Христианское паломничество
Часть серии о |
христианство |
---|
Христианство имеет сильную традицию паломничества как к местам, имеющим отношение к повествованию Нового Завета (особенно в Святой Земле ), так и к местам, связанным с более поздними святыми или чудесами .
История
[ редактировать ]Христианские паломничества впервые совершались к местам, связанным с , жизнью, распятием и воскресением Иисуса рождением . Помимо раннего примера Оригена в третьем веке, сохранившиеся описания христианских паломничеств в Святую Землю датируются IV веком, когда паломничество поощрялось отцами церкви, включая Святого Иеронима , и было основано Святой Еленой , матерью Константина Великого. . [ нужна ссылка ]
Цель христианского паломничества была сформулирована Папой Бенедиктом XVI следующим образом:
Совершить паломничество – это не просто посетить место, чтобы полюбоваться его сокровищами природы, искусства или истории. Совершить паломничество на самом деле означает выйти за пределы самих себя, чтобы встретиться с Богом там, где Он открыл Себя, где Его благодать сияла особым великолепием и принесла богатые плоды обращения и святости среди верующих. Прежде всего, христиане совершают паломничество на Святую Землю, к местам, связанным со Страстями Господними, смертью и воскресением. Они едут в Рим, город мученичества Петра и Павла, а также в Компостелу, которая, связанная с памятью святого Иакова, принимает паломников со всего мира, желающих укрепить свой дух апостольским свидетельством веры и любовь. [1]
Паломничества совершаются в Рим и другие места, связанные с апостолами , святыми и христианскими мучениками , а также в места, где были явления Девы Марии . Популярное паломническое путешествие проходит по Пути Святого Иакова к собору Сантьяго-де-Компостела в Галисии , Испания, где святыня апостола Иакова находится . Также каждые семь лет проводится объединенное паломничество в три близлежащих города Маастрихт , Аахен и Корнелимюнстер , где можно увидеть множество важных реликвий (см.: Паломничество реликвий, Маастрихт ).
Мотивы паломников
[ редактировать ]Мотивы, которые привлекают сегодняшних посетителей к христианским святыням, могут быть смешанными: религиозные, духовные в целом, культурные интересы и т. д. Как показывают недавние исследования, это разнообразие стало важным фактором в управлении и пастырской заботе о христианском паломничестве. о международных святилищах и часто посещаемых церквях. [2]
Направления
[ редактировать ]Святая Земля
[ редактировать ]Первые паломничества были совершены к местам, связанным с Иисусом . Помимо раннего примера Оригена , который «в поисках следов Иисуса, учеников и пророков», [3] уже найденный местный народ побудил показать ему фактическое местонахождение Гадаринской свиньи в середине III века, сохранившиеся описания христианских паломничеств в Святую Землю и Иерусалим датируются IV веком . анонимного бордоского паломника Itinerarium Burdigalense («Маршрут Бордо») представляет собой старейший сохранившийся отчет о христианском паломничестве в Иерусалим и ведет хронику его посещения в 333–334 годах. [4]
Традиция паломничества была основана Еленой , матерью Константина Великого , и поощрялась отцами церкви, такими как святой Иероним . Стали также совершаться паломничества в Рим и другие места, связанные с апостолами , святыми и христианскими мучениками , а также в места, где были явления Девы Марии . Паломничество в Рим стало обычным местом назначения для паломников со всего западного христианства в средневековый период, и важные места были перечислены в путеводителях, таких как Mirabilia Urbis Romae XII века .
В VII веке Святая Земля попала под мусульманские завоевания . [5] и поскольку паломничество в Святую Землю теперь стало более трудным для европейских христиан, основные места паломничества возникли в Западной Европе, особенно в Сантьяго-де-Компостела в 9 веке, хотя такие путешественники, как Бернард Пилигрим, продолжали путешествовать в Святую Землю.
Политические отношения между мусульманскими халифатами и христианскими королевствами Европы оставались в состоянии приостановленного перемирия, что позволяло христианским паломничествам на земли, контролируемые мусульманами, продолжаться, по крайней мере, периодически; например, фатимидский халиф аль-Хаким би-Амр Аллах приказал разрушить Храм Гроба Господня только для того, чтобы его преемник позволил Византийской империи восстановить ее. [6]
Турки-сельджуки систематически нарушали маршруты христианского паломничества, что стало одним из главных фактороввызвав крестовые походы позже в 11 веке. [ нужна ссылка ]
Крестовые походы поначалу имели успех, государства крестоносцев , особенно Иерусалимское королевство Палестина была вновь завоевана мусульманами Айюбидами. , гарантировали безопасный доступ на Святую Землю христианским паломникам в 12 веке, но к концу 13 века .
Во времена Османской империи путешествия по Палестине снова были ограничены и опасны. Можно сказать, что современные паломничества в Святую Землю получили ранний импульс от ученого Эрнеста Ренана , чьи двадцать четыре дня в Палестине, описанные в его « Жизни Иисуса» (опубликовано в 1863 году), на каждом шагу находили отклик в Новом Завете.
Европа
[ редактировать ]Сантьяго-де-Компостела, Испания
[ редактировать ]Согласно христианской традиции, в какой-то момент между 818 и 842 годами во время правления Альфонсо II Астурийского епископ Теодемар Ирийский (ум. 847) нашел останки святого Иакова Великого . [7] Вокруг места находки возникло новое поселение и центр паломничества, известный автору Усуарду в 865 г. [8] а к 10 веку назывался Компостелла . Путь Святого Иакова стал основным маршрутом паломничества средневекового христианства , начиная с 10 века.
Папа Александр VI официально объявил Путь Сантьяго одним из «трех великих паломничеств христианского мира» наряду с Иерусалимом и Виа Франчигена в Рим. В 12 веке по инициативе епископа Диего Гельмиреса Компостела стала архиепископством, привлекающим большое и многонациональное население. Папа Бенедикт XVI сказал: «Это путь, наполненный множеством проявлений рвения, покаяния, гостеприимства, искусства и культуры, которые красноречиво говорят нам о духовных корнях Старого континента». [9] Многие до сих пор следуют его маршрутам как форме духовного пути или уединения для своего духовного роста. Он также популярен среди туристов, велосипедистов и организованных туристических групп.
В 1987 году Камино , охватывающий несколько маршрутов в Испании, Франции и Португалии, был объявлен первым Культурным маршрутом Совета Европы . С 2013 года Путь ежегодно привлекает более 200 000 паломников, при этом ежегодный прирост составляет более 10 процентов. Паломники приходят в основном пешком и часто из близлежащих городов, и им требуется несколько дней ходьбы, чтобы добраться до Сантьяго. Французский путь собирает две трети пешеходов, но популярность других второстепенных маршрутов растет. Французский путь и северные маршруты в Испании были внесены в ЮНЕСКО Список всемирного наследия , за ними последовали маршруты во Франции в 1998 году из-за их исторического значения для христианства как главного маршрута паломничества и их свидетельства обмена идеями и культурами между странами. маршруты. [10] [11]
Рим
[ редактировать ]Рим был крупным местом христианского паломничества со времен средневековья. Паломничество в Рим может включать посещение большого количества мест, как в Ватикане, так и на территории Италии. Популярной точкой остановки является лестница Пилата : согласно христианской традиции, это ступеньки, ведущие к претории Понтия Пилата в Иерусалиме , на которой Иисус Христос стоял во время своих Страстей на пути к суду. [12] Считается, что лестница была привезена в Рим Святой Еленой в IV веке. На протяжении веков Скала Санта привлекала христианских паломников, желающих почтить Страсти Иисуса.
Несколько катакомб, построенных в римскую эпоху, также являются объектом паломничества, где христиане молились, хоронили своих умерших и совершали богослужения в периоды гонений. И различные национальные церкви (среди них Сан-Луиджи-деи-Францеси и Санта-Мария-дель-Анима ) или церкви, связанные с отдельными религиозными орденами, такие как иезуитская церковь Джезу и Сант-Игнацио .
Традиционно паломники в Риме посещают семь паломнических церквей ( итальянский : Le sette chiese ) за 24 часа. Этот обычай, обязательный для каждого паломника в средние века, был закреплен в XVI веке святым Филиппом Нери . Семь церквей — это четыре основные базилики ( Св. Петра в Ватикане , Св. Павел вне стен , Св. Иоанна в Латеране и Санта-Мария-Маджоре ), а остальные три — Сан-Лоренцо-фуори-ле-мура (палеохристианская базилика), Санта-Кроче в Джерусалемме. (церковь, основанная Еленой , матерью Константина, в которой хранятся фрагменты дерева, приписываемые святому кресту) и Сан-Себастьяно-фуори-ле-мура (который лежит на Аппиевой дороге и построен над римскими катакомбами ). [ нужна ссылка ]
Паломничество
[ редактировать ]Ромерия на короткие расстояния , ( испанский ) или Ромария ( португальский ) — это тип ежегодного римско-католического религиозного паломничества практикуемого на Пиренейском полуострове и в странах, ранее колонизированных Испанией и Португалией . Термин происходит от romero / romeiro , что означает человека, едущего в Рим. [ нужна ссылка ] . Путешествие может совершаться на автомобилях, плотах, верхом или пешком, а его пунктом назначения является святилище или скит, посвященный религиозному деятелю, почитаемому на празднике этого дня. Помимо посещения религиозных служб и шествий , паломники также могут участвовать в общественных мероприятиях, таких как пение, пиршества и танцы.
Одним из самых известных примеров паломничества является паломничество Нуэстра-Сеньора-дель-Росио , во время которого верующие направляются в Святилище Девы дель Росио в деревне Росио, в Альмонте , Уэльва . Ромерия Сант-Джон-де-Маунтин , отмечаемая в Миранде-де-Эбро , является второй по значимости ромерией в Испании после Эль-Росио, насчитывающей более 25 000 ромеро .
Еще одним из наиболее показательных примеров является Ромерия-де-ла-Вирхен-де-ла-Кабеса ( Андухар , Хаэн ), которая считается старейшим паломничеством Испании и состоит из перемещения путешественников, приезжающих со всей страны к Святилищу Вирхен-де-ла-Кабеса, через 33 км от Андухара, в самом сердце природного парка Сьерра-де-Андухар. Этот праздник проводится в последнее воскресенье апреля и считается национальным туристическим интересом.
Ромерия де ла Девы Наваонды , отмечаемая весной в мадриленском муниципалитете Робледо де Чавела , является представителем этой традиции.
На Канарские острова также совершаются паломничества. Примером является Ла Ромерия де Сантьяго Апостол в Гальдаре .Вместо того, чтобы сосредотачиваться на Иисусе, платформы обычно прославляют Деву Марию с помощью изображений и статуй.
Лурд, Франция
[ редактировать ]По мнению верующих, Пресвятая Дева Мария являлась святой Бернадетте Субиру в общей сложности восемнадцать раз в Лурде (Лорда на ее местном окситанском языке). В результате Лурд стал основным местом римско-католического паломничества и чудесных исцелений . [13] Сегодня Лурд каждый сезон принимает до 5 000 000 туристов . по количеству отелей на квадратный километр Имея около 270 отелей, Лурд занимает второе место во Франции после Парижа . [14] некоторые из роскошных отелей, таких как Grand Hotel Moderne Здесь расположены , Hotel Grand de la Grotte, Hotel Saint Etienne, Hotel Majestic и Hotel Roissy.
Маастрихт-Аахен-Корнелимюнстер, Германия и Нидерланды
[ редактировать ]Совместные семилетние паломничества в голландско-немецкие города Маастрихт , Ахен и Корнелимюнстер проводились, по крайней мере, с 14 века. Немецкое Heiligtumsfahrt слово означает «путешествие к святым мощам». Во всех трех местах можно было увидеть важные реликвии: в Маастрихте мощи Животворящего Креста , пояс Марии, рука Святого Фомы и различные мощи Святого Серватия ; в Аахене пеленки и набедренная повязка Иисуса, платье Марии, ткань для обезглавливания Иоанна Крестителя и останки Карла Великого ; а в Корнелимюнстере — набедренная повязка, судариум и плащаница Иисуса, а также череп Папы Корнелия . В Маастрихте были показаны некоторые реликвии из карликовой галереи церкви Св. Серватия паломникам, собравшимся на площади, ; в Аахене то же самое было сделано из специально построенной башенной галереи между куполом и западной башней Ахенского собора . Популярность паломничества Маастрихт-Аахен-Корнелимюнстер достигла своего апогея в 15 веке, когда в середине июля эти города посетили до 140 000 паломников. [15] После перерыва около 150 лет паломничество возобновилось в XIX веке. Паломничества в Аахене и Корнелимюнстере все еще синхронизированы, но паломничество в Маастрихт состоится на 3 года раньше. В 2011 году паломничество в Маастрихт посетило около 175 000 человек; [16] В 2014 году Аахен посетило около 125 000 паломников. [17]
Фатима, Португалия
[ редактировать ]Явления Марии также являются причиной миллионов туристов по всему миру. [18]
Кентербери, Англия
[ редактировать ]После убийства архиепископа Томаса Бекета в соборе в 1170 году Кентербери стал одним из самых известных городов Европы, поскольку посетить его святыню приезжали паломники со всех концов христианского мира. [19] Это паломничество легло в основу сборника рассказов Джеффри Чосера XIV века « Кентерберийские рассказы» . [20] Кентерберийский замок был захвачен французским принцем Людовиком во время его вторжения в Англию в 1215 году, прежде чем смерть Джона заставила его английских сторонников оставить его дело и поддержать молодого Генриха III . [21]
Во время роспуска монастырей городской монастырь , женский монастырь и три монастыря были закрыты. Аббатство Святого Августина, 14-е по величине в Англии в то время, было передано короне, а его церковь и монастырь были снесены с землей. Остальная часть аббатства была разобрана в течение следующих 15 лет, хотя часть территории была преобразована во дворец. [22] Святыня Томаса Беккета в соборе была снесена, а все золото, серебро и драгоценности были перевезены в Лондонский Тауэр , а изображения, имя и праздники Беккета были стерты по всему королевству, что положило конец паломничествам.
Латинская Америка
[ редактировать ]В Латинской Америке есть ряд мест паломничества, которые изучались антропологами, историками и религиоведами. [23] [24] В Мезоамерике некоторые из них появились еще до прибытия европейцев и впоследствии были преобразованы в места христианского паломничества. [25]
Апаресида, Бразилия
[ редактировать ]Богоматерь — покровительница Бразилии . Апаресида Почитаемая в католической церкви Богоматерь Апаресида представлена небольшим терракотовым изображением Богоматери Непорочного Зачатия . Исторические источники утверждают, что статую первоначально нашли три рыбака, которые чудесным образом поймали много рыбы после призыва Пресвятой Девы Марии. Статуя в настоящее время находится в базилике Богоматери Апаресиды , расположенной в городе Апаресида, Сан-Паулу . Ежегодно базилика принимает более 12 миллионов верующих и паломников. [26]
Обычно используются шесть основных маршрутов. [27] Самый большой из них, «Путь веры», [28] состоит примерно из 970 км, из которых около 500 км пересекают горы Мантикейра по грунтовым дорогам, тропам, лесам и асфальту, обеспечивая моменты размышлений и веры, физического и психологического здоровья и интеграции человека с природой.
Гуадалупе, Мексика
[ редактировать ]Холм Тепейак, на котором сейчас находится базилика Богоматери Гваделупской , недалеко от Мехико , считается местом явления Девы Гваделупской . [29]
Богоматерь Сапопанская, Мексика
[ редактировать ]В Мексике паломники идут к Богоматери Сапопанской , которая считается третьим по значимости странствием в стране после путешествия Девы Гваделупской и Девы Сан-Хуан-де-лос-Лагос. Паломничество Богородицы Сапопанской состоит из маршрута длиной 8 км, от собора Гвадалахары до базилики Богоматери Сапопанской . Его совершают каждый 12 октября, и фигуру Богородицы ходят в сопровождении более 3 000 000 человек.
Эль-Кинче, Эквадор
[ редактировать ]Паломничество , расположенное в 28 км к востоку от столицы Кито , проводится каждый 21 ноября в полночь. Более 800 000 паломников спускаются по крутому склону высотой 780 метров над рекой Гуайлабамба и снова поднимаются в гору к Храму Богоматери Сретения Эль-Кинче, расположенному на высоте 2680 метров над уровнем моря, и прибывают в 6 часов утра. [30] Папа Франциск посетил Эль-Кинче 8 июля 2015 года и поговорил с римско-католическим духовенством. [31]
Эль-Сисне, Эквадор
[ редактировать ]Эль-Сисне — город в южном регионе Эквадора . [32] Представители города в 1594 году обратились к скульптору Диего де Роблесу. [ является ] построить статую Девы Эль-Сисне [ является ] который он вырезал из древесины кедра. Каждый год 17 августа тысячи паломников собираются в Эль-Сисне, чтобы нести статую примерно на 74 км (46 миль) в процессии к собору Лохи , где 8 сентября она станет центром большого фестиваля, а затем состоится еще одна процессия. происходит, чтобы вернуть его в Эль-Сисне. [33]
Звезды, Перу
[ редактировать ]По мнению католической церкви, фестиваль проводится в честь лорда Квиллурити ( кечуа : Тайтача Квиллурити , испанский : сеньор де Квиллурити ) и возник в конце 18 века. Молодой местный пастух Мариано Майта подружился с мальчиком -метисом по имени Мануэль на горе Кулкипунку . Благодаря Мануэлю стадо Мариано процветало, поэтому отец отправил его в Куско купить для Мануэля новую рубашку. Мариано не смог найти ничего подобного, потому что такая ткань продавалась только архиепископу. [34] Узнав об этом, епископ Куско послал группу для расследования. Когда Мануила попытались схватить, он превратился в куст, на котором свисало изображение распятого Христа. Подумав, что партия архиепископа причинила вред его другу, Мариано скончался на месте. Он был похоронен под скалой, которая стала местом паломничества, известным как Владыка Квиллурити, или «Владыка Звездного (Блестящего) Снега». На этом валуне было нарисовано изображение Христа.
Фестиваль Квиллурити привлекает тысячи коренных жителей из близлежащих регионов, состоящих из групп паукартамбо ( говорящих на языке кечуа ) из сельскохозяйственных регионов к северо-западу от храма и киспиканчи ( говорящих на языке аймара ) из пасторальных (пастухов) регионов до юго-восток, недалеко от Боливии. Обе половины совершают ежегодное паломничество на праздник, привозя с собой большие труппы танцоров и музыкантов. Среди участников все чаще становятся перуанцы среднего класса и иностранные туристы.
Кульминационное событие для коренного нехристианского населения происходит после повторного появления Кулки в ночном небе; это восход солнца после полнолуния. Десятки тысяч людей преклоняют колени, чтобы поприветствовать первые лучи света, когда солнце поднимается над горизонтом. До 2017 года главное мероприятие для Церкви проводили укуку, поднявшиеся по ледникам Кулкипунку на высоте 5522 м над уровнем моря . Но из-за близкого исчезновения ледника есть опасения, что лед больше не будет уноситься вниз. [35] Укуку считаются единственными, кто способен справиться с проклятыми душами, населяющими снежные поля. [36] Паломничество и связанный с ним фестиваль были внесены в 2011 году в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .
Копакабана, Боливия
[ редактировать ]До 1534 года Копакабана была форпостом оккупации инков среди десятков других мест Боливии . Инки считали его ключом к очень древнему храму и оракулу на острове Титикака , который они сделали местом поклонения. В 1582 году внук правителя инков Манко Капак , пораженный видом статуй Пресвятой Богородицы , которые он видел в некоторых церквях Ла-Паса , попытался сделать одну из них сам, и после многих неудач ему удалось создать одну из превосходного качества, поместив его в Копакабане как статую защитницы сообщества.
Во время Великого восстания коренных народов 1781 года , когда сама церковь была осквернена, «Камарин», как называется часовня, осталась нетронутой. Копакабана часто является местом проведения шумных праздников коренных народов. Уринсайи согласились с созданием братства Девы Марии, но не приняли резьбу Франсиско Тито и решили продать ее. В Ла-Пасе изображение дошло до священника Копакабаны, который решил принести изображение людям. 2 февраля 1583 года сюда был перенесен образ Богородицы. С тех пор череда чудес [37] приписываемый иконе, сделал ее одной из старейших святынь Марии в Америке. 2 февраля и 6 августа церковные праздники отмечаются танцами коренных народов.
Коста-Рика
[ редактировать ]В Коста-Рике принято совершать паломничество в Картаго 2 августа, чтобы попросить и поблагодарить Деву Лос-Анхелес (Леди Ангелов), прозванную Негритой из-за темно-зеленого цвета изображающей ее статуи. ; статуя, расположенная внутри базилики Богоматери Ангелов . Люди со всей страны и даже из других стран Центральной Америки участвуют пешком или верхом на лошадях. В 2009 году из-за риска распространения AH1N1 ее официально отменили, но вместо этого статую отвезли на экскурсию по городам.
См. также
[ редактировать ]- Общество текстов палестинских паломников
- HCPT – Паломнический фонд
- Список мест христианского паломничества
- Список паломнических церквей
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ральф ван Бюрен , Лоренцо Кантони и Сильвия Де Асканис (ред.), Специальный выпуск «Туризм, религиозная идентичность и культурное наследие» , в «Церковь, коммуникация и культура 3» (2018), стр. 195–418.
- Крамрин, Н. Росс и Э. Алан Моринис, Паломничество в Латинской Америке , Вестпорт, Коннектикут, 1991 г.
- Кристиан, Уильям А., Местная религия в Испании шестнадцатого века , Принстон, 1989 г.
- Браун, Питер, Культ святых: его возникновение и функции в латинском христианстве , Чикаго, 1981 г.
- Тернер, Виктор и Эдит Тернер. Образ и паломничество в христианской культуре: антропологические перспективы , Нью-Йорк, 1978.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Апостольское путешествие в Сантьяго-де-Компостела и Барселону: Посещение собора Сантьяго-де-Компостела (6 ноября 2010 г.) | БЕНЕДИКТ XVI» .
- ^ Ральф ван Бюрен , Художественное наследие христианства. Продвижение и получение идентичности . Редакция первого раздела специального выпуска « Туризм, религиозная идентичность и культурное наследие» , в «Церковь, коммуникация и культура 3» (2018), стр. 195–196.
- ^ Цитируется по Робин Лейн Фокс , Несанкционированная версия , 1992:235.
- ^ Общий контекст раннехристианского паломничества предоставлен Э.Д. Хантом, « Паломничество по Святой Земле в Поздней Римской империи, 312–460 гг. Н.э., 1982 г.».
- ^ Уикхемское наследие Рима с. 280
- ^ Прингл «Архитектура на Латинском Востоке» Оксфордская история крестовых походов с. 157
- ^ Флетчер, РА (1984). Катапульта Святого Иакова: жизнь и времена Диего Гельмиреса из Сантьяго-де-Компостела . Оксфорд [Оксфордшир]: Clarendon Press. ISBN 978-0-19-822581-2 .
- ^ Флетчер, РА (1984). Катапульта Святого Иакова: жизнь и времена Диего Гельмиреса из Сантьяго-де-Компостела . Оксфорд [Оксфордшир]: Clarendon Press. п. 56. ИСБН 978-0-19-822581-2 .
- ^ «Послание архиепископу Сантьяго-де-Компостела (Испания) по случаю открытия Священного года Компостела 2010 (19 декабря 2009 г.) | БЕНЕДИКТ XVI» . www.vatican.va . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ «Маршруты Сантьяго-де-Компостела: Путь Франсес и маршруты Северной Испании» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ «Маршруты Сантьяго-де-Компостела во Франции» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ↑ Шаги, по которым Иисус шел к суду, восстановленному в славе , Daily Telegraph , Малкольм Мур, 14 июня 2007 г.
- ^ «Rosarium Virginis Mariae на Святейшем Розарии (16 октября 2002 г.) – Иоанн Павел II» . w2.vatican.va .
- ^ «Лурдес - Словарь скептика» . Skepdic.com . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ А. М. Колдевей (1990): «Паломничества». В: Т.Дж. ван Ренш, А. М. Колдевей, Р. М. де ла Хэй, М. Л. де Крик (1990): Небесные походы. Братства в Маастрихте 1400–1850 гг ., стр. 107–113. Площадь Маастрихта №16. Stichting Историческая серия Маастрихт, Маастрихт. ISBN 90-70356-55-4 .
- ^ «Маастрихт, Х. Серваас (Серватиус)» на сайте meertens.knaw.nl
- ^ «В Аахен прибыло больше паломников, чем ожидалось» , в: Die Welt, 30 июня 2014 г.
- ^ «Популярные католические святыни» . Проверено 8 сентября 2016 г.
- ^ «Описательная запись в справочнике Кентербери» . Видение Британии . Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ «Кентерберийские рассказы Джеффри Чосера» . Британская библиотека . Архивировано из оригинала 3 февраля 2016 года . Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ Годфри-Фоссет 1878 , с. 29.
- ^ Лайл 2002 , стр. 97–100.
- ^ Н. Росс Крамрин и Э. Алан Моринис, Паломничество в Латинской Америке . Вестпорт, Коннектикут, 1991 год.
- ^ Томас С. Бремер, «Паломничество», в Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур , Дэвид Карраско, изд. Том. 3, стр. 1–3. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001.
- ^ Джордж А. Кублер. «Доколумбовые паломничества в Мезоамерику», Четвертый круглый стол в Паленке , под редакцией Элизабет П. Бенсон, 313–16. Сан-Франциско, 1985 год.
- ^ «В 2018 году базилика в Апаресиде приняла более 12,6 миллиона верующих» . g1.globo.com . 2 января 2019 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Пути преданности» . www.a12.com . Проверено 1 сентября 2021 г. [ название отсутствует ]
- ^ «Путь веры» . caminodafe.com.br . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Стаффорд Пул . Богоматерь Гваделупская: истоки и источники мексиканского национального символа, 1531–1797 гг . Тусон: Издательство Университета Аризоны, 1995.
- ^ «Папа встречается с духовенством в храме Эль-Кинче и прощается с Эквадором», Gaudium Press , http://en.gaudiumpress.org/content/71388-The-Pope-meets-clergy-in-the-shrine- of-El-Quinche-and-прощается с Эквадором , по состоянию на 3 июня 2017 г.
- ^ «Папа встречается с духовенством в храме Эль-Кинче и прощается с Эквадором | Gaudiumpress English Edition» . ru.gaudiumpress.org . 10 июля 2015 года . Проверено 3 июня 2017 г.
- ^ «Официальный сайт Национального храма Богоматери Эль-Сисне» . Архивировано из оригинала 25 августа 2018 года . Проверено 21 декабря 2008 г.
- ^ «Эль Сисне» .
- ^ Крис Э. Лейн, «Обзор: Кэролайн Дин, Тела инков и Тело Христа: Корпус Кристи в колониальном Куско, Перу » , «Этноистория » , том 48, номер 3, лето 2001 г., стр. 544–546; по состоянию на 22 декабря 2016 г.
- ^ Саллнов, Паломники Анд , с. 226.
- ^ Рэндалл, «Квиллурити», с. 44.
- ^ Маккарл, Клейтон. «Скульптор из числа коренных народов на испанской сцене: переписывание Кальдероном Тито Юпанки в «Авроре в Копакабане » . cuny.edu. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 11 августа 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Годфри-Фоссет, Томас Годфри (1878), , в Бейнсе, TS (редактор), Британская энциклопедия , том. 5 (9-е изд.), Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, стр. 28–30.
- Лайл, Марджори (2002), Кентербери: 2000 лет истории , Tempus, ISBN 978-0-7524-1948-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- База данных святынь и паломничества в Нидерландах
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Паломничество Эль Росио - Хда. из Лас Америкас де Нстра. г-жа дель Росио