Евномий из Кизика
Евномий / j uː ˈ n oʊ m i ə s / ( греч . Εὐνόμιος Κυζίκου ) (умер ок. 393 г.), один из лидеров крайних или « аномейских » ариан , которых иногда соответственно называют евномианцами, родился в Дакоре. в Каппадокии или в Корниаспе в Понте . [ 1 ] в начале IV в. [ 2 ]
Он изучал богословие в Александрии у Аэция , а затем попал под влияние Евдоксия Антиохийского , который рукоположил его в диакона . По рекомендации Евдоксия Евномий был назначен епископом Кизика в 360 году. [ 3 ] Здесь его свободное высказывание крайних арианских взглядов привело к общественным жалобам, в том числе со стороны ряда современных писателей, таких как Андроникиан . Евдоксий был вынужден по повелению императора Констанция II низложить Евномия с епископства в течение года после его возведения на него. [ 2 ]
Во время правления Юлиана и Иовиана Евномий проживал в Константинополе в тесном общении с Аэцием, объединяя несогласную партию и рукополагая епископов. Затем он поселился в Халкидоне , откуда в 367 году был сослан в Мавретанию за укрывательство мятежника Прокопия . Однако его отозвали еще до того, как он достиг места назначения. [ 2 ]
В 383 году император Феодосий, потребовавший декларации веры от всех партийных лидеров, наказал Евномия за то, что он продолжал преподавать свои особые учения, сослав его в Гальмирис в Малой Скифии. Впоследствии он проживал в Халкидоне и в Кесарии Каппадокийской, откуда он был изгнан жителями за письма против своего епископа Василия . Его последние дни прошли на родине Дакоре, где он умер около 393 года. [ 2 ]
Его сочинения пользовались высокой репутацией в его партии, и ортодоксы настолько боялись их влияния, что было издано несколько императорских указов об их уничтожении. Следовательно, его комментарий к Посланию к римлянам , упомянутый историком Сократом Схоластиком , и его послания, упомянутые Филосторгием и Фотием, больше не сохранились. [ 2 ]
Его первая апологетическая работа, написанная, вероятно, около 360 или 365 года, была полностью восстановлена благодаря знаменитому опровержению ее Василием Кесарийским . [ 4 ] Второе извинение, написанное до 379 года, существует лишь в цитатах, приведенных из него в опровержении Григория Нисского . [ 5 ] Изложение веры, вызванное требованием Феодосия о «соборе ересей» в 383 году, сохранилось до сих пор и редактировалось Валезием в его записках к Сократу Константинопольскому , и Гл. Герберт Реттберг в своей «Марчеллиане» . [ 2 ]
Учение аномейской школы, возглавляемой Аэцием и Евномием, исходя из представления о Боге как Творце, утверждало, что между Творцом и тварным не может быть никакого существенного, а в лучшем случае лишь нравственного сходства. «Как Нерожденный, Бог является абсолютно простым существом ; акт зарождения повлек бы за собой противоречие Его сущности, привнося двойственность в Божество ». Согласно Сократу Константинопольскому (24) и Теодорету Киру ( PG 83 420), Евномий довел свои взгляды до практического характера, изменив формулу крещения. Вместо того, чтобы крестить во имя Троицы путем трехкратного погружения человека в воду, он крестил в смерть Христа только одним погружением. Православные считали это изменение настолько серьезным, что евномиане по возвращении в церковь крестились повторно, а ариане - нет. Евномианская ересь была официально осуждена Константинопольским собором в 381 году. Некоторое время секта сохраняла обособленное существование, но постепенно отпала из-за внутренних разногласий. [ 2 ]
После смерти Евномия Евтропий приказал перевезти тело Евномия в Тиану и сжечь его книги. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Никейские и постникейские отцы, Шафф и др., В Wikisource
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Евномий ». Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 890. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Филосторгий, у Фотия , Краткое изложение церковной истории Филосторгия , книга 5, глава 3.
- ^ Письмо XVI, Против Евномия еретика. Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine (@ ccel.org).
- ^ Против Евномия (@ ccel.org)
- ^ Филосторгий, у Фотия, Краткое изложение церковной истории Филосторгия , книга 11, глава 5.
Библиография
[ редактировать ]- Ричард Пол Ваджионе (редактор), Евномиус, Сохранившиеся произведения , Нью-Йорк, Oxford University Press, 1987.
- Ричард Пол Ваджионе, Евномий Кизикский и Никейская революция , Нью-Йорк, Oxford University Press, 2000.