Яма в мировых религиях
Яма ( деванагари : यम) — индуистское божество смерти, дхармы , южного направления и подземного мира . Принадлежащий к раннему слою ригведических индуистских божеств , Яма, как говорят, был первым смертным, умершим в Ведах . В силу старшинства он стал правителем усопших. [ 1 ]
Упомянутый в Палийском каноне , буддизма Тхеравады Яма впоследствии вошел в буддийскую мифологию Восточной Азии , Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки как Дхармапала . он также признан В сикхизме ангелом.
Фон
[ редактировать ]Яма — индуистский бог Смерти и Справедливости , ответственный за установление закона и наказание грешников в своей обители Нараке . Яма также является одним из старейших божеств пантеона, и некоторые из его ранних появлений можно найти в Ригведе . С тех пор он остался значимым божеством, появляясь в некоторых из наиболее важных текстов индуизма, включая Рамаяну , Махабхарату и Пураны . [ 2 ] [ 3 ]
Яма также является одним из локапал (хранителей направлений), назначенным защитником южного направления. Яма описывается как имеющий четыре руки, выступающие клыки и цвет лица грозовых облаков с гневным выражением лица; окруженный гирляндой пламени; одеты в красную, желтую или синюю одежду; верхом на водяном буйволе и с мечом, петлей и булавой в руках захватывать души согрешивших. [ 4 ] Легенды описывают его как близнеца Ямуны , речной богини, связанной с жизнью, и сына бога Солнца Сурьи и Саранью . Помимо Ямуны, у него также есть много братьев и сестер, таких как Ашвины , Шани , Шраддхадева Ману , Реванта и Тапати . Некоторые из его главных появлений включают в себя рассказы о Пандавах , Савитри Сатьяване и мудреце Маркандее . Его помощник — Читрагупта , ещё одно божество, связанное со смертью. [ 5 ]
буддизм
[ редактировать ]В буддизме Яма — дхармапала , гневный бог или Просветленный Защитник буддизма, считающийся мирским, [ 6 ] Говорят, что он судит мертвых и управляет Нараками (« Адом » или « Чистилищем ») и циклом возрождения . В Джатаках Нараки упоминаются как обитель Ямы (на пали они называются Ямакхайя, Яманивесана, Ямасадана и т. д.). Также отмечается, что вся сансара находится под властью Ямы, а бегство из самсары означает бегство от влияния Ямы.
Говорят, что река Ветарани образует границу королевства Ямы. В другом месте оно упоминается как состоящее из Усаданирайи (пали; санскрит: Усаданарака), четырех горестных планов или царства преты . [ 7 ]
Однако буддийская Яма развила другие мифы и функции, отличные от индуистского божества. В буддийских мифах Палийского канона Яма забирает после смерти тех, кто плохо обращался со старейшинами, святыми духами или своими родителями. Однако в к «Маджхима-никае» комментарии Буддхагосы Яма — это виманапета — прета , время от времени страдающая. [ 8 ]
В других частях буддизма основная обязанность Ямы — следить за чистилищными аспектами Ада (подземного мира) и не имеет никакого отношения к перерождению. Его единственная цель — поддерживать отношения между духами, проходящими через десять дворов, подобно тому, как Яма представлен в нескольких китайских религиях. [ 9 ]
Он также широко распространился и известен во всех странах, где буддизм исповедуют , включая Китай , Корею , Вьетнам , Японию , Бутан , Монголию , Непал , Таиланд , Шри-Ланку , Камбоджу , Мьянму и Лаос .

Китай
[ редактировать ]В китайском буддизме Яма рассматривается как один из Двадцати Дэвов ( 二十諸天 Èrshí Zhūtiān ) или Двадцати Четырех Дэвов ( 二十諸天 Èrshísì zhūtiān ), группы дхармапал- защитников, состоящих из дэвов, перенятых из индуизма и даосизма . . [ 10 ] Его статуя обычно хранится в залах Махавиры китайских буддийских храмов вместе со статуями других дэвов.
В китайских текстах Яма занимает только переходные места в аду, где он присматривал за умершим, прежде чем ему и Генералам Пяти Путей был назначен курс перерождения. Позже Яма был назначен королем Пятого двора, когда тексты привели к расцвету преступного мира, что положило начало систематизации. [ 9 ]
Китайская концепция Дию ( 地狱 , японский : Jigoku , корейский : Jiok , вьетнамский : Địa ngục ) буквально «земная тюрьма» — это царство мертвых или ад в китайской мифологии и японской мифологии . Он основан на буддийской концепции Нараки в сочетании с местными верованиями в загробную жизнь. Ди Ю, вобравший в себя идеи даосизма и буддизма , а также традиционной религии Китая, представляет собой своего рода чистилище, которое служит не только для наказания, но и для обновления духов, готовых к следующему воплощению. Это взаимозаменяемо с концепцией Нараки.
Япония
[ редактировать ]Яму можно найти в одном из старейших японских религиозных произведений под названием «Ниппонкоку Генпо Дзенаку Рёики» , литературном произведении, составленном монахом Кейкаем в 822 году. Яма был завезен в Японию через буддизм, где он был представлен как буддийское божество. Он занимает ту же должность, что и в других произведениях, — судья, который выносит решения мертвым, плохо обращавшимся с другими. [ 11 ]
В японской мифологии Энма-О (阎魔王) или Энма Дай-О (阎魔大王):
, Великий король Энма ) судит души в Мейдо, королевстве ожидающих мертвецов. Тех, кого считают слишком ужасными, отправляют в Дзигоку, землю, более сравнимую с христианским адом. Это земля вечного труда и наказаний. Те, кто имеет среднюю ноту, остаются в мейдо на некоторое время в ожидании реинкарнации. Другие, выдающиеся люди, становятся почитаемыми предками, наблюдающими за своими потомками.В буддизме Дальнего Востока Яма — один из двенадцати Дэвов, божеств-хранителей, которые встречаются в буддийских святилищах или вокруг них ( Jūni-ten , 十二天 ). [ 12 ] В Японии его называли «Энма-Тен». [ 13 ] Он присоединяется к другим одиннадцати Дэвам буддизма, обитающим в Японии и других частях Юго-Восточной Азии: Индре (Тайсаку-тен), Агни (Ка-тен), Яме (Эмма-тен), Ниртти (Расэцу-тен), Ваю (Фу). -десять), Ишана (Ишана-тен), Кубера (Тамон-тен), Варуна (Суй-тен), Брахма (Бон-тен), Притхви (Чи-тен), Сурья (Нит-тен), Чандра (Гат-десять). ). [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
сикхизм
[ редактировать ]В сикхизме Ямараджа упоминается как Дхарам Рай, Дхарам Радж и Дхарам Раджа (вместо этого дхарма пишется как дхарам). В сикхизме Дхарам Рай считается слугой Бога, а не богом, работающим для Бога. Считается, что Единый Бог поручил Дхарам Раю зачитывать деяния существа после его смерти, а затем соответственно отправляет его в рай или ад .
Идея Нараки в сикхизме эквивалентна аду. Нарака — место наказания грешников. Каждый грех имеет особое наказание. Для похотливого человека есть дверь в топку. Здесь есть дверь для тех, кто слушал чужие сплетни. Их наказывают, заливая в уши раскалённое жидкое железо. Лжецам отрезают языки. Ворам отрезают руки. [ 16 ]
После того, как возможное существо провело время на небесах или в аду соответственно, ему предлагается снова войти в цикл из 8,4 миллионов жизненных форм, в котором они будут перевоплощаться через различные формы жизни, пока снова не обретут человеческую жизнь. Некоторые сикхи интерпретируют Дхарам Радж буквально, однако существует множество интерпретаций, в которых Дхарам Радж представляет роль божественного судьи действий. Образы Ямы могли быть использованы для объяснения такой концепции последователям сикхских гуру, выходцев из индуизма: существуют также изображения исламского ангела смерти, которые также использовались для помощи последователям исламского происхождения. Сикхизм не уделяет особого внимания какому-либо типу мифологии, а скорее считает, что все мифологии являются творениями Вахегуру: таким образом, им и их деталям не уделяется большого внимания, поскольку Вахегуру - единственное существо, которому следует поклоняться. Таким образом, в рамках доктрины сикхизма Яма представляет собой божественного судью, который читает записи о действиях людей: ссылки на него более концептуальны, чем более буквальное его изображение в индуистских писаниях.
Те души, которые сливаются с Богом, становятся Богом и достигают полного просветления или спасения (известного как Мокша и Нирвана ), не будут осуждены Дхарам Раем и попадут в другие небеса, известные как Сак Кханд.
Кроме того, в английском переводе сикхских писаний Дхарам Рай упоминается как «Праведный судья Дхармы». У Дхарам Рая также есть помощники , которые ему помогают.
Упоминания Ямараджи (известного в сикхизме как Дхарам Рай) в сикхских писаниях:
«О, Нанак, сотворив души, Господь поручил Праведному Судье Дхармы читать и записывать их рассказы. Там только Истина считается истинной; грешники выбираются и отделяются. Ложь не находит там места, и они отправляйтесь в ад с почерневшими лицами. Те, кто пропитан Твоим Именем, побеждают, а мошенники проигрывают. Праведный Судья Дхармы читает и записывает отчеты ||2||». (Шри Гуру Грантх Сахиб Джи Махарадж, Ang 463)
«Праведный Судья Дхармы по Хукаму Повеления Бога восседает и вершит Истинное Правосудие. Эти злые души, пойманные в ловушку любви к двойственности, подчиняются Твоему повелению. Души в своем духовном путешествии воспевают и медитируют в своем уме на Единый Господь, Сокровище Совершенства, служит им; благословен Господь, украшающий их ||2||». (Шри Гуру Грантх Сахиб Джи Махарадж, Анг 38 и 39)
«Праведный Судья Дхармы — творение Господа; он не приближается к смиренному слуге Господа». (Шри Гуру Грантх Сахиб Джи Махарадж, Анг 555)
«Помня Господа в медитации, ты не будешь наказан Посланником Смерти. Посланники Праведного Судьи Дхармы не тронут тебя». (Шри Гуру Грантх Сахиб Джи Махарадж, Анг 185)
«Посланник Смерти и Праведный Судья Дхармы даже не приблизились к любимому слуге моего Господа и Учителя. ||6||» (Шри Гуру Грантх Сахиб Джи Махарадж, Анг 980)
В яванской культуре
[ редактировать ]В яванской культуре есть бог дверей Ямадипати. [ 17 ] особенно сохранились в ваянге . Слово адипати означает правитель или командир . Когда индуизм впервые пришел на Яву , Яма все еще была тем же самым, что и Яма в индуистских мифах. Позже, когда ислам заменил индуизм в качестве основной религии Явы, Яма был демистифицирован Валисангой , который правил в то время. Итак, в яванском языке Яма стал новым персонажем. Он сын Сангьянга Исмайи и Деви Сангани. В легенде Ваянга Ямадипати женился на Деви Мумпуни. К сожалению, Деви Мумпуни влюбился в Нагататмалу, сына Хьянга Анантабоги, правящего землей. Однако Деви Мумпуни в конце концов покинул Ямадипати.
В иранской мифологии
[ редактировать ]В Зенд-Авесте параллельный зороастризма персонаж называется « Йима ». [ 18 ] Произношение «Йима» свойственно авестийскому диалекту; в большинстве иранских диалектов, включая древнеперсидский , имя было бы «Яма». В Авесте акцент делается на характере Йимы как одного из первых смертных и великого царя людей. Со временем *Ямахшаита превратился в Джамшеда или Джамшида , прославленного как величайший из ранних шахов мира. И Яма в зороастрийском и индуистском мифе охраняют ад с помощью двух четырехглазых собак. [ 19 ] [ 20 ]
И. М. Стеблин-Каменский предположил также, что культ Йимы был перенят финно-уграми. Согласно этой теории, в Финляндии Яма стал культом бога Джумула, а в Коми Йома. [ сомнительно – обсудить ] [ 21 ] Согласно этой гипотезе, из этого культа венгры также заимствовали слово вара, которое превратилось в вар «крепость» и варош «город». (там же)
В культурах Калаша
[ редактировать ]Яма также является важным божеством, которому поклоняются калаши , а ранее и нуристанцы , что указывает на его выдающееся положение в древнем индуизме . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] есть район Читрал У реки Читрал в регионе Сват (Сувасту) на северо-западе Индийского субконтинента . Языками, на которых говорят, среди других, являются Читрали и Калаш . Следует отметить тот факт, что даже в сохранившейся в настоящее время форме древнего индуизма в регионе определенные божества почитались либо в одной общине/племени, либо в другом. Только один повсеместно почитался как Создатель — древний индуистский бог Ямараджа по имени Имро в Камвири. [ 29 ] Древний регион имел исторические и культурные связи с близлежащими регионами Гилгит-Балтистан , Кашмир и Нуристан .
См. также
[ редактировать ]- Смерть (персонификация) , в которой также обсуждается Мрачный Жнец.
- Список божеств смерти
- Божества времени и судьбы
- Психопомп
- Лорд Света
- Синигами
- Мртью
- Аид
- Плутон
- Танатос
- Азраил
- Норны , судьбы в скандинавской мифологии
- Мойра , Судьба в греческой мифологии.
- Лайм
- Далия (мифология)
- Гилтин
- Осирис
- Сорей
- Шарвара
- сделай это
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Артур Энтони Макдонелл (1995). Ведическая мифология . Мотилал Банарсидасс. п. 172. ИСБН 978-8120811133 .
- ^ «Яма: История древнего бога» . Цитрагупта . Архивировано из оригинала 8 сентября 2019 года . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «Яма» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Уорриер, Шрикала (20 декабря 2014 г.). Камандалу: Семь священных рек индуизма . Университет Маюра в Лондоне; Первое издание. п. 291. ИСБН 978-0953567973 .
- ^ «Господь Читрагупта – Кто помогает Господу Ямараджу вести кармические счета» . Детехтер . 5 декабря 2017 года . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «Буддийские защитники, Божества мудрости (Дхармапала)» . Ресурсы гималайского искусства . Проверено 8 марта 2018 г.
- ^ «Яма» . Буддийский словарь палийских имен собственных . Проверено 7 февраля 2019 г.
- ^ Гуру, Шри Бхагаватананда (2015). Краткая история бессмертных неиндуистских цивилизаций . Идея Пресс. ISBN 978-1329586079 .
- ^ Перейти обратно: а б Тейзер, Стивен Ф. (1996). «Космология фестиваля». Фестиваль призраков в средневековом Китае . Издательство Принстонского университета. ISBN 0691026777 .
- ^ Льюис Ходус; Уильям Эдвард Сутхилл, ред. (2004). Словарь китайских буддийских терминов: с санскритскими и английскими эквивалентами и санскритско-палийским указателем . Лондон: RoutledgeCurzon. ISBN 0-203-64186-8 . ОСЛК 275253538 .
- ^ Чаудхури, Сародж Кумар (2003). Индуистские боги и богини в Японии . Ведамы. ISBN 8179360091 .
- ↑ Двенадцать Небесных Божеств (Дэвов). Архивировано 4 марта 2016 года в Национальном музее Wayback Machine Нара, Япония.
- ^ Перейти обратно: а б С. Бисвас (2000), Искусство Японии, Северная, ISBN 978-8172112691 , с. 184
- ^ Виллем Фредерик Статтерхейм и др. (1995), Легенды о Раме и рельефы Рамы в Индонезии, ISBN 978-8170172512 , стр. xiv–xvi
- ^ Адриан Снодграсс (2007), Символизм Ступы, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120807815 , стр. 120–124, 298–300
- ^ «В поисках истинного гуру Бхаи Рама Сингх Джи» . www.sikhroots.com . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ Джонс, Энтони Х. (2011). «Роль структурной организации и мифа в яванской историографии». Журнал азиатских исследований . 24 (1): 91–99. дои : 10.2307/2050416 . ISSN 0021-9118 . JSTOR 2050416 . S2CID 163139226 .
- ^ Ф. Макс Мюллер (редактор): Зенд-Авеста, часть III, с. 232
- ^ «Индийские мифы и легенды: Глава III. Яма, первый человек и король мертвых» . священные тексты.com .
- ^ Шерман, Джозефа (2008). Рассказывание историй: энциклопедия мифологии и фольклора . Справочник Шарпа. стр. 118–121. ISBN 978-0-7656-8047-1 .
- ^ Кузьмина, Елена (2007). Происхождение индоиранцев . Лейден, Нидерланды; Бостон: Брилл. п. 35 . ISBN 978-9004160545 . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Бежан, Фруд (19 апреля 2017 г.). «Забытые язычники Пакистана получают должное» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 11 июля 2017 г.
Около половины калашей исповедуют форму древнего индуизма, наполненную старыми языческими и анимистическими верованиями.
- ^ Баррингтон, Николас; Кендрик, Джозеф Т.; Шлагинтвейт, Рейнхард (2006). Путешествие в Нуристан: исследование загадочных внутренних районов Афганистана . ИБ Таурис . п. 111. ИСБН 978-1845111755 .
Известные места включают Хадду, недалеко от Джелалабада, но буддизм, похоже, так и не проник в отдаленные долины Нуристана, где люди продолжали практиковать раннюю форму политеистического индуизма.
- ^ Вайс, Митч; Маурер, Кевин (2012). Выхода нет: история доблести в горах Афганистана . Беркли Калибр. п. 299. ИСБН 978-0425253403 .
Вплоть до конца девятнадцатого века многие нуристанцы практиковали примитивную форму индуизма. Это была последняя область Афганистана, принявшая ислам, и обращение было совершено мечом.
- ^ Майкл Витцель Гарвардский университет
- ^ Джамиль, Кашиф (19 августа 2019 г.). «Учал — праздник пастухов и земледельцев племени калаш» . Ежедневные Таймс . п. Английский . Проверено 23 января 2020 г.
Некоторые из их божеств, которым поклоняются в племени Калаш, похожи на индуистских богов и богинь, таких как Махадев в индуизме, которого в племени Калаш зовут Махадев. ... Все члены племени также посещают Махандео для поклонения и молитвы. После этого они добираются до гри (места танцев).
- ^ Уэст, Барбара А. (2010). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издание информационной базы . п. 357. ИСБН 978-1438119137 .
Калаша — уникальный народ, живущий всего в трех долинах недалеко от Читрала в Пакистане, столицы Северо-Западной пограничной провинции, граничащей с Афганистаном. В отличие от своих соседей в горах Гиндукуш как с афганской, так и с пакистанской стороны границы, калаши не приняли ислам . В середине 20-го века несколько деревень Калаша в Пакистане были насильственно обращены в эту доминирующую религию, но люди боролись с обращением, и как только официальное давление было снято, подавляющее большинство продолжало исповедовать свою собственную религию. Их религия представляет собой форму индуизма, которая признает множество богов и духов и была связана с религией древних греков... учитывая их индоарийский язык... религия Калаши гораздо более тесно связана с индуизмом. своих индийских соседей — религии Александра Великого и его армии.
- ^ Гай, Раджат (17 февраля 2014 г.). «Спасите Калаш!» . Бизнес-стандарт Индии .
- ^ Гиллард, Дж. М. (1974). Один среди калашей. Перекресток букв .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ямой , на Викискладе?