Что вы ищете
Что вы ищете
Комната 042 | |
---|---|
Муниципалитет | |
Озумба де Альзате | |
Главная Плаза | |
Координаты: 19 ° 02'21 "с.ш. 98 ° 47'37" з.д. / 19,03917 ° с.ш. 98,79361 ° з.д. | |
Страна | ![]() |
Состояние | Штат Мехико |
Муниципальный центр | Озумба де Альзате |
Город основан | 1525 |
Муниципалитет основан | 1825 |
Правительство | |
• Муниципальный президент | Уго Гонсалес Кортес (2013–2015) |
Высота (о сиденье) | 2340 м (7680 футов) |
Население (2010) Муниципалитет | |
• Муниципалитет | 27,207 |
• Сиденье | 15,717 |
Часовой пояс | UTC-6 ( Центральный (Центральный США) ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC-5 (Центральный) |
Почтовый индекс (места) | 56800 |
Код города | 597 |
Веб-сайт | www |
Озумба — один из 125 муниципалитетов штата Мехико . — Муниципальный центр город Озумба-де-Альзате . Он расположен в юго-восточной части долины Мехико , в 70 км к юго-востоку от Мехико, недалеко от шоссе Мехико- Куаутла . [ 1 ] Главной особенностью этого района является приход Непорочного зачатия (Inmaculada Concepción), который возник как францисканский монастырь в 16 веке. У входа в монастырь есть фрески, связанные с ранними усилиями этого ордена по евангелизации. Они включают в себя такие сцены, как Эрнан Кортес приветствует первых францисканских миссионеров в Мексике, мученическую смерть некоторых из первых молодых обращенных в христианство и даже сцену, где монахи бьют Кортеса. [ 2 ] Сама церковь внутри пострадала от кражи ряда антикварных предметов. [ 3 ] Имя Озумба происходит от языка науатль, что означает «над потоками воды». «де Альзате» было добавлено к официальному названию в честь ученого Хосе Антонио Альсате-и-Рамиреса Сантильяна . родившегося здесь [ 1 ]
История
[ редактировать ]Первыми человеческими жителями были охотники-собиратели различных национальностей. Позже присутствие ольмеков помогло сформировать первые оседлые аграрные общества. После этого науа со временем стали доминирующей этнической группой. Большинство этих науа принадлежали к племенам Сочимилька и Чичимека . К 16 веку эта территория прочно находилась под контролем Империи ацтеков как подчиненная провинция. [ 1 ]
Прибыв в долину Мехико, первые испанцы пересеклись здесь на пути в Теночтитлан . Народы здесь объединились с испанцами в 1521 году против ацтеков , союз, который позволил людям здесь меньше переносить изменения в своем образе жизни, чем в других частях ранней Новой Испании . Однако эта территория оставалась подчиненной провинцией, и дань отдавалась испанцам, а не ацтекам. Территория была разделена на энкомендеро , но туземцы сохранили большую часть своих общинных сельскохозяйственных угодий, несмотря на попытки владельцев гасиенд конфисковать их. [ 1 ] В колониальный период главным городом в этой области был Чималуакан, обычно называемый Чималуакан-Чалько. Деревня Озумба была основана в 1525 году Франсиско Атланзинкуилзином, который был ее первым руководителем. Евангелизация была осуществлена францисканцами в конце 16 века, когда, скорее всего, здесь был основан монастырь. К этому времени относятся самые ранние части здания. Первый официальный церковный приход был основан здесь в 1606 году, согласно первым записям о крещении, датируемым 1621 годом. В этой книге, датируемой 1650 годом, крещения коренных жителей записаны на языке науатль, а крещения европейцев - на испанском языке. [ 1 ]
Озумба находился под религиозной юрисдикцией Тлалманалко . Епископы и другие администраторы со временем перестали быть монахами, и эти обязанности были переданы обычному духовенству. С 1773 по 1813 год к приходу было приставлено большое количество священников, из которых только двое оставались на длительный срок. [ 1 ] Во время мексиканской войны за независимость успех Морелоса в Куаутле вынудил наместника Феликса Каллеху отступить в Озумбу с более чем 200 ранеными. После обретения независимости и образования штата Мехико Озумба стала муниципалитетом в 1825 году, когда в этом районе проживало около 4000 жителей. «Альзат» было добавлено к официальному названию в 1879 году. [ 1 ]
С 1860 по 1870 год этот район находился под контролем бандитской группы, известной как Лос Платеадос. Первый поезд прибыл в 1882 году, соединив Озумбу с внешним миром, особенно с Куаутлой и Мехико. Этот контакт привел к замене науатля испанским в качестве доминирующего языка. [ 1 ] Во время Мексиканской революции Озумба находился на границе земель, контролируемых правительством и повстанцами, что привело здесь к значительному насилию, включая крушение поезда сапатистскими войсками. Озумба по большей части оставалась в руках правительства, но сапатисты часто нападали, дважды захватив его на короткие периоды времени. Насилие закончилось в 1917 году, и с тех пор в городе воцарилось спокойствие. Первоначальный муниципальный дворец был снесен в 1950-х годах и заменен нынешним. Муниципальный рынок был построен в 1970-х годах. [ 1 ] Насилие вернулось в город, когда боевики, предположительно из наркокартеля « Ла Фамилия Мичоакана », расстреляли дом президента муниципалитета Луиса Альфредо Галисии Аррьеты посреди ночи в декабре 2009 года. [ 4 ]
Город
[ редактировать ]Город Озумба расположен на федеральной трассе 115 к югу от Амекамеки . [ 5 ] Он является частью «Пути вулканов» (туристическая программа штата Мехико), которая включает муниципалитеты Чалько , Тлалманалько, Амекамека и Непантла . [ 6 ] В городе и муниципалитете Попокатепетль . время от времени выпадают пепел и небольшие землетрясения от вулкана [ 7 ] [ 8 ] По этой причине это одно из 20 населенных пунктов вблизи действующего вулкана, подлежащих экстренной эвакуации в случае извержения. Эти процедуры затрагивают 60 000 человек в четырнадцати муниципалитетах только в штате Мехико. [ 9 ] В городе узкие улочки, планировка которых восходит к колониальной эпохе. [ 10 ] Главная площадь представляет собой простую планировку с открытой площадкой для концертов и других мероприятий и киоском простого дизайна. Он окружен киосками, предлагающими уличную еду, такую как тако и кесадильи. Однако большая часть деятельности города сосредоточена на церкви Нуэстра-Сеньора-де-ла-Инмакулада-Консепсьон с ее большим атриумом . Многие приезжают сюда отдохнуть, детям разрешено играть на территории, а также увидеть фрески, нарисованные у бокового входа. [ 10 ]
Церковь Непорочного Зачатия Богоматери возникла как францисканский монастырь, основанный в 16 веке. [ 2 ] [ 5 ] Только боковой вход и колонны церкви датируются 16 веком. Остальное, включая церковь, датируется 17 – началом 18 века. Последнее строительство было связано с ветхим состоянием первоначальной церкви, которая была перестроена, начиная с 1696 года. Башня была построена в 1717 году архитекторами Хуаном Пересом и Хуаном Вентурой. [ 2 ] [ 3 ] Записи о крещении указывают на то, что эта монастырская церковь стала приходской церковью этого района в 17 веке. [ 11 ]
С момента постройки фасад претерпел некоторые изменения. Сегодня он состоит из трёх корпусов, увенчанных гребнем. В первых двух телах между столбцами находятся изображения. Третий корпус украшен каменным изображением Богородицы . На гербе изображен образ Бога, Отец, смотрящий сверху вниз на входящих в церковь с раскинутыми в благословении руками. Башня украшена декоративными элементами из камня и гипса. [ 12 ]
Двумя основными особенностями являются главный алтарь и высокий хор с правой стороны. Это один из немногих подобных памятников, сохранившихся в Мексике, и он полностью сделан из дерева с замысловатой резьбой. [ 13 ]
Главный алтарь полностью закрывает стену за главным алтарем. Центральная часть вырезана и заменена неоклассической . Его восстановление до более первоначального вида произошло относительно недавно и основано на исследованиях INAH, направленных на определение того, как он, вероятно, выглядел. В центре алтаря находится изображение Непорочного Зачатия, окруженное изображениями святых, связанных с жизнью Девы Марии, а также монахов-францисканцев, таких как Антоний Падуанский , Диего де Акала Обиспо , Франциск Ассизский и Бернардино из Сиена и другие, такие как святой Доминик и Августин Гиппопотам . Две скульптуры пропали... святой Цецилии и царя Давида из-за кражи. [ 3 ] Несмотря на то, что это произведение чрезвычайно богато, оно считается частью «трезвой» традиции барокко . Весь алтарь позолочен, а главной особенностью являются повторяющиеся колонны в стиле Соломонова барокко . [ 2 ]
Другие колониальные алтари в различных стилях расположены вдоль нефа и стоят в боковых часовнях, некоторые из них украшены картинами известных мексиканских художников, таких как Хуан Корреа и семья Арельяно. Алтарь Страстей Христовых был начат в 1741 году. Его скульптура была завершена в 1746 году, а позолота была между 1749 и 1753 годами. Первоначально до XIX века он был посвящен Иисусу Назарянину. Затем эту скульптуру перенесли во второй корпус. Раньше здесь было семь архангелов, но осталось только двое. [ 3 ]
Часовня Третьего Ордена имеет более традиционный алтарь с двумя телами, доступными с трех сторон. В нем есть ниши, некоторые из которых сейчас пустуют. Они содержали такие изображения, как изображения Сан-Гюго и Непорочного зачатия. Алтарный образ был создан скульптором по имени Доминго и содержит две его картины. Наверху — картины, написанные кем-то по имени Арельяно. Некоторые аспекты алтарей являются современными, например, статуя Терезы де Лизье . Первоначально здесь стояла статуя Антония Падуанского. [ 3 ]
К сожалению, эта церковь, как и ряд других в этом районе, пострадала от кражи произведений искусства. Сюда входят статуи святых, алтарные предметы и картины, такие как «Переход Богородицы», украденный в 1990-х годах. [ 3 ]
Монастырская территория находится справа от церкви. Главный вход представляет собой «портерию» или арочный вход с колоннадой. Внутри этой портьерии находятся фрески, изображающие сцены первых усилий по евангелизации францисканцев в Мексике. [ 2 ] Было высказано предположение, что эта портьера изначально служила монастырской часовней и где были сосредоточены усилия по евангелизации. Это объясняет шесть основных сцен, изображенных на стенах. [ 11 ] Эти фрески — все, что осталось от первоначального убранства монастыря 16 века. Фрески были ретушированы в середине 19 века. [ 13 ] Они являются одним из самых ранних примеров мотива Рубенса в Новом Свете и содержат одно из очень немногих изображений Петра Гентского . [ 11 ]
С левой стороны находится изображение Эрнана Кортеса, приветствующего прибытие первых двенадцати монахов-францисканцев, прибывших в Теночтитлан (Мехико). Эти монахи пришли босиком из Веракруса на побережье Персидского залива, в 250 метрах к востоку. Кортес приветствует их на дамбе, ведущей в город, как глава свиты конкистадоров и высокопоставленной ацтекской знати. Ацтеки удивляются, когда Кортес и другие испанцы кланяются монахам. [ 2 ]
Справа от главной двери изображено «Ниньос Мартирес» или дети-мученики Тласкалы . Согласно легенде, в 1527 году Аксотекатль, один из четырех лордов Тласкалы, отправил своих сыновей на обучение к францисканцам. Потом мальчики вернулись, приняли христианство и стали бить местных идолов и ругать отца за его многоженство и пьянство. Лорд избил одного сына, которого испанцы назвали Кристобалем, а затем сжег его заживо. Двое других мальчиков сбежали, но продолжали проповедовать, пока не встретили мученическую участь. [ 2 ] Эта сцена не только показывает мученичество, но также показывает, как францисканцы вкладывали средства в образование детей, и даже предполагает, что они, возможно, любили мальчиков больше, чем своих родителей. [ 11 ] В крайнем правом углу находится относительно редкая сцена бичевания Кортеса, изображающая историю из Тескоко . Согласно этой истории, индеец пропустил мессу и был наказан публичной поркой, что вызвало гневную реакцию местного населения. Чтобы умиротворить ситуацию, Кортес договорился с монахами, что они опоздают на мессу и будут подвергнуты порке на глазах у туземцев. Идея заключалась в том, чтобы показать, что наказание было беспристрастным. Однако францисканцы также считали порку Кортеса добровольной и признаком его благочестия. Изображение несет в себе два послания: одно об особых отношениях между церковью и испанцами, а также о принятии публичного наказания. [ 11 ]
Над дверным косяком находится изображение Франциска Ассизского, держащего три глобуса, которые поддерживают образ Непорочной Марии, когда Мария де Агреда пишет «Мистический город Бога», а Дунс Скот пишет в защиту доктрины Непорочного зачатия . Это изображение появится в более поздних монастырях, таких как Миссия Ланда в -Горде Керетаро Сакатекасе , в колледже в Сьерра и другом колледже в Мехико. [ 11 ]
Хотя большинство из них (полу) заброшены и не восстановлены для туристов, в городе есть ряд других архитектурных и исторических памятников. Заброшенный железнодорожный вокзал находится на участке Мехико-Куаутла Феррокаррил Интероцианико (Межокеанская железная дорога), которая соединяла Акапулько с Веракрусом. Станция была построена в 1895 году. [ 14 ] [ 15 ] В Casa de Cultura José A. Alzate проводятся временные художественные и другие выставки, а также проводятся занятия по танцам, живописи, музыке, театру и другим видам искусства. [ 15 ] Он назван в честь Хосе Антонио де Альсате-и-Рамиреса Сантильяна, который крестился здесь в 1737 году. Он был ученым, имевшим влияние в социальной, политической и экономической областях во время интеллектуального движения Мексики в 18 веке. [ 10 ] Здесь же находится дом детства ученого. Постройки колониальной эпохи включают дом Хуана Рульфо, Каса-де-ла-Нуэва-Йорк и часовню Сан-Франциско, одну из старейших церквей муниципалитета. Дом Родольфо Ортеги является представителем архитектурного стиля муниципалитета. [ 16 ] Муниципальный рынок расположен на главной дороге перед церковью. Это типичный сельский рынок штата Мехико, где продаются товары первой необходимости, такие как продукты питания, семена, зерно и даже крупный рогатый скот. [ 10 ] Особенно в сезон дождей этот рынок, как и многие другие в этом районе, также предлагает до 90 видов съедобных лесных грибов. Чаще всего их продают пожилые женщины недалеко от здания рынка. Ценность грибов в этом регионе Мексики помогает сохранить традиционные этнобиологические знания. [ 17 ] Наиболее распространенными готовыми продуктами, продаваемыми в продуктовых киосках, являются барбакоа. [ 10 ] и моронга , разновидность кровяной колбасы, приготовленной различными способами. [ 1 ]
Основными праздниками здесь являются праздник Нуэстра-Сеньора-де-ла-Инмакулада-Консепсьон 8 декабря, годовщина муниципалитета 23 июня и фестиваль Гремиос 15 августа. [ 10 ] В праздничные дни традиционные танцы включают Кончерос , Морос-и-Кристианос и Маротас. [ 1 ]
Здесь расположено одно высшее учебное заведение, которое называется Universidad Alzate de Ozumba. [ 18 ]
Муниципалитет
[ редактировать ]Будучи муниципальным центром, город Озумба является руководящим органом для тринадцати других названных общин. Общая численность населения муниципалитета составляет 24 055 человек (2005 г.), более 65% из которых проживает в самом городе. [ 19 ] Муниципалитет занимает территорию площадью 48,92 км2. Он граничит с Аяпанго , Амекамекой, Атлаутлой , Тепетликспой и Хучитепеком, а на юге - со штатом Морелос . [ 1 ] Наиболее важной географической особенностью этого района является вулкан Попокатепетль, хотя он находится за пределами муниципалитета. Большая часть земли здесь была закалена прошлыми потоками лавы. Город окружен множеством оврагов, а территория муниципалитета очень пересеченная. Овраги образованы небольшими ручьями, вода которых течет и закручивается спиралями. Именно это и дало району такое название. Большинство оврагов простираются с северо-востока на юго-запад. Самая высокая точка — гора Соякан, отделяющая его от Амекамеки и Аяпанго. Еще одна важная возвышенность - гора Чимал или Уилотепек, которая также является частью его границы, отделяя его от Тепетликспы. Гора Куаутепек отделяет муниципалитет от штата Морелос. Между городом Озумба и Чималуаканом есть небольшая возвышенность, известная как Серрито (маленькая гора), и это одна из немногих возвышенностей в центре муниципалитета. Единственные природные поверхностные воды находятся в оврагах и родниках. Наиболее известные ущелья называются Тлапунатлако, Сан-Бартоло и Сан-Франциско. В северной и центральной частях муниципалитета климат умеренный (C(w2) (w) b(i)g), а в нижней южной части — несколько более теплый климат (A) C(w2) (w) a(i) ´)). Большую часть дикой растительности здесь составляют сосновые и дубовые леса, которые интенсивно эксплуатируются человеком. Фауна включает в себя броненосец , какомикстль ), кролики, рыси , летучие мыши, скунсы, колибри, голуби, бабочки, скорпионы и пауки. [ 1 ]
Шестьдесят пять процентов земли здесь используется для сельского хозяйства, а большая часть остальной земли находится под застройкой. Некоторые из основных культур выращиваются в семейных садах и включают грецкие орехи, капулин , авокадо , мексиканский боярышник , персики, абрикосы, яблоки и другие. Здесь также выращивают ряд коммерческих цветов и лекарственных растений. Сельское хозяйство по-прежнему остается наиболее важным видом экономической деятельности: часть скота и лесозаготовки ведутся у подножия вулкана Попокатепетль. Единственная промышленность — небольшие мастерские, производящие сельскохозяйственный инвентарь, седла, фейерверки и обувь. Несмотря на важность сельского хозяйства, чуть менее половины населения муниципалитета занимается торговлей. [ 1 ]
В муниципалитете есть две основные достопримечательности: множество природных территорий и парков, а также архитектурное наследие, состоящее из ранних колониальных церквей и монастырей, построенных до конца 17 века. [ 1 ] В сообществе Сан-Матео-Текалько есть и то, и другое. Самый большой парк Parque Olla и круглогодичные источники пресной воды находятся в Посас-де-Санта-Мария. [ 20 ] Здесь также находится одна из старейших церквей в муниципалитете. [ 16 ] К югу от муниципального центра находится община Сан-Висент-Чимальуакан, которую часто называют Чималуакан-Чалко или просто Чимал. [ 13 ] Природные достопримечательности здесь включают парк Эль-Сальто с небольшим водопадом, садами и пещерами, расположенными к западу от доминиканского монастыря. [ 1 ] [ 5 ] [ 20 ] Этот район популярен среди местных туристов, несмотря на отсутствие инфраструктуры. [ 1 ] Еще одна природная зона — парк Ла-Эррадура, лесной массив у подножия вулкана Попокатепетль. [ 20 ] Самой важной архитектурной достопримечательностью здесь является бывший доминиканский монастырь, построенный в 16 веке. Это широкая церковь с толстыми контрфорсами. Главный вход высечен из песчаника и украшен гербами Кастилии и Доминиканского ордена. В целом комплекс представляет собой смесь мавританского и платереско стилей. Мемориальная доска гласит, что Сор Хуана Инес де ла Крус была крещена здесь в 1651 году, хотя на самом деле она крестилась в 1648 году. Купель датируется 1542 годом. [ 13 ] Эта церковь была превращена в культурный центр в связи с ежегодными торжествами, проводимыми здесь в честь рождения Сор Хуаны Инес де ла Крус. [ 15 ] Приходской церковью общины является церковь Сан-Висенте-Феррер, которая когда-то была самой богатой церковью муниципалитета. Сегодня здесь есть небольшой археологический музей, в котором собраны резной камень, керамика, глиняные фигурки, утварь и многое другое доиспанской эпохи. Арко-де-лос-Конехос и Лос-Гардиас — памятники колониальной эпохи, обозначающие вход в Сан-Висенте-Чимальуакан. [ 21 ]
Одна хорошая идея и рекомендация — обратиться за помощью к экспертам в этой области. Некоторые из них предлагают очень доступные эксклюзивные акции на «пуэблеар» в Мексике. Они могут помочь вам идеями, советами и местами, которые будут веселыми, интересными и в то же время безопасными для всей семьи. Есть такие варианты, как Puebleando ando , который специализируется на городском туризме по Мексике и может быть очень полезен при поездках по стране. [ 22 ]
В более сельских районах муниципалитета есть ряд других достопримечательностей. Посас-дель-Альвареско и Посас-де-Ацинко — это природные источники, из которых в сезон дождей выделяется вода. [ 20 ] Hacienda de Actopan расположена к востоку от города и доступна для аренды для проведения мероприятий. Гасиенда де Актемпан расположена к востоку от города и полузаброшена. [ 15 ] Пуэнте-де-лос-Ацтеки — это мост доиспанской эпохи, расположенный в сельской местности муниципалитета. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Энциклопедия муниципалитетов Мехико штата Мехико Озумба» (на испанском языке). Мексика: ИНАФЕД . Проверено 24 февраля 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Арсе Вальдес, Гильермо. «ОЗУМБА: Сцены духовного завоевания» (на испанском языке). Мексика: изучение колониальной Мексики Веб-сайт Espadaña Press. Архивировано из оригинала 19 сентября 2010 г. Проверено 24 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Арсе Вальдес, Гильермо. «Колониальное наследие Озумбы» (на испанском языке). Мексика: исследование колониальной Мексики© Веб-сайт Espadaña Press. Архивировано из оригинала 19 сентября 2010 г. Проверено 24 февраля 2010 г.
- ^ Моралес, Артуро (10 декабря 2009 г.). «Balean la casa del alcalde de Ozumba» [В Озумбе взорван дом мэра]. Миллениум (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 13 декабря 2009 г. Проверено 24 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Озумба де Альсарте» . Руководства по планетарному оборудованию . Проверено 24 февраля 2010 г.
- ^ Герреро, Карла (11 марта 2001 г.). «Каникулы: A todo corazon» [Каникулы: всем сердцем]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 1.
- ^ Эрнандес, Хесус Альберто; Франсиско Веласкес (5 сентября 2000 г.). «Alcanza ceniza Solo al Edomex» [Ясень достигает только штата Мехико]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 6.
- ^ Нава, Хуан Рамон; Хавьер Перальта (20 декабря 2015 г.). «Lanza Popocatepetl una дождь пепла» [Попокатепетла выпускает ливень пепла]. Север (на испанском языке). Монтеррей, Мексика. п. 20.
- ^ Дюран, Мануэль (5 ноября 2000 г.). «Они живут, не боясь вулкана». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мартинес, Израиль (16 ноября 2002 г.). «Озумба: Ostenta herencia franciscana» [Озумба демонстрирует свое францисканское наследие]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кристина Крус Гонсалес (2009). Пейзажи конверсии: францисканская политика и священные объекты в позднеколониальной Мексике (докторская диссертация). Чикагский университет. п. 388. Регистрационный номер AAT 33870583387058 (UMI).
- ^ Ново, Херардо; Хорхе де ла Луз (2002). Штат Мехико . Мадрид: Ediciones Nueva Guia SA de CV. п. 156.
- ^ Jump up to: а б с д Ромо, Луис (9 сентября 2001 г.). «Маршрут вулкана: В «маленький городок» на выходные». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 14.
- ^ "Patrimonio Ferrocarrilero Ozumba" [Железнодорожное наследие Озумбы] (на испанском языке). Мексика: КОНАКУЛЬТА . Проверено 24 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Atractivosculturales» [Культурные достопримечательности] (на испанском языке). Озумба, Мексика: Муниципалитет Озумбы . Проверено 24 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Atractivos arquitecturales» [Архитектурные достопримечательности] (на испанском языке). Озумба, Мексика: Муниципалитет Озумбы . Проверено 24 февраля 2010 г.
- ^ «Рынки диких грибов в Центральной Мексике и пример из Озумбы». Экономическая ботаника (Специальный грибной выпуск) . 62 (3): 425–436. Ноябрь 2008 г. doi : 10.1007/s12231-008-9043-6 . ISSN 0013-0001 .
- ^ «Новый портал университета Альзате де Озумба» . www.unicoalzate.com.mx .
- ^ «Перепись INEGI 2005» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 13 июня 2011 г. Проверено 24 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Atractivos naturales» [Природные достопримечательности] (на испанском языке). Озумба, Мексика: Муниципалитет Озумбы . Проверено 24 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Atractivos arqueologicos» [Археологические достопримечательности] (на испанском языке). Озумба, Мексика: Муниципалитет Озумба . Проверено 24 февраля 2010 г.
- ^ «Путешествие с Армани: апрель 2014» . Архивировано из оригинала 16 октября 2014 г. Проверено 10 октября 2014 г.
