Дур-Аби-эшух
Дур-Аби-эшух (также Дур-Абиешух) был построен Аби-Эшухом (ок. 1648–1620 до н.э.), правителем Первой династии Вавилона . Его название означает «Крепость Аби-Эшух». Название года этого правителя гласит: «Год, в котором царь Ави-эсух построил Дур-Аби-эсзух-саррум / крепость царя Ави-эсуха» над / вверх по течению от ворот города на берегу Тигра». . [ 1 ] Его местонахождение пока неизвестно, хотя предполагается, что оно находится недалеко от древнего города Ниппур и предположительно на реке Тигр. В клинописном тексте его обычно называют Дур-Аби-ешух. (канал) или более формально Дур-Аби-ешух к Ша Зиббат я₇ Хамму-раби-нухуш-ниши [ какой это язык? ] что означает «Дур-Абиешух-на-выходе-канала-Хамму-раби-нухуш-ниши». В редких табличках без проверки его называют Дур-Аби-ешух. (Тигрис) . Недавнее мнение состоит в том, что на самом деле существовала пара крепостей с названием Дур-Аби-ешух. [ 2 ] Хотя это место не было найдено, примерно с 1998 года на рынке антиквариата начали появляться сотни клинописных табличек, и по мере их публикации об этом месте становится все больше и больше. Поскольку угроза со стороны династии Силендов и движение реки Тигр вынудили некоторые культовые учреждения, в том числе учреждение известной храмовой общины Экур Энлиля, переехать в Дур-Аби-ешух, там должно быть несколько храмовых записей. [ 3 ] [ 4 ]
Было высказано предположение, что после падения Вавилона Дур-Абиешух был переименован в Дур-Энлиль и стал столицей Первой династии Силендов . [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]
Засвидетельствовано, что Дур-Аби-эшух был оккупирован во время правления четырех последовательных правителей Вавилона: Аби-Эшуха, Амми-Дитаны, Амми-Садуки и Самсу-Дитаны. Этот период ознаменовал медленный упадок Старой Вавилонской империи со времен славы Хаммурапи и ранний подъем Первой Силендской династии, начавшейся при ее первом правителе Или-ма-АН. [ 7 ] При правителе Самсу-илуне, предшественнике Аби-Эшуха, Вавилон потерял эффективный контроль над Ниппуру в пользу Или-ма-АНа и Силенда. Аби-Эшух укрепил южный регион Вавилонской империи и перекрыл плотиной реку Тигр, в результате чего к 5-му году его правления был восстановлен полный контроль над Ниппуру. [ 8 ] Известно, что примерно в 11 году правления Амми-Дитаны , преемника в Вавилоне Аби-Эшуха, крупный город Ниппур подвергся нападению и снова был частично заброшен. Дур-Аби-эшух сыграл решающую роль в защите Ниппура. [ 9 ]
Источники
[ редактировать ]Хотя это место не было найдено и при раскопках в этом городе было найдено очень мало царских текстов правителей Вавилона, доступен ряд клинописных текстов из Дур-Аби-ешух. Некоторые из них взяты из текстов, отправленных в другие места, а также, в более значительном количестве, из текстов, попавших на нелегальный рынок антиквариата и предположительно украденных с сайта. [ 3 ] К непровенансным текстам относится храмовый архив из Дур-Аби-ешу. (канал) (92 текста были опубликованы, еще 400 еще предстоит опубликовать), в настоящее время хранится в Корнелльском университете . Еще несколько десятков, некоторые из которых опубликованы, хранятся в коллекции Шойена, включая гадательные тексты. [ 10 ] Большинство текстов посвящено распределению товаров, обычно серебра, ячменя и кунжута, и относятся к периоду правления Самсу-Дитаны. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] В коллекции Котсена обнаружено еще несколько экземпляров этого архива. [ 2 ] [ 14 ] Из архива стало известно, что во времена правителя Самсу-илуны река Тигр, протекавшая до этого мимо города Ниппур, изменила свое русло на восток. В результате на 22 году его правления большая часть населения покинула Ниппур, а многие религиозные учреждения в этом городе были перенесены на северо-восток, в район Дур-Аби-ешух, хотя культовая деятельность продолжалась в Ниппуре, хотя и в гораздо большей степени. уменьшенный масштаб. [ 15 ] [ 16 ] Некоторые таблички носят административный характер. Примером может служить этот договор купли-продажи:
«[1] 5 шекелей серебра на покупку великолепного (нам-ри) раба в городе Бад-Ан, которого Иддин-Мар-дук, надзиратель храма Нинурты, дал Энлилю-мубаллиту, нешаккуму, сын Ур-Садарнуны, в течение месяца он привезет великолепного раба (нам-ра) из Бад-Ан. Его счет будет уплачен, и все. остаток будет выплачен ему полностью». [ 17 ]
Еще один экземпляр с рынка антиквариата хранится в Музее истории искусств в Вене. В нем упоминаются касситские войска под командованием Вавилона, известные из других источников. Он приурочен к последнему году Ави-Эшуха. В то время как касситы составляли большую часть гарнизона Дур-Аби-Эшуха, что типично для периода позднего Старого Вавилона, солдаты гарнизона прибыли из таких далеких мест, как Элам , Алеппо , Маскан-Сепир , Сухум и Гутиум . Дур-Аби-ешух был одной из нескольких крепостей, основанных Ави-эсухом на юге Вавилонии. Крепости в таких местах, как Нукар (недалеко от Ниппура), Баганна, Исин и Урук были укомплектованы солдатами, в том числе из Халабы , Аррапху , Идмараза и Эмутбалума . [ 18 ] [ 19 ]
В одном из поздне-старовавилонских текстов из Дур-Абиешуу упоминается Гарбасу тасу арамейский (ga-ar-ba-sú-ú a-ra-mu-ú), одно из самых ранних текстовых упоминаний об арамейцах. [ 20 ]
Известно, что в поздневавилонский период Хаммурапи-лу-дари был высокопоставленным чиновником, присутствовавшим в Дур-Аби-ешух, с титулами саги «виночерпий» и гал.уккен.на «глава собрания». [ 21 ]
Расположение
[ редактировать ]Хотя местонахождение (или места) Дур-Аби-ешуха неизвестно, кое-что можно сказать наверняка. Это недалеко от города Ниппур . Обычно считалось, что он находится на востоке. Оно явно связано с рекой Тигр. Это определенно было на берегу Тигра, как это было в период позднего старого Вавилона. Недавнее мнение о том, что на самом деле существует пара сайтов, вызывает осложнения. Дур-Аби-ешух (канал) Известно, что он находится на слиянии реки Тигр и канала Хаммурапи-нухуш-ниши (Хаммурапи — изобилие для народа), построенного на 32-м году его правления Хаммурапи для обеспечения водой Ниппура и направления на юг. К сожалению, местонахождение этого канала неизвестно. Известно, что на канале находились две крепости: Дур-Син-мубаллит (у входа в канал) и Дур-Аби-ешух (у выхода из канала). Дур-Син-мубаллит был построен в 9 году правления Син-Мубаллита , отца Хаммурапи, и, очевидно, до того, как был построен канал. Известно, что другая крепость, Зиббат-Нарим, находилась на Евфрате в окрестностях Ниппура и Дур-Аби-ешуха. Крепость Дур-Шаррим на реке Тигр упоминается в текстах городища, но ее местонахождение неизвестно. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лаурито, Ромина и Мариапаола Перс, «Свидетельства о каналах в царских источниках от шумерского до палеобавилонского периода», Egitto e Vicino Oriente, vol. 25, стр. 275–325, 2002 г.
- ^ Jump up to: а б [1] Беранже, Марин, «Дур-Аби-ешу и последствия нападения на Ниппур: новые свидетельства из трех неопубликованных писем», Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 113, стр. 99–122, 2019 г.
- ^ Jump up to: а б [2] З. Фёлди, «Клинописные таблички и рынок древностей. Архивы Дур-Аби-эшух», Distant Worlds Journal 2, стр. 7–27, 2017 г.
- ^ Беранже, Марин, «Дур-Аби-ешух и отказ от Ниппура в период позднего старого Вавилона: исторический обзор», Журнал клинописных исследований 75.1, стр. 27-47, 2023 г.
- ^ Далли, Стефани, «Первая династия Силенда: грамотность, экономика и вероятное местонахождение Дур-Энлиля (ē) в Южной Месопотамии в конце периода Старого Вавилона», Вавилония под властью Силендской и касситской династий, под редакцией Сюзанны Паулюс и Тим Клейден, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 9–27, 2020 г.
- ^ Джордж, Эндрю. Р., «Вавилонские литературные тексты в коллекции Шойена», CUSAS 10. Bethesda: CDL Press, 2009.
- ^ Бойвен, Одетта, «Политическая история королевства Силенд», Первая династия Силенда в Месопотамии, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 86-125, 2018.
- ^ [3] Бойвин О., «Первая династия Силенда в истории и традициях», докторская диссертация, Университет Торонто, Канада, 2016 г.
- ^ Зомер, Элиз, «Вражда против Самсу-дитаны», Закон и (бес) порядок на Древнем Ближнем Востоке: материалы 59-го Международного ассириологического собрания, состоявшегося в Генте, Бельгия, 15–19 июля 2013 г., под редакцией Катриен Де Граф и Энн Годдерис, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 324-332, 2021 г.
- ^ А. Р. Джордж, «Вавилонские гадательные тексты, в основном находящиеся в коллекции Шёйена. С приложением материалов из бумаг У. Г. Ламберта», CUSAS 18 = MSCCT 7, Bethesda, 2013
- ^ К. Ван Лерберге и Г. Воэт, «Архив позднего старого вавилонского храма из Дур-Абиешуха», CUSAS 8, CDL Press, Bethesda, 2009
- ^ К. Абрахам и К. Ван Лерберг (при содействии Габриэллы Воэт и Хен-дрика Хамеу), «Архив позднего старого Вавилонского храма из Дур-Абишуха, продолжение», CUSAS 29, CDL Press, Bethesda,
- ^ Сигрист, М. и др., «Клинописные таблички и другие предметы с надписями из коллекций в Иерусалиме», в: Л. Фелиу [ea] (ред.), Первые девяносто лет. Шумерское празднование в честь Мигеля Сивила, SANER 12. Берлин, стр. 311–336, 2017 г.
- ^ [4] Беранже, Марин, «Поздне-старовавилонский список пайков из Дур-Аби-эшу в коллекции Котсена (Лос-Анджелес)», Nouvelles Assyriologique Brèves et Utilitaires 2022.2, стр. 123-127, 2022 г.
- ^ Аль-Хамдани, Абдуламир, «Системы поселений и каналов во время первой династии Силенда (1721–1340 до н.э.)», Вавилония при династиях Силенда и Касситской, под редакцией Сюзанны Паулюс и Тима Клейдена, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. . 28-57, 2020 г.
- ^ Габбай, Ури и Бойвин, Одетта, «Гимн Аядарагаламы, короля первой династии Силенда, богам Ниппура: судьба Ниппура и его культ во время первой династии Силенда», Zeitschrift für Assyriologie und vorderasiatische Archäologie, vol. . 108, нет. 1, стр. 22–42, 2018 г.
- ^ Кузен, Лаура, «Милые девушки и сильные мужчины: ономастика и личностные качества в источниках первого тысячелетия», Die Welt Des Orients, vol. 50, нет. 2, стр. 339–57, 2020 г.
- ^ Фёлди, Зсомбор, «Клинописные тексты в Художественно-историческом музее Вены, Часть IV: Новый текст из Дур-Аби-Эшу», WZKM 104, стр. 31–55, 2014 г.
- ^ Клейден, Тим, «Ур в касситский период», Вавилония под властью Силендской и касситской династий, под редакцией Сюзанны Паулюс и Тима Клейдена, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 88-124, 2022 г.
- ^ Валк, Джонатан, «Кто такие арамейцы? Выборочный пересмотр клинописных свидетельств о первых арамейцах», Древняя Западная Азия за пределами парадигмы распада и возрождения (1200-900 гг. до н.э.): Труды NYU-PSL International Коллоквиум, Парижский национальный институт истории искусства, 16–17 апреля 2019 г., под редакцией Марии Грации Масетти-Руо, Иларии Калини, Роберта Хоули и Лоренцо д'Альфонсо, Нью-Йорк, США: New York University Press, стр. 411–442, 2024 г.
- ^ де Бур, Р., «Хаммурапи-мой-бог!» Базилофорные личные имена и царская идеология в период Старого Вавилона», JEOL 47, 19–56, 2018–2019 гг.
- ^ [5] Матис Крейцчек, «Еще две таблетки Дур-Абиешу: пивной счет и письмо с онлайн-рынка древностей», CDLB 2023:2, Бюллетень клинописной цифровой библиотеки, 02 апреля 2023 г. (ISSN: 1540-8760)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арно, Д., «Документы к историческому содержанию, о Пресаргонической эпохе Au VIe Siècle», AuOr 25, стр. 5–84, 2007 г.
- Шарпен, Доминик, «Духовенство в изгнании: перемещение богов из Ниппура в Дур-Аби-эшух», От многобожия к монотеизму, Смесь ассириологии, предложенная Марселю Сигристу, час. в. Габбай, Ури, Переннес, Жан Жак (Библейские исследования, новая серия 82), 2020 г.
- К. Ван Лерберге – Г. Воэт, «Дур-Абиешух и Венеция, поселения между великими реками», в: П. Коро – Э. Девекки – Н. Де Зорзи – М. Майокки (ред.), Либиамо не ' лиети каличи. Исследования Древнего Ближнего Востока, представленные Лусио Милано по случаю его 65-летия учениками, коллегами и друзьями, AOAT 436 (Мюнстер, 2016), стр. 557–563, 2016 г.
- Пиентка Р., «Поздний старовавилонский период. Абиешух Самсудитане; Источники», Ежегодные данные. Мюнстер, 1998 г.
- Ричардсон, Сет, «Оракул BOQ 1, «Проблема» и тексты Дур-Абиешуха: Конец Вавилона I», Журнал ближневосточных исследований, том. 78, нет. 2, стр. 215–237, 20.
- Ричардсон, Сет, «Обновление списка позднеобских вавилонских крепостей», НАБУ 2019/21, стр. 32, 2019.
- ван Лерберге, Карел, «Касситские наемники в крепости Абиешуха», в книге «Почему тот, кто что-то знает, должен скрывать это? Клинописные исследования в честь Дэвида И. Оуэна в день его 70-летия», изд. Александра Кляйнерман и др. Bethesda: CDL Pres, стр. 181–87, 2010 г.