Цю Цзинь
Цю Цзинь | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 15 июля 1907 г. | ( 31 год
Причина смерти | Казнь через обезглавливание |
Политическая партия | Гуанфухуэй Тунмэнхуэй |
Супруг | Ван Тинцзюнь |
Дети | Ван Юаньдэ (王慲德) Ван Гуйфэнь (王Guifen) |
Родитель | Цю Синьхоу (Осеннее письмо Хоу) |
Цю Цзинь ( китайский : 秋瑾 ; пиньинь : Цю Цзюнь ; Уэйд-Джайлс : Цю Чин ; 8 ноября 1875 — 15 июля 1907) — китайская революционерка, феминистка и писательница. Ее любезные имена - Сюаньцин ( китайский : 璿卿 ; пиньинь : Xuánqīng ) и Цзинсюн ( традиционный китайский : 競雄 ; упрощенный китайский : 竞雄 ; пиньинь : Jìngxióng ). Ее прозвище - Цзяньху Нуся ( традиционный китайский : 鑑湖女俠 ; упрощенный китайский : 鉴湖女侠 ; пиньинь : Цзянху Нуся ; букв. «Женщина-рыцарь Зеркального озера»). Цю была казнена после неудавшегося восстания против династии Цин и считается национальной героиней Китая и мученицей республиканизма и феминизма .
Биография
[ редактировать ]
Родился в провинции Фуцзянь , Китай. [1] Детство Цю Цзинь провела в доме своих предков . [2] Шаосин , Чжэцзян . Цю родился в богатой семье. Ее дедушка работал в правительстве города Сямэнь и отвечал за оборону города. Провинция Чжэцзян славилась женским образованием, и когда Цю Цзинь в молодости поддерживала свои образовательные интересы, ее семья поддерживала ее. Ее отец, Цю Шонань, был государственным чиновником, а мать происходила из выдающейся семьи литераторов и чиновников . [3] Богатое и образованное прошлое Цю Цзинь, а также ее раннее знакомство с политическими идеологиями стали ключевыми факторами в ее превращении в женщину-пионера женского освободительного движения и республиканской революции в Китае. [3]
В начале 1900-х годов Япония начала испытывать западное влияние раньше, чем Китай. Чтобы не отставать, правительство Цин отправило множество представителей элиты учиться у японцев. [ нужна ссылка ] . Цю Цзинь был одним из тех представителей элиты, которые получили возможность учиться за границей. [4] После учебы в женской школе в Японии Цю вернулась в Китай, чтобы участвовать в разнообразной революционной деятельности; и благодаря ее участию в этой деятельности стало ясно, как Цю хотела, чтобы ее воспринимали другие. Цю называла себя «Странствующей женщиной-рыцарем озера Цзянь» — роль странствующего рыцаря , сложившаяся во времена династии Хань, представляла собой типично мужскую фигуру, известную своим искусством фехтования, храбростью, верностью и самопожертвованием — и «Соперничество за героизм». '. [5]
Ранняя жизнь в Китае
[ редактировать ]Детские занятия
[ редактировать ]Цю Цзинь связали ноги , и она начала писать стихи в раннем возрасте. При поддержке своей семьи Цю Цзинь также научилась ездить на лошади, владеть мечом и пить вино — занятия, которым в то время обычно разрешалось учиться только мужчинам.
Свадьба
[ редактировать ]В 1896 году Цю Цзинь женился. На тот момент ей был всего 21 год, что считалось поздним для женщины того времени. Отец Цю Цзинь устроил ее брак с Ван Тинчунем, младшим сыном богатого купца из провинции Хунань . Цю Цзинь не очень хорошо ладила со своим мужем, так как ее муж заботился только о том, чтобы развлечься. [6] Находясь в несчастливом браке, Цю столкнулся с новыми идеями. Неудача брака повлияла на ее последующие решения, в том числе на решение учиться в Японии.
Последствия первой китайско-японской войны
[ редактировать ]Правительство Цин проиграло китайско-японскую войну 1894–1895 годов. Поражение Японии в этой войне заставило правительство Цин осознать тот факт, что Китай больше не является самой могущественной страной даже в Азии. Япония начала изучать западные технологии и принимать западные стандарты раньше, чем Китай. Это побудило правительство Цин прогрессировать и модернизироваться. [7] Вдовствующая императрица Цыси смотрела на Японию как на образец для подражания, и ее двор организовал туры в Японию. Многие представители китайской элиты были отправлены в Японию, чтобы узнать, как они могут построить Китай так, как это смогли сделать японцы. [8] Цю Цзинь была одной из девушек, получивших возможность учиться за границей, поскольку такая возможность была предоставлена только детям из более высокого социального класса.
Жизнь во время учебы в Японии
[ редактировать ]В 1903 году она решила поехать за границу и учиться в Токио , Япония . [9] оставив двоих детей. Первоначально она поступила в школу японского языка в Суругадае , но позже перешла в Практическое училище для девочек в Кодзимати , которым руководил Симода Утако (позже ставшее женским университетом Джиссена ). [10] Школа подготовила Цю Цзинь навыкам, необходимым ей для дальнейшей революционной деятельности. Получив образование в школе Симода, многие женщины-активистки участвовали в Республиканской революции 1911 года. Во время своего пребывания в Токио Цю также помогла создать Общество всеобъемлющей любви, женскую группу, которая пропагандировала образование женщин и протестовала против российского присутствия на северо-востоке Китая. [5] Она очень любила боевые искусства и была известна своим знакомым тем, что носила западную мужскую одежду. [11] [12] [1] и за ее националистическую, антиманьчжурскую идеологию. [13] Она присоединилась к антицинскому обществу «Гуанфухуэй» , возглавляемому Цай Юаньпеем , которое в 1905 году объединилось с различными зарубежными китайскими революционными группами, чтобы сформировать « Тунмэнхуэй » во главе с Сунь Ятсеном . Уже известная как каллиграф и поэтесса, Цю описала себя как «отбросившую кисть, чтобы вступить в военные ряды», призывая образованных женщин не тратить время на поэзию, а вместо этого заниматься прямыми действиями. [5]
В Революционном альянсе Цю отвечал за провинцию Чжэцзян. Поскольку китайские иностранные студенты разделились на тех, кто хотел немедленно вернуться в Китай, чтобы присоединиться к продолжающейся революции, и тех, кто хотел остаться в Японии, чтобы подготовиться к будущему, была проведена встреча студентов провинции Чжэцзян для обсуждения этого вопроса. На встрече Цю беспрекословно присоединился к первой группе и вонзил кинжал в трибуну, заявив: «Если я вернусь на родину, сдамся маньчжурским варварам и обманулю народ Хань, заколите меня этим кинжалом!» [ нужна ссылка ] Впоследствии она вернулась в Китай в 1906 году вместе с примерно 2000 студентами. [14]
Еще находясь в Токио , Цю единолично редактировал журнал Vernacular Journal ( Байхуа Бао ). Ряд выпусков был опубликован с использованием народного китайского языка как средства революционной пропаганды . В одном из выпусков Цю написала «Уважительное обращение к 200 миллионам китайских товарищей-женщин» — манифест, в котором она сокрушалась о проблемах, вызванных связанными ногами и угнетающими браками. [15] Сама пережив оба испытания, Цю объяснила свой опыт в манифесте и получила чрезвычайно сочувственный отклик от своих читателей. [16] В манифесте также была изложена уверенность Цю в том, что лучшее будущее для женщин лежит при правительстве западного типа, а не при правительстве Цин, которое находилось у власти в то время. Она объединила усилия со своим двоюродным братом Сюй Силинем. [11] и вместе они работали над объединением многих тайных революционных обществ для совместной работы над свержением династии Цин.
Между 1905 и 1907 годами Цю Цзинь также писала роман под названием «Камни птицы Цзинвэй» в традиционной балладе - тип литературы, который часто сочиняют женщины для женской аудитории. [5] В романе описываются отношения между пятью богатыми женщинами, которые решают бежать из своих семей, и ожидающие их браки по расчету, чтобы учиться и присоединиться к революционной деятельности в Токио. [5] Названия последующих незавершенных глав предполагают, что женщины продолжат говорить об «образовании, производстве, военной деятельности, выступлениях и прямых политических действиях, в конечном итоге свергнувших династию Цин и установивших республику» — все это было темой, которую Цю либо участвовал, либо защищал. [5]
Жизнь после возвращения в Китай
[ редактировать ]Цю Цзинь был известен как красноречивый оратор. [17] который выступал за права женщин, такие как свобода вступления в брак, свобода образования и отмена практики связывания ног . в Шанхае она основала «Китайские женские новости» ( Zhongguo nü bao ), радикальный женский журнал В 1906 году вместе с другой поэтессой Сюй Цзихуа . [18] Они опубликовали всего два номера, прежде чем он был закрыт властями. [19] В 1907 году она стала руководителем школы Датун в Шаосине, якобы школы спортивных учителей, но на самом деле предназначавшейся для военной подготовки революционеров. [ нужна ссылка ] . Преподавая в школе Датун, она поддерживала тайную связь с местной подпольной организацией — Обществом Восстановления. Эта организация стремилась свергнуть маньчжурское правительство и восстановить китайское правление.
Смерть
[ редактировать ]В 1907 году Сюй Силинь, друг Цю и соучредитель школы Датун, был казнен за попытку убийства своего маньчжурского начальника. [3] В том же году власти арестовали Цю в школе для девочек, директором которой она была . Ее пытали, но она отказалась признать свою причастность к заговору. Вместо этого власти использовали ее собственные сочинения в качестве обвинения против нее, и несколько дней спустя она была публично обезглавлена в ее родной деревне Шаньинь в возрасте 31 года. [2] Ее последние написанные слова, ее предсмертное стихотворение, используют буквальное значение ее имени, Осенняя жемчужина, чтобы оплакивать неудавшуюся революцию, которой она никогда не увидит:
Осенний ветер и осенний дождь огорчают людей
(Осенний ветер, осенний дождь — от печали умирают) [20]
При жизни Цю она также пользовалась поддержкой двух близких друзей: Сюй Цзыхуа и У Чжиин, которые обе поклялись с ней сестричеством. В течение нескольких месяцев после казни Цю Ву написала три эссе, оплакивающих Цю, в которых она критиковала чиновников Цин за казнь и утверждала, что Цю Цзинь была оклеветана, а ее действия «несправедливо запятнаны». [5] Вскоре после этого две названые сестры намеревались должным образом похоронить Цю возле Западного озера , исполнив желание Цю быть похороненным рядом с героями более ранних периодов. Чиновники Цин вскоре приказали снести ее могилу, но брату Цю Цзинь удалось вовремя забрать ее тело. [5] В конце концов, У Чжиин завладела мемориальной стелой, установила ее в своем собственном доме и продала остатки стелы, чтобы почтить память своего павшего друга. [5]
По сей день люди продолжают иметь разные мнения относительно смерти Цю. Многие говорили, что в ее смерти не было необходимости, поскольку у нее было достаточно времени, чтобы сбежать, прежде чем ее поймают имперские солдаты. Фактически, друзья Цю даже предупредили ее о прибытии солдат сразу после смерти Сюй Силиня. [3] Лу Синь , один из величайших китайских писателей 20-го века, был одним из ее крупнейших критиков; он «[...] считал, что безрассудное поведение Цю в Шаосине было связано с огромным уважением, которое она получила во время своего пребывания в Японии». Ее «забили до смерти», рассказал он другу, хотя нет четкого объяснения, почему Цю решила остаться в школе, несмотря на то, что знала, что власти уже в пути. [3]
Наследие
[ редактировать ]
Цю был посмертно увековечен в Китайской Республики народном сознании и литературе . Она похоронена на берегу Западного озера в Ханчжоу . Китайская Народная Республика создала для нее музей в Шаосине , бывшей резиденции Цю Цзинь (紹興秋瑾故居).
Китайский ученый Ху Ин , профессор восточноазиатских языков и литературы Калифорнийского университета в Ирвине , в 2016 году опубликовал монографию о Цю « Похороненная осень» . [21] в нем исследуется дружба Цю Цзинь с ее заклятыми сестрами У Чжиин и Сюй Цзихуа и помещается ее работа в более широкий социально-политический и литературный контекст того времени.
Ее жизнь изображена в пьесах, популярных фильмах (в том числе в гонконгском фильме 1972 года «Чоу Кен» (《秋瑾》) и документальном фильме «Осенняя жемчужина» ). [22] сценарий Рэй Чанг, режиссеры Чанг и Адам Тоу. Один фильм под простым названием « Цю Цзинь » был выпущен в 1983 году режиссером Се Цзинь . [23] [24] Другой фильм, вышедший в 2011 году, «Цзин Сюн Нуся Цю Цзинь» (競雄女俠秋瑾), или «Женщина-рыцарь Зеркального озера» , был снят Германом Яу . Ее кратко показывают в начале 1911 года , когда ее ведут на место казни, чтобы обезглавить. Режиссерами фильма выступили Джеки Чан и Чжан Ли. Сразу после ее смерти китайские драматурги использовали этот инцидент, «в результате чего было создано как минимум восемь пьес до конца династии Цин». [25]
В 2018 году The New York Times запоздалый некролог . опубликовала ей [3]
Литературные произведения
[ редактировать ]Поскольку на Западе Цю в основном помнят как революционерку и феминистку, ее стихи и эссе часто игнорируются (хотя из-за ее ранней смерти их немного). Ее творчество отражает исключительное образование в области классической литературы, и она пишет традиционные стихи ( ши и ци ). Цю сочиняет стихи с широким спектром метафор и аллюзий, в которых классическая мифология сочетается с революционной риторикой.
Например, в стихотворении « Ответный стих в соответствующей рифме» (для Исии-куна, японского друга) : [26] она написала следующее:
китайский | Английский |
---|---|
Женщина в Манюне не герой, | Не говорите о том, что женщины не могут стать героями: |
Редакторы Сунь Чанг и Сосси объясняют метафоры следующим образом:
- строка 4: «Ваши острова» переводится как «сандао», буквально «три острова», имея в виду Хонсю , Сикоку и Кюсю , но опуская Хоккайдо — старомодный способ обозначения Японии.
- строка 6: ... состояние бронзовых верблюдов, символических стражей, помещенных перед императорским дворцом, традиционно считается отражением состояния здоровья правящей династии. Но в поэзии Цю оно отражает состояние здоровья Китая. [27]
Уезжая из Пекина в Японию, она написала стихотворение « Размышления» (написанное во время путешествия по Японии). [26] подводя итог своей жизни до этого момента:
китайский | Английский |
---|---|
Солнце и луна не имеют света, небо и земля тусклы, | Солнце и луна без света. Небо и земля во тьме. |
На севере полыхает война – когда все это закончится?
Я слышал, что боевые действия на море продолжаются.
Как и женщины Циши, я напрасно беспокоюсь о своей стране;
Трудно променять платок и платье на шлем [28]
Галерея
[ редактировать ]- Статуя Цю Цзинь рядом с Западным озером в Ханчжоу
- Статуя Цю Цзинь
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шац, Кейт; Кляйн Шталь, Мириам (2016). Радостные женщины во всем мире: художницы и спортсменки, пираты и панки, а также другие революционеры, творившие историю . Беркли, Калифорния: Десятискоростной пресс. п. 13.
- ^ Jump up to: а б Порат, Джейсон (2016). Отвергнутые принцессы: рассказы о самых смелых героинях, геллионах и еретиках в истории . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Dey Street Press. п. 272.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Цинь, Эми (8 марта 2018 г.). «Цю Цзинь, обезглавленная имперскими войсками, была «китайской Жанной д’Арк» » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 18 мая 2021 г.
- ^ Эдвардс, Луиза (2000). «Избирательное право женщин в Китае: вызов научным конвенциям» . Тихоокеанский исторический обзор . 69 (4): 617–638. дои : 10.2307/3641227 . JSTOR 3641227 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хершаттер, Гейл (2019). Женщины и китайские революции . Роуман и Литтлфилд.
- ^ Гилмартин, Кристина Келли (31 декабря 1995 г.). Порождение китайской революции . Издательство Калифорнийского университета. дои : 10.1525/9780520917200 . ISBN 978-0-520-91720-0 .
- ^ Энтони, Роберт Дж. (1 октября 1990 г.). «Оно Кадзуко: китайские женщины в век революции, 1850–1950» . История: Рецензии на новые книги . 18 (2): 80. дои : 10.1080/03612759.1990.9945686 . ISSN 0361-2759 .
- ^ Дж, Кучарский. «Новые взгляды на гендер». Цю Цзинь: образец китайского феминизма, революции и национализма в конце династии Цин .
- ^ Барнстон, Тони; Пин, Чжоу (2005). Якорная книга китайской поэзии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Anchor Books. п. 344.
- ^ Оно, Казуко (1989). Китайские женщины в век революции, 1850-1950 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 61 . ISBN 9780804714976 .
- ^ Jump up to: а б Эшби, Рут; Гор Орн, Дебора (1995). Ее история: Женщины, которые изменили мир . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Viking Press. п. 181 . ISBN 9780670854349 .
- ^ Порат, Джейсон (2016). Отвергнутые принцессы: рассказы о самых смелых героинях, геллионах и еретиках в истории . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 271.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Филлиберт, Крис (2 сентября 2014 г.). «Прогрессивное женское образование» . Историческое обозрение Джеймса Блэра . 2 (1): 49.
- ^ Оно, Казуко (1989). Китайские женщины в век революции, 1850-1950 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 61–62 . ISBN 9780804714976 .
- ^ Дулинг, Эми Д. (2005). Женский литературный феминизм в Китае двадцатого века . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 52 . ISBN 9781403967336 .
- ^ Оно, Казуко (1989). Китайские женщины в век революции, 1850-1950 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 62–63 . ISBN 9780804714976 .
- ^ Дулинг, Эми Д. (2005). Женский литературный феминизм в Китае двадцатого века . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 50 . ISBN 9781403967336 .
- ^ Чжу, Юн (2017). Представление сестричества в современных китайских текстах, 1890–1937 гг . Лэнхэм: Лексингтонские книги. п. 38.
- ^ Финчер, Лета Хонг (2014). Оставшиеся женщины: возрождение гендерного неравенства в Китае . Лондон, Англия; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Zed Books. п. 123. ИСБН 978-1-78032-921-5 .
- ^ Ян, Хайпин (2006). Китайские писательницы и феминистское воображение, 1905-1948 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 33 . ISBN 9780415232883 .
- ^ Ин, Ху (2016). Погребающая осень . Кембридж: Гарвард.
- ^ Чанг, Рэй (2017). Осенняя жемчужина . Сан-Франциско, Калифорния: Навес.
- ^ Браун, Ник; Пикович, Пол Г.; Яу, Эстер, ред. (1994). Новые китайские кинотеатры: формы, идентичности, политика . Издательство Кембриджского университета. п. 33 . ISBN 0521448778 .
- ^ Кун, Аннетт; Рэдстон, Сюзанна, ред. (январь 1994 г.). Женский спутник международного кино . Издательство Калифорнийского университета. п. 434. ИСБН 0520088794 .
- ^ Майр, Виктор Х. (2001). Колумбийская история китайской литературы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 844 . ISBN 9780231109840 .
- ^ Jump up to: а б Ван, Илинь (2021). «Перевод: Стихи китайской феминистки и революционной писательницы Цю Цзинь» . NüVoices . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Чанг, Кан-и Сун; Сосси, Хаун (1999). Женщины-писатели традиционного Китая: антология поэзии и критики . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 642.
- ^ Эдвардс, Луиза (2013). «Джоан Джадж и Ху Ин, ред. Beyond Exemplar Tales: Женская биография в истории Китая. Беркли: University of California Press, 2011. xiv + 431 стр. 44,95 долларов США / 30,95 фунтов стерлингов. ISBN 978-0-9845909-0-2». Нан Ню . 15 (2): 337–341. дои : 10.1163/15685268-0152p0006 . ISSN 1387-6805 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ин, Ху (2016). Похоронящая осень: поэзия, дружба и утрата . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0674737204 .
- Лор деШазер, Мари (17 августа 2016 г.). Цю Цзинь, китаянка Жанна Д'Арк . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1537157085 .
- Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей Цю Цзинь (архив) с сайта chinaspirit.net.cn.
- Осенний жемчуг , документальный фильм
- Пять стихотворений Цю Цзиня , современные переводы Илинь Вана
- Перевод: Стихи китайской феминистки и революционной писательницы Цю Цзинь , современные переводы Илинь Вана, с презентацией
- Феминистка, революционерка, поэтесса: подборка стихов Цю Цзиня в новом переводе Илинь Вана , биографическая справка и современные переводы Илинь Вана.
- 1875 рождений
- 1907 смертей
- Казни в Китае в 20 веке
- Китайские феминистки
- Китайские революционеры
- Китайские женщины-поэты
- Люди, казненные династией Цин путем обезглавливания
- Казненные люди из провинции Фуцзянь
- Люди из Сямыня
- Люди из Шаосина
- Люди революции 1911 года.
- Казненные люди династии Цин
- Поэты династии Цин
- Члены Тунмэнхуэй
- Поэты провинции Фуцзянь
- Китайские писательницы XIX века.
- Китайские писатели XIX века.
- Китайские эмигранты в Японии
- Женщины на войне в Китае
- Похороны в Ханчжоу