Ле Ван Тхинь
Ле Ван Тхинь Лай Ван Тхань | |
---|---|
![]() Статуя Ле Ван Тхинь в храме Донг Куу | |
Канцлер династии Ли | |
Монарх | Ли Нхан Тонг |
Предшественник | Ли Дао Тхань |
Личные данные | |
Рожденный | 1038 |
Умер | 1096 |
Ле Ван Тхун ( Chữ Hán : 黎文盛, 1038–1096), любезное имя Му Фу (茂夫), был чиновником при королевском дворе династии Ли . Заняв первое место на первом императорском экзамене династии Ли, Ле Ван Тхун был назначен наставником Ли Нхан Тонга и постепенно был повышен до должности канцлера династии Ли благодаря своим достижениям, особенно в переговорах с династией Сун о возвращение оккупированных земель армией Сун Аннаму в 1086 году.
Ле Ван Тхун был обвинен в государственной измене в 1096 году и сослан в горную местность. Сегодня факт события 1096 года все еще остается предметом споров.
Биография
[ редактировать ]Ле Ван Тхинь родился в 1038 году в Донг Куу деревне Зя Динь . района [ 1 ] Во втором месяце 1075 года император Ли Нхан Тонг приказал организовать первый императорский экзамен династии Ли . [ 2 ] Это также был первый конкурс, основанный на конфуцианском образовании, в истории Вьетнама . Ле Ван Тхун, занявший первое место на экзамене и, таким образом, стал первым лауреатом первой степени в истории имперских экзаменов во Вьетнаме; [ 3 ] Поэтому его иногда называли «первым доктором» или «первым образцом государства» Вьетнама. [ 4 ] [ 5 ] Успех Ле Ван Тхуна был обусловлен его кропотливым изучением конфуцианской классики , в то время как другие часто полагались на буддийские знания. [ 6 ] После экзамена Ле Ван Тхун был назначен наставником молодого императора. [ 2 ]
В шестом месяце 1086 года заместитель военного министра (Тхо ланг бо Бинь) Ле Ван Тхун взял на себя важную миссию переговоров с династией Сун о возвращении обширной территории земли Дивьет, которая была оккупирована династией Сун после Война 1075 года между двумя странами. [ 7 ] Благодаря дипломатическому мастерству Ле Ван Тхуна династия Сун наконец согласилась вернуть шесть районов и три горных региона ( động ), которые соответствовали региону Куанг Нгуен. [ 8 ] [ 9 ] За этот подвиг Ле Ван Тхун был назначен канцлером династии Ли (Тхай со). Это была вторая по значимости должность при царском дворе, уступавшая только императору. [ 7 ] Ле Ван Тхун был одним из лучших примеров ученого, который добился своего продвижения исключительно благодаря экзаменам и таланту. [ 10 ]
Дело о государственной измене
[ редактировать ]В «Дай Вьет Су Ки Тоан Тху » историки рассказали о деле об измене, произошедшем в третьем месяце 1096 года, которое фактически положило конец карьере Ле Ван Тхинь: [ 11 ]
|
Канцлер был немедленно схвачен и обвинен в государственной измене , а Мук Тхон получил должность мандарина и территорию возле озера Дам-Дам в качестве феодального владения. [ 3 ] [ 10 ] Объясняя странный контекст преступления, Нго Си Лиен рассказал, что Ле Ван Тхинь научился колдовству от своего слуги Дали с целью свергнуть Ли Нхан Тонга. [ 11 ] Хотя убийство императора и узурпация престола считалось самым тяжким преступлением в системе правил династии Ли, Ли Нхан Тонг, высоко ценя достижения Ле Ван Тхуна при королевском дворе, всего лишь изгнал бывшего канцлера. в отдаленный регион Тао Зианг (ныне Кум Кхе , Фу Тхо ), где он умер в 1096. [ 1 ] [ 12 ] Решение Ли Нхан Тонга подверглось критике со стороны Нго Си Лиена, который полагал, что милость императора могла проистекать из его преданности буддизму. [ 11 ] В Дай Вьет су кы , исторической книге, составленной до Дай Вьет су кы тон чт и считающейся самым ранним из сохранившихся исторических источников Дай Вьет, [ 13 ] это событие было описано почти так же, как Дай Вьет Су Ки Тоан Тху, за исключением странного элемента превращения Ле Ван Тхинь в тигра. [ 14 ] Этот элемент был также исключен из Вьетнамской энциклопедии , в которой отмечалось, что Ле Ван Тхинь был сослан в Таозянг, поскольку император подозревал, что его канцлер мог иметь заговор с целью его свержения. [ 1 ] Согласно народной легенде , Ле Ван Тхинь провел свои последние дни в деревне Динь То (ныне Туан Тхань , Бак Нинь), где до сих пор сохранилось вероятное место его могилы. [ 15 ]
Современная точка зрения состоит в том, что канцлер превращается в историю о тигре ( Thái sư hóa hổ ) в творчестве Нго Си Лиена, возможно, взятую из книги Việt điện u linh ( Сборник могущественных духов в Царстве Вьет ) Ли То Сюена ; эта гипотеза может объяснить существование таких мифических элементов в официальных исторических записях такой династии, как Đại Việt sử ký toàn thư . Более того, история в Вьет Дьен у Линх была собрана из народной истории с основной целью восхваления Мук Тхуна, который был божеством-покровителем деревни Трих Сай; поэтому его точность должна быть поставлена под сомнение. [ 4 ] Во времена династии во Вьетнаме обычно любого, кого судили за государственную измену, убивали или заставляли покончить жизнь самоубийством; поэтому легкий приговор Ли Нхан Тонга по делу Ле Ван Тхуна вызвал волну убеждений, что канцлера несправедливо осудили или ошибочно обвинили в преступлении государственной измены. [ 4 ] Историк Фан Хуй Ле , известный исследователь истории Вьетнама , также выразил сомнение относительно реальных мотивов суда над Ле Ван Тхун, считая, что традиционная идея обвинения Ле Ван Тхуна не совсем уместна, поскольку история, которую Ле Ван Тхун изменила в тигра убить императора не удалось. [ 16 ] Более поразительная гипотеза предполагала, что случай Ле Ван Тхуна был результатом борьбы между сторонниками буддизма во главе с императорской супругой О Лан и сторонниками конфуцианства в лице Ле Ван Тхуна. Чтобы подавить влияние конфуцианства при королевском дворе, О Лан задумал оклеветать канцлера преступлением государственной измены. [ 17 ] Эта гипотеза была основана на том факте, что императорская супруга О Лан была приверженкой буддизма и использовала безжалостные методы для устранения своей соперницы в королевской семье, императрицы-консорта Тхонг Донг. С другой стороны, Ле Ван Тхун оказался лояльным чиновником, имеющим множество достижений, и до событий 1096 года не имел никаких признаков формирования партии или ненависти к императору. [ 18 ] Также утверждая, что Ле Ван Тхун стал жертвой борьбы при королевском дворе, другая гипотеза предполагала, что ему причинили вред из-за его идей о реформировании королевского двора и страны. Согласно этой гипотезе, новаторская мысль Ле Ван Тхуна сделала его препятствием для консервативной стороны при королевском дворе, и поэтому с ним несправедливо обошлись, как с канцлером Ван Аньши из династии Сун, который жил в то же время, что и Ле Ван Тхун и тоже хотел реформировать свою страну. [ 19 ]
Наследие
[ редактировать ]Вдохновленный ранним периодом династии Ли, писатель Тао Мот создал пьесу « Баллада о защите страны» (Bài ca giữ nước), в которой Ле Ван Тхун стал главным злодеем третьей части, совершившим множество преступлений. Пьеса получила высокую оценку за ее художественную ценность, но отрицательная характеристика Ле Ван Тхуна иногда подвергалась сомнению из-за ее точности. [ 4 ]
Из-за его явного вклада в династию Ли и запутанной ситуации, связанной с делом об измене, Ле Ван Тхун до сих пор считается выдающейся фигурой в истории династии Ли в частности и Вьетнама в целом. Его часто называют пионером конфуцианского образования и обучения во Вьетнаме. Хотя он был признан преступником династии, Ле Ван Тхун всегда поклонялся людям на его родине Бук Нинь, где бывший канцлер является божеством-покровителем четырнадцати деревень, там он считается символом знаний и любви к обучению. . [ 4 ] Каждый год жители каждой из четырнадцати деревень проводят традиционный фестиваль, посвященный подвигам Ле Ван Тхуна. [ 15 ] улица в Хошимине . В честь Ле Ван Тхинь также названа [ 15 ] [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Ле Ван Тхинь» (на вьетнамском языке). Вьетнамская энциклопедия .
- ^ Jump up to: а б Нго Си Лиен 1993 , с. 110
- ^ Jump up to: а б Чан Чонг Ким 1971 , с. 42
- ^ Jump up to: а б с д и Ле Тхань Лан (6 января 2010 г.). «Два Великих Магистра Ле Ван Тхинь: один — антагонист, другой — знаменитый человек (или несправедливость Великого Магистра Ле Ван Тхинь)» (на вьетнамском языке). Tapchisonghuong.com.vn.
- ^ Нгуен Куанг (8 августа 2007 г.). «Вьетнамские пуансеттии и забытое образование» (на вьетнамском языке). Вьетнамнет.вн. Архивировано из оригинала 22 февраля 2009 г. Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Национальное бюро исторических записей 1998 , стр. 139
- ^ Jump up to: а б Нго Си Лиен 1993 , с. 112
- ^ Тран Чонг Ким 1971 , с. 44
- ^ Национальное бюро исторических записей 1998 , стр. 144
- ^ Jump up to: а б Национальное бюро исторических записей, 1998 г. , с. 147
- ^ Jump up to: а б с Нго Си Лиен 1993 , с. 114
- ^ «Беспокойная вода» . Вьетнамнет.вн. 26 декабря 2008 г.
- ^ Тейлор, Кейт Веллер (1991). Рождение Вьетнама . Издательство Калифорнийского университета. п. 351. ИСБН 0-520-07417-3 .
- ^ История Дай Вьета (на вьетнамском языке). Нгуен Гиа Туонг (пер.). Издательство Хошимина, Университет Хошимина. 1993. стр. 59–60.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Кам Линь - Тр.Сон (12 августа 2008 г.). « Мистер Каменный Дракон» в Бао Тхап» (на вьетнамском языке). Thanhnien.com.vn.
- ^ «Как была прояснена история Вьетнама?» (на вьетнамском языке). Tuoitre.com.vn. 16 июня 2005 г.
- ^ Ле Трунг Дан (21 марта 2008 г.). «Рациональность в абсурде?» (на вьетнамском языке). Cand.com.vn.
- ^ Дуонг Киеу Мин (25 апреля 2008 г.). «Несправедливость названа в честь Ле Ван Тхинь» (на вьетнамском языке). Cand.com.vn.
- ^ До Лан Цюань (26 октября 2008 г.). «Урок 2: Разгадка тайны «Великий Магистр превратился в тигра и убил короля»!» (на вьетнамском языке). Вьетнамнет.вн. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Покатаемся на пони» . Вьетнамнет.вн. 28 февраля 2008 г.
- Нго Си Лиен (1993), Полная история Дай Вьета (на вьетнамском языке) (изд. Noi Cabinet), Ханой : Издательство социальных наук
- Национальное бюро исторических данных (1998), Кхам Динь Вьет Су Тонг Гиам Куонг Мук (на вьетнамском языке), Ханой : Издательство Education
- Чан Чонг Ким (1971), Краткая история Вьетнама (на вьетнамском языке), Сайгон : Центр школьных материалов
- Чапюи, Оскар (1995), История Вьетнама: от Хонг Банга до Ту Дыка , Издательская группа Greenwood, ISBN 0-313-29622-7