Четвертое мая. Движение
Четвертое мая. Движение | |||
---|---|---|---|
Дата | 4 мая 1919 г. | ||
Расположение | |||
В результате |
| ||
Вечеринки | |||
|
Четвертое мая. Движение | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Движение 4 мая | ||
Упрощенный китайский | Движение 4 мая | ||
Буквальный смысл | 5-4 Движение | ||
|
Часть серии о |
История Китая |
---|
« Движение четвертого мая» — китайское культурное и антиимпериалистическое политическое движение, возникшее в результате студенческих протестов в Пекине 4 мая 1919 года. Студенты собрались перед площадью Тяньаньмэнь, чтобы протестовать против китайского правительства слабой реакции Версальского договора на решение позволить Японской империи сохранить за собой территории в Шаньдуне , которые были сданы Германской империей после осады Циндао в 1914 году. Демонстрации вызвали общенациональные протесты и спровоцировали подъем китайского национализма , сдвиг в сторону политической мобилизации в сторону от культурной деятельности. и движение к популистской базе, вдали от традиционных интеллектуальных и политических элит.
Демонстрации четвертого мая ознаменовали поворотный момент в более широком антитрадиционном Движении за новую культуру (1915–1921), которое стремилось заменить традиционные конфуцианские ценности и само по себе было продолжением реформ позднего периода Цин . Даже после 1919 года эта образованная «новая молодежь» по-прежнему определяла свою роль согласно традиционной модели, согласно которой образованная элита брала на себя ответственность как за культурные, так и за политические дела. [1] Они выступали против традиционной культуры, но искали космополитическое вдохновение за границей во имя национализма и представляли собой преимущественно городское движение, которое поддерживало популизм в преимущественно сельской стране. В это время появились многие политические и социальные лидеры следующих пяти десятилетий, в том числе представители Коммунистической партии Китая (КПК). [2]
Фон
[ редактировать ]По словам историка Оксфордского университета Раны Миттер : «Атмосфера и политические настроения, возникшие около 1919 года, лежат в центре набора идей, которые сформировали знаменательный двадцатый век Китая». [3] Династия Цин распалась в 1911 году, ознаменовав конец тысячелетнего имперского правления в Китае и теоретически ознаменовав новую эру, в которой политическая власть номинально принадлежала народу. С закатом империалистического Китая направление китайской политической жизни было полно неопределенности. Ранее господствовавшая идеология конфуцианство оказала глубокое влияние на социальные и политические отношения. Эти идеалы продвигали этические и моральные принципы управления и подчеркивали важность мудрого правления на благо общества. После упадка династии Цин эти принципы начали отходить от политической практики. После смерти президента Юань Шикая в 1916 году Китай стал раздробленной страной, в которой доминировали полевые командиры, больше озабоченные политической властью и конкурирующими региональными армиями. Правительство в Пекине сосредоточило свои усилия на подавлении внутреннего инакомыслия и мало что могло сделать для противодействия иностранному влиянию и контролю. [3] Подписание китайским премьер-министром Дуань Цижуем секретного китайско-японского соглашения о совместной обороне в 1918 году вызвало ярость китайской общественности, когда оно стало известно прессе, и спровоцировало студенческое протестное движение, которое заложило основу для Движения четвертого мая. [4] Движение 1 марта в Корее в 1919 году, Русская революция 1917 года, продолжающиеся поражения от иностранных держав и наличие сфер влияния еще больше разожгли китайский национализм среди зарождающегося среднего класса и культурных лидеров. [3]
Лидеры Движения за новую культуру считали, что традиционные конфуцианские ценности ответственны за политическую слабость нации. [5] [6] Китайские националисты призывали к отказу от традиционных ценностей и принятию западных идеалов «Господина Науки» (Г-на Сай ; Господина Сай ; Сай сяньшэн ) и «Г-на Демократии» (Г-на Де ; Dé xiānsheng ) в место «Г-на Конфуция» с целью укрепления новой нации. [7] Эти иконоборческие и антитрадиционные взгляды и программы до сих пор формируют политику и культуру Китая. [8]
Двадцать одно требование
[ редактировать ]Двадцать одно требование представляло собой набор предложений, представленных правительством Окума Сигэнобу администрации Юань Шикая в надежде на расширение японских дел в Китае. Требования состояли из множества экономических, территориальных и властных положений. Важная составляющая этих требований касалась территории Китая. В их число входили намерения расширить японские интересы в южной Маньчжурии и восточной Монголии, а также подтверждение захвата Японией немецких портов в китайской провинции Шаньдун.
В начале 1915 года о представлении Японией двадцати одного требования стало известно китайской общественности, что вызвало рост политической напряженности и разочарования в отношении Японии. В свете этих разоблачений китайская пресса стала очень критично относиться к Японии, и взгляды китайских граждан на Японию испортились. Двадцать одно требование в конечном итоге подлило масла в огонь растущей напряженности между двумя странами, сыграв важную роль в запуске предстоящего Движения четвертого мая.
Проблема Шаньдуна
[ редактировать ]Китай вступил в Первую мировую войну на стороне Тройственного согласия в 1917 году. Хотя в том году 140 000 китайских рабочих были отправлены на Западный фронт в составе Китайского трудового корпуса , [9] , Версальский договор ратифицированный в апреле 1919 года, предоставил Японии права на немецкие территории в Шаньдуне . Представители китайского правительства выдвинули следующие требования:
- Отмена всех привилегий иностранных держав в Китае, таких как экстерриториальность.
- Отмена двадцати одного требования
- Возвращение Китаю территории и прав Шаньдуна, отнятых Японией у Германии во время Первой мировой войны.
Западные союзники доминировали на встрече в Версале и мало обращали внимания на требования Китая. Европейские делегации во главе с премьер-министром Франции Жоржем Клемансо были в первую очередь заинтересованы в наказании Германии. Хотя американская делегация продвигала » Вудро Вильсона и « Четырнадцать пунктов идеалы самоопределения , она не смогла продвинуть эти идеалы перед лицом упорного сопротивления со стороны Дэвида Ллойд Джорджа и Клемансо. Американская поддержка самоопределения в Лиге Наций была привлекательной для китайских интеллектуалов, но их неспособность довести дело до конца рассматривалась как предательство. Этот провал дипломатии на Парижской мирной конференции создал то, что стало известно как «проблема Шаньдуна». [10] [11]
Протесты
[ редактировать ]4 мая 1919 г.
[ редактировать ]Утром 4 мая 1919 года представители студентов тринадцати различных местных университетов встретились в Пекине и разработали пять резолюций:
- Выступить против передачи Шаньдуна японцам в рамках бывших немецких концессий.
- Привлечь и повысить осведомленность масс Китая о шатком положении Китая.
- Рекомендовать крупномасштабное собрание в Пекине.
- Содействовать созданию Пекинского студенческого союза.
- Провести во второй половине дня демонстрацию протеста против условий Версальского договора.
Во второй половине дня 4 мая более 4000 студентов Университета Яньчин , Пекинского университета и других школ прошли маршем из разных точек, чтобы собраться перед площадью Тяньаньмэнь . Они выкрикивали такие лозунги, как «борьба за суверенитет вовне, избавление от национал-предателей дома», «Верните нам Циндао!» [12] , «отменить Двадцать одно требование» и «не подписывать Версальский договор».
Протестующие выразили гнев по поводу предательства Китая союзниками, осудили бесхребетную неспособность правительства защитить китайские интересы и призвали к бойкоту японской продукции . Демонстранты настаивали на отставке трех китайских чиновников, которых они обвиняли в сотрудничестве с японцами. После поджога резиденций этих чиновников и избиения некоторых из их слуг студенческие протестующие были арестованы, заключены в тюрьму и жестоко избиты. [13]
Участники
[ редактировать ]4 мая 1919 года группа китайских студентов начала протестовать против содержания Парижской мирной конференции. Под давлением китайская делегация отказалась подписать Версальский договор. Первыми участниками «Движения четвертого мая» были студенты в Париже и Пекине. Они объединили свои силы для забастовки или вышли на улицы для грубой забастовки, чтобы выразить свое недовольство правительством. Позже к протестному движению присоединились некоторые продвинутые студенты в Шанхае и Гуанчжоу, постепенно сформировав волну массовых студенческих забастовок по всему Китаю. До июня правительство Пекина проводило аресты «3 июня», арестовав один за другим около 1000 студентов, но это не подавило патриотическое студенческое движение, а разозлило весь китайский народ, что привело к еще большему революционному шторму. Рабочие Шанхая объявили забастовку, а бизнесмены объявили забастовку в поддержку студенческого патриотического движения по всей стране. Китайский рабочий класс вышел на политическую арену через «Движение четвертого мая».
С появлением поддержки рабочего класса «Движение четвертого мая» перешло на новый этап. Центр движения переместился из Пекина в Шанхай, а рабочий класс заменил студентов в качестве главной силы движения. Рабочий класс Шанхая устроил забастовку беспрецедентного масштаба. Растущие масштабы национальной забастовки и увеличение числа ее участников привели к параличу экономической жизни страны и представляли серьезную угрозу для правительства в Пекине. Рабочий класс занял место студентов, чтобы встать и сопротивляться. Поддержка этого движения по всей стране отражала энтузиазм в отношении национализма и национального возрождения, что также послужило основой для развития и расширения «Движения четвертого мая». Бенджамин И. Шварц добавил: «Национализм, который, конечно, был доминирующей страстью событий четвертого мая, был не столько отдельной идеологией, сколько общей склонностью». [14]
Расширение
[ редактировать ]5 мая студенты в Пекине в целом объявили забастовку, а в крупных городах Китая студенты, патриотически настроенные торговцы и рабочие присоединились к протестам. Демонстранты умело обратились к газетам и отправили своих представителей нести информацию по всей стране. Утром 6 мая студенты из Шанхая собрались в Фуданьском университете в ответ на события в Пекине. К вечеру в различных кампусах Шанхая прошли собрания и специальные комитеты, а правительству Пекина были отправлены телеграммы от имени 33 представителей различных кампусов Шанхая с выражением протеста. В течение следующих нескольких дней движение росло. по размеру. Студенты в Шанхае начали бастовать в конце мая. За это время среди протестующих возникли разногласия по поводу интенсивности протестов, но в целом было замечено, что протесты усиливаются.
3 июня полиция Пекина арестовала большое количество студентов. Чтобы выразить свое неодобрение, к забастовке присоединились бизнесмены и рабочие Шанхая. Центр движения переместился из Пекина в Шанхай. Ректоры тринадцати университетов организовали освобождение студентов-заключённых, а Цай Юаньпэй, ректор Пекинского университета, подал в отставку в знак протеста. Хотя на тот момент мероприятие было определено как многоклассовая акция протеста, в целом это всё равно было студенческое движение. .
Газеты, журналы, гражданские общества и торговые палаты предложили поддержку студентам. Торговцы пригрозили приостановить налоговые платежи, если правительство Китая продолжит упорствовать. [15] В Шанхае всеобщая забастовка торговцев и рабочих почти опустошила всю китайскую экономику. [13] 12 июня всеобщая забастовка закончилась, поскольку под сильным давлением общественности правительство Пекина уволило Цао Жулиня , Чжан Цзунсяна и Лу Цзунъюя , обвиненных в сотрудничестве с японцами. Тем не менее студенты продолжали выражать свой протест против содержания Версальского мирного договора, организуя в то время митинги и другие мероприятия, и организовали Национальный студенческий союз. Наконец, китайские представители в Париже отказались подписать Версальский договор: «Движение четвертого мая» одержало первоначальную победу, которая была прежде всего символической, поскольку Япония на данный момент сохраняла контроль над Шаньдунским полуостровом и островами в Тихом океане. Даже частичный успех движения продемонстрировал способность социальных классов Китая по всей стране успешно сотрудничать при наличии надлежащей мотивации и руководства. [13]
Значение
[ редактировать ]Новое культурное движение |
---|
Ученые считают «Новую культуру» и «Движение четвертого мая» важными поворотными моментами. Как сказал Дэвид Дер-Вэй Ван , «это был поворотный момент в поисках Китаем литературной современности». [16] наряду с отменой системы государственной службы в 1905 году и свержением монархии в 1911 году. Однако вызов традиционным китайским ценностям также встретил сильное сопротивление, особенно со стороны Гоминьдана . С их точки зрения, движение уничтожило положительные элементы китайской традиции и сделало сильный упор на прямые политические действия и радикальные взгляды, характеристики, связанные с формирующейся Коммунистической партией Китая (КПК). С другой стороны, двое из основателей КПК, Ли Дачжао и Чэнь Дусю , были лидерами движения. КПК отнеслась к этому более благосклонно, хотя и с подозрением относилась к раннему этапу, на котором подчеркивалась роль просвещенных интеллектуалов, а не революции. [17] } Ли и Чен были наиболее влиятельными пропагандистами марксизма в Китае в период четвертого мая. [18] В более широком смысле «Движение четвертого мая» привело к созданию радикальных интеллектуалов, которые мобилизовали крестьян и рабочих в КПК и приобрели организационную силу, которая закрепила успех китайской коммунистической революции . [15]
Во время Движения четвертого мая группа интеллектуалов с коммунистическими идеями неуклонно росла, таких как Чэнь Танцю , Чжоу Эньлай , Чэнь Дусю и другие, которые постепенно оценили силу марксизма. Это способствовало китаизации марксизма и послужило основой для зарождения КПК и социализма с китайской спецификой . [19]
Наследие «Движения четвертого мая» принимается как КПК, так и ее критиками, которые по-разному понимают движение и его важность. [20]
Рождение китайского коммунизма
[ редактировать ]Часть серии о |
китайский коммунист Революция |
---|
Очерк гражданской войны в Китае |
Коммунистический портал |
В течение многих лет ортодоксальная точка зрения в Китайской Народной Республике заключалась в том, что после демонстраций 1919 года и их последующего подавления обсуждение возможных политических изменений становилось все более и более политически реалистичным. Влиятельные лидеры, такие как Чэнь Дусю и Ли Дачжао, сместились влево и стали основателями КПК в 1921 году, в то время как другие интеллектуалы стали проявлять больше сочувствия. [21] Первоначально волюнтаристские или нигилистические деятели, такие как Ли Шичэнь и Чжу Цяньчжи, сделали аналогичные повороты влево, когда в 1920-е годы Китай стал все более неспокойным. [22] В 1939 году Мао Цзэдун заявил, что Движение четвертого мая было этапом, ведущим к осуществлению китайской коммунистической революции:
Двадцать лет назад «Движение четвертого мая» ознаменовало новый этап китайской буржуазно-демократической революции против империализма и феодализма. Движение за культурную реформу, выросшее из «Движения четвертого мая», было лишь одним из проявлений этой революции. С ростом и развитием новых общественных сил в этот период в буржуазно-демократической революции возник мощный лагерь, состоящий из рабочего класса, студенческих масс и новой национальной буржуазии. Примерно во время «Движения четвертого мая» сотни тысяч студентов мужественно заняли свои места в фургоне. В этом отношении «Движение четвертого мая» пошло на шаг дальше революции 1911 года. [23]
Поль Френч утверждает, что единственным победителем Версальского договора в Китае стал коммунизм, поскольку растущее общественное недовольство непосредственно привело к формированию КПК. Договор также привел к тому, что Япония с большей смелостью продолжила свои завоевания, что, как предсказывал Веллингтон Ку в 1919 году, приведет к началу войны между Китаем и Японией. [24]
Либеральная демократия западного образца ранее пользовалась определенной популярностью среди китайских интеллектуалов. Однако после Версаля, который рассматривался как предательство интересов Китая, он во многом потерял свою привлекательность. Вудро Вильсона , Четырнадцать пунктов несмотря на то, что они основаны на морализме , рассматривались как западноцентричные и лицемерные. [25] Многие китайские интеллектуалы считали, что Соединенные Штаты мало что сделали, чтобы убедить другие страны присоединиться к Четырнадцати пунктам, и отмечали, что Соединенные Штаты отказались вступить в Лигу Наций . В результате они отвернулись от западной либерально-демократической модели. После Октябрьской революции в России в 1917 году марксизм начал проникать в китайскую интеллектуальную мысль, особенно среди тех, кто уже был левым. Китайские интеллектуалы, такие как Чэнь Дусю и Ли Дачжао, начали серьезно изучать марксистскую доктрину. [26]
Культурный
[ редактировать ]Движение четвертого мая сосредоточило свое внимание на противостоянии конфуцианской культуре и продвижении новой культуры. Являясь продолжением движения «Новая культура» , «Движение четвертого мая» оказало большое влияние на культурную сферу. Лозунги «демократии» и «науки», пропагандируемые Движением за новую культуру, были призваны атаковать старую культуру и продвигать новую культуру. Эту цель можно выразить словами Дэвида Ванга: «Это был поворотный момент в поисках Китаем литературной современности». [16] Как отмечает историк Ван Гунву, «Движение четвертого мая» впоследствии стало идентифицировано как предшественник и вдохновитель более поздней Культурной революции . [27]
Участники того времени, такие как Ху Ши , называли эту эпоху «Китайским Возрождением», потому что особое внимание уделялось науке и экспериментам. [28] В китайской литературе «Движение четвертого мая» считается водоразделом, после которого началась современная китайская литература, и использование письменного народного китайского языка получило распространение по сравнению с литературным китайским языком , в конечном итоге заменив его в официальных произведениях. [29] Интеллектуалы стремились к самовыражению с использованием разговорного языка под лозунгом «Моя рука пишет то, что говорит мой рот» ( 我手寫我口 ), хотя изменение было постепенным: Ху уже выступал за использование современного народного языка в литературе в его эссе 1917 года «Предварительное обсуждение литературной реформы». [30]
В 1917 году Чэнь Хэнчжэ опубликовал рассказ «Один день» ( 一日 ) в ежеквартальном студенческом журнале для иностранных студентов ( 留美学生季报 ) — за год до публикации « Синя Лу Дневника сумасшедшего» и «Правдивой истории А-Кью» (не опубликованных ). до 1921 года), которую часто ошибочно называют первой народной китайской художественной литературой. [30] [31]
Все больше обычных людей также начали пытаться соприкоснуться с новыми культурами и учиться у иностранных культур. Джозеф Чен сказал: «Это интеллектуальное брожение уже оказало влияние на изменение мировоззрения новой молодежи Китая». [5] После «Движения четвертого мая» современная женская литература Китая развила литературу с современным гуманистическим духом, рассматривающую женщин как субъект опыта, мышления, эстетики и речи. [32]
Вместо прежнего эвфемистического термина «секс» реформаторы «Четвертого мая» использовали более широкий и явный термин «син» . [33]
В честь Движения четвертого мая 4 мая теперь отмечается как День молодежи в Китае и День литературы на Тайване.
феминистка
[ редактировать ]Доминирование конфуцианской идеологии сформировало гендерное неравенство в китайской культуре, навешивая ярлыки и обращаясь с женщинами как с гражданами второго сорта. Движение четвертого мая сыграло решающую роль в эмансипации женщин в Китае, представляя собой социальный и культурный сдвиг в сторону общественной трансформации.
Женщины в «Движении четвертого мая» часто были ограничены выступлениями и дебатами в закрытых помещениях, не имея такой же свободы передвижения, как их коллеги-мужчины. [34] Хотя большинство активистов и протестующих были мужчинами, интеллектуалы-мужчины считали, что освобождение женщин необходимо для более сильного и единого Китая. Они утверждали, что конфуцианские семейные структуры препятствуют развитию Китая. Заявив, что «освобождение женщин должно быть достигнуто, чтобы спасти Китай от беспорядка и унижения». [35] Многие поддержали движение, поскольку считали, что эмансипация женщин необходима для современного Китая. Они считали его переплетенным с национализмом и новыми демократическими ценностями, движимыми антиимпериалистическим движением.
Экономический
[ редактировать ]В ходе движения вспыхнул гнев против Японии, поскольку Парижский мирный договор давал ей право оккупировать Шаньдунский полуостров . Многие элементы общества и студенты присоединились к пропаганде бойкота японских товаров. Волна бойкотов породила надежды, что, когда японская продукция будет подавлена, национальная промышленность Китая будет развиваться и способствовать быстрому развитию национальной экономики Китая. [36] Однако им это не удалось, поскольку забастовка в Шанхае, произошедшая позднее в июне, нанесла китайской экономике большой ущерб, и китайская экономика на тот момент была безнадежна. [37] Одной из основных причин ослабления китайской экономики было то, что владельцы магазинов не желали открывать свои магазины во время забастовки, несмотря на применение силы полиции. [36]
Критика и сопротивление
[ редактировать ]Хотя движение было очень влиятельным, многие интеллектуалы того времени выступали против антитрадиционного послания, а многие политические деятели игнорировали его. «Это ограниченное индивидуалистическое просвещение четвертого мая не привело человека против коллектива национального государства, как потенциально мог бы сделать полномасштабный современный западный индивидуализм». [38]
Гоминьдана Лидер Чан Кайши , как конфуцианец и националист, был против иконоборчества «Движения четвертого мая». Будучи антиимпериалистом, он скептически относился к западной культуре. Он раскритиковал этих интеллектуалов Четвертого мая за развращение нравов молодежи. [39] Когда Националистическая партия пришла к власти под руководством Чанга, она преследовала противоположную программу. Движение «Новая жизнь» пропагандировало конфуцианство, а Гоминьдан очистил систему образования Китая от западных идей, введя конфуцианство в учебную программу. Учебники, экзамены, степени и преподаватели — все контролировалось государством, как и все университеты. [40]
Некоторые консервативные философы и интеллектуалы выступали против любых изменений, но многие другие приняли или приветствовали вызов Запада, но хотели основывать новые системы на китайских ценностях, а не на импортированных. В число этих фигур входили Лян Шумин , Лю Шипей , Тао Сишэн , Сюн Шили , Чжан Бинлинь и брат Лу Синя, Чжоу Цзожэнь . [41] В последующие годы критику высказали и другие, в том числе такие разные фигуры, как Линь Ютан , Цянь Му , Сюй Фугуань и Юй Инши . Ли Чанчжи считал, что «Движение четвертого мая» скопировало иностранную культуру и потеряло суть своей собственной культуры. ( Та Кунг Пао , 1942). Это согласуется с тем, что сказала Вера Шварц : «Критически настроенных интеллектуалов обвиняли в подрыве национальной самоуверенности или, проще говоря, в том, что они недостаточно китайцы». [1]
Китайские мусульмане проигнорировали движение Четвертого мая, продолжая преподавать классический китайский язык и литературу с Кораном и арабским языком, а также официально утвержденные современные предметы в «Обычной исламской школе Ваньсянь». [42] Ха Дэчен сделал классический китайский перевод Корана. [43] Арабский, народный китайский, классический китайский и Коран преподавали в исламских школах Нинся, финансируемых мусульманским генералом Ма Фусяном . [44]
Неотрадиционализм против западной мысли
[ редактировать ]Хотя «Движение четвертого мая» действительно добилось частичного успеха в уничтожении традиционной китайской культуры, [ нужна ссылка ] [45] все еще находились сторонники, которые упорно утверждали, что традиции и ценности Китая должны быть фундаментальной основой нации. От этих противников западной цивилизации произошли три неотрадиционные школы мысли: национальная сущность, национальный характер и современная актуальность конфуцианства. Каждая школа мысли осуждала западные ценности индивидуализма, материализма и утилитаризма как неадекватные пути развития Китая. Каждая школа преследовала определенные цели. Школа «национальной сущности» стремилась раскрыть аспекты традиционной культуры, которые потенциально могли бы послужить национальному развитию Китая. Такие традиционные аспекты состояли из различных философских и религиозных практик, возникших параллельно с конфуцианством. В частности, Китай импортировал буддизм в древности из Индии . В рамках школы «национального характера» защитники продвигали традиционную семейную систему, основную цель «Движения четвертого мая». В этой школе реформаторы рассматривали жителей Запада как оболочки без морали. Наконец, современная значимость конфуцианства была сосредоточена на представлении о том, что конфуцианские ценности лучше западных. В ответ на основную концентрацию западной культуры на рациональном анализе китайские неотрадиционалисты утверждали, что это ошибочно, особенно в практической, меняющейся среде мира. Самое главное, что эти три неотрадиционалистские мысли не учитывали личность, что было главной темой Движения четвертого мая. [17]
См. также
[ редактировать ]- История Китайской Республики
- История Пекина
- Инцидент на площади Тяньаньмэнь 1976 года.
- Цю Цзинь
- Список политических движений, названных в честь дат
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шварц (1986) , стр. 9–11 .
- ^ Хейфорд (2009) , с. 569.
- ^ Перейти обратно: а б с Миттер (2004) , с. 12.
- ^ Сугано, Тадаши (1986). Об отмене японо-китайского военного соглашения [О расторжении китайско-японских военных соглашений] (PDF) . Исторический журнал Нара (на японском языке). 4 (12): 34.
- ^ Перейти обратно: а б Чен (1971) , стр. 18–20.
- ^ Ли, Лео Оу-фан (1987). Голоса из Железного дома: исследование Лу Синя . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 53–77, 76–78. ISBN 978-0-253-36263-6 .
- ^ Спенс, Джонатан Д. (1981). Врата небесного мира: китайцы и их революция, 1895–1980 гг . Нью-Йорк: Викинг. стр. 117–123. ISBN 978-0-670-29247-9 .
- ^ Фэрбенк, Джон Кинг; Твитчетт, Денис Криспин, ред. (1999) [1983]. Республиканский Китай, 1912–1949 (Часть 1) . Кембриджская история Китая. Том. 12 (Отв. ред.). Издательство Кембриджского университета. п. 451. ИСБН 978-0-521-23541-9 .
- ^ Сюй, Гоци (2011). Незнакомцы на Западном фронте: китайские рабочие в Великой войне . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 1–9. ISBN 978-0-674-04999-4 .
- ^ «Шаньдунский вопрос» . Британская энциклопедия . 1998.
- ^ Гоци, Сюй (2016). «Китай и Япония в Париже». Азия и Великая война . Издательство Оксфордского университета. стр. 153–184. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199658190.003.0007 . ISBN 978-0-199-65819-0 .
- ^ «Краткая история движения Четвертого мая» . Пекинский университет . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уотерстрим (2005) .
- ^ Шварц, Бенджамин И. (1973). Размышления о движении четвертого мая . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 10. ISBN 978-1-684-17175-0 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б Они (1997) .
- ^ Перейти обратно: а б Ван (2017) , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Шоппа (2019) , стр. 177–179.
- ^ Хуан, Ибин (2020). Чжэн, Цянь (ред.). Идеологическая история Коммунистической партии Китая . Том. 2. Перевод Сунь Ли; Брайант, Шелли. Монреаль: Ройал Коллинз. п. 7. ISBN 978-1-487-80391-9 .
- ^ Чан, Адриан (2003). Китайский марксизм . Континуум. ISBN 978-0-826-47307-3 .
- ^ Шебок, Филипп (2023). «Историческое наследие». В Киронской, Кристина; Турскани, Ричард К. (ред.). Современный Китай: новая сверхдержава? . Рутледж. п. 24. дои : 10.4324/9781003350064-3 . ISBN 978-1-032-39508-1 .
- ^ Шан, Патрик Фулианг (2022). «Ли Дачжао и принятие коммунизма в Китае». В Шипинге, Хуа (ред.). Китайская идеология . Рутледж. стр. 94–110. ISBN 978-1-000-42224-5 .
- ^ Чан (2020) , с. 114.
- ^ Мао, Цзэдун (1952) [1939]. «Движение четвертого мая». Избранные произведения Мао Цзэ-дуна . Том. II. Пекин: Пресса на иностранных языках – через marxists.org.
- ^ Френч, Пол (2016). Предательство в Париже: как Версальский договор привел к долгой революции в Китае . Пингвин. стр. 74–78.
- ^ Чиу-Дюк (2020) , стр. 58.
- ^ Шан, Патрик Фулианг (2020). «Оценка роли Ли Дачжао в новом культурном движении». Ин Ли, Сяобин; Фанг, Цян (ред.). Век студенческих движений в Китае: «Передвигатели гор», 1919–2019 гг . Лэнхэм, Мэриленд: Лексингтон. стр. 3–22. ISBN 978-1-793-60916-8 .
- ^ Гунгву, Ван (1980). «Четвертое мая и GPCR: средство культурной революции». Тихоокеанские дела . 52 (4): 674–690. JSTOR 2757067 .
- ^ Ху, Ши (1934). Китайский Ренессанс: Лекции по Haskell, 1933 . Издательство Чикагского университета.
- ^ Ван (2017) , стр. 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б Хоккс (2017) , стр. 265–270.
- ^ Ван (2017) , стр. 254–259.
- ^ Деньги (2017) , с. 16.
- ^ Родригес, Сара Меллорс (2023). Репродуктивные реалии в современном Китае: контроль над рождаемостью и аборты, 1911–2021 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 21. ISBN 978-1-009-02733-5 .
- ^ Лопес, Гектор (2016). «Дочери Четвертого Мая, сироты революции» . История в процессе создания . 9 (6) – через Asian History Commons.
- ^ Ли, Юхуэй (2000). «Женское движение и изменение статуса женщин в Китае» . Журнал международных женских исследований . 1 (1): 30–40 – через Virtual Commons.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейзер (2023) , стр. 1–18.
- ^ Ву, Ронг (2023). «Создание «общественного мнения»: СМИ и открытая дипломатия в стратегии Китая в Версале и Движении четвертого мая» . Современные азиатские исследования . 57 (4): 1355–1386. дои : 10.1017/S0026749X22000609 . ISSN 0026-749X .
- ^ Чен, Сяомин (2008). От движения четвертого мая к коммунистической революции . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 8. ISBN 978-0-791-47986-5 – через Google Книги.
- ^ Чен (1971) , с. 13.
- ^ Драгун, Вернер; Гудман, Дэвид С.Г. (2002). Коммунистические революции Китая: пятьдесят лет Китайской Народной Республики . Психология. п. 39. ИСБН 0-700-71630-0 – через Google Книги.
- ^ Ферт, Шарлотта (1976). «Культура и политика в современном китайском консерватизме». В Фюрте, Шарлотта; Алитто, Гай (ред.). Пределы перемен: очерки консервативных альтернатив в республиканском Китае . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-53423-0 .
- ^ Дюдуаньон, Стефан А.; Хисао, Комацу; Ясуши, Косуги (2006). Интеллектуалы в современном исламском мире: передача, трансформация и коммуникация . Рутледж. п. 251. ИСБН 978-1-134-20597-4 – через Google Книги.
- ^ Дюдуаньон, Хисао и Ясуши (2006) , стр. 253 .
- ^ Дюдуаньон, Хисао и Ясуши (2006) , стр. 256 .
- ^ Чоу (2013) , с. 173.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Чен, Джозеф Т. (1971). Движение четвертого мая в Шанхае: создание социального движения в современном Китае . Брилл. ISBN 978-9-004-02567-7 .
- Чоу, Цзе-цун (2013) [1960]. Движение четвертого мая: интеллектуальная революция в современном Китае . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-28340-4 – через Google Книги.
- Фрейзер, Марк В. (2023). « «Одиночные искры» и наследие: насыщенный событиями отчет о движении четвертого мая». Китайский ежеквартальный журнал . 253 . дои : 10.1017/S0305741022001242 . ISSN 0305-7410 .
- Хао, Чжидун (1997). «Сравнение 4 мая и 4 июня: социологическое исследование китайских социальных движений». Журнал современного Китая . 6 (14): 79–99. дои : 10.1080/10670569708724266 . ISSN 1067-0564 .
- Хоккс, Мишель (2017). «Большое неправильное название:« Литература мая » ». В Ване, Дэвид Дер-вэй (ред.). Новая литературная история современного Китая . Кембридж, Массачусетс: Белкнап. ISBN 978-0-674-97887-4 – через Google Книги.
- Хейфорд, Чарльз (2009). «Движение четвертого мая». В Понге, Дэвид (ред.). Энциклопедия современного Китая . Том. II. Детройт, Мичиган: Скрибнерс. стр. 565–569.
- Лин, Карлос Ю-Кай; Майр, Виктор Х., ред. (2020). Вспоминая Четвертое мая: Движение и его столетнее наследие . Брилл. ISBN 978-9-004-42488-3 .
- Чан, Юн-чэнь. «Ху Ши и наследие четвертого мая». В Lin & Mair (2020) , стр. 113–136.
- Чиу-Дьюк, Жозефина. «Либеральное наследие четвертого мая в Цзяньфэньань Чан Кунчунга » . В Lin & Mair (2020) , стр. 53–135.
- Миттер, Рана (2004). Горькая революция: борьба Китая с современным миром . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-192-80341-7 – через Google Книги.
- Шоппа, Р. Кейт (2019). Революция и ее прошлое: идентичности и изменения в современной истории Китая . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. стр. 177–179. дои : 10.4324/9781315182025 . ISBN 978-1-315-18202-5 .
- Шварц, Вера (1986). Китайское Просвещение: интеллектуалы и наследие Движения четвертого мая 1919 года . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06837-7 – через Google Книги.
- Ван, Дэвид Дер-вэй , изд. (2017). Новая литературная история современного Китая . Кембридж, Массачусетс: Белкнап. ISBN 978-0-674-97887-4 – через Google Книги.
- Вассерстрем, Джеффри Н. (2005). «Китайские студенты и антияпонские протесты, прошлое и настоящее» . Журнал мировой политики . 22 (2): 59–65. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 18 ноября 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чен, Джозеф Т. (1970). «Переосмысление движения четвертого мая». Современные азиатские исследования . 4 (1): 63–81. ISSN 0026-749X . JSTOR 311753 .
- Ли, Хайян, «Слезы, разрушившие Великую стену: археология чувств в фольклорном движении четвертого мая». Журнал азиатских исследований 64.1 (2005): 35–65.
- Пин, Лю, «Левое драматическое движение в Китае и его отношение к Японии». Позиции: Критика культур Восточной Азии 14.2 (2006): 449–466.
- Спенс, Джонатан Д. (1991). В поисках современного Китая . WW Нортон. ISBN 978-0-393-30780-1 .
- Ван, К. Эдвард. «Движение четвертого мая: столетний юбилей - вступление редактора» Китайские исследования в истории (2019), Том. 52 Выпуск 3/4, стр. 183–187.
- Ван, К. Эдвард. «Китайская историография движения четвертого мая, с 1990-х годов по настоящее время», Twentieth Century China , 44 № 2 (май 2019 г.), 138–149.
- Ван, К. Эдвард. «Движение четвертого мая», Оксфордская библиография в Интернете.
- Видмер, Эллен и Дэвид Ванг, изд. С четвертого мая по четвертое июня: художественная литература и кино в Китае двадцатого века (1993) онлайн.
- Зарроу, Питер, «Интеллектуалы, республика и новая культура», в Зарроу, Китай в войне и революции, 1895–1949 (Routledge, 2005), стр. 133–143.
- Зарроу, Питер, «Политика и культура в Движении четвертого мая», Питер Зарроу, Китай в войне и революции, 1895–1949 (Routledge, 2005), стр. 149–169.
- Протесты в Китайской Республике (1912–1949).
- История Пекина
- 1919 год в Китае
- Последствия Первой мировой войны
- Прогрессивизм в Китае
- Коммунизм в Китае
- Китайско-японские отношения
- Эра полководца
- Конфликты 1919 года
- Революции 1917–1923 гг.
- Площадь Тяньаньмэнь
- Китайская коммунистическая революция
- Реформа китайского языка