Список евреев-караимов
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Этот список евреев-караимов состоит из известных личностей, связанных с караимским иудаизмом . В него входят не только те люди, которые явно принадлежали к караимской общине, но и те евреи, которые придерживались караимских или протокараимских взглядов. Связь каждого человека с караимским иудаизмом должна быть объяснена в записи этого человека.
Протокараимский период (до 700 г. н.э.)
[ редактировать ]Ранний караимский период - VIII–IX вв. (700–899 гг. Н. Э.).
[ редактировать ]- Анан бен Давид , основатель Аннанитов, которые позже были поглощены караизмом.
- Бенджамин ан-Нахаванди , которого некоторые считают настоящим создателем караизма, дошедшего до нас на протяжении веков.
- Абу Имран Муса аз-Зафарани ат-Тифлиси, основатель караимской секты тифлиситов в 9 веке.
Золотой век - 10–12 века (900–1199 гг. Н. Э.).
[ редактировать ]- Аарон бен Моше бен Ашер (умер около 960 г. н.э.), усовершенствователь тиверийской письменности , считается создателем наиболее точной версии масоретского текста.
- Даниэль аль-Кумиси , караитский учёный, полемист, протосионист и составитель юридического кодекса Сефер ха-Мицвот
- Хасун бен Машиах , учёный, процветавший в Египте (или Вавилонии) в первой половине десятого века.
- Яаков Киркисани, он же аль-Киркисани, догматик, писатель и экзегет начала X века.
- Иегуда Хадаси , учёный, философ и грамматик XII века из Константинополя.
- Соломон бен Иерохам , экзегет и полемист
- Йефет бен Али , вавилонский комментатор Библии.
Средний период — 13–17 века (1200–1699 гг. Н. Э.).
[ редактировать ]- Аарон бен Илия из Никомидии (1328/9–1369), возможно, самый выдающийся караитский богослов, считался караитским эквивалентом своего современника-раввина Маймонида.
- Илия Башьязи (1420–1490), Хахам, систематизировавший караимские законы.
- Калеб Афендополо (1430–1499), Хахам и полиистор .
- Моисей бен Илия Башьязи (1537–1555) написал много караимских книг.
- Йишак б. Авраам из Троки , литовский караитский философ и писатель XVI века, написавший важную апологию или защиту иудаизма по отношению к христианству под названием «Хиззук Эмуна» («Укрепление веры»).
Эпоха раннего Нового времени - 18–19 вв. (1700–1947 гг. Н. Э.).
[ редактировать ]- Мордехай Султанский (1772–1862), выдающийся ученый, писавший об ангелологии и происхождении евреев-караимов.
- Абрам Самойлович Безикович (1891–1970), русско -английский математик.
- Адольф Иоффе (1883–1927), русский коммунист, революционер , большевистский политик, советский дипломат.
- Авраам Фиркович , известный лидер крымских караимов , очень крупный коллекционер рукописей, археолог-любитель.
- Шломо бен Афеда Ха-Коэн (1826–1893), считается последним мудрецом константинопольских караимов.
- Соломон Крым (1864–1936), депутат Российской Думы.
- Самуил Майкапар (1867–1938), советский композитор.
- Серая Шапшал (1873–1961), хахам литовской караимской общины.
- Сима Бабович (1790–1855), хахам крымских караимов.
Текущая современная эпоха - 20–21 века (1948 г. – настоящее время).
[ редактировать ]- Мордехай Альфандари (1929–1999), Хахам, известный как реставратор караизма; в 1956-1958 годах издавал караимский бюллетень на иврите под названием «Ха'Ор» («Свет»); он также является автором исследований на сайте «Свет Израиля» .
- Мелех бен Яаков , Хахам из Всемирного Альянса Караимов и поддерживает веб-сайт Karaite Insights .
- Моше бен Йосеф Фирруз , бывший вождь Хахам и вице-канцлер Караимского еврейского университета, поддерживает веб-сайт « Универсальный караимский иудаизм».
- Авраам Кефели , житель Ашдода , Израиль.
- Моше Марзук (1926–1955), египетский еврей-караим, повешенный Египтом за участие в израильской операции «Сюзанна», также называемой « Дело Лавона».
- Джо Песса , руководитель общины Бнай Исраэль в Дейли-Сити, Калифорния
- Авраам Канай (1946–2021), Хахам из караимской общины «Орах Саддиким» в Олбани, Нью-Йорк.
- Меир Рехави , Хахам и соучредитель Всемирного караимского движения , занимает должность ректора Караимского еврейского университета.