Доментий IV Грузии
Доментий IV | |
---|---|
Католикос-Патриарх Грузии | |
Срок владения | 1705–1724 и 1739–1741 гг. |
Рожденный | 1677 |
Умер | 1741 |
Династия | Династия Багратиони |
Отец | Levan of Kartli |
Мать | костюм Гуриэли |
Религия | Грузинская Православная Церковь |
Хелртва | ![]() |
Доментий IV ( грузинский : დომენტი IV , Доментий IV , светское имя Дамиан Багратиони , грузинский : დამიანე ბაგრატიონი ; 1677–1741) был католикосом П. атриарх Грузии с 1705 по 1724 год и снова с 1739 по 1741 год. Он был членом царской Мухрани. ветвь династии Багратиони , родившаяся как младший сын Левана Картли (Шах-Кули-хана) и его первой жены Туты Гуриели. Доментий активно участвовал в политике Картли и, по некоторым свидетельствам современников, даже имел царские амбиции. Раскол в его патриаршем правлении произошел из-за его противодействия установлению османского режима в Картли, и он провел тринадцать лет в османском плену с 1725 по 1737 год. Литератор Доментий составил сборник грузинской агиографии . Он также спонсировал реконструкцию и ремонт нескольких церквей и монастырей в Грузии. Его царственное имя иногда называют Доментий III . [ 1 ] [ 2 ]
Семья и ранняя жизнь
[ редактировать ]Доментий родился в 1677 году в царской семье Картли. Его отцом был Леван, грузинский царственный принц и номинально принявший ислам под именем Шах-Кули-хан, который некоторое время был титульным царем Картли в 1709 году. Его мать, Тута Гуриели, из княжеской династии Гурии , умерла год спустя. Среди братьев и сестер Доментия были трое будущих царей Картли, Кайхосро и Вахтанг VI — его братья — и Иессей , его сводный брат. О ранней жизни Доментиуса почти ничего не известно. После смерти матери Доментий находился на попечении некой Варвары, о которой он упоминает в своих иерусалимских записях 1699 года. Доменций в раннем возрасте был пострижен в монахи под именем Дамиана и некоторое время прожил в Иерусалиме. Он много путешествовал, посетив также Турцию, Иран и Россию . [ 3 ]
Первый патриарший срок
[ редактировать ]
В 1705 году Доменций, которому тогда было около 28 лет, был избран главой Грузинской Православной Церкви после того, как синод, созванный его братом Вахтангом, регентом Картли при его отсутствующем дяде Георгии XI (Гургин-хане) , обвинил католикоса Евдема II в « невежество» и отстранил его от должности. Правительство Сефевидов в Иране, претендующее на суверенитет над Картли, терпело поддержку церкви Вахтангом из-за вклада грузинских королевских особ, сражавшихся на афганском фронте. [ 4 ] [ 5 ] [ 3 ]
Ко времени воцарения Доментия Грузинская церковь была разделена на две части: восточную и западную, что отражало политическое разделение страны еще в 15 веке. Доментий, хотя и управлял только восточной церковью, приступил к осуществлению программы по восстановлению престижа и влияния грузинского католикосата. Склонный подчеркнуть свое иерархическое превосходство, новый прелат возобновил использование титула патриарха, на время забытого грузинскими католиками, поскольку их церковь переживала упадок под иранской гегемонией. Он использовал свое царское происхождение и богатство для восстановления церквей и монастырей по всей стране, заказал копии старых рукописей, перевел и опубликовал греческий Бревиарий — одну из первых книг, напечатанных в Грузии — в Тбилиси в 1719 году. [ 3 ]
В 1708 году Доментий отвоевал бывшие католикосальные владения у Давида II (Имам-Кули-хана) , мусульманского грузинского царя Кахетии . С этой целью патриарх в 1707 году отправился в Иран, чтобы убедить шаха заставить своего сопротивляющегося вассала в Кахетии пойти на уступки. Европейские авторы XVIII века, такие как Иуда Тадеуш Крусинский и миссионер-капуцин Пьер д'Иссуден, сообщают, что Доментий во время посещения Ирана предлагал развязать себя, жениться и принять ислам, надеясь вступить на трон Картли. За это, как утверждает Крусинский, Леван, который сам был мусульманином, приказал избить его по ступням ног. [ 6 ] Хотя достоверность этих сообщений оспаривается и по сей день, слухи были распространены во времена Доментия, о чем свидетельствует историческая поэма «Бавариани», написанная спутником католикоса Исе Тлашадзе. [ 3 ]
В 1712 году шах Султан Хусейн вызвал Вахтанга VI в Кирман и задержал его за отказ от ислама. Вахтанг послал своего родственника Сулхана-Сабу Орбелиани к Папе Клименту XI и королю Франции Людовику XIV , умоляя оказать давление на шаха с целью освобождения Вахтанга, намекая, что грузинская церковь может принять власть Папы, и Доментий поддержал это предложение. Картлийская знать не поддержала эти усилия, опасаясь иранского возмездия. Вахтанг в конечном итоге принял ислам, чтобы положить конец интригам, которые терзали страну в его отсутствие и в которых также участвовал католикос Доментий. Пока Вахтанг находился в Иране, его сводный брат и наместник, отвечавший за Картли, князь Свимон , арестовал Доментия и отправил для наказания наследнику Вахтанга Бакару , но святитель был спасен благодаря вмешательству жены Вахтанга Русудан . Когда в 1714 году королем стал сводный брат Вахтанга Иессе, проирански настроенный и мусульманин, Бакар отступил в горы, и благосклонность Доментия была восстановлена. [ 3 ]
Ссылка и второй срок
[ редактировать ]В 1719 году Вахтанг VI, приняв ислам, вернулся к власти в Картли. Срок полномочий Доментиуса оставался неизменным до 1723 года, когда Картли была захвачена османской армией, что вынудило Вахтанга VI отправиться в изгнание в Россию. Сам католикос удалился в Лору , а затем в гористую долину Ксани и был лишен своего поста своим сводным братом Иессеем, который теперь находился у власти под защитой Османской империи. священник Виссарион Вместо него был поставлен . В 1725 году Доментий был вызван в Константинополь, где его католикосские земельные владения были подтверждены султаном Ахмедом III . Но османское правительство решило, что он слишком ненадежен, чтобы ему разрешили вернуться в Грузию, и в декабре 1727 года отправило его в ссылку на эгейский остров Тенедос , где он оставался до 1736 года. Доментий смог вернуться в Картли только в ноябре 1739 года. и был немедленно восстановлен в своей должности с одобрения Надир-шаха Ирана, нового повелителя Картли, с которым он и многие другие грузинские высокопоставленные лица встретились в Дербенде. . Он умер в 1741 году и был похоронен в Кафедральный собор Мцхеты . [ 3 ]
Родословная
[ редактировать ]Предки Доментия IV Грузии |
---|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Берджесс 2005 , с. 151.
- ^ Иоселян 1866 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кавтария 2002 , [1] .
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 223.
- ^ Ланг 1957 , с. 77.
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 224.
Ссылки
[ редактировать ]
- Берджесс, Майкл (2005). Восточные православные церкви: краткие истории с хронологическими списками их предстоятелей . МакФарланд. ISBN 0786421452 .
- Иоселян, Платон (1866). Уильямс, Джордж (ред.). Краткая история Грузинской церкви . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кавтария, Михаил (2002). «Некоторые проблемы биографии Католика Доменти» . Литературули Дзебани (на грузинском языке). 23 (И). Национальная парламентская библиотека Грузии . Проверено 1 октября 2013 г.
- Ланг, Дэвид Маршалл (1957). Последние годы грузинской монархии, 1658-1832 гг . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Рэйфилд, Дональд (2012). Край империй: История Грузии . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1780230306 .
- 1677 рождений
- 1741 смертей
- Католикосы и Патриархи Грузии (страна)
- Люди 17 века из Грузии (страна)
- Люди 18 века из Грузии (страна)
- Писатели из Грузии (страна)
- Дом Мухрани (царская линия)
- Грузинские князья
- Люди 17 века из Сефевидского Ирана
- Люди из Афшарида Ирана
- Узники и узники Османской империи
- Люди XVIII века из Сефевидского Ирана