Jump to content

Яма в мировых религиях

Яма, индуистский бог смерти и повелитель Нараки (ада). Впоследствии он был принят буддийской , китайской , тибетской , корейской и японской мифологией как царь ада.

Яма ( деванагари : यम) — индуистское божество смерти, дхармы , южного направления и подземного мира . Принадлежащий к раннему слою ригведических индуистских божеств , Яма, как говорят, был первым смертным, умершим в Ведах . В силу старшинства он стал правителем усопших. [ 1 ]

Упомянутый в Палийском каноне , буддизма Тхеравады Яма впоследствии вошел в буддийскую мифологию Восточной Азии , Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки как Дхармапала . он также признан В сикхизме ангелом.

Яма — индуистский бог Смерти и Справедливости , ответственный за установление закона и наказание грешников в своей обители Нараке . Яма также является одним из старейших божеств пантеона, и некоторые из его ранних появлений можно найти в Ригведе . С тех пор он остался значимым божеством, появляясь в некоторых из наиболее важных текстов индуизма, включая Рамаяну , Махабхарату и Пураны . [ 2 ] [ 3 ]

Яма также является одним из локапал (хранителей направлений), назначенным защитником южного направления. Яма описывается как имеющий четыре руки, выступающие клыки и цвет лица грозовых облаков с гневным выражением лица; окруженный гирляндой пламени; одеты в красную, желтую или синюю одежду; верхом на водяном буйволе и с мечом, петлей и булавой в руках захватывать души согрешивших. [ 4 ] Легенды описывают его как близнеца Ямуны , речной богини, связанной с жизнью, и сына бога Солнца Сурьи и Саранью . Помимо Ямуны, у него также есть много братьев и сестер, таких как Ашвины , Шани , Шраддхадева Ману , Реванта и Тапати . Некоторые из его главных появлений включают в себя рассказы о Пандавах , Савитри Сатьяване и мудреце Маркандее . Его помощник — Читрагупта , ещё одно божество, связанное со смертью. [ 5 ]

Яма почитается в Тибете как Повелитель Смерти и хранитель духовной практики.
Ямантака, 13 век, Япония.

В буддизме Яма — дхармапала , гневный бог или Просветленный Защитник буддизма, считающийся мирским, [ 6 ] Говорят, что он судит мертвых и управляет Нараками Адом » или « Чистилищем ») и циклом возрождения . В Джатаках Нараки упоминаются как обитель Ямы (на пали они называются Ямакхайя, Яманивесана, Ямасадана и т. д.). Также отмечается, что вся сансара находится под властью Ямы, а бегство из самсары означает бегство от влияния Ямы.

Говорят, что река Ветарани образует границу королевства Ямы. В другом месте оно упоминается как состоящее из Усаданирайи (пали; санскрит: Усаданарака), четырех горестных планов или царства преты . [ 7 ]

Однако буддийская Яма развила другие мифы и функции, отличные от индуистского божества. В буддийских мифах Палийского канона Яма забирает после смерти тех, кто плохо обращался со старейшинами, святыми духами или своими родителями. Однако в к «Маджхима-никае» комментарии Буддхагосы Яма — это виманапета — прета , время от времени страдающая. [ 8 ]

В других частях буддизма основная обязанность Ямы — следить за чистилищными аспектами Ада (подземного мира) и не имеет никакого отношения к перерождению. Его единственная цель — поддерживать отношения между духами, проходящими через десять дворов, подобно тому, как Яма представлен в нескольких китайских религиях. [ 9 ]

Он также широко распространился и известен во всех странах, где буддизм исповедуют , включая Китай , Корею , Вьетнам , Японию , Бутан , Монголию , Непал , Таиланд , Шри-Ланку , Камбоджу , Мьянму и Лаос .

XIV века ) из китайской династии Юань Портрет Янлуо Вана ( короля Ямы . Одна из серии картин Лу Синьчжуна «Десять королей ада».

В китайском буддизме Яма рассматривается как один из Двадцати Дэвов ( 二十諸天 Èrshí Zhūtiān ) или Двадцати Четырех Дэвов ( 二十諸天 Èrshísì zhūtiān ), группы дхармапал- защитников, состоящих из дэвов, перенятых из индуизма и даосизма . . [ 10 ] Его статуя обычно хранится в залах Махавиры китайских буддийских храмов вместе со статуями других дэвов.

В китайских текстах Яма занимает только переходные места в аду, где он присматривал за умершим, прежде чем ему и Генералам Пяти Путей был назначен курс перерождения. Позже Яма был назначен королем Пятого двора, когда тексты привели к расцвету преступного мира, что положило начало систематизации. [ 9 ]

Китайская концепция Дию ( 地狱 , японский : Jigoku , корейский : Jiok , вьетнамский : Địa ngục ) буквально «земная тюрьма» — это царство мертвых или ад в китайской мифологии и японской мифологии . Он основан на буддийской концепции Нараки в сочетании с местными верованиями в загробную жизнь. Ди Ю, вобравший в себя идеи даосизма и буддизма , а также традиционной религии Китая, представляет собой своего рода чистилище, которое служит не только для наказания, но и для обновления духов, готовых к следующему воплощению. Это взаимозаменяемо с концепцией Нараки.

Яму можно найти в одном из старейших японских религиозных произведений под названием «Ниппонкоку Генпо Дзенаку Рёики» , литературном произведении, составленном монахом Кейкаем в 822 году. Яма был завезен в Японию через буддизм, где он был представлен как буддийское божество. Он занимает ту же должность, что и в других произведениях, — судья, который выносит решения мертвым, плохо обращавшимся с другими. [ 11 ]

В японской мифологии Энма-О (阎魔王) или Энма Дай-О (阎魔大王): слушай. , Великий король Энма ) судит души в Мейдо, королевстве ожидающих мертвецов. Тех, кого считают слишком ужасными, отправляют в Дзигоку, землю, более сравнимую с христианским адом. Это земля вечного труда и наказаний. Те, кто имеет среднюю ноту, остаются в мейдо на некоторое время в ожидании реинкарнации. Другие, выдающиеся люди, становятся почитаемыми предками, наблюдающими за своими потомками.

В буддизме Дальнего Востока Яма — один из двенадцати Дэвов, божеств-хранителей, которые встречаются в буддийских святилищах или вокруг них ( Jūni-ten , 十二天 ). [ 12 ] В Японии его называли «Энма-Тен». [ 13 ] Он присоединяется к другим одиннадцати Дэвам буддизма, обитающим в Японии и других частях Юго-Восточной Азии: Индре (Тайсаку-тен), Агни (Ка-тен), Яме (Эмма-тен), Ниртти (Расэцу-тен), Ваю (Фу). -десять), Ишана (Ишана-тен), Кубера (Тамон-тен), Варуна (Суй-тен), Брахма (Бон-тен), Притхви (Чи-тен), Сурья (Нит-тен), Чандра (Гат-десять). ). [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

В сикхизме Ямараджа упоминается как Дхарам Рай, Дхарам Радж и Дхарам Раджа (вместо этого дхарма пишется как дхарам). В сикхизме Дхарам Рай считается слугой Бога, а не богом, работающим для Бога. Считается, что Единый Бог поручил Дхарам Раю зачитывать деяния существа после его смерти, а затем соответственно отправляет его в рай или ад .

Идея Нараки в сикхизме эквивалентна аду. Нарака — место наказания грешников. Каждый грех имеет особое наказание. Для похотливого человека есть дверь в топку. Здесь есть дверь для тех, кто слушал чужие сплетни. Их наказывают, заливая в уши раскалённое жидкое железо. Лжецам отрезают языки. Ворам отрезают руки. [ 16 ]

После того, как возможное существо провело время на небесах или в аду соответственно, ему предлагается снова войти в цикл из 8,4 миллионов жизненных форм, в котором они будут перевоплощаться через различные формы жизни, пока снова не обретут человеческую жизнь. Некоторые сикхи интерпретируют Дхарам Радж буквально, однако существует множество интерпретаций, в которых Дхарам Радж представляет роль божественного судьи действий. Образы Ямы могли быть использованы для объяснения такой концепции последователям сикхских гуру, выходцев из индуизма: существуют также изображения исламского ангела смерти, которые также использовались для помощи последователям исламского происхождения. Сикхизм не уделяет особого внимания какому-либо типу мифологии, а скорее считает, что все мифологии являются творениями Вахегуру: таким образом, им и их деталям не уделяется большого внимания, поскольку Вахегуру - единственное существо, которому следует поклоняться. Таким образом, в рамках доктрины сикхизма Яма представляет собой божественного судью, который читает записи о действиях людей: ссылки на него более концептуальны, чем более буквальное его изображение в индуистских писаниях.

Те души, которые сливаются с Богом, становятся Богом и достигают полного просветления или спасения (известного как Мокша и Нирвана ), не будут осуждены Дхарам Раем и попадут в другие небеса, известные как Сак Кханд.

Кроме того, в английском переводе сикхских писаний Дхарам Рай упоминается как «Праведный судья Дхармы». У Дхарам Рая также есть помощники , которые ему помогают.

Упоминания Ямараджи (известного в сикхизме как Дхарам Рай) в сикхских писаниях:

«О, Нанак, сотворив души, Господь поручил Праведному Судье Дхармы читать и записывать их рассказы. Там только Истина считается истинной; грешники выбираются и отделяются. Ложь не находит там места, и они отправляйтесь в ад с почерневшими лицами. Те, кто пропитан Твоим Именем, побеждают, а мошенники проигрывают. Праведный Судья Дхармы читает и записывает отчеты ||2||». (Шри Гуру Грантх Сахиб Джи Махарадж, Ang 463)

«Праведный Судья Дхармы по Хукаму Повеления Бога восседает и вершит Истинное Правосудие. Эти злые души, пойманные в ловушку любви к двойственности, подчиняются Твоему повелению. Души в своем духовном путешествии воспевают и медитируют в своем уме на Единый Господь, Сокровище Совершенства, служит им; благословен Господь, украшающий их ||2||». (Шри Гуру Грантх Сахиб Джи Махарадж, Анг 38 и 39)

«Праведный Судья Дхармы — творение Господа; он не приближается к смиренному слуге Господа». (Шри Гуру Грантх Сахиб Джи Махарадж, Анг 555)

«Помня Господа в медитации, ты не будешь наказан Посланником Смерти. Посланники Праведного Судьи Дхармы не тронут тебя». (Шри Гуру Грантх Сахиб Джи Махарадж, Анг 185)

«Посланник Смерти и Праведный Судья Дхармы даже не приблизились к любимому слуге моего Господа и Учителя. ||6||» (Шри Гуру Грантх Сахиб Джи Махарадж, Анг 980)

В яванской культуре

[ редактировать ]

В яванской культуре есть бог дверей Ямадипати. [ 17 ] особенно сохранились в ваянге . Слово адипати означает правитель или командир . Когда индуизм впервые пришел на Яву , Яма все еще была тем же самым, что и Яма в индуистских мифах. Позже, когда ислам заменил индуизм в качестве основной религии Явы, Яма был демистифицирован Валисангой , который правил в то время. Итак, в яванском языке Яма стал новым персонажем. Он сын Сангьянга Исмайи и Деви Сангани. В легенде Ваянга Ямадипати женился на Деви Мумпуни. К сожалению, Деви Мумпуни влюбился в Нагататмалу, сына Хьянга Анантабоги, правящего землей. Однако Деви Мумпуни в конце концов покинул Ямадипати.

В иранской мифологии

[ редактировать ]

В Зенд-Авесте параллельный зороастризма персонаж называется « Йима ». [ 18 ] Произношение «Йима» свойственно авестийскому диалекту; в большинстве иранских диалектов, включая древнеперсидский , имя было бы «Яма». В Авесте акцент делается на характере Йимы как одного из первых смертных и великого царя людей. Со временем *Ямахшаита превратился в Джамшеда или Джамшида , прославленного как величайший из ранних шахов мира. И Яма в зороастрийском и индуистском мифе охраняют ад с помощью двух четырехглазых собак. [ 19 ] [ 20 ]

И. М. Стеблин-Каменский предположил также, что культ Йимы был перенят финно-уграми. Согласно этой теории, в Финляндии Яма стал культом бога Джумула, а в Коми Йома. [ сомнительно обсудить ] [ 21 ] Согласно этой гипотезе, из этого культа венгры также заимствовали слово вара, которое превратилось в вар «крепость» и варош «город». (там же)

В культурах Калаша

[ редактировать ]

Яма также является важным божеством, которому поклоняются калаши , а ранее и нуристанцы , что указывает на его выдающееся положение в древнем индуизме . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] есть район Читрал У реки Читрал в регионе Сват (Сувасту) на северо-западе Индийского субконтинента . Языками, на которых говорят, среди других, являются Читрали и Калаш . Следует отметить тот факт, что даже в сохранившейся в настоящее время форме древнего индуизма в регионе определенные божества почитались либо в одной общине/племени, либо в другом. Только один повсеместно почитался как Создатель — древний индуистский бог Ямараджа по имени Имро в Камвири. [ 29 ] Древний регион имел исторические и культурные связи с близлежащими регионами Гилгит-Балтистан , Кашмир и Нуристан .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Артур Энтони Макдонелл (1995). Ведическая мифология . Мотилал Банарсидасс. п. 172. ИСБН  978-8120811133 .
  2. ^ «Яма: История древнего бога» . Цитрагупта . Архивировано из оригинала 8 сентября 2019 года . Проверено 17 марта 2021 г.
  3. ^ «Яма» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 17 марта 2021 г.
  4. ^ Уорриер, Шрикала (20 декабря 2014 г.). Камандалу: Семь священных рек индуизма . Университет Маюра в Лондоне; Первое издание. п. 291. ИСБН  978-0953567973 .
  5. ^ «Господь Читрагупта – Кто помогает Господу Ямараджу вести кармические счета» . Детехтер . 5 декабря 2017 года . Проверено 17 марта 2021 г.
  6. ^ «Буддийские защитники, Божества мудрости (Дхармапала)» . Ресурсы гималайского искусства . Проверено 8 марта 2018 г.
  7. ^ «Яма» . Буддийский словарь палийских имен собственных . Проверено 7 февраля 2019 г.
  8. ^ Гуру, Шри Бхагаватананда (2015). Краткая история бессмертных неиндуистских цивилизаций . Идея Пресс. ISBN  978-1329586079 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Тейзер, Стивен Ф. (1996). «Космология фестиваля». Фестиваль призраков в средневековом Китае . Издательство Принстонского университета. ISBN  0691026777 .
  10. ^ Льюис Ходус; Уильям Эдвард Сутхилл, ред. (2004). Словарь китайских буддийских терминов: с санскритскими и английскими эквивалентами и санскритско-палийским указателем . Лондон: RoutledgeCurzon. ISBN  0-203-64186-8 . ОСЛК   275253538 .
  11. ^ Чаудхури, Сародж Кумар (2003). Индуистские боги и богини в Японии . Ведамы. ISBN  8179360091 .
  12. Двенадцать Небесных Божеств (Дэвов). Архивировано 4 марта 2016 года в Национальном музее Wayback Machine Нара, Япония.
  13. ^ Перейти обратно: а б С. Бисвас (2000), Искусство Японии, Северная, ISBN   978-8172112691 , с. 184
  14. ^ Виллем Фредерик Статтерхейм и др. (1995), Легенды о Раме и рельефы Рамы в Индонезии, ISBN   978-8170172512 , стр. xiv–xvi
  15. ^ Адриан Снодграсс (2007), Символизм Ступы, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120807815 , стр. 120–124, 298–300
  16. ^ «В поисках истинного гуру Бхаи Рама Сингх Джи» . www.sikhroots.com . Проверено 7 июня 2021 г.
  17. ^ Джонс, Энтони Х. (2011). «Роль структурной организации и мифа в яванской историографии». Журнал азиатских исследований . 24 (1): 91–99. дои : 10.2307/2050416 . ISSN   0021-9118 . JSTOR   2050416 . S2CID   163139226 .
  18. ^ Ф. Макс Мюллер (редактор): Зенд-Авеста, часть III, с. 232
  19. ^ «Индийские мифы и легенды: Глава III. Яма, первый человек и король мертвых» . священные тексты.com .
  20. ^ Шерман, Джозефа (2008). Рассказывание историй: энциклопедия мифологии и фольклора . Справочник Шарпа. стр. 118–121. ISBN  978-0-7656-8047-1 .
  21. ^ Кузьмина, Елена (2007). Происхождение индоиранцев . Лейден, Нидерланды; Бостон: Брилл. п. 35 . ISBN  978-9004160545 . Проверено 27 января 2016 г.
  22. ^ Бежан, Фруд (19 апреля 2017 г.). «Забытые язычники Пакистана получают должное» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 11 июля 2017 г. Около половины калашей исповедуют форму древнего индуизма, наполненную старыми языческими и анимистическими верованиями.
  23. ^ Баррингтон, Николас; Кендрик, Джозеф Т.; Шлагинтвейт, Рейнхард (2006). Путешествие в Нуристан: исследование загадочных внутренних районов Афганистана . ИБ Таурис . п. 111. ИСБН  978-1845111755 . Известные места включают Хадду, недалеко от Джелалабада, но буддизм, похоже, так и не проник в отдаленные долины Нуристана, где люди продолжали практиковать раннюю форму политеистического индуизма.
  24. ^ Вайс, Митч; Маурер, Кевин (2012). Выхода нет: история доблести в горах Афганистана . Беркли Калибр. п. 299. ИСБН  978-0425253403 . Вплоть до конца девятнадцатого века многие нуристанцы практиковали примитивную форму индуизма. Это была последняя область Афганистана, принявшая ислам, и обращение было совершено мечом.
  25. ^ Майкл Витцель Гарвардский университет
  26. ^ Джамиль, Кашиф (19 августа 2019 г.). «Учал — праздник пастухов и земледельцев племени калаш» . Ежедневные Таймс . п. Английский . Проверено 23 января 2020 г. Некоторые из их божеств, которым поклоняются в племени Калаш, похожи на индуистских богов и богинь, таких как Махадев в индуизме, которого в племени Калаш зовут Махадев. ... Все члены племени также посещают Махандео для поклонения и молитвы. После этого они добираются до гри (места танцев).
  27. ^ Уэст, Барбара А. (2010). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издание информационной базы . п. 357. ИСБН  978-1438119137 . Калаша — уникальный народ, живущий всего в трех долинах недалеко от Читрала в Пакистане, столицы Северо-Западной пограничной провинции, граничащей с Афганистаном. В отличие от своих соседей в горах Гиндукуш как с афганской, так и с пакистанской стороны границы, калаши не приняли ислам . В середине 20-го века несколько деревень Калаша в Пакистане были насильственно обращены в эту доминирующую религию, но люди боролись с обращением, и как только официальное давление было снято, подавляющее большинство продолжало исповедовать свою собственную религию. Их религия представляет собой форму индуизма, которая признает множество богов и духов и была связана с религией древних греков... учитывая их индоарийский язык... религия Калаши гораздо более тесно связана с индуизмом. своих индийских соседей — религии Александра Великого и его армии.
  28. ^ Гай, Раджат (17 февраля 2014 г.). «Спасите Калаш!» . Бизнес-стандарт Индии .
  29. ^ Гиллард, Дж. М. (1974). Один среди калашей. Перекресток букв .
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с Ямой , на Викискладе?


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7613302583d5739325fc9c74d79ccbe3__1714154940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/e3/7613302583d5739325fc9c74d79ccbe3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yama in world religions - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)