Нонгшаба
Нонгшаба | |
---|---|
Член Уманг Лаис [ 1 ] [ 2 ] | |
Другие имена |
|
Принадлежность | Санамахизм |
Главный культовый центр | Уманг Лай Культы |
Обитель | Небо и Земля |
Тексты | Нонгшаба Лайхуэй [ 3 ] : 83–84 |
Пол | Мужской |
Область | Древний Канглейпак (ранний Манипур ) |
Этническая группа | Этническая принадлежность мейтей |
Фестивали | Пусть Хараоба |
Генеалогия | |
Родители | Салайлен Сидаба (отец) |
Братья и сестры | |
Супруги |
|
Потомство | Тханчинг [ 6 ] [ 1 ] [ 2 ] (родом из Сарунглеймы). [ 7 ] |
Часть серии о |
Мифология Мэйтей |
---|
Портал мифов |
Часть серии о |
Санамахизм |
---|
Нонгшаба ( Мэйтей) : ꯅꯣꯡꯁꯥꯕ ) — бог-лев в санамахизме и мифологии мейтей . Он также считается царем богов . [ 8 ] [ 5 ] [ 9 ] Ему приписывают создание света в изначальной вселенной, и он считается создателем Солнца . [ 4 ] : 85 [ 7 ] : 116, 362 Ему поклоняются люди как кланов Нинтхуджа, так и кланов Мойранг . Люди клана Мойранг поклонялись Нонгшабе как божеству линии передачи и считали отцом бога Тханчинга . [ 6 ] : 47, 48 Он величайший из Уманг Лай ( Мейтей означает «лесные боги»), но он сделал своего единственного сына Тангчинга главным божеством Мойранга. [ 4 ] : 81 [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Культ Нонгшабы был принесен из Мойранга Мунгьяангом Нгайранангба и Юмнаамом Тонба, которые подарили божество королю Хагембе ( Мейтей : Хагемба ) (годы правления 1597-1652 гг. н.э.). [ 10 ] [ 11 ] Позиция культа Нонгшабы подкреплялась признанием его как Уманг Лая и провозглашением царем богов , а также строительством пятиэтажного храма в его честь. [ 12 ] : 110 [ 2 ] : 125 Другие Уманг Лаи стали меньшими божествами. Во время правления короля семью Мэйтей, Лейтангбам ответственность за культ Нонгшабы была возложена на . Также была основана Пхура посвященных , группа жриц, Нонгшабе. [ 12 ] [ 9 ] [ 2 ] : 127
Во время правления короля Пайхомбы ( Мэйтей : пайхомба ) (годы правления 1666–1697 гг. н. э.) произошла духовная и символическая церемония бракосочетания принцессы Яосомби ( Мэйтей : Яусомби ) и Нонгшабы с подношением слона божеству. Со времен Хагембы и до воцарения короля Чарайронгбы в 1687 году культ Нонгшабы был более популярен, чем культ Лайнингтоу Санамахи . [ 12 ] : 111 [ 2 ] : 141
Культ Нонгшаба просуществовал недолго. В начале 18 века индуистские священники из Силхета прибыли в Канглейпак, чтобы распространять гаудия-вайшнавизм . Их возглавляли Шантидас Адхикари и его соратник Гопал Дас, которым удалось в 1710 году обратить короля Памхейбу (годы правления 1709–1754 гг. Н. Э.) из санамахизма в вайшнавизм. Памхеймба изменил свое имя на Гариб Наваз и сделал индуизм официальной религией Манипура. В 1723 году Гариб Наваз приказал разрушить большую часть святынь Уманг Лая, а индуистские брахманы . их храмы захватили [ 12 ] : 111 [ 2 ] : 19 [ 13 ] 17 октября 1732 года он приказал разрушить храмы. [ 14 ]
Мифология
[ редактировать ]В Мэйтей мифологии Кангла Ша — божественное воплощение Нонгшабы. [ 9 ] : 53 [ 15 ]
Согласно « Нонгшаба Лайхуэй» , Нонгшаба является вторым сыном Владыки Вселенной и также известен как Толбу Чинглен Нонгдай Нинтоу. Согласно тексту, на Нонгшабу не возлагались большие обязанности, хотя он сыграл большую роль в создании вселенной . В отличие от своего младшего брата Пахангбы, Нонгшаба не стоял на пути своего старшего брата Лайнингту Санамахи. [ 3 ] : 83–84 [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] В отличие от своего младшего брата Пакхангбы, Нонгшаба не имеет человеческих потомков, и в отличие от своего старшего брата Лайнингту Санамахи, он не имеет никакого проявления в человеческом облике». [ 3 ] : 84 [ 18 ]
Нонгшаба Лайхуэй далее описывает Нонгшабу как:
«Бог Кубру служил Нонгшабе своей шалью, бог Танцзин Койрен Нинтоу — своей подушкой для спины, бог Вангпурен , сын Ванну Реймы Кхомчомфаби, — своим ковром, Бог Маршинг — своим троном, бог Нонгпок Нинтоу — своим зеркалом, Телли Нинттоу Сидаба — своим зеркалом. его вешалка для одежды, бог солнца в качестве секпина (балдахина) и Пахангба в качестве аранчи, богиня"
В том же тексте все божества Уманг Лая, включая Санамахи, описываются как служители Нонгшабы. [ 12 ] : 110 [ 18 ]
Во второй строфе поэмы Мэйтей «Анойрол» , воспетой в « Лай Хараоба» , упоминаются многие небесные божества в том числе Нонгшаба, бог неба Мойранга , . [ 2 ] : 105, 112, 178
Поклонение
[ редактировать ]Преданные поклоняются Нонгсабе, предлагая белую одежду, фрукты, цветы и рыбу, предпочтительно саренг . [ 19 ] [ 2 ] : 51–52 В древние времена Нонгшаба почитался вместе с Пахангба в Наошумшанге , святилище фигур предков. Прихожане молились Нонгшабе и молились о долголетии королей Мэйтей. [ 20 ]
Пхура — это класс жриц , управляющих культом Нонгшаба. [ 21 ]
Представления в платье Meitei
[ редактировать ]Костюм нингкхам самджин, который носят танцоры, представляет Нонгшабу. Самджин — это сложный высокий заостренный головной убор, украшенный вышивкой с кисточками, а нингкхам — треугольная накидка с аппликационной каймой, которую носят вокруг талии. [ 22 ] Говорят, что форма самджина представляет собой рогатую голову Нонгшабы, а его уши представляют собой веерные оборки с каждой стороны. Нингкхам представляет собой хвост Нонгшабы. [ 23 ] Образное тело Нонгшабы представлено набедренной повязкой кхамен чатпа , а его борода - длинной полосой декоративной ткани, свободно свисающей на груди. [ 24 ]
В Бангладеш
[ редактировать ]множество храмов, посвященных божествам Мейтей Короли Мэйтей построили в Бангладеш , среди которых примечательным был храм, посвященный Нонгшабе. [ 25 ] В Манипури Раджбари на Лама-Базаре в Бангладеш есть храм Нонгшаба, наряду с храмами Пахангбы и богини Юмджао Лейма . Фасад храма обращен на юг, а его план имеет квадратную форму и занимает площадь 10 м. 2 . [ 26 ]
Тезки
[ редактировать ]15 декабря 2015 года в Импхале журнал был запущен двухнедельный Nongsaba под девизом «Журналистика ради перемен». Издание посвящено общественно-политической тематике, экономике, образованию, безработице, искусству и культуре, науке, спорту, красоте, здоровью, развлечениям и т.д. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Генеральный офис регистратора Индии (1962 год). Перепись населения Индии 1961 года . Менеджер публикаций. п. 53.
Нонгшаба — величайший из уманг лай, или лесных богов.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Парратт, Сарой Налини (1980). Религия Манипура: верования, ритуалы и историческое развитие Фирма КЛМ. стр. 100-1 15, 118, 125 978-0-8364-0594-1 .
Есть также два упоминания о Нонгшабе, который, как мы видели, был отцом бога Мойранга Танцзинга.
- ^ Jump up to: а б с д Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Сахитья Академия . стр. 83, 84. ISBN 978-81-260-0086-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии (1901 г.). Мужчина . Лондон. п. 85.
- ^ Jump up to: а б с Internationales Asienforum: Международный ежеквартальный журнал азиатских исследований (на английском и немецком языках). Вельтформ Верлаг. 1989. с. 300.
- ^ Jump up to: а б Сингх, Н. Джойкумар (2006). Этнические отношения среди народов Северо-Восточной Индии . Центр исследований Манипура, Университет Манипура и издательство Аканша. стр. 47, 48. ISBN. 978-81-8370-081-8 .
Мало того, обе общины также поклонялись божеству лорда Нонгшабы. Мойранги поклонялись Нонгшабе как божеству линии передачи и считали отцом лорда Танцзинга.
- ^ Jump up to: а б Лич, Марджори (1992). Путеводитель по богам . Гейл Исследования . п. 68. ИСБН 978-1-873477-85-4 .
- ^ Нилаби, Сайрем (2006). Лучшее из Лайингту Лайреммасингги Вари Сингбул [ Сборник богов и богинь встреч ] (в Манипури). Лонгджам Арун для публикации GMPublication Импхал , стр. 100-1 156, 157, 158, 159,
- ^ Jump up to: а б с Сингх, Мойрангтем Кирти (1988). Религия и культура Манипура . Публикации Манас. стр. 38–39. ISBN 978-81-7049-021-0 .
Пхура (жрица божества Нонгсаба). Считается, что они обладают видением этих божеств, которым служат, и способны передавать людям послания богов во время транса.
- ^ Бахадур, Мутуа (1986). Эпиграфические записи Манипура (на английском языке и Манипури). Музей Мутуа. п. 29.
- ^ Харешвар Гошвами (2004). Харешвар Гошвами История народа Манипура (пересмотренная ред.). Yaol Publishing Limited, Венлокл-роуд, 22-22, Лондон. п. 214.
- ^ Jump up to: а б с д и Бираджит, Сойбам (01 декабря 2014 г.). Миямги Кхолао: Росток сознания . ARECOM (Консорциум перспективных исследований, Манипур). стр. 110–111.
- ^ «Индуизм в Манипуре, часть 2», Чиром Раджкетан . электронный pao.net . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Нони, Арамбам; Санатомба, Кангуджам (16 октября 2015 г.). Колониализм и сопротивление: общество и государство в Манипуре . Рутледж . п. 235. ИСБН 978-1-317-27066-9 .
- ^ Анвикша (на английском, бенгальском и санскрите). Джадавпурский университет . 2004. с. 237.
- ^ Паникер, К. Айяппа (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и подборки (ассамский-догри) . Сахитья Академия . п. 337. ИСБН 978-81-260-0365-5 .
«Нонгшаба Лайхуэй» и «Пантхойби Хунгун» — важные книги того времени.
- ^ Симха, Консама Маникачанда (2015). Номшаба лаихуи . Конасама Имо Симха.
- ^ Jump up to: а б с Чандрашехар Сингх, Хулем (1982). Другие люди благодарят вас (в Манипури). Комитет Манипура Уманг Лай Хараоба и цифровая библиотека Индии пп. 3–21.
- ^ Мэйтей, Маянгламбам Мангансана (6 июня 2021 г.). Звук Пены в Манипуре . Марджинг Маянгламбам. стр. 19, 52. ISBN 978-93-5473-655-1 . <
- ^ Мутукумарасвами, доктор медицинских наук; Каушал, Молли (2004). Фольклор, общественная сфера и гражданское общество . NFSC www.indianfolklore.org. п. 71. ИСБН 978-81-901481-4-6 .
- ^ Брара, Н. Виджайлакшми (1998). Политика, общество и космология на северо-востоке Индии . Дели; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 138. ИСБН 978-0-19-564331-2 .
- ^ Салам, Арунапьяри (26 сентября 2020 г.). «Существуют огромные возможности для текстиля и изделий кустарного промысла Манипури на экспортном рынке» Импхальный обзор искусства и политики» . imhalreviews.in . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Канглейнганпа Кха Нганпа, С. (2011). История народа Митей - священная книга под ред. 2-й (в Манипури). Цифровая библиотека Индии . стр. 263–264.
- ^ К. Собита Деви (1998). Традиционная одежда мейтей (на английском и манипури). Импхал : Издательство Бубон. стр. 94, 96.
- ^ Сана, Радж Кумар Соморджит (2010). Хронология монархов Митей: с 1666 по 1850 год нашей эры . Вайкхом Ананда Митей. пп. 300, 301. ISBN 978-81-8465-210-9 .
- ^ Санаджаоба, Наорем (1988). Манипур, Прошлое и настоящее: наследие и испытания цивилизации . Публикации Миттала. стр. 172, 175. ISBN. 978-81-7099-853-2 .
- ^ «Двухнедельный журнал: 05 декабря 2015 г. ~ E-Pao! Заголовки» . электронный pao.net . Проверено 6 октября 2022 г.