Jump to content

Нонгшаба

(Перенаправлено с Нонгшабы )
Нонгшаба
Член Уманг Лаис [ 1 ] [ 2 ]
Другие имена
Принадлежность Санамахизм
Главный культовый центр Уманг Лай Культы
Обитель Небо и Земля
Тексты Нонгшаба Лайхуэй [ 3 ] : 83–84 
Пол Мужской
Область Древний Канглейпак (ранний Манипур )
Этническая группа Этническая принадлежность мейтей
Фестивали Пусть Хараоба
Генеалогия
Родители Салайлен Сидаба (отец)
Братья и сестры
Супруги
  • Тонгнанг Лейча Кхомби
  • Сарунглейма [ 4 ] : 10, 81, 85 
Потомство Тханчинг [ 6 ] [ 1 ] [ 2 ] (родом из Сарунглеймы). [ 7 ]

Нонгшаба ( Мэйтей) : ꯅꯣꯡꯁꯥꯕ ) — бог-лев в санамахизме и мифологии мейтей . Он также считается царем богов . [ 8 ] [ 5 ] [ 9 ] Ему приписывают создание света в изначальной вселенной, и он считается создателем Солнца . [ 4 ] : 85  [ 7 ] : 116, 362  Ему поклоняются люди как кланов Нинтхуджа, так и кланов Мойранг . Люди клана Мойранг поклонялись Нонгшабе как божеству линии передачи и считали отцом бога Тханчинга . [ 6 ] : 47, 48  Он величайший из Уманг Лай ( Мейтей означает «лесные боги»), но он сделал своего единственного сына Тангчинга главным божеством Мойранга. [ 4 ] : 81  [ 1 ] [ 2 ]

Культ Нонгшабы был принесен из Мойранга Мунгьяангом Нгайранангба и Юмнаамом Тонба, которые подарили божество королю Хагембе ( Мейтей : Хагемба ) (годы правления 1597-1652 гг. н.э.). [ 10 ] [ 11 ] Позиция культа Нонгшабы подкреплялась признанием его как Уманг Лая и провозглашением царем богов , а также строительством пятиэтажного храма в его честь. [ 12 ] : 110  [ 2 ] : 125  Другие Уманг Лаи стали меньшими божествами. Во время правления короля семью Мэйтей, Лейтангбам ответственность за культ Нонгшабы была возложена на . Также была основана Пхура посвященных , группа жриц, Нонгшабе. [ 12 ] [ 9 ] [ 2 ] : 127 

Во время правления короля Пайхомбы ( Мэйтей : пайхомба ) (годы правления 1666–1697 гг. н. э.) произошла духовная и символическая церемония бракосочетания принцессы Яосомби ( Мэйтей : Яусомби ) и Нонгшабы с подношением слона божеству. Со времен Хагембы и до воцарения короля Чарайронгбы в 1687 году культ Нонгшабы был более популярен, чем культ Лайнингтоу Санамахи . [ 12 ] : 111  [ 2 ] : 141 

Культ Нонгшаба просуществовал недолго. В начале 18 века индуистские священники из Силхета прибыли в Канглейпак, чтобы распространять гаудия-вайшнавизм . Их возглавляли Шантидас Адхикари и его соратник Гопал Дас, которым удалось в 1710 году обратить короля Памхейбу (годы правления 1709–1754 гг. Н. Э.) из санамахизма в вайшнавизм. Памхеймба изменил свое имя на Гариб Наваз и сделал индуизм официальной религией Манипура. В 1723 году Гариб Наваз приказал разрушить большую часть святынь Уманг Лая, а индуистские брахманы . их храмы захватили [ 12 ] : 111  [ 2 ] : 19  [ 13 ] 17 октября 1732 года он приказал разрушить храмы. [ 14 ]

Мифология

[ редактировать ]

В Мэйтей мифологии Кангла Ша — божественное воплощение Нонгшабы. [ 9 ] : 53  [ 15 ]

Согласно « Нонгшаба Лайхуэй» , Нонгшаба является вторым сыном Владыки Вселенной и также известен как Толбу Чинглен Нонгдай Нинтоу. Согласно тексту, на Нонгшабу не возлагались большие обязанности, хотя он сыграл большую роль в создании вселенной . В отличие от своего младшего брата Пахангбы, Нонгшаба не стоял на пути своего старшего брата Лайнингту Санамахи. [ 3 ] : 83–84  [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] В отличие от своего младшего брата Пакхангбы, Нонгшаба не имеет человеческих потомков, и в отличие от своего старшего брата Лайнингту Санамахи, он не имеет никакого проявления в человеческом облике». [ 3 ] : 84  [ 18 ]


Нонгшаба Лайхуэй далее описывает Нонгшабу как:

«Бог Кубру служил Нонгшабе своей шалью, бог Танцзин Койрен Нинтоу — своей подушкой для спины, бог Вангпурен , сын Ванну Реймы Кхомчомфаби, — своим ковром, Бог Маршинг — своим троном, бог Нонгпок Нинтоу — своим зеркалом, Телли Нинттоу Сидаба — своим зеркалом. его вешалка для одежды, бог солнца в качестве секпина (балдахина) и Пахангба в качестве аранчи, богиня"

В том же тексте все божества Уманг Лая, включая Санамахи, описываются как служители Нонгшабы. [ 12 ] : 110  [ 18 ]

Во второй строфе поэмы Мэйтей «Анойрол» , воспетой в « Лай Хараоба» , упоминаются многие небесные божества в том числе Нонгшаба, бог неба Мойранга , . [ 2 ] :  105, 112, 178

Поклонение

[ редактировать ]

Преданные поклоняются Нонгсабе, предлагая белую одежду, фрукты, цветы и рыбу, предпочтительно саренг . [ 19 ] [ 2 ] : 51–52  В древние времена Нонгшаба почитался вместе с Пахангба в Наошумшанге , святилище фигур предков. Прихожане молились Нонгшабе и молились о долголетии королей Мэйтей. [ 20 ]

Пхура — это класс жриц , управляющих культом Нонгшаба. [ 21 ]

Представления в платье Meitei

[ редактировать ]
Женщины в платье Нинкхам самджин, символизирующем Нонгшабу.

Костюм нингкхам самджин, который носят танцоры, представляет Нонгшабу. Самджин — это сложный высокий заостренный головной убор, украшенный вышивкой с кисточками, а нингкхам — треугольная накидка с аппликационной каймой, которую носят вокруг талии. [ 22 ] Говорят, что форма самджина представляет собой рогатую голову Нонгшабы, а его уши представляют собой веерные оборки с каждой стороны. Нингкхам представляет собой хвост Нонгшабы. [ 23 ] Образное тело Нонгшабы представлено набедренной повязкой кхамен чатпа , а его борода - длинной полосой декоративной ткани, свободно свисающей на груди. [ 24 ]

В Бангладеш

[ редактировать ]

множество храмов, посвященных божествам Мейтей Короли Мэйтей построили в Бангладеш , среди которых примечательным был храм, посвященный Нонгшабе. [ 25 ] В Манипури Раджбари на Лама-Базаре в Бангладеш есть храм Нонгшаба, наряду с храмами Пахангбы и богини Юмджао Лейма . Фасад храма обращен на юг, а его план имеет квадратную форму и занимает площадь 10 м. 2 . [ 26 ]

15 декабря 2015 года в Импхале журнал был запущен двухнедельный Nongsaba под девизом «Журналистика ради перемен». Издание посвящено общественно-политической тематике, экономике, образованию, безработице, искусству и культуре, науке, спорту, красоте, здоровью, развлечениям и т.д. [ 27 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Генеральный офис регистратора Индии (1962 год). Перепись населения Индии 1961 года . Менеджер публикаций. п. 53. Нонгшаба — величайший из уманг лай, или лесных богов.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Парратт, Сарой Налини (1980). Религия Манипура: верования, ритуалы и историческое развитие Фирма КЛМ. стр. 100-1 15, 118, 125  978-0-8364-0594-1 . Есть также два упоминания о Нонгшабе, который, как мы видели, был отцом бога Мойранга Танцзинга.
  3. ^ Jump up to: а б с д Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Сахитья Академия . стр. 83, 84. ISBN  978-81-260-0086-9 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии (1901 г.). Мужчина . Лондон. п. 85.
  5. ^ Jump up to: а б с Internationales Asienforum: Международный ежеквартальный журнал азиатских исследований (на английском и немецком языках). Вельтформ Верлаг. 1989. с. 300.
  6. ^ Jump up to: а б Сингх, Н. Джойкумар (2006). Этнические отношения среди народов Северо-Восточной Индии . Центр исследований Манипура, Университет Манипура и издательство Аканша. стр. 47, 48. ISBN.  978-81-8370-081-8 . Мало того, обе общины также поклонялись божеству лорда Нонгшабы. Мойранги поклонялись Нонгшабе как божеству линии передачи и считали отцом лорда Танцзинга.
  7. ^ Jump up to: а б Лич, Марджори (1992). Путеводитель по богам . Гейл Исследования . п. 68. ИСБН  978-1-873477-85-4 .
  8. ^ Нилаби, Сайрем (2006). Лучшее из Лайингту Лайреммасингги Вари Сингбул [ Сборник богов и богинь встреч ] (в Манипури). Лонгджам Арун для публикации GMPublication Импхал , стр. 100-1 156, 157, 158, 159,
  9. ^ Jump up to: а б с Сингх, Мойрангтем Кирти (1988). Религия и культура Манипура . Публикации Манас. стр. 38–39. ISBN  978-81-7049-021-0 . Пхура (жрица божества Нонгсаба). Считается, что они обладают видением этих божеств, которым служат, и способны передавать людям послания богов во время транса.
  10. ^ Бахадур, Мутуа (1986). Эпиграфические записи Манипура (на английском языке и Манипури). Музей Мутуа. п. 29.
  11. ^ Харешвар Гошвами (2004). Харешвар Гошвами История народа Манипура (пересмотренная ред.). Yaol Publishing Limited, Венлокл-роуд, 22-22, Лондон. п. 214.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Бираджит, Сойбам (01 декабря 2014 г.). Миямги Кхолао: Росток сознания . ARECOM (Консорциум перспективных исследований, Манипур). стр. 110–111.
  13. ^ «Индуизм в Манипуре, часть 2», Чиром Раджкетан . электронный pao.net . Проверено 6 октября 2022 г.
  14. ^ Нони, Арамбам; Санатомба, Кангуджам (16 октября 2015 г.). Колониализм и сопротивление: общество и государство в Манипуре . Рутледж . п. 235. ИСБН  978-1-317-27066-9 .
  15. ^ Анвикша (на английском, бенгальском и санскрите). Джадавпурский университет . 2004. с. 237.
  16. ^ Паникер, К. Айяппа (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и подборки (ассамский-догри) . Сахитья Академия . п. 337. ИСБН  978-81-260-0365-5 . «Нонгшаба Лайхуэй» и «Пантхойби Хунгун» — важные книги того времени.
  17. ^ Симха, Консама Маникачанда (2015). Номшаба лаихуи . Конасама Имо Симха.
  18. ^ Jump up to: а б с Чандрашехар Сингх, Хулем (1982). Другие люди благодарят вас (в Манипури). Комитет Манипура Уманг Лай Хараоба и цифровая библиотека Индии пп. 3–21.
  19. ^ Мэйтей, Маянгламбам Мангансана (6 июня 2021 г.). Звук Пены в Манипуре . Марджинг Маянгламбам. стр. 19, 52. ISBN  978-93-5473-655-1 . <
  20. ^ Мутукумарасвами, доктор медицинских наук; Каушал, Молли (2004). Фольклор, общественная сфера и гражданское общество . NFSC www.indianfolklore.org. п. 71. ИСБН  978-81-901481-4-6 .
  21. ^ Брара, Н. Виджайлакшми (1998). Политика, общество и космология на северо-востоке Индии . Дели; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 138. ИСБН  978-0-19-564331-2 .
  22. ^ Салам, Арунапьяри (26 сентября 2020 г.). «Существуют огромные возможности для текстиля и изделий кустарного промысла Манипури на экспортном рынке» Импхальный обзор искусства и политики» . imhalreviews.in . Проверено 8 марта 2024 г.
  23. ^ Канглейнганпа Кха Нганпа, С. (2011). История народа Митей - священная книга под ред. 2-й (в Манипури). Цифровая библиотека Индии . стр. 263–264.
  24. ^ К. Собита Деви (1998). Традиционная одежда мейтей (на английском и манипури). Импхал : Издательство Бубон. стр. 94, 96.
  25. ^ Сана, Радж Кумар Соморджит (2010). Хронология монархов Митей: с 1666 по 1850 год нашей эры . Вайкхом Ананда Митей. пп. 300, 301. ISBN  978-81-8465-210-9 .
  26. ^ Санаджаоба, Наорем (1988). Манипур, Прошлое и настоящее: наследие и испытания цивилизации . Публикации Миттала. стр. 172, 175. ISBN.  978-81-7099-853-2 .
  27. ^ «Двухнедельный журнал: 05 декабря 2015 г. ~ E-Pao! Заголовки» . электронный pao.net . Проверено 6 октября 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4aae6fd668d9ef0307501d3168e23b95__1719909720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/95/4aae6fd668d9ef0307501d3168e23b95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nongshāba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)