Jump to content

Нонгпок Нинтоу

(Перенаправлено с Лайнинтоу Нонгпок Нинттоу )
Нонгпок Нинтоу
Восточное направление
Член Майкей
Другие имена Кайно Чингсомпа Ангупа Апанпа
Главный культовый центр Горы Нонгмайчин [ 1 ]
Обитель Горы Нонгмайчин
Оружие копье
Тексты Лангкол Чингкойпа, Нонгмайчинг Чингкойпа, Пантойби Хонгул , Пантойби Нахейрол
Пол Мужской
Область Древний Канглейпак (ранний Манипур )
Этническая группа Этническая принадлежность мейтей
Фестивали Пусть Хараоба
Супруга Пантоиби
Эквиваленты
Индуистский эквивалент Шива [ 2 ]
Китайский эквивалент Король-отец Востока

Нонгпок Нинтоу ( английский : ꯅꯣꯡꯄꯣꯛ ꯅꯤꯡꯊꯧ ), также известный как Повелитель Востока или Король Востока, [ 3 ] [ 4 ] — божество в санамахизме , местной религии Манипура . Он является правящим божеством-хранителем восточного направления. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Легенда гласит, что Нонгпок Нинтоу и его супруга Пантойби объединились в горах Нонгмайчин Чинг . [ 9 ] [ 10 ] [ 6 ] [ 11 ] Позже им поклонялись как божествам, дающим цивилизацию, в религии Мэйтей . [ 12 ]

Нонгпок Нинтоу — один из главных Уманг Лаев . Первоначально он был известен как Лангмай Нинтоу (повелитель народа Лангмай). [ 4 ] : 78–80 

Холм Нонгмайчинг (также известный как холмы Селлой Лангмай) был исконной территорией народа Селлой Лангмай. В этой зоне наиболее сильно поклоняются Богу Лангмай Нинтоу (Нонгпок Нинттоу). Согласно тексту Нонгмайчинг Чингкойпа (также известный как Нонгмайцзин Чингойба), гора на востоке и за реками (р. Импхал, р. Ирил и р. Конгба) является обителью бога Кейноу Чингсомпа (другое имя Нонгпок Нинттоу). [ 13 ]

Согласно тексту Талона ( Тарона ), холм Селлой Лангмай имел 5 частей. В каждой дивизии проживали разные этнические группы. У каждой группы были разные божества предков. Позже они были описаны как 5 столпов страны Селлой Лангмай. [ 13 ]

Территории Латинская транслитерация (латинизация) Божества Латинская транслитерация (латинизация)
Эндрю Андро Эндрю Конб, Панам Кинг Андро Конба, Панам Нинтоу (букв. Вождь Панама)
Не могу Кейноу Тария, как так получилось Тария, Кейно Лакпа (букв. Глава Кейно)
Вакха Он построил Пулайломп (Пурайром) - упасть Пулейломпа ( Пурейромба ), Вакха Лакпа (букв. Глава Вакхи)
Чиньях Чингяй Чингсомп (Чингсомб), Чиньяг Лакп Чингсомба, Чингяй Лакпа (букв. Глава Чингяй)
гора Чингшан Паллунг Кинг, Чингшанг Лакп Паллунг Нинтоу, Чингшанг Лакпа (букв. Глава Циншана)

Позже, с течением времени, эти 5 богов, принадлежащие 5 разным местам холма Селлой Лангмай, были объединены в единого Бога с именем «Лангмай Нинтоу». Личные имена стали псевдонимами или различными формами Бога. Благодаря этому племенное общество народа Селлой Лангмай превратилось в вождество. Позднее это вождество превратилось в династию Ангом . [ 13 ]

Пять божеств, почитаемых на пяти участках холмов Селлой Лангмай, постепенно слились в одного Бога с именем «Лангмай Нинтоу» (букв. Король Лангмай ).

Согласно «Наотингхонг Памбал Каба ПуЯ» , положение Лангмая Нинттоу (букв. Король Лангмай ) поднялось до высшего уровня Бога Уманг Лай . Он получил новый титул «Нонгпок Нинттоу». Это произошло после изгнания народа Селлой Лангмай королем Митей Ура Контуба в 6-7 веках нашей эры. С окончанием этнического конфликта народ Селлой Лангмай слился с этносом Мейтей . Их божество «Лангмай Нинтоу» было переименовано в «Нонгпок Нинттоу» (букв. « Повелитель Востока »). Имя Бога было дано Мейтеями. Первоначально Бог принадлежал народу Селлой Лангмай. Эта группа людей жила на востоке Кангла , столицы королевства Мэйтей. [ 4 ]

Чейтарол Кумбаба впервые упомянул Бога во время правления короля Хагембы (1597–1652 гг.). [ 4 ]

Мифология

[ редактировать ]

Бог Нонгпок Нинттоу и богиня Пантойби — настоящие любовники. Впервые они встретились, когда богиня бродила по открытым лугам, купаясь и развлекаясь в прохладных водах текущей реки. Она была очарована красивой внешностью и выдающейся личностью Нонгпок Нинтоу (псевдоним Ангупа Кайно Чингсангсомпа). Они влюбились с первого взгляда. Он предложил ей сбежать с ним. Но уже замужняя богиня не очень скоро приняла мгновенное предложение, ведь не прошло и пяти дней после ее свадьбы. Она настояла на том, чтобы он провел некоторое время. [ 14 ]

Двое влюбленных много раз тайно, но регулярно встречались. Поведение Пантойби заставляет ее родственников подозревать ее. Ее смертный муж Хаба Сокчронгба пытался завоевать ее сердце многими уловками. Но для богини они были бесполезны. Нонгпок Нинтоу сбежал с богиней Пантойби , своей истинной возлюбленной, одетой в одежды Тангхулов . [ 15 ] [ 16 ]

Нонгпок Нинтхоу и Пантойби, два божественных любовника, объединились на холмах Нонгмайчин . Их радостный союз был отмечен божественными существами танцами и музыкой. Этот праздник породил фестиваль Лай Хараоба . [ 15 ] [ 16 ]

В другой версии истории Нонгпок Нинтоу встретил богиню Пантойби впервые , когда она помогала своему отцу в культивировании джхума (рубка и сжигание) . Они влюбились с первого взгляда, без разговоров. Но Пантойби вышла замуж за другого мужчину против ее воли. Она покинула дом мужа в поисках своего настоящего возлюбленного. Нонгпок Нинтоу также покинул свой дом с той же целью. Влюбленные встретились в Кангла . Кангла стала местом их божественного союза. Поэтому он считается благоприятным местом коронации царей Мэйтей. [ 1 ]

В древних текстах

[ редактировать ]

В древних на языке мейтей текстах , таких как « Лангкол Чингкойпа» , « Нонгмайчинг Чингкойпа» , « Пантхойби Хонгул» , «Пантхойби Нахейрол» , бог Нонгпок Нинтоу описывается как самый любимый возлюбленный богини Пантойби (также известной как Нонгпок Лейма ).

Лангкол Чингкойпа

[ редактировать ]

В древнем на языке мейтей тексте «Лангкол Чингкойпа» (он же «Ланггол Чинггойба» ) дела между Нонгпоком Нинтхоу и Пантойби упоминаются следующим образом:

Когда Пантойби, принцесса Мэйтей, развлекалась со своим возлюбленным Нонгпоком Нинттоу, она напомнила ему о рассвете и о страхе, что их увидит ее свекровь Ману Текнга. С тех пор склон стал известен как Чингнунг Шой.

«Язык Чингкойпа» ( «Язык Чинггойбы» ) [ 17 ]

Нонгмайчинг Чингкойпа

[ редактировать ]

В древнем на языке Мэйтей тексте «Нонгмайчинг Чингкойпа» (он же «Нонгмайцзин Чинггойба» ) упоминается бог Нонгпок Нинтоу (он же Кайно Чингсомба). [ 18 ] в отношении горы Нонгмайчин следующим образом:

О король, гора, расположенная на востоке, за рекой, является обителью Кайно Чингсомбы, повелителя Лангмайса.

«Нонгмайчинг Чингкойпа» (он же «Нонгмайцзин Чинггойба» ) [ 19 ]

Пантоиби Нахейрол

[ редактировать ]

Древний на языке мейтей текст Пантоиби Нахейрол ( Meitei : ꯄꯥꯟꯊꯣꯏꯕꯤ ꯅꯥꯍꯩꯔꯣꯜ , латинизированное: panthoibi nāheirōl ) описывает романтические дела бога Нонгпока Нинттоу и его возлюбленной Пантойби . В нем рассказывается о том, как Нонгпок Нинтоу подсказала Пантойби план, согласно которому Пантойби покинула дом своего бывшего мужа (дом династии Хаба ), обманув ее в законах, а затем осталась в родительском доме, а затем, наконец, соединилась со своим последним возлюбленным. в горах Лангмай, обманув свою мать. [ 20 ]

По плану Пантойби притворился нездоровым. Ее мать упомянула имена некоторых богов, которые, как она (мать Пантойби) верила, могли излечить болезнь ее дочери. Она упомянула Вангпулен ( Wangbren ), Тханчин ( Thangjing ) и Купалу ( Kobru ). Поскольку никто из них не является любовником Пантойби, Пантойби сделала вид, что ее здоровье ухудшается при упоминании каждого мужчины. Наконец, ее мать упомянула Нонгпок Нинттоу Кайно Чингсомба следующим образом:

О дочь, в восточном регионе есть тот, кто завоевал Кьянга Бирмы и чьи владения простираются далеко на север. Его также считают способным врачом для всех, независимо от жизненного положения. Позвольте мне послать за ним.

- Мать Пантойби рассказывает дочери в «Пантойби Нахейрол». [ 21 ]

В ответ матери Пантойби похвалила своего возлюбленного Нонгпок Нинтоу следующим образом:

Как я уже говорил вам, есть тот, кто безраздельно правит холмами Лангмай, на чьем склоне первым светит солнце. Он настолько силен, что может ходить по воздуху, ступая по облакам, и может обходить мир семь раз в день, ни разу не выказав усталости. Он мой врач.

- Пантойби рассказывает своей матери в «Пантойби Нахейрол». [ 22 ]

Пантойби настояла на том, чтобы мать позвонила ему как можно скорее. Когда его позвали, Нонгпок Нинтоу прибыл, подмигнув. Нонгпок Нинтоу притворилась, что обследует и лечит ее мнимую болезнь. Через короткий промежуток времени Пантойби притворилась, что полностью вылечилась от своей ложной болезни. Пантойби рассказала своей матери о величии Нонгпок Нинттоу как врача, а также спасителя ее жизни на грани смерти.

Воспользовавшись ситуацией, Нонгпок Нинттоу последовал за Пантойби, и таким образом они наконец объединились. [ 23 ]

Культы и святыни

[ редактировать ]

Большинство сохранившихся культов и святилищ, посвященных богу Лангмай Нинтоу (Nongpok Ningthou), расположены на холме Нонгмайчинг ( Selloi Langmai Hill ) и близлежащих к нему районах. [ 4 ]

Некоторые из наиболее известных святынь включают: (1) Нонгпок в Яйрипоке, (2) Панам Нинттоу в Андро, (3) Нонгпок Нинттоу в Хойроме, (4) Пурейромба в Ламлае, (5) Нонгпок Нинттоу в Энгуроке (Ингурок), (6) Пурейромба и Нахаруп, (7) Нонгпок Нинттоу и Тахел, (8) Пурейромба и Бамон Кампу, (9) Нонгпок Нинттоу и Чаранпат Манинг, (10) Варой Чинг Маланг Ламхуиба и Варой Чинг, (11) Нонгпок и Чандракхонг. [ 4 ]

Эти святыни находятся в ведении Умангского лаизма . Однако существует множество святынь Бога Лангмая Нинтоу, независимых от Уманг Лаизмов . Примеры включают Чингьяй, Харонг, Исингчайби, Нунгпак Кхул, Чингой и т. д. Из-за независимости от Уманг Лаизма эти святыни были поглощены индуизмом в эпоху после Чарайронгбы в Манипуре . Одним из примечательных примеров является храм Чингяй. Святилище Чингьяй было преобразовано в культ индуистского бога Шивы Махадевы во время правления короля Чандракирти (1850–1886 гг. Н.э.). [ 4 ]

Квайракпа Эрель — самое известное священное место, посвященное Нонгпоку Нинттоу (псевдоним Квайракпа) в Ассаме . Это остров посреди реки Барак. [ 24 ] [ 25 ]

В искусстве

[ редактировать ]
Пена (музыкальный инструмент) — неотъемлемая часть музыкального исполнения Пантойби Джагоя .

Пантоиби Джагой — это дуэтный танец, который сопровождается романтической песней в исполнении майби и пенакхонгба ( игрок на пена (музыкальный инструмент) ). Это ссылка на любовь Нонгпок Нинттоу к своей супруге Пантойби . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]

« Тангхул Нураби Лутаба» — это инсценировка реплики между Тангхул Пакхангом (Нонгпок Нинтхоу) и Нураби ( Пантойби ). Два игрока одеваются в одежду Тангкула, посвященную сельскому хозяйству в поле. Это исполняется в последнюю ночь Канглей Хараоба (разновидность Лай Хараоба ). [ 29 ]

Фестиваль

[ редактировать ]

Фестиваль Нонгпок Нинтхоу Пантоиби Хараоба отмечается в Манипуре пять дней подряд каждый год . Один из грандиозных праздников организуется в Кватхе. [ 30 ]

Священные места

[ редактировать ]
  • У божества Нонгпок Нинтхоу и его богини Пантойби есть пантеон Нонгпок Нинтхоу Пантойби на холме в Яйрипоке, Манипур. [ 31 ]
  • Каждый год тысячи преданных стекаются к священному месту Бога Нонгпок Нинтоу в поисках его благословения возле реки Джири в Ассаме . [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
  • В местечке Кватха находится священное место бога Нонгпок Нинттоу и его богини Пантойби , где собираются преданные, чтобы поклоняться им. [ 35 ]
  • В Янглем Лейкае есть священное место бога Нонгпок Нинттоу и его богини Пантойби . [ 36 ]
  • Nongpok Ningthou Laishang расположен в Бишнупуре, Манипур , Индия. [ 37 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Виджайлакшми Брара, Н. (1998). Политика, общество и космология на северо-востоке Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 73. ИСБН  978-0-19-564331-2 – через archive.org.
  2. ^ Сингх, Балмики Прасад (1987). Проблема перемен . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-562052-8 .
  3. ^ Деви, Лайренлакпам Бино (2002). Лоис Манипура: Андро, Хуркул, Пхаенг и Секмаи . Публикации Миттала. ISBN  9788170998495 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бираджит, Сойбам (01 декабря 2014 г.). Миямги Кхолао: Росток сознания . ARECOM (Консорциум перспективных исследований, Манипур). п. 80.
  5. ^ Виджайлакшми Брара, Н. (1998). Политика, общество и космология на северо-востоке Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 148. ИСБН  978-0-19-564331-2 – через archive.org.
  6. ^ Перейти обратно: а б Религия Манипура . Фирма Клм. 1980 г. - через archive.org.
  7. ^ Критическое исследование религиозной философии . Август 1991 г. с. 57 – через archive.org.
  8. ^ Парратт, Сарой Налини (1980). Религия Манипура: верования, ритуалы и историческое развитие Фирма КЛМ. ISBN  978-0-8364-0594-1 .
  9. ^ Рой, Л. Соми (21 июня 2021 г.). И вот почему... Пересказ мифов Манипури . Penguin Random House India Private Limited. ISBN  978-93-91149-65-9 .
  10. ^ «E-Pao! Books :: Полная электронная платформа для Manipuris» .
  11. ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Сахитья Академия. ISBN  978-81-260-0086-9 .
  12. ^ Традиционное исполнительское искусство Северо-Восточной Индии . Ассамская академия культурных связей. 1990.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Бираджит, Сойбам (01 декабря 2014 г.). Миямги Кхолао: Росток сознания . ARECOM (Консорциум перспективных исследований, Манипур). п. 79.
  14. ^ Деви, Нунглекпам Преми (14 апреля 2018 г.). Взгляд на литературные произведения Манипури . Публикации ФСП в СМИ. п. 28.
  15. ^ Перейти обратно: а б Деви, Нунглекпам Преми (14 апреля 2018 г.). Взгляд на литературные произведения Манипури . Публикации ФСП в СМИ. п. 29.
  16. ^ Перейти обратно: а б Деви, доктор Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . Лулу.com. п. 119. ИСБН  978-0-359-72919-7 .
  17. ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . п. 103. ИСБН  978-81-260-0086-9 .
  18. ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . п. 102. ИСБН  978-81-260-0086-9 .
  19. ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . п. 102. ИСБН  978-81-260-0086-9 .
  20. ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . стр. 60, 61. ISBN.  978-81-260-0086-9 .
  21. ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . стр. 60, 61. ISBN.  978-81-260-0086-9 .
  22. ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . стр. 61, 62. ISBN.  978-81-260-0086-9 .
  23. ^ Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . п. 62. ИСБН  978-81-260-0086-9 .
  24. ^ «Тысячи людей толпятся в священном храме у реки Барак» . www.thesangaiexpress.com .
  25. ^ «Преданные возносят молитвы у священного храма Хвайракпа Эрель» . www.imphaltimes.com . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г. Проверено 17 июня 2022 г.
  26. ^ Лисам, Хомдан Сингх (2011). Энциклопедия Манипура (3 тома) . Издательство Гян. ISBN  978-81-7835-864-2 .
  27. ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура Рутледж. п. 233. ИСБН  978-1-000-29637-2 .
  28. ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура Рутледж. п. 234. ИСБН  978-1-000-29637-2 .
  29. ^ Нони, Арамбам; Санатомба, Кангуджам (16 октября 2015 г.). Колониализм и сопротивление: общество и государство в Манипуре . Рутледж. ISBN  978-1-317-27066-9 .
  30. ^ «Кватха Нонгпок Нинттоу и Эма Пантойби - Новости Манипура» . 29 апреля 2017 года . Проверено 17 июня 2022 г.
  31. ^ «НОНГПОК НИНТХОУ ПАНТОИБИ ХИЛЛ» . Wikimapia.org .
  32. ^ «Преданные возносят молитвы в священном месте Нонгпок Нинтоу - Время Импхал» . www.imphaltimes.com . 12 января 2020 г.
  33. ^ «Преданные возносят молитвы в священном месте Нонгпок Нинтоу — Rediff Realtime News» . Realtime.rediff.com .
  34. ^ «Преданные возносят молитвы в священном месте Нонгпок Нинтоу» . www.thesangaiexpress.com .
  35. ^ «Кватха Нонгпок Нинттоу и Эма Пантойби - Новости Манипура» . 29 апреля 2017 г.
  36. ^ «Информационная страница» . Проверено 4 июня 2020 г.
  37. ^ «Нонгпок Нинттоу Лайшан, Западная Бенгалия» .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f6d6181009a4999360fe9406d6219b9__1723113480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/b9/4f6d6181009a4999360fe9406d6219b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nongpok Ningthou - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)