Кумадзава Банзан

Кумадзава Банзан ( 熊沢 蕃山 , 1619 — 9 сентября 1691) — японский конфуцианец. Он научился янминизму у Накаэ Тодзю и служил Икеде Мицумасе , правителю провинции Бидзэн . В последние годы своей жизни он был заключен в тюрьму за написание «Дайгаку Вакумон» , в котором содержалась критика политики сёгуната Токугава .
Имя
[ редактировать ]Его детское имя (ёмэй) было Сашичиро ( 左七郞 ) , его имя — Сигэцугу ( 伯継 ) . Его обычное имя ( азана ) было Рёсукэ ( либо 了介, либо 良介 ) , а под личными именами ( цусё ) он был широко известен как Дзирохати ( 次郎八 ) или Сукээмон ( 助右衛門 ) . Его наиболее распространенным вежливым именем ( го ) было Сокуюкен ( 息游軒 ) . Его фамилия «Кумазава» (熊沢) была изменена на «Сигэяма» (蕃山) в 1660 году, а последняя, читаемая на китайско-японском языке как «Банзан», стала его посмертным титулом вежливости, под которым он широко известен даже сейчас.
Ёмейгаку
[ редактировать ]Ёмейгаку — японский термин, обозначающий школу неоконфуцианства, связанную с ее основателем, китайским философом Ван Янмином , характеризующуюся самоанализом и активизмом и оказавшую глубокое влияние на японские пересмотры конфуцианской политической и моральной теории в Японии в период Эдо. .
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Киото Инари (ныне Симогё-ку, Киото ), был старшим сыном из шести детей. Его отца, ронина , звали Нодзири Тобэй Кадзутоши ( 野尻藤兵衛一利 ) , а мать звали Камедзё ( 亀女 ) . В возрасте восьми лет он был усыновлен своим дедом по материнской линии, Кумазавой Морихисой 熊 沢守久 ) , самураем, служившим под началом Токугавы Ёрифуса , даймё Мито ( , и взял от него фамилию Кумадзава.
Отправление учиться к Накаэ Тодзю.
[ редактировать ]В 1634 году, благодаря введению Итакуры Сигэмасы ( 板倉重昌 ) , фудай- Токугавы вассала , [1] он пошел служить пажом у Икеды Мицумасы ( 池田光政 ) , даймё домена Окаяма в провинции Бидзэн . Он на время покинул дом Икеда, вернувшись в дом своего деда в Кирихаре, провинция Оми (ныне Омихатиман ).
Время в домене Окаяма
[ редактировать ]В 1645 году, снова по рекомендации семьи Кёгоку, он отправился работать в владения Окаяма. Поскольку мысли Мицумасы склонялись к Ёмейгаку, он широко использовал Банзана, ценя его за то, что он учился у Тодзю. Банзан работал в основном в ханьской школе под названием Ханабатакэ Кёдзё ( 花畠教場 ) , чье название означает «Место обучения Флауэрфилд». Эта школа открылась в 1641 году, что сделало ее одной из первых в Японии. В 1647 году Банзан стал помощником с правом ( 知行 ) в размере 300 коку . В 1649 году он отправился с Мицумасой в Эдо.
В 1650 году его назначили главой группы артиллеристов ( 鉄砲組 ) . В 1651 году он разработал правила для Ханазонокай? ( 花園会 ) , буквально «клуб цветников», место для образования простых людей. Это было первое воплощение первой школы в Японии для обучения простолюдинов, Шизутани Гакко ( 閑谷学校 ) , которая открылась в 1670 году, после того как Банзан оставил службу своему владению. В 1654 году, когда равнины Бидзэн подверглись наводнениям и масштабному голоду, он вложил все свои силы в помощь Мицумасе в оказании помощи. Вместе с Цуда Нагатада ( 津田永忠 ) он работал помощником Мицумасы, помогая основать правительство домена в домене Окаяма. Он работал над разработкой полностью разработанных стратегий в области сельского хозяйства, включая способы оказания помощи мелким фермерам и проекты землеустройства для управления горами и реками. Однако его смелые реформы управления доменами привели его в оппозицию со старейшинами-традиционалистами ( 家老 , каро ) . Кроме того, хотя Банзан был последователем Ёмейгаку, официальной философии Эдо. Сёгунат был другой формой неоконфуцианства, Сюшигаку ( 朱子学 ) . Банзан подвергся критике со стороны таких деятелей, как Хосина Масаюки ( 保科正之 ) и Хаяси Разан ( 林羅山 ) . Фактически, Банзан был первым из ряда известных неоконфуцианцев, которым пришлось столкнуться с развивающейся критической силой клана Хаяси . ученых [2]
По этой причине Банзану ничего не оставалось, как оставить службу в замке Окаяма и жить, скрываясь, в Сигэяма-мура ( 蕃山村 ) , район Уэйк (ныне Сигэяма, Бидзэн, Окаяма ). Название «Банзан» происходит от слова «Сигэяма». Его дом находился в Банзан-тё ( 蕃山町 ) , Окаяма-си .
Время вне власти и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В конце концов, в 1657 году, не выдержав давления со стороны сёгуната и лидеров княжества, он покинул княжество Окаяма.
В 1658 году он переехал в Киото и открыл частную дзюку (школу). В 1660 году по просьбе Накагавы Хисакиё ( 中川久清 ) он отправился в Татеду, Оита , и дал указания по землеустройству. В 1661 году его слава выросла, и он снова оказался под надзором сёгуната, и в конце концов был изгнан из Киото Макино Чикасиге ( 牧野親成 ) , помощником главы Киотского Сёсидая ( 京都所司代 ) .
В 1667 году он бежал в Ёсинояма , провинция Ямато (ныне Ёсино, Нара ). Затем он переехал жить в подполье в Касэяма ( 鹿背山 ) , провинция Ямасиро (ныне Кидзугава, Киото ). В 1669 году по приказу сёгуната он был отдан под управление Мацудайры Нобуюки ( 松平信之 ) , главы домена Акаси ( 明石藩 ) , провинции Харима . В 1683 году, когда Нобуюки был переведен в провинцию Корияма , он переехал в Ятаяму ( 矢田山 ) , провинция Ямато (ныне Яматокорияма , Нара). В 1683 году он получил приглашение тайро ( 大老 ) Хотта Масатоши ( 堀田正俊 ) , но отказался от него. После службы в округе Окаяма, в свободное от государственной службы время он часто писал и критиковал политику сёгуната, в частности санкин-котай ( 参勤交代 ) , Хейно Бунри ( 兵農分離 ) (политика, запрещающая лицам, не принадлежащим к классу самураев). вооружиться), и наследственная система. Он также критиковал правительство домена Окаяма.
Целью Банзана было реформировать японское правительство, выступая за принятие политической системы, основанной на заслугах, а не наследственности, и использовании политических принципов для укрепления системы заслуг.
В 1687 году он был отдан под контроль Мацудайры Тадаюки ( 松平忠之 ) , главы домена Кога ( 古河藩 ) провинции Симуса ( 下総国 ) и наследника Мацудайры Нобуюки, и ему было приказано оставаться внутри замка Кога . В 1691 году мятежный конфуцианец заболел и умер в замке Кога в возрасте 74 лет.
После его смерти
[ редактировать ]Останки Банзана были похоронены Тадаюки с большой церемонией в Кэйэндзи ( 鮭延寺 ) , в Оцуцуми ( 大堤 ) , Коге, Ибараки . Первоначальная надпись на надгробии была «могила Сокуюкена» ( 息游軒墓 ) с использованием его посмертного имени, но позже она была изменена на «могила Кумадзавы Сокуюкен Хацукей» ( 熊沢息游軒伯継墓 ) .
В период Бакумацу философия Банзана снова оказалась в центре внимания, оказав большое влияние на структуру правительства. Его поддержали, в частности, Фудзита Токо ( 藤田東湖 ) и Ёсида Сёин ( 吉田松陰 ) , что стало движущей силой в свержении правительства сёгуната. Кацу Кайсю похвалил Банзана как «героя в конфуцианских одеждах».
Вне политики Банзан со временем стал чем-то вроде культурного героя, потому что, уделяя внимание действиям и словам, демонстрировал непреходящую заботу о простых людях и бедных. [3] Его хвалили за сопротивление навязыванию коррумпированной политики и бюрократического бремени простым людям. [4]
В 1910 году правительство Мэйдзи удостоило Банзана титула высшего четвёртого ранга ( 正四位 ) в знак признания его вклада в развитие обучения в период Эдо.
Сочинения
[ редактировать ]- Сюги Васё ( Собрание книг Ихэ )
- Сюги Гайсё ( Сборник Ивайсю )
- Дайгаку Вакумон ( Вопросы по университету )
Родословная
[ редактировать ]- Семья Нодзири ( мистер Нодзири )
Сёген ( генеральный директор ) — Кьюбэ Сигэмаса ( Кьюбей Сигэмаса ) — Тобэй Кадзутоси ( Фудзибэй Кадзутоши ) — Банзан
- Семья Кумадзава ( мистер Кумадзава )
Синсаэмон Хироюки ( 新дзаэмон Хироюки ) — Ясаэмон Хироцугу ( 八丶卫门寔子 ) — Хэйсабуро Морицугу ( 平 Сабуро Сёдзи ) — Хансаэмон Морихиса ( Ханемон Сёдзи ) — Камедзё ( 亀女 ) — Банзан
См. также
[ редактировать ]- Кобе Тайсанджи Храм –
- Список конфуцианцев
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макмаллен, Джеймс. (1999). «Идеализм, протест и повесть о Гэндзи», стр.71-72. [Примечание: немного другое объяснение предлагается в статье японской Википедии о Кумазаве.]
- ^ Коллинз, Рэндалл. (1998). Социология философий: глобальная теория интеллектуальных изменений. п. 355.
- ^ Наджита, Тецуо . (1980). Япония: интеллектуальные основы современной японской политики. п. 53.
- ^ Наджита, с. 115.
- Коллинз, Рэндалл. (1998). Социология философий: глобальная теория интеллектуальных изменений. Кембридж: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-81647-3 (ткань) ISBN 978-0-674-00187-9 (бумажный)
- МакМаллен, Джеймс. (1999). Идеализм, протест и история о Гэндзи: конфуцианство Кумазавы Банзана (1619-91). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-815251-4 (ткань)
- Наджита, Тецуо. (1980). Япония: интеллектуальные основы современной японской политики. Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-56803-4
- Большая часть этой статьи была переведена из аналогичной статьи в японской Википедии , полученной 25 ноября 2006 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Самурайские архивы
- Институт Восточной Азии, Кембриджский университет : дополнительная литература/библиография.