Новое конфуцианство
Часть серии о |
Конфуцианство |
---|
Новое конфуцианство ( китайский : 新儒家 ; пиньинь : xīn rú jiā ; букв. «новое конфуцианство») — интеллектуальное движение конфуцианства , зародившееся в начале 20-го века в республиканском Китае и получившее дальнейшее развитие в после эпохи Мао современном Китае . В первую очередь оно развилось во время « Движения четвертого мая» . [1] Оно находится под глубоким влиянием неоконфуцианства династий Сун и Мин , но не идентично ему . [2]
Это неоконсервативное движение, основанное на различных китайских традициях, которое считается имеющим религиозный подтекст; он выступает за определенные конфуцианские элементы общества, такие как социальная, экологическая и политическая гармония. [1] – для применения в современном контексте в синтезе с западными философиями, такими как рационализм и гуманизм . [2] Ее философия стала предметом дискуссий между учеными-конфуцианцами в материковом Китае , Тайване , Гонконге и Соединенных Штатах .
История
[ редактировать ]Новое культурное движение |
---|
Первое поколение новых конфуцианцев (1921–1949) возникло как ответ на движение Четвертого мая и его иконоборческую позицию против конфуцианства . Конфуцианство подвергалось нападкам как ненаучное и противоречащее прогрессу современного Китая. Одной заметной фигурой того времени был Сюн Шили , который в юности глубоко изучал буддизм, но позже стремился к реформированию конфуцианской философской системы.
Заимствовав уроки из школы Ван Янмина , Сюн разработал метафизическую систему для нового конфуцианского движения и считал, что китайское обучение превосходит западное. Другой деятель, Фэн Юлань , следуя неоконфуцианской школе Чжу Си , стремился к возрождению китайской философии, испытывающей влияние вопросов и методов современной западной философии и находящихся под ее влиянием.
С установлением коммунистического режима в Китае в 1949 году многие ведущие интеллектуалы покинули материк и перебрались на Тайвань, в Гонконг и США. Известные фигуры этого второго поколения (1950–1979) включают таких людей, как Тан Цзюньи , Моу Цзунсан и Сюй Фугуань ; все трое — ученики Сюн Шили . Моу, в частности, основывался на классических китайских философских традициях и утверждал, что Иммануил Кант во многих отношениях был западным Конфуцием. Эти трое работали с Цянь Му над основанием колледжа Новой Азии в Гонконге. Одним из самых выдающихся выпускников Новой Азии был Юй Инши . Вместе с Чжан Цзюньмаем в 1958 году они издали « Новый конфуцианский манифест », закрепивший свои убеждения и привлекший внимание к своему философскому движению.
В начале XXI века наиболее видными представителями нового конфуцианского движения за пределами Китая были ученики Моу Цзунсана . Один из наиболее выдающихся, Ту Вэй-мин , выдвинул идею о том, что конфуцианство видело три эпохи: классическое доханьское конфуцианство , Сун - Мин неоконфуцианство и новое конфуцианство. Это третье поколение сыграло важную роль в обосновании конфуцианства в неазиатских контекстах, таких как бостонское конфуцианство и западные ученые, такие как У. Теодор де Бари . [3]
Материковое новое конфуцианство
[ редактировать ]Движения в современном |
Китайская политическая мысль |
---|
После периода реформ и открытости при Дэн Сяопине после 1978 года конфуцианская мысль пережила возрождение в материковом Китае. Возникающее течение «материковых новых конфуцианцев», первоначально возглавляемое Цзян Цин , резко отделило себя от «заморского нового конфуцианства», разработанного Моу и другими. По мнению Цзяна, конфуцианскую мысль можно разделить на два течения: «Конфуцианство разума» и «Политическое конфуцианство». [4]
Он утверждает, что конфуцианство на протяжении более тысячелетия ограничивалось конфуцианством разума за счет политического конфуцианства, оставляя истинную мысль Конфуция «искалеченной». Цзян выступает за восстановление политической легитимности как основного направления конфуцианской мысли, за возобновление внимания к конфуцианским конституционным структурам и за установление конфуцианства в качестве официальной государственной религии . [5]
Другие новые конфуцианцы с материка обсуждали более либеральное политическое отношение к конфуцианству. Чэнь Мин , академик Института мировых религий в Пекине, взял на себя ведущую роль. [6] Чэнь писал, что перед конфуцианством стояла задача найти решение трех основных проблем современного китайского общества: политической реконструкции, культурной самобытности и религиозной веры. [7] Соглашаясь с отказом Цзяна от метафизического акцента «заокеанского нового конфуцианства», Чэнь утверждает, что конфуцианство лучше всего рассматривать как гражданскую религию американского образца, совместимую с демократией, и что политическая жизнь может выражать религиозный аспект без формальной государственной религии. [8]
Чэнь дистанцировался от нескольких соперников: конфуцианство Моу Цзунсана как «совершенное учение», казалось, было слишком основано на эмоциях; Идея Цзян Цина о том, что Китай должен быть конфуцианским государством, объединяющим политическое и религиозное, была слишком упрощенной; Программа Кан Сяогуана по превращению конфуцианства в государственную религию была «вряд ли применима». [8] [9]
Терминология
[ редактировать ]В то время как английский перевод движения, как правило, представляет собой «новое конфуцианство» , на китайском языке существует множество переводов. Многие тайваньские писатели склонны использовать термин « современное новое конфуцианство» ( упрощенный китайский : современное новое конфуцианство ; традиционный китайский : современное новое конфуцианство). пиньинь пиньинь : данг дай синь ру цзя упрощенный китайский современное новое ; : неоконфуцианством конфуцианство ) , : или данг дай синь ру сюэ чтобы подчеркнуть преемственность движения Сун - Мин с . [2]
Многие в материковом Китае предпочитают термин « современное ( упрощенный китайский : новое конфуцианство» ; традиционный китайский : современное новое конфуцианство новое конфуцианство ; пиньинь : xiàn dài xīn rú jiā или упрощенный китайский : современное современное новое конфуцианство ; традиционный китайский : современное новое конфуцианство ; пиньинь : сиань) . dài xīn rú xué ) с акцентом на период модернизации после Четвертого мая . [2]
Философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Консерватизм в Китае |
---|
Новое конфуцианство — школа китайской философии, находящаяся под влиянием конфуцианства . После событий « Движения четвертого мая» в 1919 году, когда конфуцианство было обвинено в слабости и упадке Китая перед лицом западной агрессии, крупный китайский философ того времени Сюн Шили (1885–1968) основал и реконструировал конфуцианство. в качестве ответа. [10]
Новое конфуцианство — это политическая, этическая и социальная философия, использующая метафизические идеи как западной, так и восточной философии. Его подразделяют на три поколения, начиная с Сюн Шили и Фэн Юланя как философов первого поколения, заложивших основу. Второе поколение состоит из учеников Сюн, Моу Цзунсан , Тан Цзюньи и Сюй Фугуань . Третье поколение определяется не цифрами, в отличие от предыдущих поколений, а новым конфуцианством 1980 года. Попытки Сюн и его последователей реконструировать конфуцианство дали новому конфуцианству китайское название синь ру цзя.
Первое поколение
[ редактировать ]Сюн Шили
[ редактировать ]Сюн Шили (1885–1968) широко известен как мыслитель, заложивший основу для возрождения конфуцианства как нового конфуцианства в двадцатом веке. [10] Большая часть основы нового конфуцианства заложена в «Новой доктрине» Сюн. Владеет буддийской классикой, [10] Сюн утверждал, что классика восточной философии должна быть интегрирована в современную китайскую философию для большей прочности. [10] Сюн признал мрачный взгляд буддизма на человеческую природу, но также признал, что в человеческой природе есть и светлые стороны. По этой причине он отверг буддийское учение о «ежедневном уменьшении», которое диктовало необходимость практики подавления своей темной природы. [10]
К такому выводу он пришел после изучения классического конфуцианства. Хотя конфуцианство также исследует негативный аспект человеческой природы, а именно необходимость приучать себя к ритуалам, цель практики ритуалов и достижения жэнь сосредоточена не на ограничении более темных аспектов человеческой природы, а на развитии «фундаментального добра». то есть дуань людей, о которых пишет Мэн-цзы .
Чтобы объединить буддизм с конфуцианством как часть своей современной китайской философии, охватывающей различные восточные философии, Сюн предложил исправить буддийское учение о ежедневном убывании. Сюн понимал, что основой «ежедневного уменьшения» является метафизическая вера буддизма в «непреодолимый разрыв между абсолютно неизменной реальностью (природа Дхармы или факсимильная связь) и постоянно меняющимся и обусловленным феноменальным миром (персонажи Дхармы или факсимильная связь). ) (Сюн, 1994, стр. 69–77, 84–5, 111–12). [10]
Цзиюань Юй в своем исследовании Сюн описывает это как «теорию разделения». Между тем, теория Сюн, лежащая в основе исправления «ежедневного уменьшения», во многом основывалась на том, что Ю называет «тезисом одинаковости». [10] Сюн в своей «Новой доктрине» называет эту природу Дхармы ти , а характеры Дхармы — йонг . Сюн утверждает, что в отличие от того, как буддизм воспринимает эти два мира, эти два мира представляют собой единство. Рассуждения Сюн показаны в его версии «Новой доктрины» 1985 года:
Если они разделены, функция будет отличаться от исходной реальности и существовать независимо, и, таким образом, функция будет иметь свою собственную исходную реальность. Нам не следует искать некую сущность вне функции и называть ее изначальной реальностью. Более того, если исходная реальность существует независимо от функции, это бесполезная реальность. В этом случае, если это не мертвая вещь, то она должна быть ненужной вещью. Размышляя взад и вперед, я считаю, что изначальная реальность и функция неотделимы друг от друга. (Сюн, 1985, стр. 434)
Его взгляд на это единство можно увидеть в его более ранних работах, таких как «Новый трактат о единственности сознания». В «Новом трактате» он утверждает, что Реальность равна Разуму. Этот Разум относится не к индивидуальному уму, а к универсальному присутствию, в котором существует универсальность разума среди всех существ, что, таким образом, является реальностью. Сюн включает в себя конфуцианскую и буддийскую концепцию самообладания своими желаниями, утверждая, что, не сумев контролировать свои желания и индивидуальный разум, человек станет «кучей мертвой материи». Точка зрения Сюн заключается в том, что объекты мира следует воспринимать внутренне, поскольку то, что внешнее, в конечном итоге также является внутренним, и что они едины как Разум и Реальность.
Второе поколение
[ редактировать ]Моу Цзунсан
[ редактировать ]Моу Цзунсан считается одним из наиболее влиятельных философов второго поколения. Общая философия метафизики Моу соответствует философии Сюн. Он приукрашивает теории Сюн о разуме и реальности, чтобы применить их к более социально-политическому аспекту. Моу утверждает, что универсальность существует во всех философских истинах. Это говорит о том, что политические и социальные теории мира по своей сути могут быть связаны. Моу утверждает в своих лекциях, что особенности существуют из-за разных систем, сложившихся в разных культурах.
Эти разные системы после ряда философских рассуждений и интерпретаций приходят к одной и той же философской истине. Он считает, что наши физические ограничения, то есть наше физическое существо, создают эти разные системы и разные культуры. Поскольку наш разум, то есть форма, все еще проявляется и существует в этом физическом мире, мы не должны позволять этим ограничениям мешать нам практиковать философские рассуждения.
Политическая философия Моу более четко проявляется, когда он обсуждает историческую необходимость, которая следует за особенностями людей. Существование разных наций и разных систем можно объяснить главным образом этой исторической необходимостью. Моу утверждает, что историческая необходимость существует не из-за логической необходимости или метафизической необходимости, а из-за того, что он называет развитием духа, что он называет диалектической необходимостью.
Он утверждает, что историю следует воспринимать и интерпретировать как нечто, имеющее как историческую необходимость, т. е. также диалектическую необходимость, так и моральную необходимость. Ибо есть два типа суждения: моральное и историческое. Моу утверждает, что греки и китайцы, эти основные потребности, лежащие в основе истории и фундаментального человеческого характера, одинаковы, и поэтому универсальность в философской истине существует даже за пределами политики и истории.
Новый конфуцианский манифест
[ редактировать ]Сам термин впервые был использован еще в 1963 году в двух статьях в гонконгском журнале Rensheng . Он не получил широкого распространения до конца 1970-х годов. Новое конфуцианство часто ассоциируется с эссе «Манифест китайской культуры для мира», опубликованным в 1958 году Тан Цзюньи , Моу Цзунсаном , Сюй Фугуанем и Чжан Цзюньмаем . Эту работу часто называют «Новым конфуцианским манифестом», хотя эта фраза в ней никогда не встречается. [3]
Манифест представляет видение китайской культуры как имеющей фундаментальное единство на протяжении всей истории, высшим выражением которого является конфуцианство. Конкретная интерпретация конфуцианства, данная в Манифесте, находится под глубоким влиянием неоконфуцианства и, в частности, версии неоконфуцианства, наиболее связанной с Лу Сяншанем и Ван Янмином , в отличие от версии, связанной с Чжу Си . В Манифесте утверждается, что, хотя Китай должен учиться у Запада современной науке и демократии, Запад должен учиться у Китая и, в частности, у конфуцианской традиции «более всеобъемлющей мудрости». [3]
Гармоничное общество
[ редактировать ]Концепция гармоничного общества ( упрощенный китайский : 和谐社会 ; традиционный китайский : 和諧社會 ; пиньинь : хэсиэ шэхуи ) восходит ко временам Конфуция. В результате философия была охарактеризована как происходящая из нового конфуцианства. [11] [12] [13] [14] [15] [16] В наше время это превратилось в ключевую особенность бывшего генерального секретаря Коммунистической партии Ху Цзиньтао фирменной идеологии Концепции научного развития , разработанной в середине 2000-х годов и вновь представленной администрацией Ху-Вэнь во время Всекитайского собрания народных представителей 2005 года. .
Эта философия признана ответом на растущую социальную несправедливость и неравенство, возникающее в обществе материкового Китая в результате неконтролируемого экономического роста, который привел к социальному конфликту. Таким образом, руководящая философия была смещена от экономического роста к общему социальному балансу и гармонии. [17] Наряду с умеренно зажиточным обществом , это было поставлено в качестве одной из национальных целей правящей коммунистической партии .
Продвижение «Гармоничного общества» продемонстрировало, что правящая философия Ху Цзиньтао отошла от философии его предшественников. [18] Ближе к концу своего пребывания в должности в 2011 году Ху, похоже, расширил эту идеологию до международного измерения, сосредоточив внимание на международном мире и сотрудничестве, которые, как говорят, ведут к «гармоничному миру». Администрация преемника Ху, Си Цзиньпина , использовала эту философию более экономно.
Некоторые ученые, особенно Ян Сюэтун и Дэниел А. Белл , выступают за восстановление меритократических конфуцианских институтов, таких как цензура , в Китае и других странах, как часть новой конфуцианской политической программы. Другие (например, Яна С. Рошкер ) подчеркивают, что конфуцианство ни в коем случае не представляет собой монолитную или статическую сферу традиционной мысли, а, скорее, предполагает различные течения, которые могут использоваться совершенно произвольно и выборочно современными идеологиями, для которых характерна функция легитимизации. государственная власть. Учитывая историческое развитие понятия гармонии, нам необходимо задаться вопросом, в какой степени философские традиции основаны на исторических предпосылках и в какой степени они являются лишь продуктом идеологических и политических требований текущего периода.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Соле-Фаррас, Хесус. «Гармония в современном новом конфуцианстве и социализме с китайской спецификой». Китайские медиа-исследования : 3.
- ^ Jump up to: а б с д Мейкхэм, Джон, изд. (2003). Новое конфуцианство: критическое исследование . Нью-Йорк: Пэлгрейв. ISBN 978-1-4039-6140-2 .
- ^ Jump up to: а б с Брешиани, Умберто (2001). Новое изобретение конфуцианства: новое конфуцианское движение . Тайбэй: Тайбэйский институт Риччи. ISBN 978-957-9390-07-1 .
- ^ Фан, Руипинг (2011). «Рост политического конфуцианства в современном Китае». В Фане, Руипинг (ред.). Возрождение конфуцианства в современном Китае . Дордрехт: Спрингер. стр. 36–38 .
- ^ Фан, Руипинг (2011). «Рост политического конфуцианства в современном Китае». В Фане, Руипинг (ред.). Возрождение конфуцианства в современном Китае . Дордрехт: Спрингер. стр. 36–38 .
- ^ Макехэм (2008) , с. Глава 9 .
- ^ Чен, Мин (2009). «Современность и конфуцианская политическая философия в глобализирующемся мире». Диоген . 56:94 . CiteSeerX 10.1.1.944.4487 . дои : 10.1177/0392192109102159 . S2CID 220786168 .
- ^ Jump up to: а б Билью, Себастьен; Тораваль, Жоэль (2008). «Современное возрождение конфуцианства: известкование Аньшена или религиозное измерение конфуцианства». Перспективы Китая (3): 104. ISSN 1996-4617 .
- ^ Программу Канга см. Оунби, Дэвид (апрель 2009 г.), «Кан Сяогуан: социальные науки, гражданское общество и конфуцианская религия» , China Perspectives , 2009 (4), doi : 10.4000/chinaperspectives.4928
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ю, Цзиюань (2002). Современная китайская философия . Оксфорд: Блэквелл. стр. 127–146. ISBN 0631217258 .
- ^ Го и Го (15 августа 2008 г.). Китай в поисках гармоничного общества . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-3042-1 .
- ^ Руипинг Фан (11 марта 2010 г.). Реконструктивистское конфуцианство: переосмысление морали после Запада . Springer Science & Business Media. ISBN 978-90-481-3156-3 .
- ↑ Дэниел А. Белл, Лидеры Китая заново открывают конфуцианство » , The New York Times , 14 сентября 2006 г.
- ^ «Конфуцианская концепция гармоничного общества» . «Корея Таймс» . 18 сентября 2011 г.
- ^ Роскер, Яна. «Современное конфуцианство и концепция гармонии» . academia.edu .
- ^ Арнольд, Перрис. «Музыка как пропаганда: искусство под руководством доктрины в Китайской Народной Республике». Этномузыкология 27, вып. 1 (1983): 1–28.
- ^ «Руководство партии Китая объявляет новый приоритет: «Гармоничное общество» » . Вашингтон Пост . 12 октября 2006 г. Проверено 20 января 2011 г.
- ^ Чжун, Ву. «Китай жаждет «гармоничного общества» Ху Ху» . Азия Таймс . Последнее изменение: 11 октября 2006 г.
Источники
[ редактировать ]- Ченг, Чун-Ин; Баннин, Николас, ред. (2002). Современная китайская философия . Молден, Массачусетс: Блэквелл. ISBN 978-0-631-21725-1 .
- Мейкхэм, Джон (2008). Потерянная душа: «конфуцианство» в современном китайском академическом дискурсе . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета Гарвардского института Йенчинга; Распространяется издательством Гарвардского университета. ISBN 9780674028111 .
- «Манифест переоценки китаеведения и реконструкции китайской культуры», в Де Бари, Wm. Теодор; Луфрано, Ричард (2000). Источники китайской традиции . Том. 2. Издательство Колумбийского университета. стр. 550–555. ISBN 978-0-231-11271-0 .
- Рошкер, Яна С. (2016). Возрождение морального «я»: второе поколение современных конфуцианцев и их модернизационные дискурсы. Гонконг: Издательство Китайского университета, ISBN 978-962-996-688-1 .
- Рошкер, Яна С. «Концепция гармонии в современном КНР и в современном тайваньском конфуцианстве». Азиатские исследования, ISSN 2232-5131, том. 1 (17), выпуск 2. https://revije.ff.uni-lj.si/as/article/view/398
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Современное конфуцианство» Запись Дэвида Эльштейна в Стэнфордской энциклопедии философии.