Джон Элиот (миссионер)
Джон Элиот | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1604 Уидфорд , Хартфордшир , Англия |
Умер | 21 мая 1690 г. | ( 85–86 лет
Род занятий | Пуританский миссионер и религиозный учитель американских индейцев. |
Подпись | |
![]() |
Джон Элиот ( ок. 1604 - 21 мая 1690) был пуританским миссионером среди американских индейцев , которого некоторые называли «апостолом индейцев». [1] [2] [3] и основатель латинской школы Роксбери в колонии Массачусетского залива в 1645 году. В 1660 году он завершил огромную работу по переводу индийской Библии Элиота на индейский язык штата Массачусетт , выпустив более двух тысяч завершенных экземпляров.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Элиот родился в Уидфорде, Хартфордшир , Англия, и жил в Нейзинге в детстве . Он учился в колледже Иисуса в Кембридже . [4] После колледжа он стал ассистентом Томаса Хукера в частной школе в Литл-Баддоу , Эссекс. [5] После того, как Хукер был вынужден бежать в Нидерланды, Элиот эмигрировал в Бостон , штат Массачусетс, устроился капелланом на корабль «Лион» и прибыл туда 3 ноября 1631 года. Элиот стал священником и «старейшиной-преподавателем» в Первой церкви в Роксбери . [3]
С 1637 по 1638 год Элиот участвовал как в гражданских, так и в церковных процессах над Анной Хатчинсон во время Антиномианской полемики . Элиот не одобрял взгляды и действия Хатчинсон и был одним из двух министров, представлявших Роксбери в разбирательстве, которое привело к ее отлучению от церкви и изгнанию. [6] В 1645 году Элиот основал Латинскую школу Роксбери . Ему и его коллегам-служителям Томасу Уэлду (также из Роксбери), Томасу Мэйхью из Мартас-Винъярд и Ричарду Мэзеру из Дорчестера приписывают редактирование Книги псалмов залива , первой книги, опубликованной в британских североамериканских колониях (1640 г.). С 1649 по 1674 год Сэмюэл Дэнфорт помогал Элиоту в его служении в Роксбери. [1]
Роксбери и Дорчестер, Массачусетс
[ редактировать ]Между городами Роксбери, Дорчестер и Джон Элиот существует множество связей. Проработав некоторое время пастором в Бостоне в качестве временной замены Джона Уилсона в первом церковном обществе Бостона, Джон Элиот поселился в Роксбери вместе с другими пуританами из Эссекса, Англия. [7] Он был учителем в Первой церкви в Роксбери в течение шестидесяти лет и был их единственным пастором в течение сорока лет. [8]
В течение первых сорока лет в Роксбери Элиот проповедовал в молитвенном доме размером 20 на 30 футов с соломенной крышей и оштукатуренными стенами, который стоял на холме Молитвенного дома. Элиот основал гимназию Роксбери и много работал, чтобы она процветала и сохраняла свою актуальность. [8] Элиот также время от времени проповедовал в Дорчестерской церкви. Дорчестер дал ему землю для использования в его миссионерской деятельности. А в 1649 году он отдал половину пожертвования, полученного от человека из Лондона, школьному учителю Дорчестера. [9]
Использование языка Массачусетта
[ редактировать ]
Главным препятствием для проповеди американским индейцам был язык. [8] Жесты и пиджин-английский язык использовались в торговле, но их нельзя было использовать для передачи проповеди. Джон Элиот начал изучать язык Массачусетта или Вампаноага , который был языком местных индейцев. [10] Чтобы помочь ему с этой задачей, Элиот обратился к молодому индейцу. [3] под названием « Кокено ». [11] [10] Кокено был взят в плен во время Пекотской войны 1637 года. [12] и стал слугой англичанина по имени Ричард Колликотт . [10] [13] Джон Элиот сказал: «Он был первым, кого я использовал, чтобы учить меня словам и быть моим переводчиком». [10] Кокено не умел писать, но мог говорить на Массачусетском и английском языках. С его помощью Элиот смог перевести Десять заповедей , Молитву Господню и другие Священные Писания и молитвы. [10]
В 1660 году Элиот также перевел Библию с английского на язык индейцев штата Массачусетт и напечатал ее Мармадьюком Джонсоном и Сэмюэлем Грином в типографии в Кембридже, штат Массачусетс . К 1663 году Мармадьюк и Грин напечатали 1180 томов Ветхого и Нового Заветов, переведенных с английского на язык индейцев штата Массачусетт. [14] [15] [16]
Впервые Элиот попытался проповедовать индейцам (во главе с Катшамекином ) в 1646 году в Дорчестер-Миллс , [17] он потерпел неудачу и сказал, что они «не обратили на это внимания, но устали и презирали то, что я говорил». [10] Во второй раз он проповедовал индейцам в вигваме Вабана возле мельницы Уотертаун , который позже назывался Нонантум, ныне Ньютон, Массачусетс. [10] Джон Элиот не был первым пуританским миссионером, попытавшимся обратить индейцев в христианство, но он был первым, кто выпустил печатные публикации для алгонкинских индейцев на их родном языке. [10]
Это было важно, поскольку поселения « молящихся индейцев » можно было снабдить другими проповедниками и учителями для продолжения дела, начатого Джоном Элиотом. [10] Переведя проповеди на язык Массачусетта, Джон Элиот принес индейцам понимание христианства, а также понимание письменной речи. У них не было собственного письменного «алфавита», и они полагались в основном на устную речь и язык изображений. [18]
Миссионерская карьера
[ редактировать ]
Важная часть служения Элиота была сосредоточена на обращении Массачусетта и других алгонкинских индейцев. Соответственно, Элиот перевел Библию на язык Массачусетта и опубликовал ее в 1663 году под названием Mamusse Wunneetupanatamwe Up-Biblum God . [19] Это была первая полная Библия, напечатанная в Западном полушарии; Сэмюэл Грин и Мармадьюк Джонсон напечатали 1000 экземпляров на первой типографии в британско-американских колониях. [20] коренные жители, в том числе нипмук Джеймс Принтер (Воваус). В создании этой Библии участвовали [21]
В 1666 году Элиот опубликовал «Начало индийской грамматики», снова касаясь языка Массачусетса. Будучи миссионером, Элиот стремился консолидировать алгонкинских индейцев в запланированных городах, тем самым побуждая их воссоздать христианское общество. В какой-то момент существовало 14 городов так называемых « молящихся индейцев », лучший из которых задокументирован в Натике, штат Массачусетс . Другие молящиеся индийские города включали: Литтлтон (Нашоба), Лоуэлл (Вамсит, первоначально включенный в состав Челмсфорда ), Графтон (Хасанамессит), Мальборо (Окоммакамесит), часть Хопкинтона , которая сейчас находится в городе Эшленд (Макункокоаг), Кантон. (Пункапоаг) и Мендон-Аксбридж (Васентуг). [22] « Молящиеся города » были записаны поселенцами семнадцатого века, включая Дэниела Гукина . [23]
В 1662 году Элиот стал свидетелем подписания договора Мендона с индейцами нипмак на «плантацию Сквиншепаук». Благие намерения Элиота можно увидеть в его участии в судебном деле «Город Дедхэм против индейцев Натика», которое касалось пограничного спора. Помимо ответа на жалобу Дедхэма по пунктам, Элиот заявил, что целью колонии было принести пользу алгонкинскому народу. [22]
Молящиеся индийские города были основаны и другими миссионерами, в том числе пресвитерианцем Самсоном Оккомом , родом из Мохегана . Все молящиеся индийские города пострадали от разрушения во время войны короля Филиппа (1675 г.) и по большей части утратили свой особый статус индейских самоуправляющихся общин в течение XVIII и XIX веков, в некоторых случаях им платили за переезд в Висконсин и другие города. районы дальше на запад. [24]
Элиот также написал книгу «Христианское Содружество, или Гражданская политика восходящего царства Иисуса Христа» , которая считается первой книгой о политике, написанной американцем, а также первой книгой, запрещенной правительственным учреждением Северной Америки. Написанная в конце 1640-х годов и опубликованная в Англии в 1659 году, она предлагала новую модель гражданского правления, основанную на системе, установленной Элиотом среди обращенных индейцев, которая, в свою очередь, была основана на правительстве, установленном Моисеем среди израильтян в пустыне (Исход 18).
Элиот утверждал, что «Христос — единственный законный наследник английской короны», и призывал к избранной теократии в Англии и во всем мире. Вступление на престол английского короля Карла II сделало книгу позором для колонии Массачусетс . В 1661 году Генеральный суд вынудил Элиота публично опровергнуть книгу и принести извинения, запретил книгу и приказал уничтожить все копии.
было написано специальное издание Массачусетской Библии, В 1709 году в соавторстве с Опытом Мэйхью и Томасом Принсом в котором индийские слова были в одной колонке, а английские слова - в противоположной. Учебник Библии штата Массачусетт 1709 года также называют Массачусетской Псалтирью . Это издание 1709 года основано на Женевской Библии, как и Индийская Библия Элиота .
Семья
[ редактировать ]
Джон Элиот женился на Ханне Мамфорд в сентябре 1632 года, это первая запись в записи «Маражи жителей Роксбери». [25] У них было шестеро детей, пять сыновей и одна дочь. [26] Их дочь Ханна Элиот вышла замуж за Хаббакука Гловера. [27] Их сын, Джон Элиот-младший, был первым пастором Первой Церкви Христа в Ньютоне . [28] Другой сын, Джозеф Элиот, стал пастором в Гилфорде, штат Коннектикут , и позже стал отцом Джареда Элиота , известного писателя-аграрника и пастора. Сестра Джона Элиота, Мэри Элиот, вышла замуж за Эдварда Пейсона, основателя семьи Пейсонов в Америке и прапрадеда преподобного Эдварда Пейсона . Он также был предком Льюиса Э. Стэнтона, прокурора округа Коннектикут США. Он связан с семьей Бэконов.
Смерть
[ редактировать ]Элиот умер в 1690 году в возрасте 85 лет, его последними словами были «Добро пожаловать, радость!» Его потомки стали одной из ветвей семьи бостонских браминов . Историческое кладбище в Роксбери, штат Массачусетс, было названо кладбищем Элиота .
Наследие
[ редактировать ]Натик вспоминает его с памятником на территории Свободной библиотеки Бэкона. начальная школа Джона Элиота в Нидхэме, штат Массачусетс , основанная в 1956 году. В его честь названа [29] Пуританский «памятник» Коттон Мэзер назвал свою миссионерскую карьеру воплощением идеалов пуританства Новой Англии. [30] Уильям Кэри считал Элиота наряду с апостолом Павлом и Дэвидом Брейнердом (1718–1747) «канонизированными героями» и «разжигателями» в своем новаторском «Исследовании обязанности христиан использовать средства для обращения язычников» (1792). [31]
В 1689 году он пожертвовал 75 акров (30 га) земли для поддержки школы Элиота в том месте, которое тогда было районом Ямайка-Плейн Роксбери , а теперь является историческим районом Бостона. Двое других пуритан пожертвовали землю для строительства школы в 1676 году, но в поддержке особенно нуждались учащиеся-интернаты. Пожертвование Элиота требовало, чтобы школа (переименованная в его честь) без каких-либо предубеждений принимала как чернокожих, так и коренных американцев, что было очень необычно в то время. [32] Сегодня школа продолжает работать на своем первоначальном месте, продолжая принимать представителей всех национальностей, но теперь включает обучение на протяжении всей жизни. [33]
Город Элиот, штат Мэн , который находился в Массачусетсе во время его регистрации, был назван в честь Джона Элиота.
Элиот появляется в альтернативной истории серии 1632 года сборнике антологий «1637: Берег Хаоса». Его жена убита вскоре после рождения первого ребенка французскими солдатами, вторгшимися в Тринадцать колоний . Группа путешественников во времени приносит книгу о мире, из которого они родом, которая позволяет Элиоту прочитать о том, как много его работ было отменено его товарищами-колонистами. Затем он намеревается изменить свои миссионерские усилия таким образом, чтобы предотвратить обращение коренных американцев в веру. от уязвимости перед предательством, с которым они столкнулись в старой временной шкале.
Работает
[ редактировать ]- пер., Книга Бытия , 1655.
- пер., Псалтырь , 1658.
- Христианское Содружество: или Гражданская политика восходящего царства Иисуса Христа , 1659 г. Librivox audio
- Исповедь христианского завета , 1660 г.
- пер., Wusku Wuttestamentum Nullordumun Иисус Христос (Новый Завет), 1661.
- пер., Mamvsse Wunneetupanatamwe Up-Biblum God ( Святая Библия, содержащая Ветхий Завет и Новый ), 1663, ред. ред. 1685.
- Начало Индийской грамматики , 1666 год.
- Букварь по логике , 1672 г.
- Гармония Евангелий в священной истории унижения и страданий Иисуса Христа, от Его воплощения до смерти и погребения , 1678 г.
- Nehtuhpeh peisses ut mayut, Букварь по языку алгонкинских индейцев , 1684 г.
Эллиот Трактс [34]
- Первые плоды Новой Англии; в знак уважения, Первое обращение некоторых, Осуждение водолазов, Подготовка различных индейцев , 1643 г.
- Рассвет, если не восход солнца, Евангелия среди индейцев в Новой Англии , 1647 г.
- Ясный солнечный свет Евангелия озаряет индейцев Новой Англии , 1648 год.
- Славное распространение Евангелия среди индейцев Новой Англии , 1649 г.
- Свет, появляющийся все больше и больше навстречу совершенному Дню , 1651 г.
- Сила из слабости; или Славное проявление дальнейшего распространения Евангелия среди индейцев Новой Англии , 1652 г.
- Слезы покаяния: или дальнейшее повествование о распространении Евангелия среди индейцев Новой Англии , 1653 г.
- Позднее и дальнейшее проявление прогресса Евангелия среди индейцев Новой Англии , 1655 г.
- Дальнейший отчет о распространении Евангелия среди индейцев Новой Англии и о средствах, эффективно используемых для его продвижения , 1659 г.
- Дальнейший отчет о распространении Евангелия среди индейцев Новой Англии , 1660 г.
- Краткий рассказ о распространении Евангелия среди индейцев Новой Англии в 1670 и 1671 годах.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мур, Мартин (1822). Жизнь и характер преподобного Джона Элиота, апостола индейцев Северной Америки . Бостон: Т. Бедлингтон.
преподобный Джон Эллиот.
- ^ «Английская библейская история: Джон Элиот» . Великий Сайт . Проверено 7 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Уокер, Уиллистон (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 277–278.
- ^ «Эллиотт, Джон (ELT618J)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ «Хукер, Томас (HKR604T)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Баттис, Эмери (1962). Святые и сектанты: Энн Хатчинсон и антиномианский спор в колонии Массачусетского залива . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. стр. 189–246 .
- ^ Словарь американской биографии "Джона Элиота". Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1936. Биография в контексте. Интернет, 29 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Энциклопедия мировой биографии "Джон Элиот". Детройт: Гейл, 1998. Биография в контексте.Web.29 ноября 2014 г.
- ^ «Дартмутская копия индийской Библии Джона Элиота (1639 г.): ее происхождение» . Дартмут.edu . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Пропаганда и распространение Евангелия» . Колледж Иисуса в Кембридже. Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ «Первый индийский учитель и переводчик Джона Элиота, Кокено-де-Лонг-Айленд: и история его карьеры из ранних записей: Тукер, Уильям Уоллес, 1848–1917: Бесплатная загрузка и потоковая передача: Интернет-архив» . Архив.орг . 1896 год . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ [2] [ мертвая ссылка ]
- ^ Рот, 1938 , с. 17
- ^ Раунд, 2010 , с. 26
- ^ Thomas, 1874 , v. 1, p. 75
- ^ «Джон Элиот», Словарь американской биографии . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1936. Биография в контексте. Интернет, 29 ноября 2014 г.
- ^ «Джон Элиот» . Greatsite.com . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Краткая история Бостона Роберта Дж. Эллисона, стр.14
- ^ выставка книги псалмов залива в Библиотеке Конгресса, 2015 г.
- ^ Брукс, Лиза Таня (2018). Наша любимая родня: новая история войны короля Филиппа . Серия Генри Роу Клауда об американских индейцах и современности. Нью-Хейвен (Коннектикут): Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-19673-3 .
- ^ Jump up to: а б Карпентер, Джон Б. (2002) «Пуритане Новой Англии: бабушки и дедушки современных протестантских миссий». Фидес и история 30.4, 526.
- ^ Гукин, Дэниел (1792). Исторические сборники индейцев Новой Англии . Бостон: В издательстве Apollo Press в Бостоне, авторы Белкнап и Холл.
- ^ Годдард, Айвз и Кэтлин Дж. Брэгдон (ред.; 1989) Местные сочинения в Массачусетте. Филадельфия: Американское философское общество. П.2-15.
- ^ Уилсон, Джеймс Грант; Фиске, Джон, ред. (1888). Циклопедия американской биографии Эпплтона . Д. Эпплтон. п. 323 .
- ↑ Генеалогия потомков Джона Элиота, «апостола индейцев», 1598–1905 гг., Уильям Гораций Элиот (младший)
- ^ («Хаббакук Гловер был женат на Ханне Элиотт, дочери Джона Элиотта, учителя Церкви Христа в Роксбери, 4-3 месяц, Томас Дадли, губернатор». - Massachusetts Town Vital Records, NEHGS)
- ^ «Кладбище Старого Восточного прихода, первый памятник поселенцам - округ Миддлсекс, Массачусетс» . Интермент.нет . Архивировано из оригинала 23 января 2008 года . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ «История школы» . Проверено 9 сентября 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Мэзер, Коттон (1694). Жизнь и смерть преподобного Джона Элиота . Лондон: Дж. Дантон. OCLC 765802652 .
- ^ Карпентер, Джон, (2002) «Пуритане Новой Англии: бабушки и дедушки современных протестантских миссий», Fides et Historia 30,4, 529.
- ^ «Историческое общество Ямайки-Плейн - редактор «Колониальной эпохи» - Школа Элиота работает здесь с 1676 года» . Jphs.org . 21 января 2005 г. Архивировано из оригинала 22 января 2017 г. . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ «Занятия ремеслами и изобразительным искусством для всех возрастов» . Школа Элиота . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Трактаты Элиота: с письмами Джона Элиота Томасу Торогуду и Ричарду Бакстеру (Лондон, 2003 г.)
Библиография
[ редактировать ]- Карпентер, Джон. «Пуритане Новой Англии: бабушки и дедушки современных протестантских миссий». Fides et Historia 30, вып. 4 (октябрь 2002 г.).
- Чезарини, Дж. Патрик. «Краткая история индейцев Машепога Джона Элиота, 1666 год». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри 65, вып. 1 (2008): 101–134.
- Когли, Ричард. Миссия Джона Элиота к индейцам перед войной короля Филиппа. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1999.
- Диппольд, Штеффи. Джона Элиота «Слово вампаноага: индийская грамматика , народное восстание и элегантность родной речи». Ранняя американская литература 48, вып. 3 (2013): 543–75.
- Раунд, Филип Х. (2010). Съемный шрифт: истории книги в индийской стране, 1663-1880 гг . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-0-8078-3390-2 .
- Томас, Исайя (1874 г.). История книгопечатания в Америке, с биографиями печатников . Том. И. Нью-Йорк, Б. Франклин.
- Фрэнсис, Джон Элиот, Апостол индейцев , в «Библиотеке американской биографии», том 5 (Бостон, 1836 г.).
- Уинзор, Джастин (1880). Джуэтт Кларенс Ф. (ред.). Мемориальная история Бостона: включая округ Саффолк, штат Массачусетс. 1630-1880 . Том. Я . Бостон: Тикнор и компания.
- Уинзор, Мемориальная история Бостона , том 1 (Бостон, 1880–81).
- Уокер, Десять лидеров Новой Англии (Нью-Йорк, 1901 г.).
- Рот, Лоуренс К. (1938). Колониальный принтер . Портленд, штат Мэн, The Southworth-Anthoensen Press.
- Трактаты Элиота: с письмами Джона Элиота Томасу Торогуду и Ричарду Бакстеру (Лондон, 2003 г.).
- Рекорд Хаббакьюка Гловера «Коллекция жизненно важных органов Массачусетса, 1620–1988».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адамс, Неемия (1847). Жизнь Джона Элиота; с отчетом о первых миссионерских усилиях среди индейцев Новой Англии . Бостон, Общество субботней школы Массачусетса.
- Байингтон, Эзра Хойт (1899). Пуританин как колонист и реформатор . Бостон, Литтл, Браун.
- Каверли, Роберт Буди (1881). Жизнь и труды Джона Элиота, апостола среди индейских народов Новой Англии . Лоуэлл, Массачусетс: Джордж М. Эллиотт, издатель.
- Хамфрис, Мэри Гей (1913). Миссионеры-исследователи среди американских индейцев . Нью-Йорк, сыновья К. Скрибнера.
- Мур, Мартин (1842). Мемуары Элиота: апостола индейцев АН . Бостон: Сет Голдсмит.
- Уилсон, Джон (1841). Жизнь Джона Элиота, апостола индейцев . Дж. Лейн и П. П. Сэндфорд.
- Христианское общество трактатов (1854 г.). Джон Элиот: апостол индейцев . Лондон: Общество христианских трактатов.
- Уинзор, Джастин (1880). Джуэтт Кларенс Ф. (ред.). Мемориальная история Бостона: включая округ Саффолк, штат Массачусетс. 1630-1880 . Том. Я . Бостон: Тикнор и компания. рассказывает об участии Элиота в создании Индийской Библии ) ( Подробно
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кембриджский университет - Биография Джона Элиота
- Кембриджский университет - выставка Джона Элиота
- Школа Элиота
- Новый Завет Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа / Wusku Wuttestamentum Nul-Lordumun Иисус Христос Nuppoquohwussuaeneumun (Кембридж: 1661 г.), оцифрованный Библиотекой Джона Картера Брауна
- Manitowompae pomantamoonk sampwshanau Christianoh uttoh woh an pomantog wnssikkitteahonat God (Кембридж: 1665 г.), оцифровано Библиотекой Джона Картера Брауна
- Начало индийской грамматики (Кембридж: 1666 г.), оцифрованной Библиотекой Джона Картера Брауна.
- Работы Джона Элиота в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Элиот, Эллсворт (1900). Циклопедия американской биографии Эпплтона . .
- рождение 1600-х годов
- 1690 смертей
- Христианское духовенство 17 века
- Выпускники колледжа Иисуса в Кембридже
- Американские министры-конгрегационалисты
- Американские лексикографы
- Английские эмигранты в колонии Массачусетского залива
- Американские политические писатели
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Американские религиозные писатели
- Американские евангелисты
- Основатели американских школ и колледжей
- Конгрегационалистские миссионеры в США
- Писатели-конгрегационалисты
- Создатели систем письменности
- Люди из колониального Массачусетса
- Духовенство Массачусетса колониальной эпохи
- Пуританские министры Новой Англии 17 века
- Люди из Уидфорда, Хартфордшир
- Переводчики Библии на языки коренных народов Америки
- Английские миссионеры-конгрегационалисты
- Похороны в Бостоне
- Благотворители 17 века
- Английские переводчики 17 века
- Лингвисты-миссионеры