Томас Каэтан
Преподобный Томас де Вио Каэтан | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 9 августа 1534 г. | ( 65 лет
Альма-матер | Университет Падуи |
Заметная работа | Лидер Каэтани |
Эра | Средневековая философия |
Область | |
Школа | томизм |
Основные интересы |
Томас Каэтан , ОП ( / ˈkædʒətən / ; 20 февраля 1469 – 9 ) , Томас 1534 августа , обычно также известный как Гаэтан Томмазо де Вио или де Вио , [2] был итальянским философом, теологом, магистром Ордена проповедников с 1508 по 1518 год и кардиналом с 1517 года до своей смерти. Он был ведущим богословом своего времени, который теперь наиболее известен как представитель католической оппозиции учению Мартина Лютера и протестантской Реформации Папы , когда он был легатом в Аугсбурге , а также среди католиков за его обширный комментарий к Theologica Summa Фома Аквинский . [3]
Его не следует путать с его современником святым Каэтаном , основателем театинцев .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Гаэте , тогда входившей в состав Неаполитанского королевства , как Якопо Вио . Имя Томмазо было принято в качестве монаха, а фамилия Каэтан происходит от его родного города. В пятнадцать лет он вступил в орден доминиканцев и посвятил себя изучению философии святого Фомы Аквинского , став еще до тридцати лет доктором богословия в Падуе , а впоследствии профессором метафизики . [4] [5] Публичный диспут в Ферраре (1494 г.) с Пико делла Мирандолой принес ему репутацию богослова .
Он стал генеральным прокурором в 1507 году и генералом доминиканцев годом позже, в 1508 году.
В 1511 году группа кардиналов-диссидентов созвала Пизанский собор (1511–1512) против Папы Юлия II , который проигнорировал избирательные капитуляции, которые он принял перед своим избранием. Каэтан продемонстрировал решительную поддержку папства в ряде публикаций. Они были осуждены Сорбонной и публично сожжены по приказу короля Людовика XII .
На Пятом Латеранском соборе (1512–1517 гг.), который Папа Юлий II учредил в противовес Пизанскому собору, Де Вио сыграл ведущую роль. Во время второго заседания собора, на котором он произнес вступительную речь, он добился одобрения декрета, признающего превосходство власти папы над властью соборов.
Каэтан составил в защиту своей позиции Tractatus de Comparatione auctoritatis Papæ et conciliorum ad invicem . На эту работу ответил Жак Альмен , а Каэтан ответил в своей «Апологии» . Каэтан отказался принять аргумент Алмейна о том, что государственное устройство Церкви должно быть похоже на светский режим с ограничениями на правителя. [6]
За поддержку папских прав Каэтан был назначен епископом Гаэты сделал его кардиналом и архиепископом Палермо , а в 1517 году Папа Лев X . [4]
В 1517 году Лев X сделал его кардиналом-пресвитером Сан -Систо в Риме за его заслуги. В следующем году он стал архиепископом Палермо . Он оставил Палермо в 1519 году, чтобы стать епископом Гаэты , как это было даровано ему императором Карлом V, ради избрания которого Де Вио ревностно трудился.
В 1518 году Каэтан был отправлен легатом в Аугсбургский сейм , и по повелению Фридриха III курфюрсту Саксонии было поручено изучить учение Мартина Лютера . По словам Хилэра Беллока , «[Лютер] не обращался грубо со стороны своих оппонентов, грубость была на его стороне. например, авторитет Генерального совета, который был козырной картой в игре против папства». [7]
В 1519 году Каэтан помог составить законопроект об отлучении Лютера от церкви. [4]
Проявив себя способным дипломатом и администратором, Каэтан участвовал в нескольких других переговорах и сделках. Совместно с кардиналом Джулио Медичи на конклаве 1521–1522 годов он добился избрания Адриана Бойенса, тогдашнего епископа Тортосы , папой Адрианом VI . [4] Он сохранил влияние при папе Клименте VII , перенес короткий срок заключения после штурма Рима коннетаблем Бурбоном и Фрундсбергом (1527 г.), удалился в свою епархию на несколько лет и, вернувшись в Рим в 1530 г., принял на себя обязанности старая влиятельная позиция у папы Климента, от имени которого он подготовил решение об отклонении прошения Генриха VIII Английского об аннулировании его брака с Екатериной Арагонской . [ нужна ссылка ] Назначенный Климентом VII в комиссию кардиналов, которой было поручено докладывать о «Нюрнбергском перерыве», Де Вио, вопреки мнению большинства, рекомендовал лютеранам определенные уступки, в частности, брак духовенства, как в Греческой церкви , и причастие в обеих виды по решению Совета Базеля . [4]
Каэтан умер в Риме в 1534 году.
Просмотры
[ редактировать ]Как философ и логик Каэтан защищал идею аналогии . [8]
Хотя как богослов Каэтан был схоластиком старого томистского типа, его общая позиция была позицией умеренных реформаторов школы, к которой также принадлежал Реджинальд Поул , позже архиепископ Кентерберийский ; то есть он хотел сохранить лучшие элементы гуманистического возрождения в гармонии с католической ортодоксальностью, освещенной возрожденным пониманием доктрины оправдания Августина. [4] В области томистской философии он продемонстрировал поразительную независимость суждений, выражая либеральные взгляды на брак и развод, отрицая существование материального ада и выступая за совершение публичных молитв на просторечии. [ нужна ссылка ]
Некоторые доминиканцы считали его взгляды слишком независимыми от взглядов Святого Фомы. В Сорбонне в Париже некоторые из этих взглядов были признаны неортодоксальными, и в издании 1570 года его знаменитого комментария к Фомы Аквинского » «Сумме спорные отрывки были удалены. [ нужна ссылка ] В этом духе он написал комментарии к отрывкам Аристотеля и к «Сумме Аквинского » , а к концу своей жизни сделал тщательный перевод Ветхого и Нового Заветов , за исключением «Песни Соломона» , Пророков и Откровения Святого Иоанна . [4] Каэтан также писал мнения по вопросам, имеющим практическое значение, например, о распоряжении награбленными товарами, право собственности на которые не могло быть установлено. [9]
Реформации Мартина он оставался стойким противником, написав несколько работ, направленных против Лютера . [10] и принявший важное участие в формировании политики папских делегатов в Германии. Несмотря на то, что он учился в схоластике , он понимал, что для борьбы с реформаторами ему потребуется более глубокое знание Священного Писания, чем он имел. Этому исследованию он посвятил себя с присущим ему рвением, написал комментарии к большей части Ветхого и Нового Заветов и в изложении своего текста, к которому относился критически, позволял себе значительную свободу в отходе от буквального и традиционного толкования.
Каэтан был человеком строгого благочестия и пылкого рвения. А с точки зрения доминиканской идеи о высшей необходимости поддержания церковной дисциплины он защищал права папства и провозглашал, что папа должен быть «зеркалом Бога на земле». [4]
Взгляды на папскую власть
[ редактировать ]Пизанского собора Против защиты соборности , которая ставила власть генерального совета выше власти папы, Каэтан ответил, что генеральный совет может судить папу только в том случае, если папа стал еретиком. В случае с нечестивым, но не еретическим папой Каэтан настаивал на том, что сопротивления достаточно, чтобы сократить злоупотребления, в то время как низложение недопустимо, поскольку собор, созванный без папы, был бы «обезглавлен» (используя библейскую аналогию отношений между овцами и их животными). пасти). Однако в случае ереси Каэтан писал, что может быть созван исключительный генеральный совет, чтобы предоставить правящему папе справедливое слушание, и если его признают совершившим ересь, совет может разорвать связь между человеком, владеющим ересью. папство и сама должность. [11] [12] Однако он отрицал, что это действие представляло собой совет, действующий над Папой, что он считал невозможным с теологической точки зрения. Скорее, он считал, что такое действие просто указывает на то, что собор может отменить избрание этого конкретного человека на должность Папы (поскольку выборы также проводились людьми). [11] [12] Каэтан, опираясь на аналогичные дискуссии Иоанна Парижского и Августина Триумфа относительно смещения пап-еретиков, истолковал Титу 3:10 как утверждение, что папа-еретик должен быть свергнут после двух увещеваний. [13]
Современная оценка
[ редактировать ]О Фоме Аквинском
[ редактировать ]В середине двадцатого века мысль Каэтана получила негативную оценку со стороны некоторых католических комментаторов, которые, выступая против неотомистской мысли, изобразили Каэтана как первого человека, который ошибочно интерпретировал мысли Фомы Аквинского .
Фергюс Керр написал в 2002 году книгу « После Фомы Аквинского» , критикуя по этому поводу Каэтана. Среди прочих он цитировал Этьена Жильсона , который отвечал на аргументы о том, что «философия» и «христианство» являются несовместимыми дисциплинами, что в эллинистическом иудаизме, святоотеческой мысли и средневековом периоде существовал образ мышления, вдохновленный древнегреческими поисками причину бытия, которую по праву можно было бы назвать «христианской философией». По мнению Гилсона, именно в мысли Каэтана эта связь была впервые разорвана, поскольку Каэтан под влиянием скотизма свел Фомы Аквинского метафизику экзистенциального акта бытия к онтологии субстанции. Поэтому Каэтан и его преемники, по мнению Гилсона, представляли Фому сосредоточенным только на формах и сущности существ, а не на существовании всех вещей как причастности к чистой реальности, которой является Бог. Соответственно, для Гилсона «философия» и «христианство» несовместимы только в том случае, если христианская мысль понимается в ее пост-каэтанской традиции — традиции, которая хуже, чем более старая, более выдающаяся традиция христианской мысли. [14] Анри де Любак писал в «Сюрнатуреле» (1946), изложении взглядов Фомы Аквинского на естественное и сверхъестественное, что интерпретация Фомы Аквинского Каэтаном, хотя и влиятельная, была неверной. Де Любак утверждал, что Каэтан относился к Фоме Аквинскому как к аристотелевцу, работая с определением природы из «Физики» Аристотеля , которое эффективно превратило человеческую природу в реальность, по существу замкнутую на себе, со своими собственными внутренними силами, желаниями и целями. Де Любак не считал Фому Аквинского аристолианцем, и что последующая католическая мысль привела к ошибочному прочтению рассказа Фомы Аквинского о взаимосвязи между природой и благодатью. [15]
В 2006 году Ральф Макинерни и другие ученые оспорили негативную оценку работы Каэтана, сделанную Де Любаком и Гилсоном. Макинерни пишет, что критика Каэтана на самом деле не подтверждается доказательствами из его работ, и, более того, не Каэтан, а Гилсон, чья интерпретация Фомы Аквинского является отходом от убеждений последнего. [16]
Другой
[ редактировать ]Брюс Мецгер писал, что библейские комментарии Каэтана были на удивление «современными», предвосхищая библейскую текстовую критику . Примечательно, что Каэтан возродил более ранние христианские сомнения относительно апостольского авторства Посланий Иакова, Иуды, 2 Иоанна и 3 Иоанна, а также выступил против авторства Павла Послания к Евреям . [17]
Работает
[ редактировать ]- Opera omnia (5 томов, 1639 г.)
- Все брошюры (1530 г.)
- Суммула Каэтани (на латыни). Париж: Клод Шеваллон. 15:30
- Комментарий к книге Святого Фомы Summa theologiae (1540 г.)
- О Божественном учреждении понтификата римского понтифика (1521 г.)
- В «Исагогене» Порфирия (1934)
- О сравнении папской власти и апологии (1936)
- Из Анимы (1938)
- Философские сочинения (6 томов, под редакцией П. Заммита, М.-О. Лорана и Ж. Кокеля, 1934–39)
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Волц, Дж. (1908). Томмасо де Вио Гаэтани Каэтан . В Католической энциклопедии . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Получено 21 сентября 2019 г. из New Advent: http://www.newadvent.org/cathen/03145c.htm.
- ^ Хилл, Бенджамин (2011), «Томас Вио (Каэтан)» , в Лагерлунде, Хенрике (редактор), Энциклопедия средневековой философии , Springer Нидерланды, стр. 1295–1300, doi : 10.1007/978-1-4020-9729-4_494 , ISBN 978-1-4020-9729-4 , получено 22 января 2020 г.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Томмазо де Вио Гаэтани Каэтан» . Ньюадвент.орг. 01.11.1908 . Проверено 7 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чисхолм 1911 года .
- ^ Каэтан в Британской энциклопедии
- ^ Томас М. Избицкий, «Атака Каэтана на параллели между церковью и государством», Cristianesimo nella storia 29 (1999): 81-89.
- ^ Беллок, Илер (1992). Как произошла Реформация . ТАН . ISBN 0-89555-465-8 .
- ^ Джошуа П. Хохшильд, Семантика аналогии: перечитывание De nominum аналогии Каэтана (Нотр-Дам, Индиана: University of Notre Dame Press, 2010).
- ^ Томас М. Избицкий, «Каэтан о приобретении украденных товаров в Старом и Новом Свете», Rivista di Storia del Cristianesimo 4 (2007): 499-509.
- ^ Каэтан отвечает читателю на полемику о реформации , изд. Джаред Уикс (Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1978).
- ^ Jump up to: а б Майкл О'Коннор (2017). Библейские комментарии Каэтана «Мотив и метод» . БРИЛЛ. стр. 26–27. ISBN 9789004325098 .
- ^ Jump up to: а б Томмазо де Вио Каэтан; Джаред Уикс (2011). Каэтан отвечает читателю на споры о Реформации . Издатели Wipf & Stock. п. 10. ISBN 9781610975698 .
- ^ Карен Боллерманн, Томас М. Избицки и Кэри Дж. Недерман (2014). РЕЛИГИЯ, ВЛАСТЬ И СОПРОТИВЛЕНИЕ С ОДИННАДЦАТОГО ДО ШЕСТНАДЦАТОГО ВЕКА, РАЗЫГРЫВАЯ КАРТУ ЕРЕСИ . Пэлгрейв Макмиллан. п. 163. ИСБН 9781349492213 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Керр, Фергюс. По Аквинскому (2002), стр. 80-83.
- ^ Керр, Фергюс. По Аквинскому (2002), с. 136.
- ^ Макинерни, Ральф, «Преамбула Fidei; Фома Аквинский и Бог философов»
- ^ Мецгер, Брюс (1987). Канон Нового Завета: его происхождение, развитие и значение . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 240. ИСБН 0-19-826954-4 .
Источники
[ редактировать ]- «Документы о поведении Римской курии в отношении Реформации, 1524–1531 гг.», в «Источниках и исследованиях » (Kön. Press. Hist. Inst., Rome ), vol. iii. п. 1-20; Т. М. Линдсей, История Реформации , том. я. (Эдинбург, 1906 г.).
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Каэтан, кардинал ». Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 961. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Томмазо де Вио Гаэтани Каэтан ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Соборничество и папизм , пер. Дж. Х. Бернс и Томас М. Избицкий, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1997.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Де Вио, Томас (1596). Брошюра omnia (на латыни). Совет Лукантонио , Сиенский Франциск Франциск.
- Де Вио, Томмазо (1513). Апология сравнительной власти папы и церкви (на латыни).
- Де Вио, Томмазо (1512). Речь на втором заседании Латеранского собора (на латыни). Джон Беплин.
- Де Вио, Томмазо (1511). Сравнение авторитета Папы и Собора или Церкви (на латыни) Марцеллус Зильбер
- Работы Томаса Каэтана в Постреформационной цифровой библиотеке
- 1469 рождений
- 1534 смерти
- Академический состав Падуанского университета
- Итальянские кардиналы XVI века
- Итальянские римско-католические богословы XVI века
- Итальянские римско-католические архиепископы XVI века
- Итальянские философы XVI века.
- Итальянские писатели-мужчины XVI века
- Итальянские писатели XVI века.
- Римско-католические учёные-библеисты
- Контрреформация
- Римско-католические архиепископы Палермо
- Католические философы
- Епископы Гаэты
- Люди из Гаэты
- Итальянские доминиканцы
- Магистр Ордена проповедников
- Доминиканские кардиналы
- томисты
- Выпускники Падуанского университета