Накаэ Тодзю
Накаэ Тодзю Фуджики Накаэ | |
---|---|
Рожденный | Такашима , провинция Оми , Япония. | 21 апреля 1608 г.
Умер | 11 октября 1648 г. Такашима, провинция Оми, Япония | (40 лет)
Национальность | японский |
Накаэ Тодзю ( 中江藤樹 , 21 апреля 1608 – 11 октября 1648) был писателем и конфуцианским ученым раннего периода Эдо в Японии, широко известным как «Мудрец Оми ». [1]
Биография
[ редактировать ]Накаэ был старшим сыном фермера из провинции Оми. Когда ему было девять лет, его усыновил дедушка, Ёсинага Токузаэмон, который был самураем с стипендией в 150 коку , служившим в княжестве Йонаго в провинции Хоки . В 1617 году даймё Йонаго Като Садаясу был переведен в домен Одзу в провинции Иё , а Накаэ переехал в Сикоку со своими бабушкой и дедушкой. В 1622 году умер его дедушка, и Накаэ унаследовал должность с стипендией в 100 коку . Однако в 1634 году, в возрасте 27 лет, он оставил свою должность, не уйдя в отставку официально по причине сыновней почтительности к матери и состоянию здоровья. Скрывшись какое-то время в Киото , он вернулся в свою родную деревню Огава в Оми (ныне часть Такашимы, Сига ), где открыл частную академию конфуцианского обучения. Это был Тодзю Сёин ( 藤樹書院 ) . Тодзю Сёин принимает его название произошло от гигантской глицинии , которая росла за домом Накаэ. Его ученики прозвали его «Мистер Дерево Глицинии», или «Тоджу» в канбунском произношении его кандзи .
В 1637 году Накаэ женился на Хисаси, дочери вассала домена Исэ-Камеяма . Накаэ постепенно стал одержим школой Ченг-Чжу , но также находился под сильным влиянием янминизма , который доказывал примат человеческой интуиции или совести над интеллектом: моральное совершенствование возникает из действий, основанных на совести (аналогично этике Аристотеля ). Накаэ добавил более религиозный аспект к «Школе интуиции разума» Ванга, назвав человеческую совесть «божественным светом небес». Работы Накаэ также предоставили его последователям (таким как Кумадзава Банзан [1619–1691]) «моральную основу для политических действий». [2] Его жена умерла в 1846 году, и в следующем году он снова женился на Кури, дочери вассала домена Омизо . В начале 1848 года он перестроил Тодзю Сёин в большем масштабе; однако он умер менее чем через полгода в возрасте 41 года. Его могила находится в храме Тамарин-дзи в Такашиме. [1]
Здание Тодзю Сёин было разрушено сильным пожаром в 1880 году вместе с 34 близлежащими фермерскими домами. Нынешнее строение представляет собой реконструкцию, построенную в 1882 году, но в меньшем масштабе, чем оригинал. В 1922 году он был признан Национальным историческим памятником , а в 2007 году охраняемая территория была расширена. [3] Он находится примерно в 15 минутах ходьбы от станции Адогава линии JR Косей . [1]
Накаэ необычно учил, что гуманизм выходит за рамки социального статуса или пола и что его учение будет полезно как женщинам, так и мужчинам. Принимая тогдашнее общепринятое мнение о женщинах, как правило, лишенных таких добродетелей, как сострадание и честность, он утверждал: «Если характер жены будет здоровым и благочестивым, послушным, отзывчивым и честным, то... каждый член ее семьи будет в мире». и весь дом в полном порядке». [4] Его учение широко распространилось не только среди самураев, но также среди фермеров, торговцев и ремесленников, и с середины периода Эдо его спонтанно называли «святым Оми». [1] Среди его более поздних учеников был Ёсида Сёин . [1]
Галерея
[ редактировать ]- Мемориальный музей Накаэ Тодзю, Такашима
- Тодзю Сёин
- Могила Накаэ Тодзю в Тамарин-дзи
Избранные работы
[ редактировать ]Статистический обзор, составленный на основе работ Накаэ Тодзю и о нем, OCLC / WorldCat включает около 130+ работ в 200 публикациях на 5 языках и более 740 библиотечных фондах. [5]
- 1650 — Диалог со старцем ( Okina mondo ). [6]
- Посмертная рукопись Фудзики (1795 г.)
- Вопросы и ответы Венга (1831 г.)
- Полное собрание сочинений Фудзики: Посмертная рукопись профессора Токи Накаэ (1893 г.)
- Коллекция Накаэ Тодзю (1914)
- Пять видов сыновней почтительности (1925)
- Накаэ Тодзю сэнсэй дзэнсю (1928)
- «Ценя траву»; «Привязанный к весеннему ветерку» (1939);
- Полное собрание сочинений г-на Фуджики (1940)
- Коллекция Токи Накаэ/Кумазава Банзан (1966)
- Токи Накаэ (1974)
- Токи Накаэ и Банзан Кумадзава (1976)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Исомура, Юкио; Сакаи, Хидея (2012). (Национальная энциклопедия исторических мест , ISBN ). 978-4311750403 . (на японском языке)
- ^ Бодар-Бейли, с. 741.
- ^ « Тодзю Сёин ато» (на японском языке) Агентство по делам культуры , дата обращения 20 августа 2020 г.
- ^ Бодар-Бейли, Беатрис. (1997). «Конфуцианство в Японии» в «Сопутствующей энциклопедии азиатской философии», стр. 743 со ссылкой на Де Бари, Уильям. (1981). Неоконфуцианское православие и познание ума и сердца, с. 372.
- ^ Личности WorldCat : Накаэ Фудзисю 1608-1648 гг.
- ^ Ширане, Харуо. (2006). Японская литература раннего Нового времени, 354–358.
Ссылки
[ редактировать ]- Бодар-Бейли, Беатрис . (1997). «Конфуцианство в Японии» в Сопутствующей энциклопедии азиатской философии (Брайан Карр и Индира Махалингам, ред.). Лондон: Рутледж. ISBN 9780415035354 ; ОСЛК 35049601
- де Бари, Уильям Теодор. (1981). Неоконфуцианское православие и познание ума и сердца. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231052283 ; ОСЛК 7461831
- Науман, Святой Эльм. (1979). Словарь азиатских философий. Лондон: Рутледж. ISBN 9780710002136 ; ОСЛК 470939937
- Ширане, Харуо. (2002). Японская литература раннего Нового времени. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231109901 ; ISBN 9780231109918 ; ОСЛК 48084101
- Nakae Tōju Краткая энциклопедия Britannica , 2006. Дата обращения: 26 марта 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Интеллектуальные течения в Токугаве, Япония » — Джейсон Чан; включает отрывки из произведений Тодзю.
- Веб-сайт города Такасима: национальный исторический памятник Тодзю Накаэ и Тодзю сёин.
- Родной город Тодзю в Японии — набор (стерео) фотографий
- Институт Восточной Азии, Кембриджский университет : дополнительная литература/библиография.