Афонсу Мендес
Афонсу Мендес | |
---|---|
Рожденный | 18 июня 1579 г. |
Умер | 21 июня 1659 г. | (80 лет)
Национальность | португальский |
Занятие | иезуитский богослов |
Известный | Патриарх Эфиопии |
Отец Афонсу Мендес (18 июня 1579 – 21 июня 1659) был португальским богословом -иезуитом и патриархом Эфиопии с 1622 по 1634 год. В то время как Э.А. Уоллис Бадж выразил общепринятое мнение об этом человеке как о «жестком, бескомпромиссном, узком человеке». разумный и нетерпимый», [ 1 ] есть те, кто с этим не согласен. [ 2 ] Среди сочинений Мендеса есть Expeditionis Aethiopicae , в которой описываются обычаи и условия Эфиопии.
Образование
[ редактировать ]Мендес родился в Санту-Алейшу . [ 3 ] Он вступил в Общество Иисуса, где был рукоположен в священники, получил степень доктора богословия в Университете Коимбры , где впоследствии преподавал в Колледже искусств.
Путешествие в Эфиопию
[ редактировать ]В ответ на благосклонность императора Эфиопии Сусеньоса к католицизму, Мендес был назначен патриархом Эфиопии Папой Урбаном VIII и уехал в Эфиопию в марте 1623 года. [ 4 ] (Первые католические миссионеры прибыли в Эфиопию в 1557 году).
Путь в Эфиопию был долгим и трудным. В сентябре того же года группа Мендеса достигла португальского Мозамбика , где их задержала зимняя погода, и достигла Гоа только 28 мая 1624 года. [ 5 ] После дальнейших приготовлений в Гоа Патриарх отплыл в Эфиопию через Диу (где к нему присоединился Херонимо Лобо ) и прибыл в Бейлул 2 мая 1625 года. [ 6 ] Основной порт въезда в Эфиопию, Массауа , в то время контролировался Османской империей , которая была враждебна как эфиопским, так и европейским интересам, поэтому они высадились в Бейлуле , открытом рейде на Красном море , контролируемом королем Эфиопии. Афарс , который был вассалом императора Эфиопии. Отряд пересек пустыню в Эфиопское нагорье и достиг Фремоны , базы католических миссионерских усилий, 21 июня 1625 года, более чем через два года после того, как Мендес покинул Лиссабон . [ 7 ]
Карьера в Эфиопии
[ редактировать ]На публичной церемонии 11 февраля 1626 года император Сусениос и патриарх Мендес публично признали главенство Римского престола и сделали католицизм государственной религией. [ 8 ]
Мендес осудил ряд местных обычаев, в том числе субботу и частые посты. Он также сказал женщинам, что их дети попали в ад, потому что они были крещены в Эфиопской православной церкви. Многие королевские женщины сопротивлялись обращению и пытались дестабилизировать миссию иезуитов. [ 9 ] [ 10 ] Он также рукоположил многих католических священников и перевел латинские тексты, включая мессу, на местный язык. [ 11 ]
Какое-то время проводились преобразования. Ричард Панкхерст сообщает, что 100 000 жителей Дембии и Вегеры, как сообщается, обратились в католицизм. [ 12 ] Но многие были вынуждены обратиться в веру посредством угроз, тюремного заключения и сражений. [ 11 ]
Однако раздоры и восстания по поводу принудительных изменений начались уже через несколько дней после публичной церемонии, и вскоре сын императора Фасилидес встал на сторону местной Эфиопской православной церкви.
После многих лет гражданской войны и опустошенный тем, что его собственные солдаты сделали с местным населением в битве 7 июня 1632 года, [ 11 ] Император Сусеньос отменил свой указ 14 июня 1632 года и издал официальное заявление о том, что тем, кто будет следовать католической вере, разрешено это делать, но никто в дальнейшем не будет принужден к этому. Патриарх Мендес подтвердил, что это действительно была воля Императора, его покровителя. [ 13 ]
Став преемником своего отца, Фасилидес сначала ограничил католическую иерархию Фремоной, затем в 1634 году сослал Мендеса (который прослужил девять лет в Эфиопии) и большинство католических миссионеров из Эфиопии. [ 11 ]
29 марта 1633 года Мендес начал свое путешествие из Эфиопии, путешествие, полное трудностей. Когда они достигли османского наиба в Массаве , Эфиопия, наиб отправил их к своему начальнику в Суакин , где паша заставил группу заплатить выкуп, прежде чем они смогут отправиться в Индию. Несмотря на то, что паша согласился на выкуп в размере 4300 патак (которые Мендес одолжил у местных купцов-баньянов ), в последний момент паша настоял на сохранении патриарха Мендеса, двух священников, трех священнослужителей и двух его слуг. Их держали в плену до тех пор, пока Мендесу не удалось собрать еще 4000 штук из восьми в качестве выкупа, и 24 апреля 1635 года паша посадил их на корабль, направлявшийся в Диу.
Карьера в Гоа
[ редактировать ]Месяц спустя они достигли Диу, и Мендес немедленно продолжил свой путь в Гоа, где безуспешно искал военной поддержки для своего восстановления. [ 14 ]
Судя по всему, он провел остаток своей жизни в Гоа, где написал свою книгу об истории и географии Эфиопии, а также о миссии иезуитов в Эфиопии, Expeditionis Aethiopicae . [ 15 ] Его письма и годовые отчеты на латыни появляются в других томах серии Rerum Aethiopicarum Scriptores Occidentales. [ 16 ] и многие из них были переведены на английский язык. [ 4 ]
Репутация
[ редактировать ]Мендеса часто обвиняют в провале миссии иезуитов в Эфиопии. [ 1 ] Действительно, единственной страной, где миссия иезуитов потерпела неудачу, была Япония.
Однако некоторые утверждали, что организация иезуитов обвинила Мендеса, который лишь выполнял их приказы, чтобы не допустить, чтобы неудача была свалена на их ноги. [ 2 ] [ 17 ] [ 11 ]
«Ученые склонны рассматривать Педро Паеса, обратившего Сусеньоса, как толерантного интеллектуала, который строил отношения, а Мендеса — как нетерпимого сторонника жесткой линии, который разрушил отношения, настаивая на культурно неприемлемых религиозных практиках. Но некоторые ученые утверждают обратное. В 1930-х годах португальский ученый Пауло Дурао отметил, что в условиях семнадцатого века иезуитов меньше беспокоили обвинения в нетерпимости, чем обвинения в их снисходительном отношении. Десятилетия спустя Мерид Вольде Арегей предположил, что Мендес боялся показаться слабым и слабым. в глазах своего начальства в Риме и вел себя соответственно ... [Его собственные письма и отчеты] позволяют предположить, что Мендес на самом деле не был сторонником жесткой линии по своей личности, а скорее выполнял новые правила, установленные новым миссионером. надзорное учреждение Sacra Congregatio de Propaganda Fide». [ 11 ]
Сам Мендес обвинил в этом королевских эфиопских женщин. Например, он описал дочь императора Венгелавит как «главную фигуру неста трагедии» (главную фигуру в этой трагедии [поражение иезуитов]). [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уоллис Бадж, История Эфиопии: Нубия и Абиссиния , 1928 (Остерхаут: Антропологические публикации, 1970), стр. 390
- ^ Перейти обратно: а б Мерид Вольде Арегей, «Наследие миссионерской деятельности иезуитов в Эфиопии», в книге « Миссионерский фактор в Эфиопии: материалы симпозиума о влиянии европейских миссий на эфиопское общество» , под ред. Гетачев Хайле, Сэмюэл Рубенсон и Аасулв Ланде (Франкфурт: Verlag, 1998); Эрве Пеннек, От иезуитов до королевства пресвитера Иоанна (Эфиопия): стратегии, встречи и попытки урегулирования 1495–1633 гг. (Париж: Fundação Calouste Gulbenkian, 2003).
- ^ Кардозо, Луис (1747). Словарь или исторические новости всех городов, вилл, мест (...) (на португальском языке) . Проверено 1 ноября 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б с Белчер, Венди Лора (2017). Иезуиты в Эфиопии (1609–1641): латинские буквы в переводе . Перевод Райта, Джессика; Грек, Леон. Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3447108799 .
- ^ Теллес, Бальтазар (1710). Путешествие иезуитов по Эфиопии . Дж. Кнаптон. п. 224.
- ^ Теллес, Путешествия , с. 225
- ^ Путешествие Мендеса из Диу во Фремону описано в книге Херонимо Лобо, «Маршрут Херонимо Лобо» , перевод Дональда М. Локхарта (Лондон: Hakluyt Society, 1984), стр. 71–153
- ^ Теллез, Путешествия .
- ^ Белчер, Венди Лора (2013). «Сестры спорят с иезуитами: роль африканских женщин в победе над португальским протоколониализмом в Абиссинии семнадцатого века» . Исследования Северо-Восточной Африки . 13 (1): 121–166. дои : 10.14321/nortafristud.13.1.0121 . ISSN 0740-9133 .
- ^ М. Гонсалвеш да Коста, «Введение», в «Маршруте и других неопубликованных произведениях» (Порту: Civilização, 1971), стр. 40, 49.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Леонардо Коэн, «Введение в текст», в книге «Иезуиты в Эфиопии (1609–1641): латинские буквы в переводе» (Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2017), стр. 1f.
- ^ Панкхерст, Эфиопы: История (Оксфорд: Блэквелл, 2001), стр. 107
- ^ Джеймс Брюс, Путешествие к истоку Нила (издание 1805 г.), том. 3 стр. 403 и далее
- ^ Теллес, Путешествия , с. 260
- ^ Мендес, Альфонсо. Эфиопская экспедиция Под редакцией Камилло Беккари . 15 томов. Том. 8 и 9, Неопубликованные западные писатели об Эфиопии с 16 по 19 век. Рим: Напечатано для К. де Луиджи, 1908 г.
- ^ Беккари, Камилло, изд. Различные отчеты и письма 15 томов. Том. 10–14, Неопубликованные западные писатели об Эфиопии с 16 по 19 век . Рим: К. де Луиджи, 1910.
- ^ Леонардо Коэн, Андреу Мартинес де Алос-Монер, «Иезуитская миссия в Эфиопию (16–17 века): Аналитическая библиография 9 (2006): 190–212».