Дедал
В Древней Греции Дедала праздник (греч. δαίδαλα ) — примирения , который проводился каждые несколько лет в честь Геры , супруги верховного бога Зевса в Платеях , в Беотии , и являлся одним из главных культов города.
По мнению Павсания , существовала « меньшая Дедала » ( Δαίδαλα μικρά ), празднуемая примерно раз в четыре года исключительно платейцами, и « большая Дедала » ( Δαίδαλα μεγάλα ), празднуемая всеми беотийцами каждые четырнадцать циклов (ок. 60 г.). годы).
В малой Дедале жители Платеи отправлялись в древнюю дубовую рощу и предлагали воронам куски вареного мяса, внимательно следя, на каком дереве сядет какая-нибудь из птиц, схватив кусок мяса. Из этого дерева вырезали изображение и, одев его как невесту, поставили на телегу, запряженную волами , а рядом с ней - подружку невесты. Затем изображение, кажется, было перенесено на берег реки Асоп и обратно в город, сопровождаемое ликующей толпой. [1]
Эти украшенные хоаны также назывались « дайдала » ( дайдала или дайделиа ), [2] с подтекстом, что они были «изготовлены» или «вылеплены» (ср. Дедал , «дайдалос» (δαίδαλος), что означает «хитрый работник»).
После четырнадцати таких циклов великая Дайдала праздновалась всем народом Беотии ; и в начале из множества накопившихся за годы была выбрана одна деревянная фигурка, обозначавшая «невесту». Деревянную фигурку готовили как невесту к свадьбе, ритуально омывали в Асопе , украшали и поднимали на повозке со слугой. Эта повозка возглавила процессию повозок, везущих скопившуюся даэдалу на вершину горы Киферон , где из квадратных кусков дерева был воздвигнут деревянный жертвенный алтарь. Он был покрыт большим количеством сухого дерева, и города, знатные люди и другие богатые люди предлагали каждый по телице Гере и быку Зевсу с большим количеством вина и благовоний, в то время как в то же время все даэдала были помещены на жертвенник. Тем, кто не обладал достаточными средствами, было принято приносить в жертву маленьких овец, но все эти приношения приносились в жертву гекатомбе так же, как и приношения более состоятельных людей. Огонь поглотил и приношения, и жертвенник. [3]
Этот архаичный обычай объяснялся аитионом или «мифом о происхождении» Геры и Зевса , который рассказывает Павсаний :
- Гера , говорят, по той или иной причине рассердилась на Зевса и отступила на Эвбею . Зевс , не сумев заставить ее передумать, посетил Кифирона, в то время деспота в Платеях , который превосходил всех людей своим умом. Поэтому он приказал Зевсу сделать истукана из дерева и пронести его, завернутый, в повозке, запряженной волами, и сказать, что он празднует свой брак с Платеей , дочерью Асопа . Итак, Зевс последовал совету Киферона. Гера сразу услышала эту новость и тотчас же появилась на сцене. Но когда она подошла к повозке и сорвала с образа платье, то обрадовалась обману, найдя в нем деревянное изображение, а не невесту, и примирилась с Зевсом . В ознаменование этого примирения они отмечают праздник под названием Дайдала, потому что древние люди давали название дайдала деревянным изображениям... платейцы проводят праздник Дайдала каждые шесть лет, по словам местного гида, но на самом деле в более короткий интервал. Мне очень хотелось точно вычислить интервал между одной Дедалой и следующей, но я не смог этого сделать. Таким образом они отмечают праздник.
- — Павсаний (IX.3, § 1 и т. д.)
Рассказ о происхождении Дедалы, данный Павсанием, согласуется в основных моментах с рассказом, рассказанным Плутархом , написавшим труд о платейской Дедале; с той лишь разницей, что Плутарх представляет Зевса , получившего совет обмануть Геру от Алалкомена (вместо Кифирона), и что он называет Платею «Дедалой». [4]
Другое использование
[ редактировать ]Термин «дедала» также можно рассматривать как существительное, происходящее от имени Дедала , знаменитого изобретателя. В этом смысле Лукреций говорит о Natura daedala rerum , «Природе, изобретательнице всех вещей».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрейзер, Джамер Джордж (1993). Золотая ветвь: исследование магии и религии . Чатем: Вордсворт. п. 143. ИСБН 9781853263101 .
- ^ Павсаний (1794 г.). Описание Греции, Том 3 . Лондон: Р. Фолдер. п. 6.
- ^ Мюррей, Джон (1875). Словарь греческих и римских древностей . Лондон: Уильям Смит. п. 313.
- ^ Поттер, Джон (1813). Archaeologia Graeca или Древности Греции, Том 1 . Эдинбург: Дойг и Стерлинг. п. 432.