Шкатулка с романтическими сценами (Walters 71264)



Объект, названный в музее Шкатулкой со сценами романса (в каталоге как Уолтерс 71264), представляет собой французскую готическую шкатулку из слоновой кости , изготовленную в Париже между 1330 и 1350 годами и сейчас находящуюся в Художественном музее Уолтерса , Балтимор , Мэриленд . Высота гроба составляет 4 5/8 дюйма, ширина 9 15/16 дюйма и глубина 5 1/16 дюйма (11,8 × 25,2 × 12,9 см). [ 1 ]
Эта шкатулка является одной из относительно немногих сохранившихся готических шкатулок из слоновой кости, украшенных различными темами из куртуазной литературы и по этой причине называемых составными шкатулками. Известно как минимум восемь сохранившихся экземпляров (и многочисленные фрагменты), из которых еще два также обсуждаются в этой статье: во-первых, ларец в Британском музее с почти идентичным набором сцен, [ 2 ] и один в Музее Клюни в Париже, в котором много общих сцен, но в других расходятся. [ 3 ]
К этому периоду Париж был главным европейским центром резьбы по слоновой кости, производя большое количество религиозных и светских предметов, в том числе небольшие диптихи с религиозными сценами, в которых использовалась та же рельефа техника ; эти и более мелкие светские предметы, такие как футляры для зеркал, встречаются чаще, чем эти шкатулки, [ 4 ] или более крупные религиозные статуи, такие как Богоматерь с младенцем из Сент-Шапель 1260-х годов. Составные шкатулки немного отличаются друг от друга, но достаточно похожи, чтобы предположить, что все они были созданы одной парижской мастерской или группой мастерских примерно с 1330 по 1350 год. [ 3 ]
Эта шкатулка вполне могла быть подарком при ухаживании или при замужестве и, вероятно, предназначалась владелице-аристократке для хранения ее драгоценностей и других ценностей. Возможно, резные сцены изначально были нарисованы; Поскольку краска на готических изделиях из слоновой кости имела тенденцию местами отслаиваться, более поздние дилеры и коллекционеры очень часто удаляли ее. Необычайно большой размер произведения позволяет показать широкий спектр популярных сцен из разных литературных источников французского готического искусства, которые отображают разнообразие средневековых отношений к любви и роли женщины: «Такие темы, как похоть и целомудрие, безумие и мудрость соседствуют в ряде несвязанных между собой сцен». [ 5 ] Сьюзан Л. Смит предположила, что композитные гробы выражают силу любви. [ 3 ] [ 6 ] Гроб Уолтерса впервые упоминается в Англии в 1757 году и был куплен Генри Уолтерсом в 1923 году. Железные крепления современные, вероятно, XIX века. [ 1 ]
Иконография
[ редактировать ]На крышке изображены сцены Замка любви и рыцарских поединков , а на боках - другие сцены из французских средневековых романов . Темы крышки связаны с «Роман о розе» романом Гийома де Лорриса и Жана де Мёнга XIII века . Осада Замка Любви (или «Нападение» и т. д.), слева на крышке, представляет собой причудливую сцену куртуазного романа, где рыцари атакуют замок, защищаемый дамами и купидоном, причем обе стороны бросают розы в ракеты. Эта тема не появляется, как иногда утверждают, в «Романе о Розе» . [ 7 ] и впервые появляется в искусстве незадолго до появления гроба как одна из немногих светских сцен в иллюминированной рукописи, известной как Питерборо Псалтирь 1299–1328 годов. [ 8 ] Но такая сцена была поставлена и разыграна «многими джентльменами и двенадцатью прекраснейшими и веселейшими дамами Падуи » в рамках фестиваля в Тревизо в 1214 году, столетием ранее. [ 9 ] В центре рыцари сражаются перед дамами.
Сцена справа интерпретируется по-разному: либо победитель, на чьем щите было три розы, получает в качестве награды букет роз от дамы, [ 10 ] или, что более вероятно, турнир продолжается, теперь уже между дамами, сражающимися цветами, и рыцарями, использующими «дубовые ветки». [ 11 ] Это единственная сцена на крышке, которая отличается в гробах Британского музея и Парижа: осада замка продолжается в крайней правой части. Вариант этого набора сцен имеет примеры в Кливлендском художественном музее , Детройтском институте искусств , Шато де Булонь-сюр-Мер , Художественной галерее Уокера и Метрополитен-музее : в последнем (17.190.173) есть сцена побега слева, затем две центральные части - это турнир: нападение на Замок Любви позади побега слева и последняя часть справа. [ 12 ]
На передней части гроба слева: Аристотель, обучающий Александра Великого , Филлис верхом на Аристотеле , за которой Александр наблюдает из окна, а справа - старики, приходящие к Фонтану молодости , и молодые обнаженные люди в нем. [ 13 ] Филлис верхом на Аристотеле - это «типичный образ топоса « Власть женщин », который в это время начинал свою долгую карьеру в искусстве. [ 14 ] «Фонтан молодости» — регулярно встречающаяся сцена восточного происхождения, показывающая, как стариков несут к чудесному источнику, который сразу же превращает их в красивых молодых людей. [ 5 ] одна из относительно немногих сцен в средневековом искусстве, где фигуры не просто «обнажены», но и «обнажены». [ 15 ] Все три сцены в шкатуле Британского музея одинаковы, а у Уолтерса также есть сторона от французской шкатулки аналогичной даты, но с менее качественной резьбой, на которой показаны первые две из этих сцен, но изменена последняя (Walters 71196, показана ниже). У Уолтерса также есть зеркальные футляры с другими примерами осады замка любви и фонтана молодости .

На задней стороне гроба находятся сцены из романов о короле Артуре, описанные в Института Курто базе данных готических изделий из слоновой кости следующим образом: « Гавейн в доспехах сражается со львом; Ланселот пересекает мост с мечами, с копьями, падающими с неба; Гавейн на опасном ложе; кровать на колесах и с колокольчиками; щит с львиной лапой, падающий с неба; три девушки в замке Мервей». [ 16 ] Мост с мечом изображен в «Ланселоте, рыцаре телеги» Кретьена де Труа , а опасная кровать в его «Персевале», «Истории Грааля» . И шкатулки Уолтерса, и Британского музея имеют здесь одни и те же сцены и композиции, которые отходят от литературных источников, поскольку дождь мечей падает не только на Гавейна на кровати, но и на Ланселота на мосту, предполагая, что гроб из слоновой кости... Контакт резчика или дизайнера с литературой был косвенным. [ 5 ]
В двух концах показаны другие артуровские сцены: за прелюбодейными любовниками Тристаном и Изольтой шпионит муж Изолт, король Корнуолла Марк , прячущийся на дереве; его лицо можно увидеть отраженным в бассейне внизу, который они видят, что позволяет им переключиться на невинный разговор. В этом конце также есть сцена с раненым единорогом , девушкой и мужчиной с копьем, которым пронзили единорога, в версии сюжета «Охоты на единорога» , где девушку использовали, чтобы заманить единорога. до его смерти. [ 5 ] На другом конце есть сцена с Галахадом .
-
Вид на гроб Британского музея
-
Крышка парижской шкатулки
-
Не на всех изображениях изображены женщины, сдающие свой замок
-
Уолтерс, вид спереди
-
Париж: слева другая сцена, когда рыцарь спасает даму от лесника , и та же сцена Галахада справа.
-
Париж: две одинаковые сцены Аристотеля (слева) и две разные справа. [ 18 ]
-
Walters 71196, другая французская панель с двумя одинаковыми сценами.
-
Walters 71170, более распространенный футляр для зеркала из слоновой кости с Фонтаном молодости.
-
«Фонтан молодости» , Лукас Кранах Старший , 1546 год.
-
Осада Замка Любви на зеркальном футляре в Лувре , 1350–1370; дамы проигрывают.
-
Хозяин домашней книги , Аристотель и Филлис XV века. , гравюра
-
Один из гобеленов серии «Охота на единорога» , 1495–1505, Фландрия?
База данных готической слоновой кости
[ редактировать ]Институт Курто хранит базу данных, содержащую более 5000 изделий из готической слоновой кости. [ 19 ] В базе данных сохранившиеся составные гробы и известные фрагменты каталогизированы следующим образом:
- Барберский институт изящных искусств , инв. 39,26
- Британский музей , 1856,0623,166 (Далтон 368)
- Замок Булонь-сюр-Мер , инв. 408 (фрагмент)
- Кливлендский художественный музей , 1978.39a , 1978.39b , 1978.39c (три фрагмента)
- Музей Клюни , Кл. 23840
- Сокровищница Краковского собора , S/n
- Детройтский институт искусств , 1997.6 (фрагмент)
- Эрмитаж , Инв. Ф 2912
- Лувр , MRR77
- Метрополитен-музей , 17.190.173; 1988.16 , 2003.131.2 (задняя панель разобранного гроба, о которой речь ниже)
- Музей Виктории и Альберта (один пример), [ 20 ] [ 21 ] 146-1866 , 264-1867 (без романтических сцен)
- Художественная галерея Уокера , M 8052 (фрагмент)
- Художественный музей Уолтерса , 71.264.
- Виннипегская художественная галерея , [ 22 ] G-73-60 ( ларец Горта , обнаруженный в барахолке Брайтона (Великобритания) в 1945 году)
Кроме того, есть фрагменты разобранной шкатулки, известные по гравюре XVIII века, местонахождение которых неизвестно, за исключением задней панели, которая находится в Метрополитен-музее (2003.131.2):
- Неизвестное местоположение, серийный номер
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уолтерс
- ^ Британский музей P&E 1856,0623.166, см. Робинсон, 216 и шкатулку из слоновой кости со сценами из «Романсов в основных моментах» на веб-сайте.
- ^ Перейти обратно: а б с Карнс с.69. И Карнс, и Музей Виктории и Альберта называют «восемь», другие — «минимум восемь».
- ^ Робинсон, 202; Гарднера, 364; в базе данных Курто записано большое количество.
- ^ Перейти обратно: а б с д Робинсон, 216 лет.
- ^ Смит, стр. 168-186. Смит сосредотачивается на одном из примеров в Музее Виктории и Альберта, но указывает, что ее идеи применимы ко всей группе.
- ^ Лумис, 266-267.
- ^ Робинсон, 216; Рукопись находится в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе под номером MS 9961-62, с миниатюрой на листе 91v.
- ^ Лумис, 255
- ^ Итак, Гарднер, 364.
- ^ Итак, база данных Курто: «Сцена 3: Имитационный турнир; дама и рыцарь верхом на лошади; дамы, сражающиеся стеблями цветов; мужчины, сражающиеся дубовыми ветвями; пары, наблюдающие за зубцами замка; решетка».
- ^ См. базу данных «Готическая слоновая кость», выполните поиск по «Замку любви».
- ^ Уильям и Генри Уолтерс: Сдержанные коллекционеры , Уильям Р. Джонстон, Художественная галерея Уолтерса, с. 208
- ^ Рассел, с. 175
- ^ Использование Кеннета Кларка знаменитого комментария в The Nude.
- ^ Курто
- ^ согласно записи в базе данных Курто
- ^ Сцены справа представляют собой средневековую версию Суда над Соломоном: «Два молодых человека спорят о наследстве недавно умершего человека; сидящий царь; трон, украшенный львами. Царь приказывает им пустить стрелы в окутанный труп и только «ложный» сын подчиняется». База данных Курто
- ^ «База данных готических слоновых костей» . Институт Курто . Архивировано из оригинала 28 июля 2018 г. Проверено 9 апреля 2012 г.
- ^ «Сцены из романтической литературы» . Музей Виктории и Альберта .
- ^ «Шкатулка» . Музей Виктории и Альберта .
- ^ «Шкатулка, ок. 1350 г.» . Виннипегская художественная галерея .
Ссылки
[ редактировать ]
- «База данных BM», запись в базе данных Британского музея об их гробу.
- Карнс, Паула Мэй. «Компиляция из слоновой кости: составная шкатулка в Метрополитен-музее». Геста 44.2 (2005): 69–88. JStor
- «Курто», запись в базе данных Курто о готической слоновой кости для гроба Уолтерса (с библиографией и т. д.).
- «Гарднерс», Кляйнер С. Фред, Мамия Дж. Кристин. Искусство Гарднера сквозь века . 12-е издание. Дэвис Драйв, 10, Белмонт, Калифорния: Джоан Киз, 2005 г., стр. 10. 363-4, гугл книги
- Лумис, Роджер Шерман , «Аллегорическая осада в искусстве средневековья», Американский журнал археологии , Vol. 23, № 3 (июль – сентябрь 1919 г.), стр. 255–269, JSTOR (бесплатно)
- Робинсон, Джеймс. Шедевры средневекового искусства , 2008, British Museum Press, ISBN 9780714128153
- Рассел, Х. Дайан, Ева/Аве; Женщины в гравюрах эпохи Возрождения и барокко , Национальная художественная галерея, Вашингтон, 1990, ISBN 1558610391
- Смит, Сьюзан Л., Сила женщин: топос в средневековом искусстве и литературе. , Издательство Пенсильванского университета, 1995 г., ISBN 978-0-8122-3279-0
- «Уолтерс», база данных Уолтерс
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальная модель Walters 71264 , интерактивная 3D-модель (на Sketchfab)
- «Дикий человек: средневековый миф и символизм» , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы (№ 11) о гробу 17.190.173 в Метрополитен-музее. Это было до того, как первоначальный фронт 1988.16 был обнаружен и теперь находится на месте. Этот оригинальный фасад отличается от ранее поставленного запасного фасада (фрагмента из частной коллекции) двумя правыми изображениями, на которых изображена легенда о Пираме и Фисбе, а не Фонтан молодости . описанный в каталоге