсте , и Урбино , где Федерико III да Монтефельтро обогатил свою библиотеку Библией и копией «Божественной комедии». [8]
- Хоры Джироламо де'Корради , Сиена .
- Данте Федерико да Монтефельтро , Урбино .
Низкие страны
[ редактировать ]С исчезновением двора герцога Бургундского иллюминаторам пришлось изменить не только клиентуру, но и стиль. Как и в Италии , они сосредоточились на гораздо более натуралистическом изображении фигур, пейзажей и декоративных бордюров с иллюзионистской флорой. Они также внесли новшества в новые формы изображения, в виде диптихов или триптихов, а также в искусство портретной живописи , импортированное из панно , с изображениями в полный рост или в половину длины. Фламандские иллюминаторы, базирующиеся в основном, но не исключительно в Генте и Брюгге , специализировались на создании личных литургических произведений, таких как часословы или богато иллюстрированные требники для аристократической клиентуры, распространенной по всей Европе . Заказы поступали из судов Испании , Португалии и Италии . [9]
Франция
[ редактировать ]С первой половины 15-го века французские иллюминаторы были чувствительны к влиянию фламандских примитивов через рисунки и модели, а также к приезду фламандских художников, особенно в Париж , таких как Андре д'Ипр . Это влияние было отмечено поиском большего реализма как в использовании перспективы в пейзажах, так и в изображении фигур. Лишь во второй половине века влияние итальянского Возрождения в королевстве почувствовалось . Поначалу это влияние было очень случайным: у нескольких человек была возможность поехать в Италию , таких как Жан Фуке , который позже поселился в Туре , или Бартелеми д'Эйк при дворе Рене Анжуйского . Другие художники-новаторы поселились в Провансе , такие как Ангерран Картон , который работал с Рене д'Анжуйского мастером . Итальянское влияние стало более распространенным со следующим поколением: Жан Бурдишон и Жан Пойе в Туре , Жан Перреаль в Лионе и Жан Эй при дворе Бурбонов. Эти художники, которые были как иллюминаторами, так и станковистами, применяли новшества панно до миниатюр : на полной странице изображали поясные фигуры и архитектурные элементы, навеянные античностью. Они также были вдохновлены школой Гент-Брюгге и переняли ее цветочные украшения. [10]
- Благовещение из часов Фредерика Арагонского , Жан Бурдишон .
- Людовик XII в молитве, Жан Перреаль .
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Апрель, Франсуа; Рейно, Николь (1993). Рукописи живописи во Франции, 1440-1520 гг. (на французском языке). Фламмарион. ISBN 9782080121769 .
- Скайерес, Сесиль; Штирнеманн, Патрисия (2001). Искусство рукописи эпохи Возрождения во Франции (на французском языке). Somogy Editions D'Art. ISBN 978-2850564970 .
- Александр, JJG (1977). Рукописи итальянского Возрождения (на французском языке). Париж: ОАК. ISBN 9782851081407 .
- Маккендрик, шотландец; Крен, Томас, ред. (2003). Освещая эпоху Возрождения: триумф фламандской рукописной живописи в Европе . ISBN 978-0892367047 .
- Александр, JJG (1994). Раскрашенная страница: иллюминирование книг итальянского Возрождения, 1450–1550 гг . Престель. ISBN 978-3791313856 .
- Александр, Джонатан Дж.Г. (2016). Раскрашенная книга в Италии эпохи Возрождения 1450-1600 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300203981 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Александр (1977 , стр. 13–15)
- ^ Александр (1977 , стр. 13–16)
- ^ Александр (1977 , стр. 17–23)
- ^ Перейти обратно: а б с Скайерес и Штирнеманн (2001 , стр. 4–5)
- ^ Александр (1977 , стр. 9–10)
- ^ Вальтер, Инго; Вольф, Норберт (2005). Шедевры освещения (на французском языке). Вечнозеленый. стр. 37–38. ISBN 978-3822847480 .
- ^ Александр (1977 , стр. 18–23)
- ^ Александр (1977 , стр. 24–29)
- ^ Маккендрик и Крен (2003 , стр. 4–9)
- ^ Аврил и Рейно (1993)