Религиозная политика Констанция II
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Июль 2021 г. ) |
Религиозная политика Констанция II представляла собой смесь терпимости к некоторым языческим обычаям и репрессий к другим языческим практикам. [ 1 ] [ 2 ] Он также стремился продвигать арианскую или полуарианскую ересь внутри христианства. Эту политику можно противопоставить религиозной политике его отца, Константина Великого , чья католическая ортодоксальность была поддержана Никейским символом веры и который в значительной степени терпел язычество в Римской империи . Констанций также стремился подавить иудаизм.
Политика в отношении язычества
[ редактировать ]Законы 350-х годов предписывали смертную казнь тем, кто совершал или присутствовал на языческих жертвоприношениях , а также за поклонение идолам . [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Языческие храмы были закрыты, [ 2 ] [ 5 ] и Алтарь Победы был удален из дома собраний Сената. [ 6 ] Нередки были также случаи, когда простые христиане разрушали, грабили и оскверняли многие древние языческие храмы, гробницы и памятники. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Язычество в то время все еще было популярно среди населения. Политике императора пассивно сопротивлялись многие губернаторы и магистраты. [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ]
Антиязыческие действия
[ редактировать ]Законодательство Констанция II началось с запрета языческой практики жертвоприношений . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Это соответствовало его личному принципу: « Пусть прекратятся суеверия, пусть будет отменено безрассудство жертвоприношений». [ 13 ] По словам Либания , Констанций фактически находился под контролем других, которые вдохновили его положить конец языческим жертвоприношениям. [ 14 ] [ 15 ]
После краха официальных языческих обрядов, санкционированных правительством, частные культы попытались проникнуть в храмы. В 353 году Констанций запретил языческие жертвоприношения под страхом смертной казни. Он также закрыл некоторые храмы, запретил к ним доступ и прекратил субсидирование государственных налогов. [ 2 ] [ 5 ]
В соответствии с христианской теологией Констанций вел активную кампанию против магов, астрологов и других прорицателей. Это также может быть связано с тем, что он испугался, что другие могут использовать эти средства, чтобы сделать императором кого-то другого. [ 16 ]
В 357 году Констанций убрал Алтарь Победы в здании Сената из-за жалоб некоторых сенаторов-христиан. Этот алтарь был установлен Августом в 29 г. до н. э.; каждый сенатор традиционно приносил жертву на алтаре перед входом в здание Сената. Позднее этот алтарь был восстановлен либо молча, вскоре после отъезда Констанция, либо императором Юлианом . [ 6 ]
Самозванец Магнеций убил Константа. Хотя он использовал на своих монетах христианские символы, он отменил антиязыческое законодательство Константа и даже разрешил совершать ночные жертвоприношения. Три года спустя, в 353 году, Констанций победил Магненция и вновь запретил проведение ритуалов. [ 17 ] Этот закон, похоже, не имел большого эффекта, поскольку мы видим, что Констанций в 356 году снова принял закон против язычества. Теперь Констанций заявил, что любой, кто будет признан виновным в посещении жертвоприношений или поклонении идолам, будет казнен. [ 4 ] Судя по всему, магистратам было неудобно выполнять этот закон; это в значительной степени игнорировалось.
Относительная модерация
[ редактировать ]Политика правительства не могла быть жестко реализована из-за силы язычества среди населения. [ 5 ] [ 11 ] Что бы ни декларировали в своих страшных угрозах императорские указы, огромное количество язычников и пассивное сопротивление языческих правителей и магистратов сделали их в значительной степени бессильными в их применении. [ 5 ] [ 12 ] Следовательно, император никогда не пытался распустить различные римские жреческие коллегии или весталок . [ 18 ] Он никогда не выступал против различных языческих школ. Он даже приказал избрать священника для Африки. [ 18 ] Кроме того, он оставался верховным понтификом до своей смерти, а после его смерти был обожествлен римским сенатом. Эффекта политики было достаточно, чтобы способствовать широко распространенной тенденции к обращению в христианство, но недостаточно, чтобы уничтожить язычество. Относительная умеренность действий Констанция по отношению к язычеству отражается в том факте, что только спустя более чем 20 лет после смерти Констанция, во время правления Грациана , какие-либо сенаторы-язычники протестовали против обращения с их религией. [ 19 ]
Действия простых христиан
[ редактировать ]Некоторые христиане призывали императора принять еще более крайние меры в своем рвении искоренить язычество, например, после отмены жертвоприношений. [ 5 ] Фирмикус Матерн , обращенный в христианство, призывал: «Язычество, святейшие императоры, должно быть полностью уничтожено и изгнано, и дисциплинировано жесточайшими постановлениями ваших эдиктов, чтобы смертоносное заблуждение самонадеянности не продолжало запятнать римский мир» и «Как вам повезло, что Бог, чьими агентами вы являетесь, приберег для вас разрушение идолопоклонства и разрушение нечестивых храмов». [ 1 ]
Констанций издал еще один закон, который взимал штраф с тех, кто был виновен в вандализме мест, святых для язычников, и передал заботу об этих памятниках и гробницах языческим жрецам. [ 10 ]
Политика в отношении христианства
[ редактировать ]Хотя его часто считают арианцем , [ 20 ] Констанций в конечном итоге предпочел третью, компромиссную версию, лежащую где-то между арианством и Никейским символом веры , ретроспективно названную полуарианством . [ 21 ] [ 22 ] Во время своего правления он пытался заставить христианскую церковь следовать этой компромиссной позиции, созвав несколько христианских соборов. Самыми известными из них были Совет в Римини и его близнец в Селевкии , которые собирались в 359 и 360 годах соответственно. «К несчастью для его памяти, богословы, чьим советам он воспользовался, в конечном итоге были дискредитированы, а недовольные, которых он принуждал подчиняться, вышли победителями», - пишет историк А. Х. М. Джонс . «Поэтому великие соборы 359–60 годов не считаются вселенскими в традиции церкви, а Констанция II помнят не как восстановителя единства, а как еретика, который произвольно навязал свою волю церкви». [ 23 ]
Указы, связанные с христианством, изданные Констанцием (самостоятельно или совместно с другими), включали:
- Освобождение от обязательной государственной службы для духовенства [ 24 ]
- Освобождение от обязательной государственной службы сыновей духовенства [ 25 ]
- Налоговые льготы для духовенства и его служащих, [ 26 ] и позже для своей семьи [ 27 ]
- Освобождение от налога земли, принадлежащей церкви, но земли, принадлежащие духовенству, не освобождены от налога. [ 28 ] [ 29 ]
- Духовенство и вопрос частной собственности [ 30 ]
- Епископы освобождены от суда в светских судах [ 31 ]
- Христианских проституток могут покупать только представители духовенства или другие одобренные государством христиане. [ 32 ] [ 33 ]
Политика в отношении иудаизма
[ редактировать ]Иудаизм столкнулся с некоторыми серьезными ограничениями при Констанции, который, похоже, следовал антиеврейской политике, аналогичной политике своего отца. [ 34 ] В начале своего правления Констанций совместно со своими братьями издал двойной указ, ограничивающий владение рабами еврейским народом. [ 35 ] и запрет браков между евреями и христианками. [ 35 ] Более поздний указ, изданный Констанцием после того, как он стал единоличным императором, постановил, что у человека, перешедшего из христианства в иудаизм, вся его собственность будет конфискована государством. [ 36 ] Однако действия Констанция в этом отношении, возможно, были связаны не столько с еврейской религией, сколько с еврейским бизнесом — очевидно, что частные еврейские предприятия часто конкурировали с государственными предприятиями. В результате Констанций, возможно, стремился предоставить преимущество государственным предприятиям, ограничивая квалифицированных рабочих и рабов, доступных для еврейского бизнеса. [ 34 ]
Указы, связанные с евреями, изданные Констанцием (самостоятельно или совместно с другими), включали:
- Ткачихи, перешедшие с работы на правительство на работу на евреев, должны быть возвращены в правительство [ 35 ]
- Евреи не могут жениться на христианках [ 35 ]
- Евреи не могут пытаться обратить христианок в свою веру [ 35 ]
- Любой раб-нееврей, купленный евреем, будет конфискован государством. [ 35 ]
- Если еврей попытается обрезать раба-нееврея, раб будет освобожден, а еврею грозит смертная казнь. [ 35 ]
- Любые христианские рабы, принадлежащие евреям, будут отняты и освобождены. [ 35 ]
- Имущество лица, в отношении которого будет доказано, что оно перешло из христианства в иудаизм, будет конфисковано государством. [ 36 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кирш, Дж. (2004) Бог против богов , стр. 200–201, Viking Compass
- ^ Jump up to: а б с д «Кодекс Феодосиана о религии», XVI.x.4, 4 г. н.э.
- ^ Jump up to: а б Кодекс Феодосиана о религии , 16.10.2
- ^ Jump up to: а б Кодекс Феодосия 16.10.6
- ^ Jump up to: а б с д и ж «История Церкви», Филип Хьюз, Sheed & Ward, издание 1949 г., том I, глава 6. [1]
- ^ Jump up to: а б Шеридан, Джей-Джей (1966) Алтарь Виктора – последняя битва язычества. в L'Anticite Classique 35: 186–187.
- ^ Аммиан Марцеллинус Res Gestae 22.4.3
- ^ Созоменская церковная история 3.18 .
- ^ Кодекс Феодосия 16.10.3
- ^ Jump up to: а б Кодекс Феодосия 9.17.2
- ^ Jump up to: а б Аммиан Марцеллин Res Gestae 9.10, 19.12 Краткое содержание цитаты: Аммиан описывает языческие жертвоприношения и богослужения, открыто происходящие в Александрии и Риме . В римском календаре 354 года упоминаются многие языческие праздники, как если бы они все еще соблюдались открыто. См. также описания языческого богослужения в следующих работах: Firmicius Maternus De Errore Profanorum Religionum; Описание греческих писателей Старого Света при Констанции.
- ^ Jump up to: а б Баудер, Д. (1978) Эпоха Константина и Юлиана
- ^ К.Г. Герберманн и Георг Групп, «Константин Великий», Католическая энциклопедия, 1911, веб-сайт New Advent.
- ^ « Речь Либания 30.7. О храмах» . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 г. Проверено 10 апреля 2011 г.
- ^ "Libanius Oration" 30.7, Для храмов, [2] Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Кодекс Феодосия 9.16.4, 9.16.5, 9.16.6.
- ^ Кодекс Феодосия 16.10.5
- ^ Jump up to: а б Васильев А.А., История Византийской империи 324–1453 (1958), с. 68
- ^ Зальцман, М.Р., Создание христианской аристократии: социальные и религиозные изменения в Западной Римской империи (2002), стр. 182
- ^ Джонс, AHM, Поздняя Римская империя, 284–602: социальное, экономическое и административное исследование (Балтимор: Университет Джона Хопкинса, 1986), стр. 118
- ^ Пеликан, Дж. Дж., Христианская традиция (1989), стр. 209–10.
- ^ Гаддис, М., Нет преступления для тех, у кого есть Христос (2005), с. 92
- ^ Джонс, AHM, Поздняя Римская империя, 284–602: социальное, экономическое и административное исследование (Балтимор: Университет Джона Хопкинса, 1986), стр. 118.
- ^ Кодекс Феодосиана 16.2.9
- ^ Кодекс Феодосиана 16.2.11
- ^ Кодекс Феодосиана 16.2.8
- ^ Кодекс Феодосиана 16.2.14
- ^ Фарр, Клайд (2001). Кодекс и романы Феодосия, а также конституции Сирмонда . Издательство Принстонского университета . п. 443.
Облагаемые налогом земельные участки, которые кажутся принадлежащими Церкви, должны быть освобождены от любой обязательной государственной службы... Однако что касается тех священнослужителей, которые владеют земельными поместьями, Ваша Высочайшая Власть постановит не только, что они ни в коем случае не могут освобождать других облагаемые людьми земельные единицы от уплаты налогов, но и то, что вышеупомянутые священнослужители должны быть принуждены производить налоговые платежи за землю, которой они сами владеют.
- ^ Эллиотт, Т.Г. (1978). «Налоговые льготы, предоставленные священнослужителям Константином и Констанцием II». Феникс . 32 (4): 333. дои : 10.2307/1087959 . JSTOR 1087959 .
Констанция Dispositio освободил церковные земли от налогообложения. Более поздняя санкция Констанция приказала обложить налогом земли, принадлежащие духовенству...
- ^ Кодекс Феодосиана 16.2.15, 12.1.49 и 8.4.7.
- ^ Кодекс Феодосиана 16.2.12
- ^ Кодекс Феодосиана 15.8.1
- ^ Фарр, Клайд (2001). Кодекс и романы Феодосия, а также конституции Сирмонда . Издательство Принстонского университета . п. 435.
Если какой-либо мужчина пожелает подвергнуть распутству женщин, о которых известно, что они посвятили себя почитанию святого христианского закона, и если он предусмотрит, чтобы таких женщин продавали в публичные дома и принуждали выполнять гнусные услуги проституированных В силу своей добродетели никто другой не имеет права покупать таких женщин, за исключением тех, кто известен как священнослужители , или тех, кто признан мужчинами-христианами, после уплаты соответствующей цены.
- ^ Jump up to: а б Шефер П., История евреев в греко-римском мире (2003), стр. 180–1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кодекс Феодосиана 16.9.2
- ^ Jump up to: а б Кодекс Феодосиана 16.8.7