Папа Иоанна


Папа Иоанна ( Ioannes Anglicus , 855–857) была, согласно легенде, женщиной, которая правила папой в течение двух лет. [1] во времена средневековья . Ее история впервые появилась в летописях в 13 веке и впоследствии распространилась по всей Европе. В эту историю широко верили на протяжении веков, но большинство современных ученых считают ее вымышленной. [2] [3] [4]
В большинстве версий ее истории она описывается как талантливая и образованная женщина, которая переодевалась в мужчину, часто по велению любовника. Согласно наиболее распространенным сведениям, благодаря своим способностям она поднялась по церковной иерархии и в конечном итоге была избрана Папой. Ее пол был раскрыт, когда она родила во время процессии и вскоре умерла либо в результате убийства, либо по естественным причинам. В отчетах говорится, что более поздние церковные процессии избегали этого места и что Ватикан исключил женщину-папу из своих официальных списков и разработал ритуал, гарантирующий, что будущие папы будут мужчинами. [5] [6] В 16 веке в Сиенском соборе среди других понтификов был установлен бюст Жанны; это было удалено после протестов в 1600 году. [7]
Хроника Жана де Майи , написанная около 1250 года, содержит первое упоминание о неназванной женщине-папе и вдохновила на создание еще нескольких отчетов в течение следующих нескольких лет. Самая популярная и влиятельная версия - это версия, вставленная в Мартина Опавского « Chronicon Pontificum et Imperatorum» позже, в 13 веке. Мартин представил подробности о том, что при рождении женщину-папу звали Иоанн Англикус из Майнца , что она правила в 9 веке и что она вошла в церковь, чтобы следовать за своим возлюбленным. [8] Существование Папы Иоанна было использовано в защиту Вальтера Брюта на суде 1391 года. [9] Легенда считалась правдивой до 16 века, когда широкомасштабные дебаты среди католических и протестантских писателей поставили ее под сомнение: различные писатели отметили невероятно долгий разрыв между предполагаемой жизнью Жанны и ее первым появлением в текстах. [10] [11] Протестантский ученый Дэвид Блондель в конечном итоге продемонстрировал невозможность этой истории. [12] [13] Папа Иоанна сейчас широко считается вымышленной, хотя легенда остается влиятельной в культурных изображениях. [14] [15]
Легенды
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о женщине-папе появляется в , доминиканца Жана де Майи хронике Меца , Chronica Universalis Mettensis , написанной в начале 13 века. В его рассказе имя папы-женщины не упоминается, а события происходят в 1099 году. По словам Жана:
Что касается некоего Папы или, скорее, Папы-женщины, которая не внесена в список Пап или Епископов Рима, потому что она была женщиной, которая переоделась мужчиной и стала по своему характеру и талантам секретарем курии, а затем Кардинал и, наконец, Папа. Однажды, садясь на лошадь, она родила ребенка. Тотчас по римскому правосудию ее привязали за ноги к конскому хвосту, тащили и забивали камнями люди полмили, и, где она умерла, там ее и похоронили, и на том месте написано: «Petre, Pater Patrum , Papisse Prodito Partum» («О Петр, Отец отцов, предай деторождение женщины-Папы»). Тогда же впервые был установлен четырехдневный пост, названный «постом женщины-Папы». [16]
- Жан де Майи, Chronica Universalis Mettensis
Историю Жана де Майи подхватил его коллега-доминиканец Стефан Бурбонский , который адаптировал ее для своей работы над семью дарами Святого Духа . Однако наибольшую известность легенда приобрела, когда она появилась в третьей редакции (отредактированной редакции) » Мартина Опавского « Chronicon Pontificum et Imperatorum позже, в 13 веке. Эта версия, которая, возможно, принадлежала самому Мартину, является первой, в которой фигуре присвоено имя, указывающее на то, что она была известна как Иоанн Англикус или Иоанн Майнцский. Это также меняет дату с 11-го на 9-й век, указывая на то, что Жанна правила между Львом IV и Бенедиктом III в 850-х годах. По данным « Хроникона» :
Иоанн Англикус, родившийся в Майнце , был Папой два года, семь месяцев и четыре дня, и умер в Риме, после чего на папском посту оставалась вакансия сроком на один месяц. Утверждают, что этот Иоанн был женщиной, которую в детстве привел в Афины, одетую в мужскую одежду, некий ее любовник. Там она овладела различными отраслями знаний, пока ей не стало равных, а затем в Риме она преподавала гуманитарные науки и имела великих мастеров среди своих учеников и слушателей. В городе возникло высокое мнение о ее жизни и учебе; и она была избрана Папой. Однако во время Поупа она забеременела от своего спутника. Из-за незнания точного времени, когда ожидалось рождение ребенка, она родила ребенка во время процессии от собора Святого Петра до Латеранского собора , в переулке, когда-то называвшемся Via Sacra (священный путь), но теперь известном как «улица избегания». между Колизеем и церковью Святого Климента . Говорят, что после ее смерти ее похоронили в том же месте. Лорд Папа всегда сворачивает с улицы, и многие полагают, что это делается из-за отвращения к этому событию. Она также не включена в список Святых Понтификов как из-за ее женского пола, так и из-за гнусности дела.
- Мартин Опавский, Chronicon Pontificum et Imperatorum
Одна из версий « Хроникона» описывает альтернативную судьбу женщины-папы: она не умерла сразу после разоблачения, а была заключена в тюрьму и низложена, после чего совершила многолетнее покаяние. Ее сын от этого романа в конечном итоге стал епископом Остии и приказал похоронить ее в своем соборе, когда она умерла.
Другие упоминания о женщине-папе приписываются более ранним авторам, хотя ни одно из них не встречается в рукописях, предшествовавших « Хронике» . Чаще всего цитируют Анастасия Библиотекария (ум. 886), составителя Liber Pontificalis , был современником Папы-женщины Хроникона , который, согласно датировке . Однако история встречается только в одной недостоверной рукописи Анастасия. В этой рукописи, хранящейся в Библиотеке Ватикана , соответствующий отрывок вставлен в виде сноски внизу страницы. Он не в последовательности и написан другим почерком, датируемым временем Мартина Опавского. Это «свидетельство» о женщине-папе, скорее всего, будет основано на рассказе Мартина, а не на его возможном источнике. То же самое можно сказать и о Мариана Скота » «Хрониках пап , тексте, написанном в XI веке. Некоторые из его рукописей содержат краткое упоминание о папе-женщине по имени Джоанна (самый ранний источник, приписывающий ей женскую форму имени), но все эти рукописи более поздние, чем работы Мартина. Более ранние рукописи легенды не содержат.

Некоторые версии легенды предполагают, что последующие папы подвергались допросу, в ходе которого, сев на так называемый sedia stercoraria что у нового папы есть яички или «навозный стул» с дыркой, кардинал должен был протянуть руку и установить, что у нового папы были яички, прежде чем объявить о том, . « Duos habet et bene pendentes » («У него их двое, и они красиво свисают»), [17] или для краткости « habet » («они у него есть»). [18]
Были и связанные с этим легенды. В 1290-х годах доминиканец Роберт Юзес рассказал о видении, в котором он увидел место, «где, как говорят, Папа оказался мужчиной». Папа Иоанна была связана с чудесными событиями. Петрарка (1304–1374) писал в своей «Хронике жизни понтефиков и императоров Романи», что после того, как Папа Иоанна была раскрыта как женщина:
... в Брешии три дня и ночи лился кровавый дождь. Во Франции появилась чудесная саранча, имевшая шесть крыльев и очень мощные зубы. Они чудесным образом полетели по воздуху и все утонули в Британском море. Золотые тела были отвергнуты морскими волнами и испортили воздух, так что погибло великое множество людей.
- Петрарка, Chronica de le Vite de Pontefici et Imperadori Romani.
Однако приписывание этой работы Петрарке может быть неверным. [19]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]
С середины 13 века эта легенда получила широкое распространение и в нее поверили. Жанну использовали как образец в доминиканской проповеди. Бартоломео Платина , ученый, который был префектом Ватиканской библиотеки, написал свое Vitæ Pontificum Platinæ Historicalci liber de vita Christi ac omnium pontificum qui hactenus ducenti fuere et XX в 1479 году по велению своего покровителя, папы Сикста IV . В книге содержится следующий рассказ о Папе-женщине:
Папа Иоанн VIII: Иоанн английского происхождения родился в Менце ( Майнц ) и, как говорят, стал папой злым искусством; за то, что она переоделась мужчиной, тогда как она была женщиной, она в юности отправилась со своим любовником, ученым человеком, в Афины и достигла таких успехов в обучении у тамошних профессоров, что, придя в Рим, она встретила немногих, кто мог равны, а тем более превосходят ее даже в знании Священных Писаний; и своими учеными и остроумными чтениями и диспутами она приобрела такое большое уважение и авторитет, что по смерти папы Льва IV (как говорит Мартин) по общему согласию она была избрана папой в его комнате. Когда она шла в Латеранскую церковь между Колоссейским театром (названным так по имени Колосса Нерона ) и собором Святого Климента, ее постигли ее муки, и она умерла на этом месте, просидев два года, один месяц и четыре дня, и была похоронен там без всякой помпы. Эта история рассказана вульгарно, но очень неопределенными и малоизвестными авторами, и поэтому я изложил ее кратко и кратко, чтобы не показаться упрямым и настойчивым, если бы я признал то, о чем обычно говорят. Лучше бы мне ошибиться с остальным миром, хотя можно быть уверенным, что то, что я рассказал, можно счесть не совсем невероятным.

Ссылки на женщину-Папу изобилуют в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения . Янс дер Эникель (1270-е гг.) был первым, кто рассказал эту историю на немецком языке. Джованни Боккаччо писал о ней в «De Mulieribus Claris» (1353). [20] В «Хронике Адама Ускского » (1404 г.) ей дано имя Агнес, а также упоминается статуя в Риме, которая, как говорят, принадлежит ей. Эта статуя никогда и нигде не упоминалась ни одним более ранним писателем; предположительно, это была настоящая статуя, которую приняли за женщину-папу. Издание конца XIV века Mirabilia Urbis Romae , путеводителя для паломников в Рим, сообщает читателям, что останки женщины-папы похоронены в соборе Святого Петра. Примерно в это же время для Дуомо Сиены была изготовлена длинная серия бюстов прошлых Пап , в том числе одна из женщин-пап по имени «Иоганнес VIII, Фомина де Англия» и входящая в число между Львом IV и Бенедиктом III.
На суде в 1415 году Ян Гус утверждал, что Церкви не обязательно нужен папа, потому что во время понтификата «Папы Агнессы» (как он ее еще называл) дела шли вполне хорошо. Противники Гуса на суде настаивали на том, что его аргументы не доказывают ничего подобного в отношении независимости Церкви, но они не оспаривали тот факт, что Папой-женщиной вообще была женщина.
Во время Реформации
[ редактировать ]В 1587 году Флоримон де Ремон , судья парламента Бордо и антиквар , опубликовал свою первую попытку деконструировать легенду, Erreur Populaire de la Papesse Jeanne (также впоследствии опубликованную под названием L'Anti-Papesse ). В трактате к легенде о Папе Иоанне были применены гуманистические методы текстовой критики с более широкой целью — придать здравые исторические принципы церковной истории, и легенда начала распадаться на части, деталь за деталью. Рэймонда «Erreur Populaire» выдержало несколько изданий, достигнув пятнадцатого издания в 1691 году. [21]
В 1601 году папа Климент VIII объявил легенду о женщине-папе ложью. Знаменитый ее бюст с надписью «Иоганн VIII, Femina ex Anglia», который был вырезан для серии папских фигур в Сиенском соборе около 1400 года и отмечен путешественниками, был либо уничтожен, либо вырезан заново и переименован, заменен мужской фигурой. , что Папы Захария . [22]
Легенда о Папе Иоанне была «фактически разрушена» Давидом Блонделем историком середины 17-го века , протестантским , который предположил, что история Папы Жанны, возможно, возникла в сатире против Папы Иоанна XI , который умер в возрасте около 20 лет. [23] Блондель, подробно проанализировав заявления и предложенные сроки, утверждал, что никаких подобных событий не могло произойти. [23]
Итальянский историк XVI века Онофрио Панвинио , комментируя одну из работ Бартоломео Платины , в которой говорится о Папе Иоанне, предположил, что история Папы Иоанна могла возникнуть из рассказов о Папе Иоанне XII ; Сообщается, что у Иоанна было много любовниц, в том числе одна по имени Жанна, которая пользовалась большим влиянием в Риме во время своего понтификата. [24] [25]

Во времена Реформации различные протестантские писатели подхватили легенду о Папе Иоанне в своих антикатолических сочинениях, а католики ответили собственной полемикой. По словам Пьера Гюстава Брюне , [26]
Различные авторы в XVI и XVII веках занимались проблемой Папы Иоанна, но это было с точки зрения полемики, вевшейся между сторонниками лютеранской или кальвинистской реформы и апологетами католицизма.
Английский писатель Александр Кук написал книгу под названием « Папа Иоанна: Диалог между протестантом и папистом» , в которой предполагалось доказать существование Папы Иоанна со ссылкой на католические традиции. [27] Он был переиздан в 1675 году под названием «Подарок паписту: или Жизнь и смерть папы Иоанна, ясно доказывающие на основании печатных экземпляров и рукописей папистских писателей и других, что женщина по имени Жанна действительно была папой Римским и Был ли на открытой улице рожден внебрачный сын, когда она шла в торжественной процессии ? [27] [28] В книге рассказывается о том, как Папа Иоанна родила сына на виду у всех окружающих, и сопровождается подробной гравюрой, на которой изображен довольно удивленный ребенок, выглядывающий из-под мантии Папы. Даже в XIX веке такие авторы, как Эвальдус Кист и Карл Хазе, обсуждали эту историю как реальный случай. Однако другие протестантские писатели, такие как Давид Блондель и Готфрид Лейбниц , отвергли эту историю.
Современный анализ и критика
[ редактировать ]
Большинство современных ученых отвергают Папу Иоанну как средневековую легенду . [29] Британский историк Джон Джулиус Норвич опроверг этот миф, логически оценив доказательства. [30] Оксфордский словарь пап [23] заявляет, что «нет современных свидетельств существования Папы-женщины ни в одну из предполагаемых дат ее правления», но, тем не менее, признает, что легенда о Папе Иоанне широко верилась на протяжении веков, даже среди католиков.
1910 года Католическая энциклопедия подробно остановилась на проблеме исторической хронологии:
Между Львом IV и Бенедиктом III, где ее помещает Мартин Полон, она не может быть вставлена, потому что Лев IV умер 17 июля 855 г., и тотчас после его смерти Бенедикт III был избран духовенством и народом Рима; но из-за назначения антипапы в лице свергнутого кардинала Анастасия он был рукоположен только 29 сентября. Существуют монеты, на которых изображены как Бенедикт III, так и император Лотарь , умерший 28 сентября 855 года; следовательно, Бенедикт должен был быть признан Папой до последней упомянутой даты. 7 октября 855 года Бенедикт III издал устав аббатства Корвей. Хинкмар , архиепископ Реймса, сообщил Николаю I, что гонец, которого он послал ко Льву IV, узнал по дороге о смерти этого Папы, и поэтому передал его прошение Бенедикту III, который его и решил (Hincmar, ep. xl в PL , CXXXVI, 85). Все эти свидетели доказывают правильность дат, данных в житиях Льва IV и Бенедикта III, причем между этими двумя Папами не было междуцарствия , так что на этом месте нет места предполагаемой Папессе. [31]
Также было отмечено, что враги папства в 9 веке не упоминают о папе-женщине. Например, Фотий I Константинопольский , ставший патриархом в 858 году и свергнутый папой Николаем I врагом папы был в 863 году. Он яростно отстаивал свою власть как патриарха над властью папы в Риме и извлек бы максимальную выгоду из любого скандала того времени, связанного с папством; но он ни разу не упоминает эту историю ни в одном из своих объемистых сочинений. Действительно, в какой-то момент он упоминает «Льва и Бенедикта, великих священников Римской церкви». [32]
Розмари и Дэрролл Пардо, авторы книги «Папа-женщина: тайна папы Иоанны» , предполагают, что если бы женщина-папа действительно существовала, то более правдоподобными временными рамками были бы 1086 и 1108 годы, когда существовало несколько антипап; правление законных пап Виктора III , Урбана II и Пасхалия II не всегда устанавливалось в это время в Риме , так как город был оккупирован Генрихом IV, императором Священной Римской империи , а позже разграблен норманнами . [32] Это также согласуется с самой ранней известной версией легенды, написанной Жаном де Майи , поскольку он относит эту историю к 1099 году. Рассказ Де Майи был подтвержден его товарищем Стефаном Бурбонским .
Питер Стэнфорд , британский писатель и бывший редактор The Catholic Herald » (2000) заключил , в книге «Легенда о Папе Иоанне: в поисках истины : «Взвешивая все доказательства, я убежден, что Папа Иоанна была исторической фигурой, хотя, возможно, не все подробности о ней, переданные на протяжении веков, правдивы». [33] Один ведущий историк Винсент ДиМарко раскритиковал работу Стэнфорда как «доверчивую». [34] Несмотря на отсутствие исторических свидетельств ее существования, остается вопрос, почему история Папы Иоанна была популярна и широко верилась. Филип Дженкинс в книге «Новый антикатолицизм: последнее приемлемое предубеждение» предполагает, что периодическое возрождение того, что он называет этой «антипапской легендой», больше связано с феминистским и антикатолическим принятием желаемого за действительное, чем с исторической достоверностью. [35]
центре католицизма ) . Следует учитывать sedes stercoraria, трон с отверстием в сиденье, который сейчас находится в Св. Иоанне Латеране (официальной резиденции пап и Этот и другие стулья, похожие на унитаз, использовались при освящении папы Паскаля II в 1099 году. [36] Фактически, один до сих пор находится в музеях Ватикана , другой — в Лувре . Причина конфигурации кресла оспаривается. Было высказано предположение, что первоначально это были римские биде или императорские табуретки для родов, которые из-за своего возраста и имперских связей использовались в церемониях Папами, стремившимися подчеркнуть свои собственные имперские притязания (как они это делали и со своим латинским титулом Pontifex Maximus ). [15]
Ален Буро цитирует гуманиста Якопо д'Анджело де Скарпариа, посетившего Рим в 1406 году для интронизации Григория XII . Папа ненадолго посидел на двух «проколотых стульях» в Латеране: «…простолюди рассказывают безумную басню, что к нему прикоснулись, чтобы убедиться, что он действительно человек», знак того, что это следствие легенды о папе Иоанне все еще было ток на Римской улице. [37]

Средневековые папы, начиная с 13 века, действительно избегали прямого пути между Латераном и собором Святого Петра, как утверждал Мартин Опавский. Однако нет никаких доказательств того, что эта практика существовала раньше. Происхождение этой практики неясно, но вполне вероятно, что она сохранилась из-за широко распространенной веры в легенду о Жанне, и считалось, что она действительно восходит к тому периоду.
Хотя некоторые средневековые писатели называли папу-женщину «Иоанном VIII», настоящий Папа Иоанн VIII правил между 872 и 882 годами. Из-за отсутствия записей в темные века в оценке событий часто царит путаница. Легенда о Папе Иоанне также связана с пробелом в нумерации Иоаннов . [38] В 11 веке Папу Иоанна XIV ошибочно считали двумя папами. Когда Петр Испанус был избран папой в 1276 году, он считал, что уже было двадцать пап по имени Иоанн, поэтому он пропустил число XX и назвал себя Иоанном XXI .
В 2018 году Майкл Э. Хабихт, археолог из Университета Флиндерса , опубликовал новые доказательства в поддержку исторической Папы Иоанна. Хабихт и графоаналитик Маргарита Спайчер проанализировали папские монограммы на средневековых монетах и обнаружили, что папе Иоанну VIII приписывались две существенно разные монограммы. Хабихт утверждает, что более ранняя монограмма, которую он датирует 856–858 годами, принадлежит Папе Иоанну VIII, а последняя монограмма, которую он датирует после 875 года, принадлежит Папе Иоанну VIII. [39] [40]
В художественной литературе
[ редактировать ]Папа Иоанна остается популярной темой художественных произведений. Среди пьес Людвига Ахима фон Арнима « Папстин Йоханна» (1813), фрагмент Бертольта Брехта (в Werke Bd 10) и монодрама « Паузин Йоханна » Цеса ван дер Плюйма (1996).
Роман греческого писателя Эммануэля Родеса 1866 года «Папесса Иоанна » вызвал восхищение Марка Твена и Альфреда Джарри и был свободно переведен Лоуренсом Дарреллом как «Загадочная история Папы Иоанна» (1954). Легенда также вдохновила Джарри на написание последней письменной работы перед его смертью - «Горчичник Папы» (1907), оперетты о папе-женщине, известной как Джейн из Яиц, которая действует под папским именем Иоанн VIII.
американки Донны Вулфолк Кросс 1996 года Исторический роман » недавно был превращен в немецкий мюзикл , «Папа Иоанна а также в фильм, описанный ниже. Другие романы включают «Das Mährchen von der Päpstin» Вильгельма Сметса «Neue erörtert» Йоханны ауф (1829), Марджори Боуэн » « Чёрная магия Людвига Горма (1909), «PäpstinJohanna» Ива Бише (1912), «La Papesse Jeanne» (2005) и Хьюго Н. Герстля. Писец: История единственной женщины-папы (2005). Говарда Пайла В книге «Веселые приключения Робин Гуда» есть отсылка.
По истории Папы Иоанна было снято два фильма: «Папа Иоанна» (1972), режиссер Майкл Андерсон назывался «Самозванец дьявола» , в США . В 2009 году он был переработан, включив в него больше Джона Брайли оригинального сценария , и выпущен под названием «Она... которая будет Папой Римским» . Также в 2009 году был выпущен еще один фильм под названием «Папа Иоанна» немецкого, британского, итальянского и испанского производства, снятый Зёнке Вортманном и продюсером Берндом Эйхингером , по роману Кросса.
В пьесе Кэрил Черчилль «Лучшие девушки» 1982 года персонажа в качестве фигурирует Папа Иоанна, которую современная женщина Марлен пригласила в ресторан вместе с другими исторически важными женщинами прошлого, чтобы обсудить ограничение феминизма в прошлом.
В видеоигре Persona 5 2016 года Папа Иоанна упоминается как источник вдохновения для Джоанны, одного из главных персонажей Макото Нидзимы (проявления души, используемой людьми для борьбы с демонами). [41]
состоялось театральное представление В июле 2019 года на Мальте во рву Мдины с участием Папы Иоанна в роли главного героя. [42] [43] [44] [45]
Папа Иоанна появляется как Слуга класса Правитель в мобильной игре Fate/Grand Order .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ диапазон указан как 855–857; см. также цитаты из «Регистра епископа Трефнана» в «Суде над Вальтером Брютом 1391 года в Бламире», с. 259
- ^ Буро, Ален (2001). Миф о папе Иоанне . Перевод Лидии Г. Кокрейн. Издательство Чикагского университета. п. 8 . ISBN 0-226-06745-9 .
- ^ Рустичи, Крейг М. (2006). Загробная жизнь Папы Иоанна: применение легенды о папессе в Англии раннего Нового времени . Издательство Мичиганского университета. п. 8. ISBN 978-0-472-11544-0 .
- ^ Ноубл, Томас FX (апрель 2013 г.). «Почему Папа Иоанна?». Католический исторический обзор . 99 (2): 219–220. дои : 10.1353/cat.2013.0078 . S2CID 159548215 .
- ^ Рустичи, Крейг М. (2006). Загробная жизнь Папы Иоанна: применение легенды о папессе в Англии раннего Нового времени . Издательство Мичиганского университета. стр. 1–2. ISBN 978-0-472-11544-0 .
- ^ Ноубл, Томас FX (апрель 2013 г.). «Почему Папа Иоанна?». Католический исторический обзор . 99 (2): 220. doi : 10.1353/cat.2013.0078 . S2CID 159548215 .
- ^ Рустичи, Крейг М. (2006). Загробная жизнь Папы Иоанна: применение легенды о папессе в Англии раннего Нового времени . Издательство Мичиганского университета. стр. 12–3. ISBN 978-0-472-11544-0 .
- ^ Рустичи, Крейг М. (2006). Загробная жизнь Папы Иоанна: применение легенды о папессе в Англии раннего Нового времени . Издательство Мичиганского университета. стр. 6–7. ISBN 978-0-472-11544-0 .
- ^ Бламирес, 250–260.
- ^ Рустичи, Крейг М. (2006). Загробная жизнь Папы Иоанна: применение легенды о папессе в Англии раннего Нового времени . Издательство Мичиганского университета. п. 14. ISBN 978-0-472-11544-0 .
- ^ Ноубл, Томас FX (апрель 2013 г.). «Почему Папа Иоанна?». Католический исторический обзор . 99 (2): 229. doi : 10.1353/cat.2013.0078 . S2CID 159548215 .
- ^ Дэвид Блондель, Familier esclaircissement de la questions si une femme a este assise au Siege papal de Rome entre Leon IV et Benoit III (Амстердам: Блау, 1647); обсуждается в Валери Р. Хочкисс, «Женщина-Папа и грех мужской маскировки», в книге «Одежда делает мужчину: женское переодевание в средневековой Европе» (Лондон: Routledge, 2012), 69. ISBN 1135231710
- ^ Даффи, Имон (1997). Святые и грешники: История Пап (Третье изд.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 158 . ISBN 978-0-300-11597-0 .
- ^ Рустичи, Крейг М. (2006). Загробная жизнь Папы Иоанна: применение легенды о папессе в Англии раннего Нового времени . Издательство Мичиганского университета. п. 2. ISBN 978-0-472-11544-0 .
- ^ Jump up to: а б Норвич, Джон Джулиус (2011). История папства . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 63. ИСБН 978-0-679-60499-0 .
- ^ Бревертон, Терри (2011). «Фантасмагория Бревертона: сборник монстров, мифов и легенд» . Лайонс Пресс. п. 81. ИСБН 978-0-7627-7023-6 .
- ^ Клеман, Екатерина (1999). Опера: Гибель женщин . Университет Миннесоты П.п. 105. ИСБН 978-0-8166-3526-9 . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ Лерой, Фернан (2001). История рождения: от примитивных родов до медикаментозных родов . От Boeck Superior. стр. 100–101. ISBN 978-2-8041-3817-2 .
- ^ Chronica delle vite de pontefici et Emperori Romani . Пенсильванский университет . Проверено 24 января 2015 г.
Принадлежность Петрарке сомнительна. «Эту работу обычно считают апокрифом». – Биб. Нат. кот.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Ч. 99: «Об Иоанне, английском Папе»; он начинается лаконично: «Будьте Джоном, который по имени казался мужчиной, но по полу он был женщиной».
- ^ Тинсли, Барбара Шер (осень 1987 г.). «Папа Жанна Полемик во Франции раннего Нового времени: использование мифов и их злоупотребление». Журнал шестнадцатого века . 18 (3): 381–398. дои : 10.2307/2540724 . ISSN 0361-0160 . JSTOR 2540724 . S2CID 165483898 .
- ^ Стэнфорд, Питер (1999). Женщина-Папа: поиски истины, стоящей за тайной папы Иоанна . Стрелка. ISBN 978-0-7493-2067-6 .
- ^ Jump up to: а б с Келли, JND (2005) [1988]. Оксфордский словарь пап . Издательство Оксфордского университета . стр. 331–332. ISBN 0-19-861433-0 .
- ^ МакКлинток, Джон; Джеймс Стронг (1882). Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы, Том 4 . Харпер. п. 980 . Проверено 23 марта 2011 г.
- ^ Найт, Чарльз (1867). Биография: или, Третий раздел «Английской энциклопедии» . Брэдбери, Эванс и Ко. с. 633 . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Пьер Гюстав Брюне (1880). Гей; Дусе (ред.). Папа Иоанна: историко-литературное исследование . Брюссель. п. 8.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Рустичи, Крейг М. (2006). Загробная жизнь Папы Иоанна: применение легенды о папессе в Англии раннего Нового времени . Издательство Мичиганского университета. п. 43. ИСБН 0472115448 . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ Подарок паписту: или История жизни папы Иоанна (2-е изд.). Корнхилл, Лондон: Олив Пейн. 1740. стр. 1–88 . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ Лорд, Льюис (24 июля 2000 г.). «Дама была папой: бестселлер возрождает диковинную историю о Жанне» . Новости США в Интернете . Новости США и мировой отчет . Архивировано из оригинала 24 марта 2010 года . Проверено 22 марта 2010 г.
- ^ Норвич, Джон Джулиус. Абсолютные монархи: история папства. 2011. «Папа Иоанна», глава VI, стр. 63–70. ISBN 978-0-679-60499-0
- ^ Кирш, JP (1910). «Папапа Жанна» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 22 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Пардо, Розмари и Дэрролл (1988). «Глава 3: «Существовала ли Жанна?» " . Женщина-Папа: Тайна Папы Иоанна. Первая полная документация фактов, лежащих в основе легенды . Тигель. ISBN 978-1-85274-013-9 . Проверено 22 марта 2010 г.
- ^ «Легенда о папе Иоанне» . Издательский еженедельник . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ «Средневековая папесса», Винсент ДиМарко, в «Заблуждениях о Средневековье», изд. Стивен Харрис, Брайон Л. Григсби; Рутледж , 18 февраля 2008 г., стр. 63–69, «... доверчивые исследования включают ... Питер Стэнфорд, Легенда о папе Иоанне ». На стр. 68
- ^ Дженкинс, Филип (2003). Новый антикатолицизм: последнее приемлемое предубеждение . Издательство Оксфордского университета . п. 89. ИСБН 0-19-515480-0 .
- ^ Буро, Ален (1988). Папа Иоанна . Париж: Заболонь. п. ?.
- ^ Буро, Ален (1988). Папа Иоанна . Париж: Заболонь. п. 23.
- ^ Рисман, Дэвид (зима 1923 г.). «Врач в папском кресле». Анналы истории медицины . В (4): 291–300.
- ^ Солли, Мейлан (19 сентября 2018 г.). «Почему легенда о средневековой папе Иоанне сохраняется» . Смитсоновский журнал . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Хабихт, Майкл Э. (2018). Папа Иоанна: Замалчиваемый понтификат женщины или вымышленная легенда? (на немецком языке). Берлин: epub. ISBN 978-3746757360 .
- ^ «Персона® 5» . atlus.com . АТЛУС . Проверено 26 апреля 2017 г.
- ^ «Мечтаю о женщине-папе | Ирина Христос о папе Иоанне» . MaltaToday.com.mt .
- ^ «Папа Иоанна и ее актуальность сегодня» . MaltaToday.com.mt .
- ^ «Папа Иоанна в Мдине» . Времена Мальты . 5 июля 2019 г.
- ^ «Ирен Крайст бросает вызов Папе Иоанну» . Independent.com.mt – The Malta Independent .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Жан де Майи Chronica Universalis Mettensis (1254 г.)
- Мартин Опавский «Хроника понтификов и императоров» (1278 г.)
Вторичные источники
[ редактировать ]- Гюстав Брюне (1880). Историческое и литературное исследование Папы Иоанны Филомнесты младшей (на французском языке) (второе изд.). Брюссель: Дж. Гей. п. 29 .
- Клемент Вуд, Женщина, которая была Папой Римским , Wm. Фаро, Инк., Нью-Йорк. 1931 год
- Артуро Ортега Блейк, Джоанна, женщина, которая стала Папой , Редактировать. Филип Уилсон, 2006 г. Издано в Варшаве, ISBN 83-7236-208-4 .
- Ален Буро, Миф о Папе Иоанне , University of Chicago Press, 2000. Опубликовано в Париже под названием La Papesse Jeanne . Стандартный отчет среди историков, ISBN 978-0226067452 .
- Стивен Л. Харрис , Брайон Л. Григсби, Заблуждения о Средневековье , Routledge, 2007. ISBN 978-0415871136 .
- Питер Стэнфорд, Женщина-Папа. В поисках истины о тайне Папы Иоанна , Хейнеман, Лондон, 1998 г. ISBN 0-434-02458-9 . Опубликовано в США под названием «Легенда о Папе Иоанне: в поисках истины» , Генри Холт и компания, 1999 г. Популяризированный журналистский отчет.
- «5 главных мифов о папстве»
- Джоан Моррис, Папа Иоанн VIII, англичанка, псевдоним Папа Джоан Врай Издательство, Лондон, 1985 г. ISBN 978-0951027219 .
- Майкл Э. Хабихт, Папа Иоанна. Замалчиваемый понтификат женщины или вымышленная легенда? epubli, Берлин 2018 ISBN 978-3-746757-36-0 .
- Майкл Э. Хабихт, Папа Иоанна: Скрытый понтификат женщины или вымышленная легенда? epubli, Берлин 2018 ISBN 978-3-746764-33-7 . Легенды о средневековой женщине-папе, возможно, рассказывающей правду
- Алкуин Бламирес, редактор, «Женщина опорочена и женщина защищена» , Оксфорд: Clarendon Press, 1992.
Вымысел
[ редактировать ]- Донна Вулфолк Кросс, Папа Иоанна: Роман Three Rivers Press, 2009.
- Лоуренс Даррелл , «Загадочная история Папы Иоанна» . Лондон: Дерек Вершойл, 1954. Свободный перевод с греческого Паписса Джоанна, 1886 год, Эммануэль Родес .
- Эммануэль Роидес , Паписса Джоанна в переводе Т. Д. Критона, Говостис, Афины, 1935.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Папесса Жанна ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ABC Prime time ищет Папу Иоанну
- « Папа Иоанна » Денниса Бартона дает хронологию событий, особенно. появления историй в письменных историях.
- Золотой век женщин-трансов в средневековой Европе
- Загадочные файлы: Папа Иоанна, 2012, серия 10. Смитсоновский канал. Проверено 17 февраля 2014 г.
- Даннинг, Брайан (12 марта 2013 г.). «Скептоид № 353: Папа Иоанна» . Скептоид .