Папесса Джоанна
![]() Паписса Иоанна , обложка первого издания, Афины, 1866 г. | |
Автор | Эммануэль Роидес |
---|---|
Оригинальное название | Папа Иоанна |
Язык | Греческий ( Катаревуса ) |
Жанр | Романтика , Сатира |
Дата публикации | 1866 |
Место публикации | Греция |
Папесса Иоанна ( греч . Ἡ Πάπισσα Ἰωάννα , латинизированная : Hē Pápissa Iōánna ) — роман греческого писателя Эммануэля Родеса , вышедший в 1866 году . Опубликовано с подзаголовком «Средневековое исследование». [ а ] Роман представляет собой исследование европейской легенды о Папе Иоанне , женщине, которая предположительно поднялась по церковной иерархии и правила как Папа переодетый где-то в конце 9 века. Хотя это роман с сатирическим подтекстом, он был описан как содержащий элементы хроники из-за обширного исследования писателем исторических источников. [ 1 ] Из-за религиозного комментария роман вызвал критику со стороны Греческой Православной Церкви , в результате которой Священный Синод отлучил ее от церкви . «Папесса Иоанна» стала самым известным из произведений Родеса и стала классикой новогреческой литературы ; Он был переведен на несколько языков, что принесло Роидсу международное признание и похвалу. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Обзор
[ редактировать ]
В основе работы лежит средневековая европейская легенда о женщине по имени Жанна, которая поднялась на церковную иерархию и предположительно заняла папский престол под видом мужчины (иногда называемого Папой Иоанном VIII ) в конце IX века. История впервые появилась в летописях в 13 веке и впоследствии распространилась по всей Европе. Хотя раньше многие верили в это, в современной науке это считается вымыслом. [ 5 ] Развивая эту легенду, Родес рассказывает о жизни героини.
Рожденная в семье миссионеров , Джоан вырастает умной и привлекательной женщиной, глубоко преданной вере и обладающей большим знанием Священных Писаний. [ 4 ] Она сбегает с молодым монахом по имени Фрументиус, с которым у нее романтические отношения, и проживает (под видом человека по имени «Иоанн») в монастыре в Фульде , Германия; Позже они делятся множеством приключений, путешествуя по Западной Европе. Поселившись и проведя много лет в Афинах , она отделяется от него в погоне за более высокими вещами. Жанна прибывает в Рим , где ее в конечном итоге избирают Папой . Там она вскоре раскрывает свою личность камергеру Флору , сыну Льва IV , с которым у нее тайный роман. Пол Джоан наконец раскрывается, когда она рожает ребенка посреди ектении , после чего умирает. Это событие положило конец серии эпидемий, охвативших город. [ 6 ] [ 7 ]
Роидес писал, что впервые услышал об этой легенде в Генуе, еще будучи ребенком. Заинтригованный историей, он провел обширное исследование в Германии, Италии и, наконец, в Национальной библиотеке Греции и собрал значительный материал о периоде, в котором происходит действие сюжетной линии. В предисловие своей книги Родес включает ряд ссылок, примечаний и сносок, желая придать своей работе научный вид. [ 1 ] [ 8 ] Как подчеркивается в подзаголовке «средневековое исследование», автор утверждал, что в романе содержатся доказательства того, что Папа Иоанна действительно существовала и что католическая церковь пыталась скрыть этот факт на протяжении веков. [ 9 ] В своем длинном предисловии он перечислил ряд сторонников легенды и заявил о своей попытке дать «описание состояния религии, а также обычаев и традиций 9-го века». На самом деле, однако, роман представлял собой едкую сатиру на недостатки церкви, включая уровень неграмотности, злоупотребления властью и коммерциализм. [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]«Папесса Иоанна» — одна из немногих современных греческих книг, получивших признание в Европе. [ 4 ] и единственный греческий роман XIX века, нашедший место в европейском каноне . [ 10 ] Он получил международную аудиторию и был переведен на несколько языков, включая французский, немецкий, английский и русский. [ 2 ] Классифицированный как один из немногих комических шедевров современной греческой литературы, он значительно отличался от условностей художественной литературы того времени. [ 10 ]
После публикации работа вызвала споры в афинской прессе и немедленную полемику в религиозных кругах. Этот ответ, несомненно, помог укрепить непреходящую репутацию романа. [ 6 ] Споры были сосредоточены вокруг откровенных выражений, эротических сцен и критических комментариев Родеса о Православной церкви. В конечном итоге этот вопрос был вынесен на рассмотрение Священного Синода, который охарактеризовал роман как кощунственный . Роидес ответил на критику со стороны Церкви сначала сатирическими комментариями в прессе, а затем – в более серьезном тоне – статьей « Несколько слов в ответ на афористический циркуляр Синода ». Родес сатирически заявил, что полемика повысила популярность романа, который в противном случае был бы известен только в узком кругу ученых. [ 11 ] [ 2 ] После его смерти в 1904 году разгорелись споры о том, отлучил ли Синод от церкви романа или Роидеса. [ 12 ] Как заявил его племянник и биограф, сам Родес фактически никогда не был отлучен от церкви, продолжал следовать религиозной практике и получил типичное православное захоронение. [ 13 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Паписса Джоанна» . 20 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2008 г. Получено 24 сентября 2023 г. - через Александрию.
- ^ Перейти обратно: а б с д Патриды 2014 , с. 179.
- ^ Битон 1999 , с. 60-61.
- ^ Перейти обратно: а б с Драгумис 2004 .
- ^ Рустичи 2006 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Битон 1999 , с. 61.
- ^ Патриды 2014 , с. 180
- ^ Мастродимитрис 2004 , с. 592.
- ^ Андреадес, Андреас Майкл (2010). Исследования Роида: 1911–1934 гг. (на греческом языке). Морфотико Хидрима Этники Трапеции. ISBN 978-960-250-432-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Битон 1999 , с. 60.
- ^ « Несколько слов в ответ на нет. 5688 циркуляра Священного Синода против «Паписсы Иоанны» . anemi.lib.uoc.gr ( на греческом языке) . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «Электронная библиотека - Похороны Ройдоса» . efimeris.nlg.gr . 1904 год . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Андреадес, Андреас Майкл (1911). Эмм. Ройдис: Биографическая справка . Афины: Королевская типография Николаоса Хиотиса. стр. е΄–о΄.
Источники
[ редактировать ]- Патридс, Калифорния (2014). Посылки и мотивы в мысли и литературе Возрождения . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400856367 .
- Андреадес, Андреас Майкл (2010). Роидские учёбы: 1911-1934 гг . Морфотико Хидрима Этники Трапеции. ISBN 978-9602504321 .
- Битон, Родерик (1999). Введение в новогреческую литературу . Кларендон Пресс. ISBN 0198159749 .
- Мастродимитрис, доктор медицинских наук (2004). «Эстетика истории в Папе Иоанне Эммануэля Ройдиса» . Неа Эстия . стр. 591–599. Архивировано из оригинала 27 января 2012 г.
- Драгумис, Марк (2004). «Восхитительная непочтительность Ройдиса» . Афинские новости . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
- Рустичи, Крейг (2006). Загробная жизнь Папы Иоанна, применение легенды о папессе в Англии раннего Нового времени . Издательство Мичиганского университета. ISBN 9780472115440 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Папесс Джоан и другие работы Эммануэля Родеса в цифровом формате « Исследование нового эллинизма» .