Утако Симода
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2021 г. ) |

Утако Симода ( 30 . сентября 1854 8 октября 1936) — японский педагог и поэт периодов Мэйдзи и Тайсё — Родился в Гифу, Эне, Гифу , [ 1 ] она была основательницей многих образовательных организаций, в том числе того, что сегодня является Женским университетом Джиссена . Она имела международное влияние и была одной из самых влиятельных женщин в Азии.
Биография
[ редактировать ]
Утако Симода родилась в самурайской семье Секи Хирао в Ивакаре , префектура Гифу . Первые 6–7 лет своей жизни она была единственным ребенком и изучала конфуцианскую классику; Говорят, что она прочитала все китайские и японские книги, которые были у ее родителей. Ее отец и дед были конфуцианскими учеными. [ 2 ] В преддверии Реставрации Мэйдзи семья Хирао твердо стояла на стороне Императора, а когда сёгунат пал, отцу Утако был предоставлен видный пост в Токио , куда семья переехала в 1870 году, когда Утако Симода было около 16 лет. .
Она работала фрейлиной императрицы Сёкен с 1871 по 1879 год. Секи была хорошо образована и признана превосходной поэтессой, настолько, что императрица сменила имя на Утако (дитя-стихотворение). [ 3 ] В результате она поднялась по карьерной лестнице. При дворе она посещала уроки и лекции, в том числе изучала французский язык. В 1875 году она начала работать над просветительскими произведениями императрицы. Она установила связи с политическими лидерами, включая Ито Хиробуми , Ямагата Аритомо и Иноуэ Каору . [ 2 ]
В ноябре 1879 года она подала в отставку из суда, чтобы выйти замуж за фехтовальщика Такео Симода по просьбе своей семьи. Он страдал алкоголизмом и серьезным заболеванием желудка, и она проводила большую часть своего времени, ухаживая за ним. [ 2 ] По настоянию своих знакомых при дворе, которые просили школу для своих дочерей, а также финансовой необходимости, в 1881 году Утако открыла в своем доме частную школу для девочек старше 10 лет. [ 2 ] Она преподавала поэзию и китайскую классику женам ряда бывших самураев. [ нужна ссылка ] Она прерывала лекцию, чтобы присмотреть за мужем, когда он ей звонил. [ 2 ]
В 1883 году императрица решила основать школу для обучения знатных девушек Казоку Дзегакко . [ 2 ] (позже слился с Гакушуин [ 4 ] ). Утако изначально не участвовала по состоянию здоровья мужа. Такео умер в 1884 году, и Утако посвятила себя работе штатного педагога, став учителем и заместителем директора в школе для девочек-сверстниц, где она преподавала этику и домоводство . Она также писала учебники, начиная с учебника японского языка, опубликованного в 1885 году. [ 2 ]

В 1893 и 1894 годах она уехала за границу для изучения дворянского образования. Ее интерес к женскому образованию привел ее на два года в Европу (где она получила аудиенцию у королевы Виктории ) и Америку, а в 1895 году она вернулась в Японию со свободным английским языком и множеством новых идей по пересмотру японского образования для женщин. [ 2 ] С 1896 года она обучала двух дочерей императорской наложницы Сатико Соно : Цунемия ( принцесса Масако Такеда ) и Канемия ( Фусако Киташиракава ). В 1899 году она основала Джиссен Джогакко , позже Женский университет Джиссена , для японских женщин среднего класса и китайских студенток по обмену, а также Джоши Когей Гакко (женское профессионально-техническое училище) для низших классов. [ 2 ] В 1901 году она основала Айкоку Фудзинкай , или Ассоциацию патриотических женщин, а в 1907 году отказалась от работы с высшими классами, чтобы сосредоточиться на обучении женщин из среднего и низшего класса. [ 2 ]
Утако Симода выступала с публичными речами, которые часто печатались в женских журналах. Она также написала множество женских биографий, считая их важными для нравственного воспитания женщин. К ним относятся биографии японских женщин, таких как императрица Дзингу и Обако , восточных женщин, таких как мать Мэн-цзы , и западных женщин, таких как принцесса Соединенного Королевства Алиса , Кэтрин Гладстон , Ханна Дастон , Долли Мэдисон , Элеонора Толедо , Мэри Болл. Вашингтон и Шарлотта Корде . Она также помогла Асаоке Хадзиме перевести работу педагога эпохи Возрождения Франсуа Фенелона о женском образовании. [ 2 ]
Ее Джиссен Джогакко была одной из первых японских женских школ, принимавших китайских учеников, сначала все дочери эмигрантов, но с 1903 года студенты также приезжали из Китая, чтобы получить там образование. Она помогла основать « Чжоусинь Ше» (Общество обновления) в Шанхае, а ее работы были опубликованы в переводе на китайский язык в журнале «Далу » ( китайский : 大陸 ). [ 2 ]

В 1907 году «Хэймин Синбун» («Общенародная газета») опубликовала (в течение 42 дней) серию статей под названием Утако» ( Симода «Ёфу «Чародейка Симода Утако ») . Он атаковал коррумпированных правых политиков, утверждая, что Симода Утако была в сексуальных отношениях с Ито Хиробуми (бывшим премьер-министром), Ямагатой Аритомо (еще одним бывшим премьер-министром и военачальником). [ нужна ссылка ] ) и Иноуэ Каору (член кабинета министров [ нужна ссылка ] ). [ 2 ] Выпуски, содержащие серию статей, были запрещены правительством. Ходили также слухи, связывающие ее с императором и Китисабуро Иино (политически влиятельным синтоистским мистиком). Влиятельные сторонники Утако Симода публично не защищали ее, и в 1906 году ей пришлось уйти с поста главы Женской академии Гакусюин , передав руководство директору мужского отделения Марусуке Ноги . [ 3 ]
В 1990 году Утако Симода стала героем биографического романа, посвященного этому скандалу, «Микадо но Онна» ( ja: ) Женщина императора популярного , лауреата премии Наоки автора Марико Хаяси ( ja ).
Видение и работа Утако Симода во многом способствовали модернизации и улучшению женского образования в Японии (она даже отвечает за школьную форму для девочек в военно-морском стиле), причем не только в сфере развития умственных способностей, но и в сфере физического воспитания. Она была одной из первых учениц Дзигоро Кано , основателя современного дзюдо . Она основала три женские школы и написала более 80 книг. Она умерла от пневмонии в 1936 году в возрасте 82 лет.
Ее именем назван Исследовательский институт женщин Симода Утако. [ 5 ]

Учения и политика
[ редактировать ]В политическом отношении Симода Утако был роялистом и националистом; она поддерживала экспансионистскую колониальную внешнюю политику, чувствуя, что божественной судьбой Японии было привести Восточную Азию к более высокому уровню цивилизации и богатства, уже достигнутому на Западе. Она предупреждала о западном империализме и выступала против него. Хотя она выступала за националистическое образование, прививающее патриотизм, она считала, что патриотизм, преподаваемый на Западе, был чрезмерным, слишком мстительным, воинственным и гордым. Она считала китайских и корейских женщин дохо 同胞 (того же лона), что и японки, хотя и не принадлежащих к той же расе, и уступающих в образовании, возможностях, [ 2 ] и «суеверная» культура, [ 3 ] а не интеллект или способности. [ 2 ] Ее взгляды также были описаны как поддерживающие евгенику . [ 3 ] Она считала себя умеренным реформатором, секчухой ( 折衷派 ) , и считала, что аспекты западной культуры следует выборочно перенимать для укрепления Японии. [ 2 ]
Симода Утако выступал против порабощения женщин и их абсолютного подчинения мужчинам; она призывала жен ругать своих мужей, если они вели себя несправедливо или недобросовестно, а также развивать самоуважение и достоинство. Она также сказала, что дочери имеют право выражать свое мнение по поводу брака по расчету. [ 2 ]
Она считала, что восточные культуры унижают женщин и ценят мужчин, а западные делают наоборот. Она была удивлена тем, насколько добры западные мужчины к своим женам, и, поскольку она объясняла многие различия в динамике брака практикой моногамии на Западе, она надеялась, что ее введение в Японии улучшит положение женщин. Она утверждала, что у женщин и мужчин разные сферы и способности. Она считала, что идеальная сфера для женщин — домашняя; они должны быть женами, матерями и хозяевами своего дома. Она выступала за то, чтобы они контролировали свои семейные финансы и занимались благотворительной социальной работой, но признала, что финансовая необходимость или благо страны могут потребовать, чтобы женщины работали вне дома, и в этом случае детские сады были ценными. Она также поддерживала женщин, занимающих профессиональные должности, например врача, журналиста или медсестры (она была поклонницей эпидемиолога Флоренс Найтингейл ). Она считала, что посвятить себя религии, государственной службе или искусству, в котором человек очень талантлив, является приемлемой альтернативой браку и причиной, по которой женщины остаются одинокими. [ 2 ]
Симода Утако считала, что женщины должны изучать мировые дела, географию и историю, но не должны заниматься политикой; она выступала против избирательного права женщин . [ 2 ] Она поощряла двуязычие и заставляла своих учеников изучать английский и японский языки. [ 3 ]
Она считала, что исторически высокий статус женщин в Японии был понижен из-за роста милитаризма после периода Хэйан и религиозных учений о неполноценности женщин. Она процитировала Аматэрасу , женщину-прародительницу императорского рода, и другие ранние японские истории как свидетельство высокого статуса японских женщин в прошлом. Она критиковала период правления воинов (который, по ее мнению, длился семь столетий, с позднего периода Хэйан , в 12 веке, до эпохи Мэйдзи , с 1868 по 1912 год). Она охарактеризовала это время как время, когда физическая сила стала иметь первостепенное значение, и, таким образом, статус женщин упал до такой степени, что они стали «мужскими рабами или материальным имуществом». Она видела свою роль в восстановлении исторически высокого статуса японских женщин и, таким образом, в подъеме японской цивилизации. [ 2 ]
Симода Утако указал на низкое уважение, с которым общество, возглавляемое воинами, относилось к экономическим навыкам и добродетелям, объясняя большее богатство западных стран культурным нежеланием японцев усердно работать и хорошо управлять деньгами. С другой стороны, она критиковала жителей Запада как жадных. Она читала лекции о преимуществах западного обычая карманных денег и учила, что экономика домашнего хозяйства является основой богатства нации. [ 2 ]
Она написала две биографии королевы Виктории; она считала, что успех Британской империи был вызван добродетелями Виктории. Симода Утако хвалил ее как мудрую жену, мать и монарха, описывая ее благотворительную деятельность и ее настойчивое требование, чтобы ее дети обучались ручному труду, ценности труда, а также сочувствию и пониманию бедных. [ 2 ]
Она раскритиковала традиционные японские буддийские учения о том, что женщины слишком грешны, чтобы их можно было спасти. Она раскритиковала конфуцианское учение о том, что женщины должны подчиняться своим отцам, мужьям и сыновьям, в то время как мужчины могут или должны развестись со своими женами при некоторых условиях. Симода Утако рассматривал христианство как смягчение жестокого и высокомерного характера жителей Запада, а посещение церкви как привитие морали; для японцев она выступала за приверженность религии, любой религии, которая не противоречила национальному устройству ( кокутай ) или верности императору Японии , а также использование воскресенья для развития добродетели (например, путем посещения могил или святилищ или посещения моральных ценностей). лекции). [ 2 ]
Симода Утако придавал большое значение физическому воспитанию, написав: «Поскольку законы биологии диктуют, что плохое здоровье сопровождается плохими моральными качествами и низким интеллектом, мне не придется лишний раз утверждать, что нам нужна большая реформа в этом вопросе». аспект ради будущего наших японских граждан». Она также считала физическое здоровье необходимым для колониальной империи. Хотя она считала, что и мужчины, и женщины в Японии менее здоровы, чем на Западе, она считала, что женщины живут в гораздо худшем положении, поскольку по обычаям они ограничены своим домом и ограничивают себя в одежде. Она успешно выступала за реформу одежды . Она также выступала против китайского связывания ног . [ 2 ] требуя, чтобы китайские ученики, посещающие ее школу, развязали ноги. [ 3 ]
Роль в хакама
[ редактировать ]Несмотря на ее влияние во многих интеллектуальных сферах, роль Симоды Утако в хакама часто упускается из виду. В результате быстрой вестернизации 1880-х годов ученицы стали носить западную одежду в качестве школьной одежды. [ 6 ] Но Утако Симода посчитала это непрактичным, а фигурные детали, такие как корсет, были вредными и ограничивающими. Аналогичным образом, если бы в школах приняли кимоно, это также стало бы слишком ограничительным и не позволило бы учащимся заниматься физическими упражнениями. [ 7 ] Симоде Утако предстояло решить проблему: студенткам нужна была униформа, которая отражала бы японские традиции, что-то, что отражало бы японскую идентичность, но в то же время воплощало бы практичность. Утако взяла за основу хакама, которую традиционно носят мужчины, и создала новую версию, вдохновленную униформой фрейлин. [ 8 ] Новые хакама быстро были приняты в элитных городских школах. [ 9 ] Широкие брюки стали образцом рациональной одежды для всех женщин. [ 10 ] Это усилило чувство серьезности у японских женщин в сфере образования в то время, когда участие женщин в учебе было весьма спорным. Хотя со временем брюки были сняты с производства, чтобы освободить место для меняющихся тенденций и нового дизайна униформы, студентки по-прежнему носят хакама по традиции на выпускных церемониях. [ 11 ]
Школы и организации
[ редактировать ]Симода Утако занимала руководящие должности во многих школах: [ 2 ]
- Школа китайских девочек Казоку Дзегакко (позже часть Гакусюин Гакусюин )
- Школа практических девочек Джиссен Джогакко (как основатель)
- Женская техническая школа Джоши Когей Гакко (как основатель)
- Школа для девочек Дзюнсин Джогакко Дзюншин
- Оми Джоши Джицуму Гакко Данхайская практическая школа для девочек
- Школа Мэйтоку Джогакко Мэйтоку для девочек
- Патриотическая вечерняя школа для девочек Айкоку Якан Дзегакко
Она также работала с группами гражданского общества:
- Патриотическая женская ассоциация Айкоку Фудзинкай (как основатель) [ 2 ]
- Чжоусинь Ше Цзосиньше, Шанхай, 1901 год (помогли найти) [ 2 ]
- Женский христианский союз трезвости [ 3 ]
Избранные публикации
[ редактировать ]- Истории образцовых девушек Японии ( Найкоку Сёдзё Кагами , 内国女典 ) (1901) [ 2 ]
- Истории образцовых девушек чужих земель ( Гайкоку Сёдзё Кагами , Обзор иностранных девушек ) (1902) [ 2 ]
- Хорошие жены и матери ( мудрые ) 1912 [ 2 ] [ 3 ]
- Практическое руководство по домашним делам: экономика гигиена и [ 3 ]
Избранные студенты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Утако Симода: часто задаваемые вопросы (на японском языке). Джиссенский женский университет . Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Расель, Масако Н. Диссертация (2011). В поисках своего места в мире: интеллектуалы Мэйдзи и японское построение бинарной системы Восток-Запад, 1868-1912 (Диссертация). Государственный университет Джорджии. Раздел начинается со страницы 106.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сузуки, Мамико (1 июня 2013 г.). «Программа Симоды по образованию японских и китайских женщин» . CLCWeb: Сравнительная литература и культура . 15 (2). дои : 10.7771/1481-4374.2212 .
- ^ «Школа Гакусюин» . www.gakushuin.ac.jp .
- ^ «Научно-исследовательский институт женщин Симода Утако | Женский образовательный институт Джиссена» . www.jissen.ac.jp .
- ^ https://scholar.harvard.edu/dhowell/publications/girl-horse-dung-hairdo [ только URL ]
- ^ https://scholarworks.gsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1025&context=history_diss [ только URL ]
- ^ https://scholarworks.gsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1025&context=history_diss [ только URL ]
- ^ https://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2212&context=clcweb [ только URL ]
- ^ https://scholar.harvard.edu/dhowell/publications/girl-horse-dung-hairdo [ только URL ]
- ^ https://www.es-kyoto.yumeyakata.com/single-post/20180126 [ только URL ]
- Путь дзюдо: портрет Дзигоро Кано и его учеников Джона Стивенса (Шамбала, 2013)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Японии Национальная парламентская библиотека хранит в своих цифровых коллекциях многие работы Утако Симоды.
- Симода Утако chosakusū shiryōhen [Собрание сочинений Симоды Утако], Итагаки Хироко изд. (содержит большую часть ее статей в журналах)