Бардайсан
Бардайсан (11 июля 154 — 222 гг. н. э.; сирийский : Ԓڪ ԕԝԨڢ , Бар Дайсан ; также Бардайсан ), известный на арабском языке как Ибн Дайсан ( арабский : ابن ديصان ) [1] а на латыни — Вардесан , говорившим на сирийском языке. — был ассирийцем [2] Христианский писатель и педагог с гностическим прошлым. [3] и основатель бардаисанитов .
Ученый, ученый, астролог, философ, автор гимнов , [4] и поэт, Бардайсан также был известен своими знаниями Индии, о которой он написал книгу, ныне утерянную. [5] По словам раннего христианского историка Евсевия , Бардаисан одно время был последователем гностика Валентина , но позже выступал против валентинианского гностицизма , а также писал против маркионизма . [6]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Бардайсан ( сирийский : « ������������bar Daiṣān сын Дайсана » ) — сирийский писатель, родившийся 11 июля 154 года в Эдессе , Осроене , которая в те времена находилась попеременно под влиянием как Римской империи , так и Парфянской империи . Чтобы указать город его рождения, родители называли его «Сыном Дайсана», реки, на которой находилась Эдесса. Иногда его также называют «Вавилонянином» (Порфирий ) ; и, в связи с его более поздней важной деятельностью в Парфянской Армении армянином» ( Ипполитом Римским ), в то время как Сириец называет его «философом арамейцев » ( сирийский : feat ocracyyar « , Ефрем . . В некоторых источниках упоминается его высокое происхождение и богатство; по словам Михаила Сирина , родители Бардайсана бежали из Персии, а Секст Юлий Африканский сообщает, что он принадлежал к парфянской знати. [2] Его родители, Нухама и Нах Сирам, должно быть, были людьми знатными, поскольку их сын получил образование у наследного принца Осроена при дворе Абгара VIII . Африканский говорит, что он видел, как Бардайсан с луком и стрелами обозначил стрелами контур лица мальчика на щите, который мальчик держал. [7]
Из-за политических волнений в Эдессе Бардайсан и его родители переехали на время в Иераполь (ныне Манбидж ), сильный центр вавилонизма. Здесь мальчик воспитывался в доме священника Анудузбара. В этой школе он изучил все тонкости вавилонской астрологии , обучение, которое навсегда повлияло на его разум и стало проклятием для его дальнейшей жизни. В возрасте двадцати пяти лет ему довелось услышать проповеди Гистаспа, епископа Эдессы , получил наставление, был крещен и даже принят в диаконат или священство. «Священство», однако, может просто означать, что он причислялся к числу пресвитеров, поскольку Вардаисен остался в мире и имел сына по имени Гармоний, который, согласно « , » Созомена Церковной истории был «глубоко сведущ в греческой эрудиции, и первый подчинил свой родной язык размерам и музыкальным законам, эти стихи он раздавал хорам». [ нужна ссылка ] Когда на престол взошел Абгар IX, друг его юности (179 г.), его место при дворе занял Бардайсан. Будучи искренним христианином, он явно не был аскетом, а одевался в наряды «с бериллами и кафтаном », [7] по словам Ефрема, одного из его критиков. [7]
Проповедническая деятельность
[ редактировать ]Говорят, что Бардайсан обратил князя Авгаря IX в христианство (вероятно, после 202 г., т. е. после его визита и почетного приема в Риме). Даже если бы он этого не сделал, он сыграл важную роль в христианизации города. И король, и философ трудились над созданием первого христианского государства. [8] Он проявил большую литературную активность против Валентина (о котором Евсевий Кесарийский говорит, что Барсайсан когда-то был последователем) и Маркиона . [9]
Альтернативно, Епифаний Саламинский и Бар-Гебреус утверждают, что сначала он был ортодоксальным христианином и только потом стал адептом Валентина. [8] даже создал свою собственную неортодоксальную христианскую догму (бардайсанизм), смешав ее учения с вавилонской астрологией. [7] Бардайсана часто описывали как гностика, отрицавшего воскресение тела, а работы Ефрема Сирийского предполагают, что он объяснил происхождение мира процессом эманации от верховного Бога, которого он называл Отцом Живого. [8] В результате его учение легло в основу манихейства , а затем и батини сект шиитского ислама . [10] Бардайсан и его движение подверглись критической полемике. [8] там утверждалось (вероятно, ложно), что он стал валентинианским гностиком из-за разочарованных амбиций в христианской церкви. [7] В частности, с ним энергично боролся преподобный Ефрем. [7] который упомянул его в своих гимнах:
Эта точка зрения подверглась критике, поскольку эти источники, вероятно, цитируют более поздних барсайсанитов, тогда как Евсевий и Порфирий, как известно, цитируют непосредственно подлинные фрагменты работы Бардайсана. [12] Созомен, в частности, сообщает, что Бардайсан учил о палингенезисе (παλιγγενεσίας), то есть возрождении физических тел, и в своих достоверных фрагментах (к которым относится трактат о воскресении) Вардайсан утверждает воскресение тела, но считал его превращением из тленное тело в нетленное тело, именно это он имел в виду под «духовными телами» в другом месте. [12] В то время как некоторые бардасаниты после возникновения манихейства считали создание тел обязательно злом, сам Бардаисан считал тела греховными только в том случае, если они были смертными, и что «тело воскресения и тело, которое люди имели до грехопадения, — это тело, созданное из чистой материи без всякой примеси к тьме». [12] Сам Бардайсан был не дуалистом, а монистом, поскольку считал, что Бог существует, а зло нет, «а те, кто во зле, находятся в слабости, а не в силе». [12]
Тем не менее, критика веры Бардайсана в семь ουσιαι или ' итий (субстанций), существовавших ранее Творения, из которых Бог создал все, была более точной и, возможно, вывела Бардайсана за пределы общепринятой ортодоксальности. [13] «Бардайсан называет итье только элементы, а не растения или животные», хотя он также использует этот термин для обозначения семи планет. [14] Несмотря на это, Бардайсан ясно описал этих небесных существ как созданных существ, подчиненных Богу. [15]
Встреча с религиозными людьми из Индии
[ редактировать ]Порфирий утверждает, что однажды в Эдессе Бардаисан взял интервью у индийской депутации святых людей ( древнегреческий : Σαρμαναίοι « шраманы »), которые были посланы к римскому императору Элагабалу или другому северскому императору , и расспросил их о природе индийской религии. . Эта встреча описана в Порфирии «Об воздержании». , iv, 17 [16] и Стобей ( Екклезиаст , iii, 56, 141):
Поскольку государство индийцев распределено на многие части, среди них есть одно племя божественно мудрых людей, которых греки привыкли называть гимнософистами . Но из них есть две секты, одной из которых брамины руководят — саманеи . , другой [17] Однако раса браминов получает божественную мудрость такого рода по наследству, точно так же, как и жречество. Но саманеи избраны и состоят из тех, кто желает обладать божественным знанием. А подробности о них таковы, как повествует вавилонянин Бардасан, живший во времена наших отцов, и был знаком с теми индейцами, которые вместе с Дамадамисом были отправлены к кесарю. Все брамины происходят из одной породы; ибо все они произошли от одного отца и одной матери. Но саманеи не являются потомками одной семьи, будучи, как мы уже сказали, собраны из всех индейских народов.
— Порфирий Де Абстин. , ив,
Изгнание и смерть
[ редактировать ]В конце концов, после 353 лет существования Осроенское королевство прекратило свое существование под властью римлян Каракаллы . Воспользовавшись антихристианской фракцией в Эдессе, римляне захватили Абгара IX и в цепях отправили его в Рим. Хотя друг Каракаллы уговаривал его отступить от вероотступничества, Бардаисан твердо стоял на своем, говоря, что он не боится смерти, поскольку ему в любом случае придется подвергнуться ей, даже если теперь он должен подчиниться императору. В возрасте шестидесяти трех лет он был вынужден укрыться в крепости Ани в Армении и пытался проповедовать там, но без особого успеха. Он также составил историю армянских царей. [8] Он умер в возрасте шестидесяти восьми лет то ли в Ани, то ли в Эдессе. По словам Михаила Сирина , у Бардайсана было, кроме Гармония, еще два сына, которых звали Абгарун и Хасду. [7]
Бардаисанская школа
[ редактировать ]Последователи Бардайсана (бардайсаниты) продолжили его учение в секте II века, которую более поздние христиане считали еретической . Считается, что сын Бардасана, Гармоний, еще дальше отошел от пути православия. Получив образование в Афинах, он добавил к вавилонской астрологии своего отца греческие идеи о душе, рождении и разрушении тел и своего рода метемпсихозе . [7]
Некий Марин, последователь Бардесана и дуалист , к которому обращается в «Диалоге Адамантия», придерживался учения о двойственном первобытном существе; ибо дьявол, по его мнению, не создан Богом. Он также был докетистом , так как отрицал рождение Христа от женщины. Форма гностицизма Бардайсана оказала влияние на манихейство . [7]
Ревностные усилия Ефрема Сирина по пресечению этой могущественной ереси не увенчались полным успехом. Раббула, епископ Эдессы в 431–432 годах, обнаружил, что оно процветает повсюду. Его существование в седьмом веке засвидетельствовано Иаковом Эдесским ; в восьмом — Георгий, епископ арабский ; в десятом историк аль-Масуди ; и даже в двенадцатом — аль-Шахрастани . Бардесанство, кажется, слилось сначала с валентинианством , а затем с обычным манихейством . [7]
Доктрина
[ редактировать ]Относительно истинного учения Вардесана сложились различные мнения. Еще у Ипполита (Философ., VI, 50) его учение описывалось как разновидность валентинианства , самой популярной формы гностицизма . Адольф Хильгенфельд в 1864 году отстаивал эту точку зрения, основываясь главным образом на выдержках из св. Ефрема , посвятившего свою жизнь борьбе с бардайсанством в Эдессе. [7] Однако утверждалось, что резкие и пылкие высказывания св. Ефрема против вардайсанитян его времени не являются справедливым критерием учения их учителя. Чрезвычайное почитание его соотечественников, очень сдержанные и полууважительные упоминания о нем в ранних отцах и, прежде всего, в «Книге законов стран» позволяют предположить более мягкий взгляд на заблуждения Бардайсана. [7]
Подобно ранним христианам , Бардайсан верил во Всемогущего Бога, Творца неба и земли, чья воля абсолютна и которому подвластно все сущее. Бог наделил человека свободой воли для осуществления своего спасения и позволил миру быть смесью добра и зла, света и тьмы. Все вещи, даже те, которые мы сейчас считаем неодушевленными, обладают определенной степенью свободы. Во всех них свет должен победить тьму. [7]
Аль-Шахрастани утверждает: «Последователи Дайсана верят в два элемента, свет и тьму. Свет вызывает добро, сознательно и по свободной воле; тьма вызывает зло, но силой природы и необходимости. Они верят, что свет есть живое существо, обладающее знанием, силой, восприятием и пониманием; и от него берут начало движение и жизнь, но эта тьма мертва, невежественна, негибка и бездушна, без активности и различения, и они считают, что зло внутри них; является результатом их природы и совершается без их участия». [18]
Он, видимо, отрицал воскресение тела, хотя считал, что тело Христово наделено нетленностью, как особым даром. Бардайсан постулировал, что через шесть тысяч лет Земле придет конец, и ее место займет мир без зла. [7]
Бардайсан считал также солнце, луну и планеты живыми существами, которым под началом Бога во многом было поручено управление этим миром; и хотя человек был свободен, созвездия оказывали на него сильное влияние как во благо, так и во зло. По мнению святителя Ефрема, Солнце и Луна считались мужским и женским началами, а представления о небе у вардайсанитов не были лишены примеси чувственности (или «непристойностей»). Руководствуясь тем фактом, что слово «дух» в сирийском языке женского рода, Бардайсан мог придерживаться неортодоксальных взглядов на Троицу. [7]
Космология Бардайсана и комментарии к ней сохранились только в гораздо более поздних источниках, но их можно изложить следующим образом. Мир начался с четырех чистых и нетварных элементов: света, ветра, огня и воды, расположенных соответственно на Востоке, Западе, Юге и Севере (и каждый из них способен перемещаться по своим, отдельным регионам). Над планом, на котором покоятся эти четыре чистых элемента, находится Господь, а внизу — тьма. Однажды случайно четыре чистых элемента вышли за свои границы и начали смешиваться. Пользуясь случаем, к ним смешалась и тьма. Обеспокоенные стихии обращаются к Богу с просьбой отделить от них тьму, но Богу это удается лишь частично. Господь использует смесь для создания мира, но оставшаяся в смеси тьма действует как причина зла в мире с тех пор и до сегодняшнего дня. На существование мира отведено 6000 лет. Очищения через зачатие и рождение происходят, но в конце отведенного Земле срока произойдет окончательное очищение, которое изгонит тьму из мира. [19]
Ученый-патристик Илария Рамелли утверждала, что Бардайсан, возможно, был одним из первых христианских сторонников апокатастасиса ( всеобщего восстановления). [20] цитируя, в частности, следующий отрывок из «Книги законов стран» Бардайсана как доказательство своей веры в эту доктрину:
Наступит время, когда даже эта способность причинять вред, оставшаяся в [человечестве], будет положена в конец наставлением, которое будет получено при ином порядке вещей. И как только этот новый мир будет создан, все злые движения прекратятся, все восстания прекратятся, дураки будут убеждены, а недостатки будут восполнены, и наступит безопасность и мир, как дар Господь всей природы. [21]
Сочинения
[ редактировать ]Бардайсан, по-видимому, был объемистым автором. Хотя почти все его работы исчезли, сохранились ссылки на следующие: [7]
- Диалоги против Маркиона и Валентина . [22]
- Диалог «Против судьбы» обращен к Антонину. Является ли этот Антонин просто другом Бардесана или римским императором, и в последнем случае о каком из Антонинов имеется в виду, остается спорным. Также неясно, идентичен ли этот диалог «Книге законов стран», о которой позже. [23]
- «Книга псалмов», 150 экземпляров, подражающая Псалтири Давида . [24] Эти псалмы прославились в истории Эдессы; их слова и мелодии из поколения в поколение жили на устах народа. Лишь когда св. Ефрем составил гимны в том же пятисложном размере и стал петь их на те же мелодии, что и псалмы Вардесанские, последние постепенно потеряли популярность. Некоторые из гимнов Бардайсана, вероятно, сохранились в «Гностических Деяниях Фомы» ; Гимн Жемчужины (или «Гимн Душе»); «Обручи Мудрости»; освятительная молитва при Крещении и при Святом Причастии. Из них только «Гимн Жемчужине» общепризнанно принадлежит Бардезану, авторство остальных сомнительно. [7]
- Астролого-теологические трактаты, в которых излагались его своеобразные положения. О них упоминает святитель Ефрем, и среди них был трактат о свете и тьме. Фрагмент астрономического труда Бардайсана был сохранен Георгием, епископом арабских племен, и переиздан Нау. [25]
- «История Армении». Моисей из Хорены [26] утверждает, что Бардаисан, «найдя убежище в крепости Ани, прочитал там храмовые записи, в которых также были записаны деяния царей; к ним он добавил события своего времени. Он написал все на сирийском языке , но его книга была впоследствии переведен на греческий язык». Хотя правильность этого утверждения не вызывает подозрений, оно, вероятно, имеет под собой реальные основания. [7]
- «Отчет об Индии». Бардайсан получил информацию от индийских послов шраманов (странствующих аскетов) к римскому императору Элагабалу . Несколько отрывков сохранились у Порфирия и Стобея . [27]
- «Книга законов стран». Этот знаменитый диалог, старейший остаток не только бардисанского учения, но даже и сирийской литературы, если не считать перевода Библии, написан не самим Бардаисаном, а неким Филиппом, его учеником. [7] Однако главным говорящим в диалоге является Бардайсан. Отрывки из этого произведения на греческом языке сохранились у Евсевия. [28] и в Кесарии; [29] на латыни в «Признаниях» Псевдо-Климента [30] Полный сирийский текст был впервые опубликован на основе рукописи шестого или седьмого века в Британском музее Уильямом Кюртоном в его Spicilegium сирийском языке (Лондон, 1855 г.) и Нау. Спорный вопрос, был ли оригинал на сирийском или греческом языке; Нау решено в пользу первого. Выступая против вопрошающего ученика по имени Абида, Бардайсан стремится показать, что действия человека не полностью обусловлены Судьбой, а являются результатом звездных комбинаций. На основании того факта, что одни и те же законы, обычаи и нравы часто преобладают среди всех людей, живущих в определенном районе, или из-за того, что они живут разбросано по одним и тем же традициям, Бардайсан пытается показать, что положение звезд при рождении людей может иметь только мало общего с их последующим поведением, отсюда и название «Книга законов стран». [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоутсма, М.Т. (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . ОЧКИ. ISBN 9004097910 .
- ^ Jump up to: а б Продюсер Октор Скьяерво. Бардесанес . Энциклопедия Ираника. Том III. Фаск. 7-8. ISBN 0-7100-9121-4 .
- ^ После бардайсанских исследований преемственности и изменений в сирийском христианстве в честь профессора Хана. JW Drijvers (Orientalia Lovaniensia Analecta) , архивировано из оригинала 8 марта 2012 года , получено 2 сентября.
- ^ Кономос 2001 .
- ^ Эдесса — парфянский период , Университет Эвансвилля , заархивировано из оригинала 20 февраля 2007 г.
- ^ Церковная история , 4.30.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Арендзен 1913 года .
- ^ Jump up to: а б с д и Маклин 1911 год .
- ^ Рамелли 2009 .
- ^ Патрисия Кроун (28 июня 2012 г.). Нативистские пророки раннего исламского Ирана: сельское восстание и местный зороастризм . Издательство Кембриджского университета. стр. 546–220. ISBN 978-1-107-01879-2 .
- ^ Святой Ефрем Сирийский, перевод А.С. Дункана Джонса, 1904 г.
- ^ Jump up to: а б с д Рамелли 2015 .
- ^ Клин 1962 .
- ^ Посекель 1999 .
- ^ Посекель 2019 .
- ^ Порфирий, О воздержании от животной пищи , Книга IV, Параграфы 17 и 18.
- ^ [1] Жокур, Луи, рыцарь. «Саманейский». Энциклопедия совместного проекта переводов Дидро и Даламбера. Перевод Э. М. Лангиля. Анн-Арбор: Michigan Publishing, Библиотека Мичиганского университета, 2012. http://hdl.handle.net/2027/spo.did2222.0002.611 (по состоянию на 30 апреля 2018 г.). Первоначально опубликовано как «Samanéen», Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des Sciences, des arts et des métiers, 14:590–592 (Париж, 1765 г.).
- ^ Arendzen 1913 цитирует Haarbrucker tr (Halle, 1850), I, 293.
- ^ HJW Drivers, Бардаисан Эдессы, Gorgias Press 2014, 122-123.
- ^ Рамелли, Христианская доктрина Апокатастасиса , 112-113.
- ^ Бардайсан, Книга законов стран , 608-611 Нау; в переводе Иларии Рамелли в «Христианской доктрине Апокалипсиса» , 112-1.
- ^ Арендзен 1913 цитирует Теодорита , Хаера. Фаб., 1, xxii; Евсевий Кесарийский , История Церкви , IV, xxx, 3.
- ^ Арендзен 1913 цитирует Евсевия , Historia Ecclesiastica , IV, xxx, 2; Епифаний, Хаер., 56, 1; Теодорет, Хаер. Фаб., I, XXII.
- ^ Арендзен 1913 цитирует Св. Ефрем, серм. Адв. Хаер., лиии.
- ^ в «Бардезан-астролог» и т. д. (Париж, 1899 г.) (см. Арендзен 1913 ).
- ^ Арендзен 1913 цитирует Историю ГА, II, 66.
- ^ Арендзен 1913 цитирует Ланглуа в книге Карла Вильгельма Людвига Мюллера , Fragmenta Historicorum Graecorum , V , lxviii sqq.
- ^ Арендзен 1913 г. цитирует Евангелическую подготовку , VI, x, 6 кв.
- ^ Арендзен 1913 цитирует Quaestiones, xlvii, 48.
- ^ Арендзен 1913 г. цитирует IX, 19 кв.
Источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Арендзен, Джон (1913). « Вардесанцы и бардесанитяне ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Себастьян Брок, Бардайсан , Себастьян Брок и др. (ред.), Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия , Пискатауэй, Gorgias Press, 2011 г.
- HJW Drijvers, Bardaisan of Edessa , Van Assen, Gorcum, 1966 (перепечатка: Piscataway, Gorgias Press, 2014, с новым введением Яна Виллема Дрейверса и обновленной библиографией)
- Гриффит, Сидни Х. (2002). «Христианство в Эдессе и сирийскоязычном мире: Мани, Бар Дайсан и Ефрем, борьба за верность на арамейской границе» . Журнал Канадского общества сирийских исследований . 2 :5–20. doi : 10.31826/jcsss-2009-020104 . S2CID 166480216 . Архивировано из оригинала 11 декабря 2018 года . Проверено 27 ноября 2020 г.
- Клин, Альбертус Фредерик Йоханнес (1962). Деяния Фомы . Том. 5. Архив Брилла.
- Маклин, Норман (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 395–396.
- Митчелл, Чарльз В., изд. (1912). Прозаические опровержения С. Ефрема Мани, Маркиона и Вардасана . Том. 1. Лондон: Общество текстов и переводов.
- Митчелл, Чарльз В.; Беван, Энтони А .; Беркитт, Фрэнсис К. , ред. (1921). Прозаические опровержения С. Ефрема Мани, Маркиона и Вардасана . Том. 2. Лондон: Общество текстов и переводов.
- Илария Рамелли , Бардайсан Эдесский: переоценка доказательств и новая интерпретация , Пискатауэй, Gorgias Press, 2009 г.
- Кономос, Дмитрий (2001). «Бардайсан» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.02030 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 20 сентября 2020 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Поссекель, Юте (1999). Свидетельства греческих философских концепций в сочинениях Ефрема Сирина . Издательство Питерс.
- Поссекель, Юте (2019). «Влияние Бардайсана на позднеантичное христианство» . Хьюго: Журнал сирийских исследований . 21 (1): 81–126. дои : 10.31826/hug-2019-210105 . S2CID 214625075 .
- Рамелли, Илария Л.Е. (2015). «Возвращение к источникам Афрахата: за пределами Писания?». Слова Востока . 41 : 367–397.
- Рамелли, Илария Л.Е. (2009). «Ориген, Бардайсан и начало всеобщего спасения». Гарвардское богословское обозрение . 102 (2): 135–168. дои : 10.1017/S0017816009000728 . S2CID 163137985 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гимн Бар Дайсану
- Чемберс, Эфраим , изд. (1728). «Бардесанцы». Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук (1-е изд.). Джеймс и Джон Кнаптон и др.
- Одна из глав Мани утерянной Книги Тайн касалась Бар Дайсана, согласно списку ее содержания, данному исламским писателем X века Ибн ан-Надимом в его Энциклопедии .