Jump to content

Кумадзава Банзан

Кумадзава Банзан

Кумадзава Банзан ( 熊沢 蕃山 , 1619 — 9 сентября 1691) — японский конфуцианец. Он научился янминизму у Накаэ Тодзю и служил Икеде Мицумасе , правителю провинции Бидзэн . В последние годы своей жизни он был заключен в тюрьму за написание «Дайгаку Вакумон» , в котором содержалась критика политики сёгуната Токугава .

Его детское имя (ёмэй) было Сашичиро ( 左七郞 ) , его имя — Сигэцугу ( 伯継 ) . Его обычное имя ( азана ) было Рёсукэ ( либо 了介, либо 良介 ) , а под личными именами ( цусё ) он был широко известен как Дзирохати ( 次郎八 ) или Сукээмон ( 助右衛門 ) . Его наиболее распространенным вежливым именем ( го ) было Сокуюкен ( 息游軒 ) . Его фамилия «Кумазава» (熊沢) была изменена на «Сигэяма» (蕃山) в 1660 году, а последняя, ​​читаемая на китайско-японском языке как «Банзан», стала его посмертным титулом вежливости, под которым он широко известен даже сейчас.

Ёмейгаку

[ редактировать ]

Ёмейгаку — японский термин, обозначающий школу неоконфуцианства, связанную с ее основателем, китайским философом Ван Янмином , характеризующуюся самоанализом и активизмом и оказавшую глубокое влияние на японские пересмотры конфуцианской политической и моральной теории в Японии в период Эдо. .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Он родился в Киото Инари (ныне Симогё-ку, Киото ), был старшим сыном из шести детей. Его отца, ронина , звали Нодзири Тобэй Кадзутоши ( 野尻藤兵衛一利 ) , а мать звали Камедзё ( 亀女 ) . В возрасте восьми лет он был усыновлен своим дедом по материнской линии, Кумазавой Морихисой 沢守久 ) , самураем, служившим под началом Токугавы Ёрифуса , даймё Мито ( , и взял от него фамилию Кумадзава.

Отправление учиться к Накаэ Тодзю.

[ редактировать ]

В 1634 году, благодаря введению Итакуры Сигэмасы ( 板倉重昌 ) , фудай- Токугавы вассала , [1] он пошел служить пажом у Икеды Мицумасы ( 池田光政 ) , даймё домена Окаяма в провинции Бидзэн . Он на время покинул дом Икеда, вернувшись в дом своего деда в Кирихаре, провинция Оми (ныне Омихатиман ).

Время в домене Окаяма

[ редактировать ]

В 1645 году, снова по рекомендации семьи Кёгоку, он отправился работать в владения Окаяма. Поскольку мысли Мицумасы склонялись к Ёмейгаку, он широко использовал Банзана, ценя его за то, что он учился у Тодзю. Банзан работал в основном в ханьской школе под названием Ханабатакэ Кёдзё ( 花畠教場 ) , чье название означает «Место обучения Флауэрфилд». Эта школа открылась в 1641 году, что сделало ее одной из первых в Японии. В 1647 году Банзан стал помощником с правом ( 知行 ) в размере 300 коку . В 1649 году он отправился с Мицумасой в Эдо.

В 1650 году его назначили главой группы артиллеристов ( 鉄砲組 ) . В 1651 году он разработал правила для Ханазонокай? ( 花園会 ) , буквально «клуб цветников», место для образования простых людей. Это было первое воплощение первой школы в Японии для обучения простолюдинов, Шизутани Гакко ( 閑谷学校 ) , которая открылась в 1670 году, после того как Банзан оставил службу своему владению. В 1654 году, когда равнины Бидзэн подверглись наводнениям и масштабному голоду, он вложил все свои силы в помощь Мицумасе в оказании помощи. Вместе с Цуда Нагатада ( 津田永忠 ) он работал помощником Мицумасы, помогая основать правительство домена в домене Окаяма. Он работал над разработкой полностью разработанных стратегий в области сельского хозяйства, включая способы оказания помощи мелким фермерам и проекты землеустройства для управления горами и реками. Однако его смелые реформы управления доменами привели его в оппозицию со старейшинами-традиционалистами ( 家老 , каро ) . Кроме того, хотя Банзан был последователем Ёмейгаку, официальной философии Эдо. Сёгунат был другой формой неоконфуцианства, Сюшигаку ( 朱子学 ) . Банзан подвергся критике со стороны таких деятелей, как Хосина Масаюки ( 保科正之 ) и Хаяси Разан ( 林羅山 ) . Фактически, Банзан был первым из ряда известных неоконфуцианцев, которым пришлось столкнуться с развивающейся критической силой клана Хаяси . ученых [2]

По этой причине Банзану ничего не оставалось, как оставить службу в замке Окаяма и жить, скрываясь, в Сигэяма-мура ( 蕃山村 ) , район Уэйк (ныне Сигэяма, Бидзэн, Окаяма ). Название «Банзан» происходит от слова «Сигэяма». Его дом находился в Банзан-тё ( 蕃山町 ) , Окаяма-си .

Время вне власти и дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В конце концов, в 1657 году, не выдержав давления со стороны сёгуната и лидеров княжества, он покинул княжество Окаяма.

В 1658 году он переехал в Киото и открыл частную дзюку (школу). В 1660 году по просьбе Накагавы Хисакиё ( 中川久清 ) он отправился в Татеду, Оита , и дал указания по землеустройству. В 1661 году его слава выросла, и он снова оказался под надзором сёгуната, и в конце концов был изгнан из Киото Макино Чикасиге ( 牧野親成 ) , помощником главы Киотского Сёсидая ( 京都所司代 ) .

В 1667 году он бежал в Ёсинояма , провинция Ямато (ныне Ёсино, Нара ). Затем он переехал жить в подполье в Касэяма ( 鹿背山 ) , провинция Ямасиро (ныне Кидзугава, Киото ). В 1669 году по приказу сёгуната он был отдан под управление Мацудайры Нобуюки ( 松平信之 ) , главы домена Акаси ( 明石藩 ) , провинции Харима . В 1683 году, когда Нобуюки был переведен в провинцию Корияма , он переехал в Ятаяму ( 矢田山 ) , провинция Ямато (ныне Яматокорияма , Нара). В 1683 году он получил приглашение тайро ( 大老 ) Хотта Масатоши ( 堀田正俊 ) , но отказался от него. После службы в округе Окаяма, в свободное от государственной службы время он часто писал и критиковал политику сёгуната, в частности санкин-котай ( 参勤交代 ) , Хейно Бунри ( 兵農分離 ) (политика, запрещающая лицам, не принадлежащим к классу самураев). вооружиться), и наследственная система. Он также критиковал правительство домена Окаяма.

Целью Банзана было реформировать японское правительство, выступая за принятие политической системы, основанной на заслугах, а не наследственности, и использовании политических принципов для укрепления системы заслуг.

В 1687 году он был отдан под контроль Мацудайры Тадаюки ( 松平忠之 ) , главы домена Кога ( 古河藩 ) провинции Симуса ( 下総国 ) и наследника Мацудайры Нобуюки, и ему было приказано оставаться внутри замка Кога . В 1691 году мятежный конфуцианец заболел и умер в замке Кога в возрасте 74 лет.

После его смерти

[ редактировать ]

Останки Банзана были похоронены Тадаюки с большой церемонией в Кэйэндзи ( 鮭延寺 ) , в Оцуцуми ( 大堤 ) , Коге, Ибараки . Первоначальная надпись на надгробии была «могила Сокуюкена» ( 息游軒墓 ) с использованием его посмертного имени, но позже она была изменена на «могила Кумадзавы Сокуюкен Хацукей» ( 熊沢息游軒伯継墓 ) .

В период Бакумацу философия Банзана снова оказалась в центре внимания, оказав большое влияние на структуру правительства. Его поддержали, в частности, Фудзита Токо ( 藤田東湖 ) и Ёсида Сёин ( 吉田松陰 ) , что стало движущей силой в свержении правительства сёгуната. Кацу Кайсю похвалил Банзана как «героя в конфуцианских одеждах».

Вне политики Банзан со временем стал чем-то вроде культурного героя, потому что, уделяя внимание действиям и словам, демонстрировал непреходящую заботу о простых людях и бедных. [3] Его хвалили за сопротивление навязыванию коррумпированной политики и бюрократического бремени простым людям. [4]

В 1910 году правительство Мэйдзи удостоило Банзана титула высшего четвёртого ранга ( 正四位 ) в знак признания его вклада в развитие обучения в период Эдо.

Сочинения

[ редактировать ]
  • Сюги Васё ( Собрание книг Ихэ )
  • Сюги Гайсё ( Сборник Ивайсю )
  • Дайгаку Вакумон ( Вопросы по университету )

Родословная

[ редактировать ]
  • Семья Нодзири ( мистер Нодзири )

Сёген ( генеральный директор ) — Кьюбэ Сигэмаса ( Кьюбей Сигэмаса ) — Тобэй Кадзутоси ( Фудзибэй Кадзутоши ) Банзан

  • Семья Кумадзава ( мистер Кумадзава )

Синсаэмон Хироюки ( 新дзаэмон Хироюки ) — Ясаэмон Хироцугу ( 八丶卫门寔子 ) — Хэйсабуро Морицугу ( 平 Сабуро Сёдзи ) — Хансаэмон Морихиса ( Ханемон Сёдзи ) — Камедзё ( 亀女 ) Банзан

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Макмаллен, Джеймс. (1999). «Идеализм, протест и повесть о Гэндзи», стр.71-72. [Примечание: немного другое объяснение предлагается в статье японской Википедии о Кумазаве.]
  2. ^ Коллинз, Рэндалл. (1998). Социология философий: глобальная теория интеллектуальных изменений. п. 355.
  3. ^ Наджита, Тецуо . (1980). Япония: интеллектуальные основы современной японской политики. п. 53.
  4. ^ Наджита, с. 115.
  • Коллинз, Рэндалл. (1998). Социология философий: глобальная теория интеллектуальных изменений. Кембридж: Издательство Гарвардского университета . ISBN   978-0-674-81647-3 (ткань) ISBN   978-0-674-00187-9 (бумажный)
  • МакМаллен, Джеймс. (1999). Идеализм, протест и история о Гэндзи: конфуцианство Кумазавы Банзана (1619-91). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN   978-0-19-815251-4 (ткань)
  • Наджита, Тецуо. (1980). Япония: интеллектуальные основы современной японской политики. Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN   978-0-226-56803-4
  • Большая часть этой статьи была переведена из аналогичной статьи в японской Википедии , полученной 25 ноября 2006 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9de94f8b40de39ed676cf9925169b88__1700673420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/88/d9de94f8b40de39ed676cf9925169b88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kumazawa Banzan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)