Религиозная политика Константина Великого
Религиозную политику Константина Великого называли «двусмысленной и неуловимой». [ 1 ] : 120 родившемуся в 273 году во время Кризиса третьего века (235–284 гг. н.э.), Константину Великому, во время Великого гонения было тридцать лет . Он видел, как его отец стал Августом Запада, а затем вскоре умер. Константин провел свою жизнь в армии, сражаясь с большей частью своей большой семьи, и обратился в христианство примерно в 40 лет. Его религиозная политика, сформированная на основе этого опыта, включала растущую терпимость к христианству, ограниченные правила терпимости против римского многобожия , участие в разрешении религиозных споров, таких как раскол с донатистами, и созыв соборов, включая Никейский собор, относительно арианства. [ 2 ] : 60 Джон Кэй характеризует обращение Константина и Никейский собор, который созвал Константин, как два самых важных события, которые когда-либо происходили с христианской церковью. [ 3 ] : 1
Историческая справка
[ редактировать ]Политика и преследования в первые годы Константина
[ редактировать ]Политика
[ редактировать ]Кризис третьего века (235–284 гг. Н.э.) был периодом тяжелых вторжений и миграций варваров на римскую территорию. [ 4 ] : 19, 22 По словам Питера Брауна , система правления имперского Рима была простой системой, которая управляла косвенно через региональные, местные элиты и не была построена так, чтобы выдерживать напряжение непрерывных вторжений и гражданских войн. В этот кризисный период жизнь «осажденной сверхдержавы» включала в себя банкротства, политическую раздробленность и военные потери. [ 5 ] : 56 Константин родился в этот период, в 273 году нашей эры, и его родители-многобожники воспитали его в многобожии. [ 6 ] : 56
Кризис третьего века начался с убийства императора Севера Александра его собственными войсками в 235 году, что привело к 50-летнему кризису руководства, в котором на титул императора претендовали как минимум 26 человек. [ 7 ] : 31–33 К 268 году империя распалась на три конкурирующих государства. Кризис не закончился, пока Диоклетиан не взял бразды правления в свои руки и не провел реформы в 284 году. [ 8 ] : 74 Он реструктурировал римское правительство, установив Тетрархию , систему, в которой четыре человека совместно правили империей, разделенной на две части: Восток и Запад. Каждую часть возглавлял Август , у которого был подчиненный Цезарь . [ 5 ] : 56 Диоклетиан правил как глава Августа на Востоке в 284–305 гг. Н.э., а Максимиан как Август на Западе в 286–305 гг. н.э. [ 6 ] : 56 Диоклетиан установил для каждого из четырех тетрархов административные столицы, расположенные ближе к границам империи. Эти изменения помогли восстановить имперскую власть к концу третьего века. [ 6 ] : 56, 58
Хотя сама Тетрархия просуществовала недолго, Джонатан Бардилл [ 9 ] говорит, что это внесло в империю некоторые необратимые изменения. [ 6 ] : 57 Правительство стало более централизованным вокруг императорского двора как единственного надежного источника власти и влияния, а элиты потеряли часть своего богатства и статуса. В каждом регионе возникли столицы, в то время как другие города сократились. Города больше не были такими уникальными и разными, как раньше. Империю больше нельзя было рассматривать как «содружество городов». [ 6 ] : 57 Вместо этого у всех городов была общая идеология: общая преданность императору и его последователям. [ 6 ] : 57
Браун говорит, что империя стала более вмешиваться в личную жизнь своих подданных, поскольку она также стала более приверженной идеологической позиции. [ 5 ] : 62
Преследование
[ редактировать ]Это привело к подавлению христианства, которое было более суровым, чем когда-либо прежде, и имело место в масштабах всей империи. [ 5 ] : 62 24 февраля 303 года нашей эры Диоклетиан издал первый из серии указов, которые отменяли законные права христиан и требовали соблюдения традиционных политеистических религиозных обрядов. Христианство существовало более 250 лет ; и Церковь, и империя за это время изменились. Церковь больше не состояла из крошечных разрозненных групп. [ 5 ] : 62 По словам Питера Брауна, она стала «универсальной церковью», функционирующей как «город в городе». [ 5 ] : 62, 64 В Малой Азии существовало «христианское дворянство», а внутри церкви существовала развитая иерархия лидеров, занимавших видное место в римском мире того времени. [ 5 ] : 64
С этого руководства начались гонения, заставляющие христианских епископов участвовать в принесении жертвоприношений традиционным римским богам или умирать. [ 5 ] : 62–66 По словам Нормана Х. Бейнса , на втором году преследования, после прибытия Урбана на пост губернатора Палестины, тогда же был опубликован императорский указ, распространявший приказ о принесении жертвоприношений на широкую публику. [ 10 ] : 189
Бэйнс говорит, что оно, известное христианам как «Великое преследование», состояло из двух этапов. Первый этап начался с издания Первого указа в 303 году; второй этап начался с издания Четвертого эдикта, дата и авторство которого являются дискуссионными. [ 10 ] : 189 Дэвид М. Поттер говорит, что эти указы в большей степени соблюдались на Востоке, чем на Западе. [ 11 ] : 91
Помимо мученичества, Первый эдикт также предусматривал разрушение церквей и требовал сдачи письменных писаний и других христианских книг. [ 5 ] : 64 В то время, когда закон Императора считался божественным источником порядка и мира, Церковь утверждала, что обладает собственным универсальным божественным законом в христианских писаниях, поэтому солдаты были отправлены конфисковать и сжечь их. [ 5 ] : 63 Именно в этом такие ученые, как Морин А. Тилли, видят причину донатистского раскола. [ 12 ] : ix, xiv Донатисты считали, что каждая книга Священных Писаний — это не просто перо и чернила, но физическое проявление Слова Божьего, и что передача Священных Писаний на сожжение и передача мученика на смерть — это две стороны одной медали. . [ 13 ] : 332–334 Те, кто сотрудничал с солдатами, на латыни назывались traditores , что первоначально означало «передача», но теперь означало «предатели». После этого донатисты отказались позволить традиторам вернуться на руководящие должности в церкви. Донатисты позже стали занозой на глазу Константина, которая продолжалась на протяжении всего его правления. [ 12 ] : xvi
В 305 году Диоклетиан решил уйти в отставку и вынудил уйти в отставку и Максимиана. [ 14 ] : 1067 Галерий был зятем Диоклетиана; и он, и Констанций I , отец Константина, ранее были усыновлены Диоклетианом. Соответственно, 1 мая 305 года нашей эры они были назначены августиями Востока и Запада соответственно. [ 15 ] Вскоре после отставки Диоклетиана его преемники начали борьбу за контроль над Римской империей.
Семья, которая распадается вместе
[ редактировать ]Константин и его отец покинули Галлию и переправились в Британию, чтобы выиграть великую битву над пиктами, но 25 июля 306 года отец Константина Констанций умер в Эборакуме (Йорк). [ 6 ] : ххв Впоследствии войска отца Константина провозгласили Константина Августом на Западе, и он согласился. Однако Галерий этого не сделал. Несмотря на то, что Константин был сыном западного Августа Констанция, Диоклетиан в 305 году установил «правило», согласно которому сыновья не должны следовать за своими отцами во власти. Дэвид Поттер говорит, что истории, циркулировавшие в то время, говорили, что все это было частью махинаций Галерия, направленного на то, чтобы помешать Константину стать старшим императором. [ 16 ] : 122 Запад в то время был еще в значительной степени неразвит. Поддержка Константина военными вынудила Галерия как Августа более развитого и богатого Востока признать притязания Константина, но лишь частично. [ 15 ] Галерий назначил своего сторонника Валериуса Севера на должность Августа Запада и провозгласил Константина подчиненным Северуса Цезарем. [ 15 ]
Затем, 28 октября 306 г., Максенций, сын Максимиана, объявил себя Августом Запада, владевшим Италией и жившим в Риме с 306 по 312 гг. [ 17 ] : 86, 87 Максенций вызвал своего отца Максимиана, вышедшего из отставки, для поддержки. Затем Максенций был объявлен узурпатором, и Галерий приказал своему соратнику Августу Северу изгнать Максенция из Италии в начале 307 года. [ 7 ] : 61 Однако когда Северус прибыл в Италию, его армия перешла на сторону Максенция. [ 18 ] : 30–31 Северус был схвачен и доставлен в лагерь Трес Таберне недалеко от Рима, где он либо покончил жизнь самоубийством, либо был казнен в 307 году. [ 7 ] : 61
Сам Галерий осенью того же года выступил против Максенция в Риме, но тоже не смог взять город. [ 18 ] : 31 Константин наблюдал из Галлии и большую часть этого периода избегал конфликтов как с Максенцием, так и с восточными императорами. Владения Константина в это время были невелики: в основном Британия, Галлия и Испания. [ 19 ] : 189 Лейтхарт говорит, что Константин осознал, что Галерий был ненадежным фундаментом для построения его будущего, поэтому Константин заключил союз с Максимианом и Максенцием, скрепив этот союз, женившись на дочери Максимиана Фаусте летом 307 года нашей эры. [ 7 ] : 61, 62
Весной 308 года Максимиан попытался свергнуть своего сына Максенция, попросив свою бывшую армию сделать выбор между отцом и сыном. [ 7 ] : 62 Они выбрали сына, и Максимиан бежал к своему зятю Константину. [ 20 ] : Домиций Домициан
Племянником Галерия и Цезаря был Максимин II, также известный как Максимин Дайя . После смерти Севера Максимин ожидал, что вместо него будет возведен в ранг Августа, и был горько разочарован в 308 году нашей эры, когда на конференции в Карнунтуме Лициний вместо этого был провозглашен Августом Запада. [ 20 ] В 310 году нашей эры ожесточенный и разочарованный Максимин II позволил своим войскам провозгласить себя Августом. То есть пять человек серьезно претендуют на такое же положение Августа на Западе. Империя была в полной гражданской войне. [ 20 ] : Домиций Домициан
Два претендента на пост Августа умерли в 310 году: первым был Александр Карфагенский , провозгласивший себя императором в 308 году нашей эры. Максенций послал своего префекта претория Руфия Волузиана разобраться с Александром, который впоследствии был взят в плен и казнен путем удушения. [ 21 ] : 126 Следующим умер Максимиан, тесть Константина. В 310 году Константин отправил своего тестя с миссией в Арль, где Максимиан объявил, что Константин мертв; затем он объявил себя императором. Реакция была не такой, как он надеялся, и он бежал в Марсель, но Константин отправил туда свою армию, а Максимиан был пойман и позволил или приказал покончить жизнь самоубийством. [ 7 ] : 63 Затем Константин разорвал союз со своим зятем Максенцием и присоединился к Лицинию, который должен был жениться на сестре Константина, Констанции. [ 7 ] : 63
Питер Лейтхарт отмечает, что Константин провел свою жизнь в армии, часто сражаясь с другими римлянами, которые также были членами его большой семьи. К тому времени, когда жизнь Константина закончилась, «он был ответственен за смерть своего тестя Максимиана, своего зятя Максенция, мужа его сестры Лициния и их сына, племянника Константина, его жены Фаусты и ее и сына Константина. Крисп и еще несколько родственников». [ 7 ] : 304
Гражданская война
[ редактировать ]К 310 году здоровье Галерия ухудшилось, а его сила пошла на убыль. [ 20 ] : Домиций Домициан После его смерти в 311 году Балканские территории были быстро оккупированы Лицинием, а Максенций получил себе густонаселенную и процветающую Малую Азию, чтобы пополнить свои владения в Италии. [ 20 ] : Домиций Домициан
Весной 312 года Константин решил, что ему нужно самому разобраться с Максенцием. [ 22 ] : 19 Поттер говорит, что ученые не знают, кто к кому обратился, но Лициний и Константин пришли к соглашению, которое, по-видимому, включало взаимную военную поддержку против Максенция. [ 16 ] : 135 Пока Лициний держал часть войск Максенция в северной Италии, Константин собрал армию из 40 000 солдат и пересек Альпы, направляясь в Рим. [ 16 ] : 138 По словам Питера Лейхарта, Константин встретил силы Максенция в Сузах, Турине и Вероне, где каждый раз одерживал победу. По сообщению Т.Барнса , в Вероне был убит префект претория Руриций Помпеян , самый старший полководец Максенция. [ 23 ] : 42 «К октябрю Константин разбил лагерь недалеко от Рима, на Тибре, недалеко от Мильвийского моста». [ 7 ] : 65
Аверил Кэмерон говорит, что Лактанций записывает, что Константину в ночь перед битвой приснился сон, в котором ему было сказано поместить хи-ро (символ Христа) на щиты своих солдат. Евсевий, однако, не упоминает о таком видении. [ 24 ] : 56 Евсевий сравнивает битву с триумфом Моисея над фараоном в Реском море, поскольку Максенций и его солдаты «потонули, как свинец, в могучих водах», как говорится в Книге Исхода о фараоне. [ 7 ] : 68 Бардилл говорит, что две армии встретились в Сакса-Рубре , когда Константин приближался к столице из своего лагеря. Войска Максенция были отброшены к реке Тибр, где Максенций разрушил мост в надежде поймать в ловушку войска Константина. Им пришлось бы переправляться через Тибр на оставшихся понтонах, но вместо этого в ловушке оказался Максенций. Максенций утонул, когда понтоны развалились. [ 6 ] : 92, 93
По словам Троэльса Мирупа Кристенсена , [ 25 ] На следующий день после битвы тело Максенция было найдено и обезглавлено, а его голову пронесли по улицам Рима, прежде чем доставить в Африку. [ 26 ]
Обращение в христианство
[ редактировать ]Через девять лет после того, как Диоклетиан отпраздновал двадцатилетие стабильного правления дымящимся алтарем на Римском форуме и самым жестоким преследованием христиан в истории империи, победоносный Константин I вошел в Рим и обошел алтарь на Капитолии, не принеся жертвы. [ 5 ] : 60, 61 По словам церковных историков, писавших после его смерти, Константин к тому времени обратился в христианство, что сделало его первым римским императором-христианином. В своей речи к собранию святых Константин говорит, что он не был ребенком или юношей, когда обратился. Бардилл говорит, что это вполне вероятно, поскольку оба родителя Константина были многобожниками; его мать убедили принять христианство только после того, как Константин уже сделал это. [ 6 ] : 218 Бардилл считает, что Константин, скорее всего, обратился в христианство где-то между 310 и 315 годами. [ 6 ] : 218
Браун называет обращение Константина «очень римским обращением». [ 5 ] : 61 «Он пришел к власти в серии смертельных гражданских войн, разрушил систему разделенной империи, верил, что христианский Бог принес ему победу, и поэтому считал этого бога должным получателем религии. Он делал все это без религиозного соответствия. к традиционным богам», и Браун говорит, «именно так его подданные поняли, что он христианин». [ 5 ] : 61
Браун говорит, что Константину было за 40, он, скорее всего, был традиционным многобожником, а также был сообразительным и безжалостным политиком, когда объявил себя христианином. [ 5 ] : 60, 61 Его первым шагом после завоевания было затмить память о Максенции, что он и сделал, заполнив центр Рима такими памятниками, как Триумфальная арка и Арка Константина . Эти памятники не содержат никаких упоминаний о христианстве. Однако в 312 году Константин заказал себе статую, и Бардилл цитирует Евсевия, который сказал, что Константин решил, что его статуя должна иметь «трофей Страстей Спасителя, который должен быть установлен под рукой его собственной статуи - более того, он приказал им поставить его в самом посещаемом месте Рима, держа в правой руке спасительный знак». [ 6 ] : 174 Спустя некоторое время после 324 года он писал персидскому царю Шапуру II : «Его я призываю, преклонив колени, избегая всякой отвратительной крови и ненавистных запахов [языческих жертвоприношений]». [ 6 ] : 61 [ 2 ] : 60
Ноэль Ленски отмечает, что миф о крещении Константина папой Сильвестром развился к концу пятого века в романтическом изображении жизни Сильвестра, которое сохранилось как Actus beati Sylvestri papai (CPL 2235). [ 27 ] : 299 Ленский говорит, что эта история освободила средневековую церковь от главного затруднения: крещения Константина арианским епископом Евсевием Никомидийским , которое произошло во время похода в Персию. По словам Ганса Польсандера и Ноэля Ленски, Константин проехал через Святую Землю с намерением креститься в реке Иордан, но смертельно заболел в Никомидии, где был быстро крещен. Он умер вскоре после этого, 22 мая 337 года, на загородной вилле Ахирон. [ 27 ] : 81, 82 [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Фрэнсис Опоку пишет: «Хотя некоторые придерживаются мнения, что обращение Константина было подлинным, другие думают, что его политика поддержки христиан преследовала политическую целесообразность». [ 31 ] : 19 Почему он, обращенный христианин, все еще имел на своих монетах непокоренное солнце — Sol Invictus ? Почему он никогда не был должным образом обученным оглашенным? Почему он не крестился, пока не оказался на смертном одре? [ 31 ] : 19 Первоначальное понимание христианства Константином было поверхностным, но с течением времени, как говорит Опоку, кажется, что он начал видеть себя назначенным Богом сувереном, награжденным божественной милостью. По словам Опоку, «таким образом, казалось, что Константин обрел, а не утратил свою готовность сменить стиль и титул бога на титул наместника Бога». [ 31 ] : 20
Религиозные убеждения и политика Константина
[ редактировать ]По мнению Питера Дж. Лейхарта , Константин был «искренним, хотя и несколько простым верующим». [ 7 ] : 302 Он положил конец гонениям на христиан, вернул церквям конфискованную собственность и принял политику терпимости к нехристианам с ограничениями. «Он не наказывал язычников за то, что они язычники, или евреев за то, что они евреи, и не проводил политику принудительного обращения». [ 7 ] : 302 Язычники оставались на важных постах при его дворе. [ 7 ] : 302 Он объявил гладиаторские бои вне закона, разрушил храмы и еще больше разграбил, а также использовал сильную риторику против нехристиан. [ 7 ] : 302 Но он никогда не участвовал в чистках. Сторонники Максенция не были убиты, когда Константин взял столицу; Семья Лициния и суд не были убиты. [ 7 ] : 304 Языческих мучеников не было. [ 13 ] : 74, 75 Лейтхарт говорит, что Константин приписывал свой военный успех Богу, и во время его правления в империи было относительно мирно. [ 7 ] : 305
Язычество
[ редактировать ]После битвы у Мильвийского моста Константин и его соратник Август Лициний издали Миланский эдикт , гарантировавший религиозную терпимость . Эдикт защищал все религии от религиозных преследований и позволял каждому поклоняться любому божеству по своему выбору. [ 32 ] По словам Х.А. Дрейка , много было написано с учетом различных взглядов на религиозную политику Константина, но «приверженность Константина единству в церкви [является] той политикой, с которой согласны практически все стороны». Противоречивые взгляды возникают только тогда, когда речь идет о том, включало ли это единство язычников. [ 33 ] : 2, 5 Дрейк говорит, что Джейкоб Буркхардт охарактеризовал Константина как «по сути нерелигиозного человека», использующего церковь исключительно для поддержки своей власти и амбиций. Однако Дрейк далее говорит, что «критическая реакция на анахроничное прочтение Буркхардта была решающей». [ 33 ] : 1, 2 Буркхардт использовал метод, уходящий корнями в Реформацию , выбрав политику, чтобы поставить под сомнение религиозные убеждения Константина. По мнению Дрейка, это не дает точного представления, поскольку политика присутствует во всем, а религия ею не определяется. [ 33 ] : 2, 9
Константин никогда напрямую не ставил язычество вне закона. По словам одного из первых указов, он постановил, что многобожники могут «праздновать обряды устаревшей иллюзии», пока они не заставляют христиан присоединяться к ним. [ 2 ] : 74 Кроме того, есть сведения, указывающие на то, что Константин оставался терпимым к язычникам. [ 33 ] : 3 Его положения предыдущего Миланского эдикта были вновь изложены в Провинциальном эдикте. Дрейк указывает, что этот указ призывал к миру и терпимости: «Пусть никто не беспокоит другого, пусть каждый человек твердо придерживается того, чего желает его земля…» Константин никогда не отменил этот указ. Дрейк размышляет, мог ли Константин попытаться создать общество, в котором две религии были бы синкретизированы. [ 33 ] : 7 Однако Константин также «нападает на языческие храмы как на «храмы лжи»» и осуждает язычество как идолопоклонство и суеверие в том же документе. [ 33 ] : 7 Константин и его современники-христиане не относились к язычеству как к живой религии; его определяли как суеверие — «устаревшую иллюзию». [ 5 ] : 74
По мнению Буркхардта и его последователей, быть христианином автоматически означало быть нетерпимым; однако, как указывает Дрейк, это предполагает единообразие верований внутри христианства, которого не существует в исторических записях. [ 33 ] : 3 Браун говорит, что церковь никогда не была монолитной. [ 5 ] : хли По мнению Дрейка, есть признаки того, что Константин обратился не к вере в церковь, состоящую из нескольких нетронутых избранных, а к вере в христианство как в «большую палатку», способную вместить разные крылья. [ 33 ] : 4 Дрейк говорит, что факты указывают на то, что Константин отдавал предпочтение тем, кто выступал за консенсус, предпочитал прагматиков идеологам любого убеждения и хотел мира и гармонии, «а также инклюзивности и гибкости». [ 33 ] : 5 В своей статье «Константин и консенсус Константина » Дрейк заключает, что религиозная политика была направлена на включение Церкви в более широкую политику гражданского единства, хотя его личные взгляды, несомненно, отдавали предпочтение одной религии перед другой. [ 33 ] : 9, 10
Некоторые из решений Константина не дали историкам простого понимания его убеждений. Иоганн Петер Кирш говорит, что источники сходятся во мнении, что Константин казнил своего сына и жену по его наущению. Он также приказал казнить священников- евнухов в Египте за то, что они нарушили его моральные нормы. [ 34 ] По словам Макмаллена, Константин сделал много уничижительных и презрительных комментариев в отношении старой религии; описание «истинного упрямства» язычников, их «ошибочных обрядов и церемоний» и их «храмов лжи» контрастировало с «великолепием дома истины». [ 35 ] : 49 [ 36 ]
Хотя Константин считается первым христианским императором, это не означает, что в империи больше нет язычников. Христиане, скорее всего, составляли от шестнадцати до семнадцати процентов империи на момент обращения Константина. [ 37 ] : 13 У них не было численного преимущества, чтобы сформировать достаточную базу власти, чтобы начать систематическое преследование язычников. Однако Браун напоминает нам: «Мы не должны недооценивать жестокие настроения христиан четвертого века:» репрессии, преследования и мученичество обычно не способствуют терпимости к тем же самым преследователям. [ 5 ] : 73 Браун говорит, что римские власти без колебаний «уничтожили» христианскую церковь, которую они считали угрозой империи, и что Константин и его преемники сделали то же самое по тем же причинам. Константин время от времени запрещал публичные жертвоприношения и закрывал языческие храмы; однако на отдельных язычников оказывалось очень незначительное давление. [ 2 ] : 74 Подобно тому, как гонения на христиан были спорадическими, действия против язычников также были спорадическими. [ 13 ] : 74, 75
Вокруг императорского двора по разным причинам и интригам гибли жизни, но свидетельств судебных убийств за незаконные жертвоприношения до Тиберия Константина (574-582) нет. [ 38 ] : XXIV Дрейк и Ганс-Ульрих Вимер — двое среди многих, кто согласен с тем, что Константин в целом не поддерживал подавление язычества силой. [ 39 ] : 523 [ 33 ] : 7–9 Вместо этого Константин предпринял шаги по законодательному ограничению публичной практики языческого богослужения. Основной подход Константина заключался в том, чтобы использовать соблазн, сделав принятие христианства полезным. [ 40 ] : 243
Запрет на строительство новых храмов и грабеж старых
[ редактировать ]В воскресенье, 8 ноября 324 года, Константин освятил Византию как свою новую резиденцию, Константинополис — «город Константина» — вместе с местными языческими жрецами, астрологами и авгурами. Однако император все же вернулся в Рим, чтобы отпраздновать свою Виценналию : свой двадцатилетний юбилей. [ 41 ] Через два года после освящения Константинополя Константин покинул Рим и навсегда вернулся в Константинополь. В понедельник, 4 ноября 328 г., были проведены новые ритуалы посвящения города как новой столицы Римской империи. Среди присутствующих были философ-неоплатоник Сопатер и Великий Понтифик Претекст. [ 42 ] В память о нем Константин приказал построить статую богини удачи Тихе и колонну из порфира, на которую он поставил золотую статую Аполлона с лицом Константина, обращенным к солнцу. Лайтхарт говорит: «Константинополь был основан недавно, но он намеренно напоминал римское прошлое как в религиозном, так и в политическом отношении». [ 7 ] : 120 [ 43 ] 11 мая 330 г. освящение города было отмечено праздником святого Моция и чеканкой памятных медальонов и монет. [ 44 ] Вплоть до 325 года Константин «продолжал оказывать публичные почести Солнцу» на монетах, на которых он был изображен совместно с Sol Invictus , тогда как на более поздних монетах вместо этого был изображен лабарум . [ 45 ] [ 6 ] : 326
Хотя к этому времени Константин открыто поддерживал христианство, город все еще предлагал место языческим культам: здесь находились святилища Диоскуров и Тихе . Ганс-Ульрих Вимер говорит, что есть веские основания полагать, что храмы предков Гелиоса , Артемиды и Афродиты продолжали действовать и в Константинополе. [ 39 ] : 523 Акрополь с его древними языческими храмами остался в прежнем виде. [ 46 ]
Некоторые ученые указывают, что в новой столице Константинополе Константин позаботился о том, чтобы не было построено новых языческих храмов, и отказался допустить кровавые жертвоприношения. [ 47 ] : 28 [ 5 ] : 85 Однако, по мнению французского историка Жильбера Дагрона , правление Константина не положило конец строительству храмов вообще. Он одновременно разрешил и приказал построить храмы за пределами Константинополя. [ 48 ] : 374 Тромбли говорит, что открытие новых храмов засвидетельствовано в исторических и археологических записях до конца IV века. [ 49 ] : 37
Константин разграбил множество языческих святилищ, но, по словам Ганса-Ульриха Вимера , это разграбление было мотивировано скорее желанием снабдить его новую столицу «внушительными скульптурами», чем желанием уничтожить язычество. [ 39 ] : 522, 523 Ноэль Ленски также говорит, что Константинополь был «буквально забит скульптурами, собранными, по словам Джерома, в результате «фактического оголения» каждого города на Востоке». [ 27 ] : 263 По мнению Рамзи Макмаллена , Константин сделал это в знак антиязычества. [ 50 ] : 96 Однако Вимер говорит, что Либаний , современный летописец Константина, пишет в отрывке из своей книги «В защиту храмов», что Константин разграбил храмы, чтобы получить их сокровища для строительства Константинополя, а не из-за антиязычества. [ 39 ] : 522 [ 5 ] : 85
По словам Вимера, Константин разрушил некоторые языческие святилища, в том числе престижный Асклепий в Киликийских Эгеях . [ 39 ] : 522 Говорят также, что Константин разрушил храм Афродиты в Ливане. [ 34 ] Он «конфисковал» военную колонию Элия Капитолина (Иерусалим), разрушив там храм с целью строительства церкви. Христианские историки утверждали, что Адриан (II век) построил храм Афродиты на месте распятия на холме Голгофа , чтобы подавить там иудейско-христианское почитание. Константин использовал это, чтобы оправдать разрушение храма, заявив, что он просто «возвращает» собственность. [ 40 ] : 30
Используя тот же словарь мелиорации, Константин приобрел еще несколько мест христианского значения на Святой Земле для строительства церквей. У священного дуба и источника в Мамбре , месте, почитаемом и занятом как евреями, так и язычниками, письменные источники сообщают, что Константин приказал сжечь идолов, разрушить алтарь и возвести церковь. Однако археология этого места показывает, что церковь Константина вместе с прилегающими к ней постройками занимала только периферийный сектор территории, оставляя остальную часть беспрепятственной. [ 40 ] : 31
Большинство этих мест были «загрязнены» языческими святынями и нуждались в «десакрилизации» или деосвящении, прежде чем их можно было использовать. [ 40 ] : 39, 40 (Практика «очищения» священного места от прежнего духовного влияния распространялась не только на христиан.) По словам Бейлисса, исторические труды Пруденция указывают на то, что освящение храма требовало просто удаления культовой статуи и алтаря. [ 40 ] : 39, 40 Однако это часто распространялось на удаление или даже разрушение других статуй и икон, вотивных стел и всех других внутренних изображений и украшений. Такие предметы не всегда уничтожались, некоторые десакрализовались или «очищались» путем высечения на них крестов и, возможно, совершения над ними обряда. Некоторые из них были просто перенесены и выставлены как произведения искусства. Например, фриз Парфенона сохранился после христианского преобразования храма, хотя и в измененном виде. [ 51 ]
Константин и его преемники принесли церквям богатство, мир и возможность укрепить свои позиции на местах. Христианство уже показало себя способным распределять деньги на поддержку своих религиозных целей; Следуя римской традиции пожертвований, Константин стал жертвователем невероятной щедрости. [ 5 ] : 77 После 320 г. Константин поддержал христианскую церковь своим покровительством, построил базилики, наделил церковь землей и другими богатствами. [ 50 ] : 49 Он основал собор Св. Петра в Риме и Сан-Джованни-ин-Латерано; в Антиохии он построил большой золотоглавый восьмерик и храм Гроба Господня в Иерусалиме. [ 5 ] : 78
Строительство храма Гроба Господня и других церквей, построенных Константином после того, как его мать императрица Елена предприняла путешествие в Палестину (326–328 гг. н.э.), было только началом. пишет , что к концу византийского периода (235/325 – 614 гг. н.э.) Марк А. Мейерс в Палестине и Иордании было построено около 400 церквей и часовен, а также более сотни новых синагог. [ 52 ] : 285–287
При Константине большинство храмов оставалось открытым для официальных языческих церемоний и для более социально приемлемых мероприятий, таких как «возлияние» и возложение благовоний. [ 53 ] Церковные ограничения против разграбления христианами языческих храмов действовали даже в то время, когда христиане подвергались гонениям со стороны язычников. [ 54 ] Несмотря на полемику Евсевия, основной вклад Константина в падение храмов заключался прежде всего в его пренебрежении к ним. [ 40 ] : 31
Запрет на жертвоприношения
[ редактировать ]Скотт Брэдбери пишет, что политика Константина по отношению к язычникам «двусмысленна и неуловима» и что «ни один аспект не был более спорным, чем утверждение, что он запретил кровавые жертвоприношения». Источники по этому поводу противоречивы: Евсевий говорит, что да; Лабаний говорит, что это сделал Констанций II, а не Константин I. [ 1 ] : 120 [ 50 ] [ 36 ] [ 55 ] Согласно Р. Малкольму Эррингтону , в книге 2 книги Евсевия «D e vita Constantini» , глава 44, Евсевий прямо заявляет, что Константин написал новый закон, «назначающий в основном христианских правителей, а также закон, запрещающий любым оставшимся языческим чиновникам приносить жертвы в своем официальном качестве». ." [ 56 ] : 310
Другие важные доказательства не подтверждают утверждение Евсевия о прекращении жертвоприношений. Константин в своем «Письме к восточным провинциалам » никогда не упоминает ни о каком законе, запрещающем жертвоприношения. Эррингтон говорит, что обычно считается, что цель письма «состоит в том, чтобы польстить и восхвалить христиан, продемонстрировать личную приверженность императора их делу, и в то же время предотвратить крестовый поход против неверующих». [ 56 ] : 312 Археолог Люк Лаван пишет, что популярность кровавых жертвоприношений уже падала, как и строительство новых храмов, но, похоже, это не имеет ничего общего с антиязычеством. [ 38 ] : xlvii Дрейк говорит, что Константин лично ненавидел жертвоприношения и исключил обязанность участвовать в них из списка обязанностей имперских чиновников, но свидетельств фактического полного запрета на жертвоприношения мало, в то время как свидетельств его продолжающейся практики много. [ 33 ] : 6
Законодательство против магии и частных гаданий
[ редактировать ]Мишель Зальцман говорит, что в четвертом веке существовала концептуальная связь между суеверием как незаконным гаданием или магией и страхом перед божественным. [ 57 ] : 175 Законы против частной практики гадания были приняты в ранний имперский период с 1 по 30 годы нашей эры, до времен императора Тиберия . Лука Лаван объясняет, что частная практика была связана с изменой и тайными заговорами против императора. [ 38 ] : xxiii Страх перед соперником заставил многих императоров быть суровыми по отношению к тем, кто пытался предугадать их преемника. Майджастина Калос говорит, что христианские императоры унаследовали этот страх перед частными практиками, в том числе страх перед частными гаданиями. [ 58 ] : 200 Императоры издавна думали сохранить для себя знание будущего, поэтому частные гадания, астрология и «халдейские практики» стали ассоциироваться с магией и несли угрозу изгнания и казни задолго до Константина. [ 58 ] : 200, фн.32
От императора к императору частные и тайные ритуалы постоянно рисковали попасть в разряд магии. [ 58 ] : 201 Однако указ Константина против частного гадания не квалифицировал гадание как магию, поэтому Константин разрешил гаруспикам публично практиковать свои ритуалы. [ 58 ] : 201 По словам Калоса, он до сих пор называл это « суеверием ». [ 58 ] : 200
Донатизм
[ редактировать ]После гонений Диоклетиана многие из тех, кто сотрудничал с властями, захотели вернуться на свои позиции в церкви. Морин Тилли, президент Североамериканского общества патристики, говорит, что уже к 305 году нашей эры различная реакция на это «возвращение» среди североафриканских христиан стала очевидной. [ 12 ] : xiv
По словам Тилли, многие христиане Северной Африки имели давнюю традицию «физикалистского подхода к религии». Священные Писания были для них не просто книгами, но Словом Божьим в физической форме; они рассматривали передачу Библии и передачу человека на мученическую смерть как «две стороны одной медали». [ 12 ] : ix Во время Великого гонения «когда пришли римские солдаты, некоторые из [католических] чиновников передали священные книги, сосуды и другое церковное имущество вместо того, чтобы рисковать юридическими санкциями» за несколько предметов. [ 12 ] : ix Эти кооператоры стали известны как traditores; Первоначально этот термин означал того, кто передает физический объект , но теперь он стал означать «предатель». [ 12 ] : ix Североафриканские христиане, которые были ригористами, известными как донатисты , продолжали возмущаться римским правительством и отказывались принять традиторов обратно на руководящие должности церкви, ссылаясь на необходимость церковной чистоты. Это неприятие распространилось и на потомков традиторов. [ 12 ] : х, х
Католики хотели стереть все с лица земли и приспособиться к новому правительству. Существовали также разные взгляды на крещение и некоторые другие практики, но Алан Кэмерон говорит, что донатизм не был настоящей ересью с различиями в важных доктринах, а скорее расколом из-за различий в практиках. [ 24 ] : xiv, 69
В 311 году умер епископ Карфагена Менсурий . Двенадцать епископов региона должны были собраться и избрать преемника, но вместо этого донатисты и католики избрали каждый своего, и ни один из них не принял кандидатуру другого. [ 12 ] : xiv Ригористы избрали Майорина , на смену которому пришел Донат , дав движению название.
Донатисты обратились к Константину с просьбой решить, кто будет настоящим епископом Карфагена. [ 12 ] : хв Христиане ожидали, что Константин станет арбитром всех религиозных споров. Это была просто часть работы императора. [ 12 ] : XXIV Гарольд А. Дрейк говорит, что «со времен династии Юпитеров, когда Диоклетиан основал империю, основанную исключительно на божественной поддержке, отсутствие консенсуса по религиозным вопросам было немалой проблемой». [ 59 ] : 8 Константин уже назначил совет в Риме под руководством папы Мильтиада в 313 году для решения проблемы донатизма, а в 314 году он также назначил апелляционную комиссию, которая собиралась в Арле, чтобы решить, кто должен быть законным епископом. Комиссия вынесла решение в пользу католического епископа. Донатисты отвергли выводы комиссии и отказались от компромисса. [ 24 ] : 67
Поэтому, говорит Тилли, «имперским и религиозным долгом Константина стало» навязать принятие. Константин ответил репрессиями от умеренных до суровых. [ 12 ] : XXIV Первые рассказы о мучениках донатистов относятся к 317–321 годам. [ 12 ] : хв Тилли указывает, что это был ответ государства на необходимость общественного порядка, а также специфически римский ответ на необходимость императора сохранить pax deorum («благожелательность богов») – мир между Небом и землей. [ 12 ] : ххв
Социолог Джозеф Брайант рассматривает донатистскую полемику как кульминацию динамичного процесса превращения секты в церковь. [ 60 ] : 332 Брайант утверждает, что христианство превратилось из «маргинальной, преследуемой и всенародно презираемой христианской секты» в первом веке в полностью институционализированную церковь, способную охватить всю Римскую империю, к третьему столетию. [ 60 ] : 304 Он объясняет, что «руководящий принцип сектантской модели объединения заключается не в институциональном аппарате, а в личной святости ее членов». [ 60 ] : 320 С другой стороны, церковь — это организация, в которой святость проявляется в учреждении, а не в личности. [ 60 ] : 306 Чтобы стать церковью, говорит Брайант, «христианству пришлось преодолеть свое отчуждение от «мира» и успешно выдержать преследования, признать, что оно больше не было ecclesia pura (сектой святых и избранных), а вместо этого было корпусом permixtum , «католическая» церковь, ориентированная на массовое обращение и институционально наделенная обширными полномочиями сакраментальной благодати и искупления». [ 60 ] : 333
Без того, что Питер Браун назвал «обращением христианства» в культуру и идеалы римского мира», говорит Браун, Константин никогда бы не обратился. [ 61 ] но эта «важная трансформация» также угрожала выживанию маргинального религиозного движения, поскольку она, естественно, приводила к разделениям, расколам и дезертирству. [ 60 ] : 317, 320 Брайант объясняет, что «как только члены секты решают, что «дух» больше не обитает в родительском теле, «святые и чистые» обычно оказываются вынуждены – либо по убеждению, либо по принуждению – уйти и установить свою собственную контр- церковь, состоящая из «собранного остатка» избранных Божиих». [ 60 ] : 317
Поскольку Константин заказал более одного расследования по вопросам донатистов и поскольку все они выносили решения в поддержку дела католиков, тем не менее, донатисты отказывались подчиняться ни императорской, ни церковной власти, этого было бы достаточной причиной для действий. [ 60 ] : 332 Константин стал первым императором христианской эпохи, преследовавшим определенные группы христиан. [ 62 ] Браун говорит, что римские власти без колебаний «уничтожили» христианскую церковь, которую они считали угрозой империи, и Константин и его преемники сделали то же самое по тем же причинам. [ 2 ] : 74
Гонения Константина на этих христиан были не более успешными, чем гонения Диоклетиана, и в 321 году Константин признал свою неудачу и отменил законы против донатистов. В течение следующих 75 лет обе партии существовали, часто непосредственно рядом друг с другом, с двойной линией епископов для одних и тех же городов. [ 12 ] : хв В конечном итоге это привело ко второй фазе преследований, но донатисты выживали до тех пор, пока арабские армии не захватили Северную Африку в последние годы седьмого века. [ 60 ] : 333
Арианство и Никейский собор
[ редактировать ]Джон Кэй характеризует обращение Константина и Никейский собор, который созвал Константин, как два самых важных события, которые когда-либо происходили с христианской церковью. [ 3 ] : 1 На протяжении всего своего правления в отношениях Константина с церковью доминировали многочисленные конфликты, определявшие ортодоксальность против инославия и ереси. Мишель Р. Зальцман указывает, что ересь была более приоритетной, чем язычники, для большинства христиан четвертого и пятого веков, включая Константина. [ 63 ] : 861
Худшей из этих ересей была 56-летняя арианская полемика с дебатами о тринитарных формулах. Донатизм представлял собой «раскол» (разногласия касались практик, а не доктрин), географически ограниченный Северной Африкой; Арианство, с другой стороны, рассматривалось как настоящая ересь: ошибочная вера. Ариане верили, что Отец, Сын и Святой Дух не равны. Большинство церковных споров четвертого и пятого веков было сосредоточено на природе Христа и его точном отношении к Богу и человеку. [ 24 ] : 69 В отличие от донатизма, арианство было распространено на большей части территории империи, в том числе среди германских племен, таких как вестготы, которые только переходили в другую веру. [ 24 ] : 69
Хотя общепринято считать, что арианство зародилось в 318 году, Уильям Телфер пишет, что датировать его начало весьма проблематично. [ 64 ] Кэй говорит, что это началось в Александрии, между епископами Арием и Александром, и быстро распространилось по Египту, Ливии и другим римским провинциям. [ 3 ] : 33 Епископы вели «словесную войну», а народ разделялся на партии, а язычники высмеивали их всех. [ 3 ] : 5 В центре спора оказался Афанасий , ставший «поборником православия» вместо Александра. [ 65 ] : 28, 29, 31
Константин получил известие о конфликте незадолго до своей последней войны с Лицинием и был этим глубоко огорчен. [ 3 ] : 23 После безрезультатного написания писем и отправки других епископов для содействия примирению Константин призвал всех церковных лидеров собраться в 325 году в Никее в Вифинии (на территории современной Турции), чтобы решить этот вопрос. [ 3 ] : 23 Константин председательствовал на совете. Кэй ссылается на Созомена, который сказал, что Константин открыл речь, в которой он призвал епископов как друзей и служителей разрешить конфликт и принять мир. Созомен говорит, что епископы соответственно разразились взаимными обвинениями. Константин выступал посредником, иногда строго поправлял, убеждал и хвалил и в конце концов привел их к соглашению. [ 3 ] : 33–36 Результатом стал Никейский символ веры , от принятия которого воздержались пять епископов. На какое-то время их изгнали, а затем, в конце концов, вернули. Затем Афанасий был изгнан из своего епископства в Александрии в 336 году арианами, отправлен в изгнание и большую часть оставшейся жизни прожил в цикле вынужденных движений, поскольку власть перемещалась между двумя группами. [ 65 ] : 28, 29, 31
Споры стали политическими после смерти Константина. Афанасий умер в 373 году, но его ортодоксальное учение оказало большое влияние на Западе и на Феодосия, который стал правителем в 381 году. [ 66 ] : 20 Никейский символ веры оставался официальным вероучением церкви. [ 65 ] : 28, 29, 31
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Брэдбери, Скотт (апрель 1994 г.). «Константин и проблема антиязыческого законодательства в четвертом веке». Классическая филология . 89 (2): 120–139. дои : 10.1086/367402 . S2CID 159997492 .
- ^ Jump up to: а б с д и Питер Браун, «Восстание христианского мира», 2-е издание (Оксфорд, Blackwell Publishing, 2003 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г КЭЙ, Джон. Некоторые сведения о Никейском соборе в связи с жизнью Афанасия. Великобритания, НП, 1853 г.
- ^ Элтон, Хью (2018). Римская империя в поздней античности. Политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521899314 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Браун, Питер (2013). Возвышение западного христианского мира: триумф и разнообразие, 200–1000 гг. Н. Э. (10-е изд.). Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1118301265 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Джонатан Бардилл, научный сотрудник византийской археологии; Бардилл, Джонатан. «Константин, Божественный император золотого века христианства». Великобритания, Издательство Кембриджского университета, 2012. ISBN 9780521764230
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Лейтхарт, Питер Дж. (2010). Защищая Константина. Сумерки империи и рассвет христианского мира . Межвузовская пресса. ISBN 9780830827220 .
- ^ Холсолл, Гай (2007). Миграции варваров и римский Запад, 376–568 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521434911 .
- ^ Одал, доктор Чарльз М. (2013). «Рецензия на книгу Джонатана Бардилла, Константин: Божественный император золотого века христианства» . Древний мир . 44 (2) . Проверено 4 августа 2020 г. - через academia.edu.
Джонатан Бардилл проходил стажировку в Оксфордском университете, Думбартон-Оукс, Университете Ньюкасла и Исследовательском центре анатолийских цивилизаций Университета Коч в Стамбуле. Он опубликовал статьи в многочисленных археологических и исторических журналах, в том числе в «Американском журнале археологии», «Журнале римской археологии» и «Dumbarton Oaks Papers», а также в нескольких отредактированных томах, в том числе «Социальная и политическая жизнь в поздней античности» и «Оксфордский справочник по византийским исследованиям». .
- ^ Jump up to: а б Бэйнс, Норман Х. (июль – октябрь 1924 г.). «Две записки о великом гонении». Классический ежеквартальный журнал . 18 (3/4): 189–194. дои : 10.1017/S0009838800007102 . S2CID 170641484 .
- ^ Поттер, Дэвид (2012). Константин Император . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199986026 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Тилли, Морин А., изд. (1996). Истории мучеников-донатистов Церковь в состоянии конфликта в римской Северной Африке . Издательство Ливерпульского университета. ISBN 9780853239314 .
- ^ Jump up to: а б с Браун, Питер (2013). Через игольное ушко Богатство, падение Рима и становление христианства на Западе, 350–550 гг . н.э. Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400844531 .
- ^ Литтл, Чарльз Юджин. Циклопедия классифицированных дат с исчерпывающим указателем ...: Для студентов-историков ... Соединенное Королевство, Funk & Wagnalls Company, 1899.
- ^ Jump up to: а б с Хобер, Карл. «Валерий Максимиан Галерий». Католическая энциклопедия. Том. 6. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909 г., 22 июля 2020 г. < http://www.newadvent.org/cathen/06341a.htm >.
- ^ Jump up to: а б с Поттер, Дэвид (2015). Константин Император (Переиздание). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190231620 .
- ^ Константин и христианская империя. Лондон: Рутледж, 2004. ISBN 0-415-17485-6
- ^ Jump up to: а б Тимоти Д. Барнс, Константин и Евсевий (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1981)
- ^ Барнс, Тимоти (2002). «От терпимости к репрессиям: эволюция религиозной политики Константина *» . Скрипта Классика Израильика . 21 : 189–207.
- ^ Jump up to: а б с д и Чеканка монет и история Римской империи. Великобритания, Тейлор и Фрэнсис, 2016. Глава 10.
- ^ Смит, Уильям, изд. (1867). "Александр". Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. Бостон: Литтл, Браун и компания.
- ^ Коуэн, Росс (2016). Мильвианский мост, 312 год нашей эры: битва Константина за Империю и Веру. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-4728-1381-7 .
- ^ Барнс, Тимоти Д. Константин и Евсевий. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1981. ISBN 978-0-674-16531-1
- ^ Jump up to: а б с д и Кэмерон, Аверил (1993). Поздняя Римская империя, 284–430 гг. н.э. (иллюстрированное изд.). Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674511941 .
- ^ Кристенсен, Троэльс Мируп. «Резюме» (PDF) . Стэнфордская классика . Стэнфордский университет.
- ^ Кристенсен, Троэльс Мируп. «Голова Максенция и ритуалы гражданской войны (2015) » academia.edu . Франца Штайнера Издательство Получено 23 июля.
- ^ Jump up to: а б с Ленски, Ноэль (2012). Кембриджский спутник эпохи Константина: Кембриджские спутники древнего мира (иллюстрированное, исправленное издание). Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107013407 .
- ^ Польсандер, Ганс. Император Константин . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2004а. Твердый переплет ISBN 0-415-31937-4 в мягкой обложке ISBN 0-415-31938-2 , 75–76.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Константин Великий» . www.newadvent.org .
В Католической энциклопедии говорится, что не существует известных современных документов, подтверждающих более раннее намерение стать членом Церкви.
- ^ «Проект справочников по истории Интернета» . sourcebooks.fordham.edu .
- ^ Jump up to: а б с Опоку, Фрэнсис (20 июля 2015 г.). «Константин и христианство: Формирование церковно-государственных отношений в Римской империи» . Илоринский журнал религиоведения . 5 (1) . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ « Миланский эдикт », 313 г. н.э. «Миланский эдикт, полный текст на английском языке (Константин, 313 г. н.э.)» . Архивировано из оригинала 17 июля 2007 года . Проверено 18 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Дрейк, ХА (март 1995 г.). «Константин и консенсус». История Церкви . 64 (1): 1–15. дои : 10.2307/3168653 . JSTOR 3168653 . S2CID 163129848 .
- ^ Jump up to: а б Дж. Кирш, «Бог против богов», Viking Compass, 2004.
- ^ Р. МакМаллен, «Христианизация Римской империи 100-400 гг. н.э.», издательство Йельского университета, 1984, ISBN 0-300-03642-6
- ^ Jump up to: а б Хьюз, Филип (1949), «6» , История Церкви , том. Я, Шид и Уорд
- ^ Старк, Родни (2020). Расцвет христианства. Социолог пересматривает историю . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691214290 .
- ^ Jump up to: а б с Лаван, Люк (2011). Лаван, Люк; Малрайан, Майкл (ред.). Археология позднеантичного «язычества» . Брилл. ISBN 9789004192379 .
- ^ Jump up to: а б с д и Вимер, Ганс-Ульрих. «Ливаний о Константине». Классический ежеквартальный журнал, том. 44, нет. 2, 1994, стр. 511–524. JSTOR, www.jstor.org/stable/639654. По состоянию на 23 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бэйлисс, Ричард (2004). Провинциальная Киликия и археология преобразования храмов . Великобритания: Британские археологические отчеты. ISBN 978-1841716343 .
- ^ Бальцер, Мэри. «Константинополь Константина: христианский император, языческий город». (2013).
- ^ Вандерспул, Джон. «Переписка и корреспонденты Юлия Юлиана». Византия 69.2 (1999): 396–478.
- ^ «Константинополь (1)» . www.livius.org . Архивировано из оригинала 4 августа 2008 года.
- ^ Рамскольд, Ларс и Ноэль Ленски. Медальоны посвящения Константинополя и сохранению гражданских традиций. Австрийское нумизматическое общество, 2012.
- ^ Макмаллан 1984:44.
- ^ «Константинополь» . Архивировано из оригинала 4 августа 2008 года . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Гербердинг, Р. и Дж. Х. Моран Круз, Средневековые миры (Нью-Йорк: Houghton Mifflin Company, 2004)
- ^ Дагрон, Гилберт. «Рождение столицы: Константинополь и его учреждения с 330 по 451 год». Византийская библиотека/исследования (1974).
- ^ Тромбли, Франция, 1995a. Эллинская религия и христианизация, ок. 370-529. Нью-Йорк. И. 166-8, II. 335-6
- ^ Jump up to: а б с МакМаллен, Рамзи. Христианизация Римской империи: (100–400 гг. н.э.). Соединенное Королевство, издательство Йельского университета, 1984.
- ^ Дайхманн, FW 1975. Сполия в позднеантичной архитектуре. Баварская академия наук, фил.-истор. Класс 6. Мюнхен.
- ^ Мейерс, Эрик М.; Ченси, Марк А. (2012). «11». Александр Константину: Археология страны Библии, Том 3 . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300174830 .
- ^ Браун, Питер (1997). Власть и священное: аспекты христианизации римского мира (переработанное издание). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. стр. 49–54. ISBN 9780521595575 .
- ^ Рамзи МакМаллен , Христианизация Римской империи , 1986, Издательство Йельского университета.
- ^ Евсевий Памфилий и Шафф, Филип (редактор) и Макгифферт, преподобный Артур Кушман, доктор философии (переводчик) NPNF2-01. Евсевий Памфилий: История Церкви, Жизнь Константина, Речь в честь Константина. Архивировано 17 апреля 2018 г. в Wayback Machine. Цитата: «он разрушил до основания те из них, которые были главными объектами суеверного почитания»
- ^ Jump up to: а б Эррингтон, Р. Малкольм (1988). «Константин и язычники». Эррингтон, Р. Малкольм. «Константин и язычники». Греческие, римские и византийские исследования . 29 (3): 309–318. : 309, 310
- ^ Зальцман, Мишель Р. «Суеверие в Кодексе Феодосиана и преследование язычников», том 41, № 2, 1987, стр. 172–188. стабильная/1584108. По состоянию на 27 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Калос, Майджастина (2019). Религиозное инакомыслие в поздней античности, 350–450 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190067267 .
- ^ Х.А. Дрейк, ЯГНЕНКИ ВО ЛЬВЫ: ОБЪЯСНЕНИЕ РАННЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ НЕТЕРПИМОСТИ, Прошлое и настоящее, Том 153, Выпуск 1, ноябрь 1996 г., Страницы 3–36, https://doi.org/10.1093/past/153.1.3
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Брайант, Джозеф М. (1993). «Динамика сект и церкви и христианская экспансия в Римской империи: преследования, покаянная дисциплина и раскол в социологической перспективе». Британский журнал социологии . 44 (2): 303–339. дои : 10.2307/591221 . JSTOR 591221 .
- ^ Браун, Питер (1971). Мир поздней античности: От Марка Аврелия до Мухаммеда . Темза и Гудзон. п. 82. ИСБН 978-0500320228 .
- ^ «Нет преступления для тех, кто имеет Христа: религиозное насилие в христианской Римской империи», Майкл Гэддис, стр. 55-56, University of California Press, 2005, ISBN 0-520-24104-5
- ^ Зальцман, Мишель Рене. «Доказательства обращения Римской империи в христианство в книге 16 «Кодекса Феодосия». Historia: Zeitschrift Für Alte Geschichte, vol. 42, нет. 3, 1993, стр. 362–378. JSTOR, www.jstor.org/stable/4436297. По состоянию на 2 июня 2020 г.
- ^ Телфер, В. «КОГДА НАЧАЛАСЬ АРИЙСКАЯ ПОЛИМИКА?» Журнал теологических исследований, том 47, № 187/188, 1946 г., стр. 129–142, www.jstor.org/stable/23952690, по состоянию на 26 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Рэй, Дж. Дэвид (2007). «Никея и ее последствия: исторический обзор Первого Вселенского Собора и последующих конфликтов» (PDF) . Эшлендский теологический журнал .
- ^ Олсон, Роджер Э. (1999). История христианского богословия: двадцать веков традиций и реформ . Даунерс-Гроув, Индиана: InterVarsity Press. п. 172. ИСБН 978-0-8308-1505-0 .