Шиманум
Шиманум (также Симанум) был древним ближневосточным городом-государством, местонахождение которого пока неизвестно. Известно, что его ареал расположен в самой северной части Месопотамии или самой южной части Анатолии , в окрестностях реки Тигр , к северу от реки Верхний Заб и недалеко от слияния Тигра и восточной реки Хабур (часто путают с рекой Хабур). западная река Хабур у Евфрата). Это хорошо задокументировано во времена Империи Ура III в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Было высказано предположение, что Шиманум был известен под разными названиями в другие периоды. Если эти предположения верны, то сайт действовал начиная с периода Аккадской империи и до периода Старого Вавилона . Шиманум — это также название древневавилонского месяца.
История
[ редактировать ]Первый правитель Ура III Шульги провёл ряд военных кампаний в северо-восточном регионе империи вокруг Шиманума. [ 1 ] Сам Шиманум, похоже, был вассалом, а не данником. В записях 45-го года Шуги и 6-го года Амар-Сина сообщается, что правитель Симаниума отправил его в Ур. [ 2 ]
В конце правления Шульги (ок. 2094–2046 до н. э.), продолжающегося в правление Амар-Сина (ок. 2046–2037 до н. э.), дочери Шу-Сина, Кунши-матум (Подчинись, о земля!) был отдан замуж за сына тогдашнего правителя Симанума Пушама/Бушама. Пушам упоминается как правитель Шиманума в различных записях Ура III со 2-го года Амар-Сина до 1-го года Шу-Сина. Пушам также известен по печати, найденной в Уркеше . [ 3 ] В первый год Шу-Сина Кунши-матум записана как невеста (жена правителя) Арибатала из Шиманума. Ариб-атал был сыном Пушама и братом Ипхухи. Ипхуха позже стал энси Шиманума, как отмечено в тексте 1-го года правления Ибби-Сина . [ 4 ] Ариб-атал назывался «человеком» Шиманума. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Ведутся споры о статусе Пушама и Арибатала: от энси (правителя) при Уре до вассала и правителя независимого, хотя и сильно союзнического государства. [ 8 ]
На втором году своего правления правитель Ура III Шу-Син (ок. 2037–2028 до н.э.) начал нападение на государства на севере, включая Симанум, Хабуру и Мардаман . [ 9 ] [ 10 ]
«... (Су-Син)..., [потоп] который сокрушает непокорного короля (и) мятежную землю, чьи приказы заставляют дрожать чужую страну, чья сила выдающаяся, его дочь была отдана в качестве невесты Симанум [Симану]м, [Хабур]а, (и) [окружающие районы восстали против короля]. Они выгнали его [дочь] из [ее] резиденции... Он разбил головы. Симанум, Хабуру и окрестные округа Он вернул свою дочь в ее жилище. Он поручил ей на службу Симанум, Хабуру и окрестные округа. Он заселил вражеский народ, свою добычу, (а именно) Симанум, для бога Энлиля и. богиня Нинлиль на границе Ниппура (и) построила для них [город]. Он выделил (их) для них (Энлиль и Нинлиль были богом их города). Су-Син..." [ 11 ] [ 12 ]
Королевские надписи фиксируют, что это нападение произошло в результате свержения королевской семьи Шиманума, союзной Уру и вступившей в брак с ним. [ 13 ] В столицу было доложено об успехе и награде «посланнику Лугал-сисе, принесшему благую весть о разгроме Симанума». [ 14 ] Эта атака была отмечена двумя названиями его годов (SS3 и SS4). [ 15 ]
- в Д су- Д ru.zu lugal ur 2 i к -ма-ке 4 си-ман -нум к му-хул — год, когда Шу-Син, царь Ура, уничтожил Шиманум.
- му нас 2 -са Д су- Д ru.zu lugal ur2i к -ма-ке 4 си-ман -нум к му-хул - Год после того, как Шу-Син, царь Ура, разрушил Шиманум.
Название более позднего года использовалось только в начале года, прежде чем было заменено. В одной записи сообщается, что дочь Кунши-матум была восстановлена на троне Шиманума после успешного нападения. В любом случае переписка между Уром и Шиманумом продолжалась до начала правления Ибби-Сина (ок. 2028–2004 гг. до н.э.). [ 16 ] [ 17 ]
Правитель Ура III Шу-Син после разрушения Шиманума поселил пленников той войны в основанном им городе недалеко от Ниппура , который он назвал Шиманумом (иногда называемым Э-Шу-Суэн). Такая практика размещения заключенных продолжалась и в первом тысячелетии. [ 18 ] В текстах из Дрехема , недалеко от Ниппура, зафиксирован ряд случаев использования «лиц» в качестве охраняемых рабочих, некоторые из которых были приобретены за определенную плату. [ 19 ] На табличке из Ирисарига, датированной 5-м годом Шу-Сина, записаны пайки, отправляемые «Джурушу из Симанума». [ 20 ]
В начале правления следующего и последнего правителя Ура III, Ибби-Сина, Ур потерял контроль над территорией Ниппура, и последние записи об этом городе-заключенном датируются 4-м годом правления Ибби-Сина. [ 17 ]
Ашиманум/Асиманум
[ редактировать ]Асиманум известен со времен Аккадской империи и обычно считается Шиманумом. Сообщается фрагментарный текст правителя Нарам-Сина.
«...Он (Нарам-Син, пошел) из Асиманума в Сисил. В Сисиле он пересек реку Тигр и (пошел) из Сисила на берег реки Евфрат. Он перешел реку Евфрат и (пошел) в Басар, гора Аморрейская...» [ 21 ] [ 22 ]
Шинамум
[ редактировать ]Плохо приписываемый Шинамум (теперь считается, что он находился в Учтепе-Хойюке ), действовавший в древневавилонский период, был указан как возможно Шиманум, т.е. «Хотя кажется вероятным, что Ур III Шиманум, древнеассирийская Шимала, древневавилонский Шинамум и нео- Ассирийский Синабу — это одно и то же место», хотя сейчас это утратило популярность. [ 23 ] [ 24 ] Одна из немногих текстовых ссылок была найдена в Телль-Шемшаре .
«...Другое дело: земли Шинамума и Тушума находятся на одном уровне с самим Элахутом; но нет князя (мадарума), управляющего ими, поэтому они ждут от Элахута руководства. Если бы мой господин приказывал, мои посланники должен продолжать ходить к этим людям, чтобы с помощью 20 ман серебра я мог подкупить их и сделать врагами правителя Элахута в очень короткое время..." [ 25 ]
Шибаниба/Шибанум
[ редактировать ]Было высказано предположение, что Шибаниба (Шибанибе в неоассирийский период), известная в среднеассирийский период и предположительно находившаяся на месте Телля Биллы Ура III или Аккадской империи , ранее была известна как Шиманум, хотя скудные останки периода были известны из там раскопки изданы слабо, да и территориальное расположение неблагоприятно. [ 26 ]
Расположение
[ редактировать ]Хотя примерное местоположение Шиманума известно и было предложено несколько мест, все, что известно о его конкретном местоположении, это то, что он находился очень близко к городу Хабура 3-го тысячелетия до нашей эры, который, в свою очередь, находился недалеко от города Маридаман (обычно Предполагается, что это среднеассирийский период Мардаман). [ 27 ]
Рядом с Хабурой
[ редактировать ]Известно, что Шиманум находится недалеко от города Хабура периода Ура III (Ха-бу-ра). к ), который лежал на реке Хабур, притоке реки Тигр (не путать с западной рекой Хабур, расположенной у Евфрата), в месте слияния или вблизи него. [ 28 ] [ 29 ] В одном тексте он называется «apqum sa Habür» (источник Хабура). [ 30 ] В частности, был предложен большой участок Басорин Тепе (также Басорин Хойюк). Басорин также предлагался как место расположения Кипшуну и Шабирешу. [ 31 ] Шамси-Адад I, правитель Экаллатума , вел кампанию против города Хабуратум, который обычно считался Хабурой. Хабурятум также известен из марийских текстов и находился недалеко от Разамы и Буруллу. [ 11 ] [ 32 ] [ 33 ] Хабуратум находился недалеко от Хабура, у реки Тигр. [ 34 ] Также было высказано предположение, что бог Хабуритум был родом из города Хабура. [ 35 ] В тексте Самси-Адду, найденном в Телль-Шемшаре, говорится:
«...Что касается Кусии, то почему он там остается? Дайте ему указание и пришлите его ко мне к [х] числу месяца, пока ваши горы и дороги не обледенели: От Засли до Шегиббу; от Шегиббу до Зикума; от Зикума до Урау, от Лутпиша до земли Хабуратум, а если иначе, то потому, что твои горы и дороги. уже ледяной, чтобы он не мог путешествовать, пусть он останется с тобой. Возьми на себя обязанность обеспечить его и его слуг едой и питьем («хлебом и пивом»). [ 36 ]
Возле Мардамана
[ редактировать ]Связь с Мардаманом (предположительно Маридаманом) основана на его включении в список Хабуры в более поздней военной кампании Шу-Сина, главным образом против Симаски.
«(Что касается) [людей] Ха[буры] и [Маридамана, Су-Сина, [ки]нга черноголовых людей, воздвигли для них рабство (и) покрыли (их) (их) как с одеждой, чтобы добывать серебро (и) золото, он поставил их (работать там (в Забасалах) оттуда (Булма)». [ 11 ]
Местоположение Мардамана к северу от современного города Мардин в регионе Джизре в Анатолии изначально предлагалось на основании сходства названий, но с тех пор от него отказались. [ 37 ] [ 38 ] Совсем недавно сайт Бассеток стал общепринятым на основе найденной там в 2017 году таблички. [ 39 ]
Другие предложения
[ редактировать ]Если предположить, что соответствие Асимануму верно, то предполагается, что это место находится недалеко от городов Сисил и Талмуш, также не имеющих местоположения (Гир-э Пан предлагается для Талмуса). [ 40 ]
Синан на месте слияния рек Бэтмен и Тигр недалеко от нынешнего Бисмила в Турции. Было предложено построить [ 41 ] [ 21 ]
Было предложено место в «окрестностях Ассура». [ 42 ] Связанное с этим предложение было «к северу от Ниневии ». [ 43 ]
Одно время Телль-Хамукар был предложен исходя из его размера и местоположения. [ 44 ]
Недавнее предложение, основанное на местоположении и сходстве названий Шибаниба и Шиманум, - это сайт Телль Билла. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Михаловски, П., «Переписка королей Ура: эпистолярная история древнего месопотамского королевства», MC 15, озеро Вайнона: Эйзенбраунс, 2011 г.
- ^ Михаловски, Петр, «О медведях и людях: мысли о конце правления Шульги и о последующей преемственности», Литература как политика, Политика как литература: Очерки древнего Ближнего Востока в честь Питера Машиниста, под редакцией Дэвида С. Вандерхофт и Авраам Виницер, Юниверсити-Парк, США: издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 285–320, 2013 год
- ^ К. Волк, «Предметы с надписью из Высокого Мозана/Урке», MDOG 136, стр. 87–101, 2004 г.
- ^ Соллбергер, Эдмонд, «Избранные тексты из американских коллекций», Журнал клинописных исследований, том. 10, нет. 1, стр. 11–31, 1956 г.
- ^ Михаловски, Питер, «Невеста Симанума», Журнал Американского восточного общества, том. 95, нет. 4, с. 716–19, 1975 г.
- ↑ Стол, Мартен, «Суд и гарем до 1500 г. до н. э.», Женщины Древнего Ближнего Востока, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 459–511, 2016 г.
- ^ Михаловски, Питер, «Любовь или смерть? Наблюдения за ролью Гала в церемониальной жизни Ура III», Журнал клинописных исследований 58, стр. 49-61, 2006 г.
- ^ Кляйн, Джейкоб, «Шелеппутум, до сих пор неизвестная принцесса Ура III», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 80, вып. 1-2, стр. 20-39, 1990 г.
- ^ Бонац, Доминик, «Ответ: две сказки о королевской власти, или интермедиальность изображения и текста в третьем тысячелетии до нашей эры», «Сказки о королевской власти: представления о королевской власти в визуальном и текстовом повествовании на Древнем Ближнем Востоке», под редакцией Элизабет Вагнер- Дюран и Джулия Линке, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 155–162, 2020 г.
- ^ Саллабергер, Вальтер, «От городской культуры к кочевничеству: история Верхней Месопотамии в конце третьего тысячелетия», в книге «Человеческие общества и изменение климата в конце третьего тысячелетия: произошел ли кризис в Верхней Месопотамии?» Материалы Лионской конференции, 5–8 декабря 2005 г., изд. К. Кузуджоглу и К. Марро. Париж: де Боккар, стр. 417–56, 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Фрейн, Дуглас, «Шу-Син E3/2.1.4», в период Ура III (2112–2004 гг. До н.э.), Торонто: University of Toronto Press, стр. 285–360,
- ^ М. Цивил, «Исторические надписи Шу-Сина: Коллекция B.», Журнал клинописных исследований, том. 21, стр. 24–38, 1967 г.
- ^ Михаловский, Петр, «Королевские письма в их исторической обстановке 2: Великие стены, амореи и военная история: Переписка Пузур-Шульги и Шаррум-бани (Письма 13–14 и 19–20)», Переписка королей Ура: эпистолярная история древнего Месопотамского королевства, Юниверсити-Парк, США: издательство Penn State University Press, стр. 122-169, 2011 г.
- ^ Михаловски, Петр, «Аморреи в Ур III Times», Переписка царей Ура: эпистолярная история древнего Месопотамского королевства, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 82-121, 2011 г.
- ^ Эбелинг, Э. и Мейснер Б., «Настоящий лексикон ассириологии (RIA-2), Берлин, 1938 г.
- ^ Михаловский, Петр, «Королевские письма в их исторической обстановке 1: Дела короля Шульги (Письма 1–12, 15–18)», Переписка королей Ура: эпистолярная история древнего Месопотамского королевства, Университет Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 64–81, 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Михаловский, Петр, «Царские письма в их исторической обстановке 3: Ур, Исин, Казаллу и последние десятилетия государства Ур III (Письма 21–24)», Переписка царей Ура: эпистолярная история Древнее Месопотамское царство, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 170–215, 2011 г.
- ^ Стейнкеллер, Петр, «Барщинный труд во времена Ура III», От 21 века до нашей эры до 21 века нашей эры: материалы Международной конференции по неошумерским исследованиям, состоявшейся в Мадриде, 22–24 июля 2010 г., под редакцией Стивена Дж. Гарфинкл и Мануэль Молина, Юниверсити-Парк, США: издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 347–424, 2013 год
- ^ Гелб, И.Дж., «Военнопленные в ранней Месопотамии», Журнал ближневосточных исследований, том. 32, нет. 1/2, стр. 70–98, 1973 г.
- ^ Сигрист, Марсель и Одзаки, Тору, «Каталог текстов», Таблички из архива Ири-Сариг, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 1-51, 2019
- ^ Jump up to: а б Дуглас Р. Фрейн, «Саргонический и кутианский периоды (2334–2113)», University of Toronto Press, 1993, ISBN 0-8020-0593-4
- ^ Коган, Леонид, «Waw sargonicum. О паратаксисе в саргонических королевских надписях», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 104, № 1, стр. 42-55, 2014 г.
- ^ Саллабергер, В., «От городской культуры к кочевничеству», в: К. Кузукуоглу / К. Марро (ред.), Человеческие общества и изменение климата в конце третьего тысячелетия: произошел ли кризис в Верхней Месопотамии? Материалы Лионская конференция (5–8 декабря 2005 г.), Стамбул, стр. 417–456, 2007 г.
- ^ Генч, Б./Дж. МакГиннис, «Текст Салманасара I из Учтепе и местонахождение Шинаму», Anatolian Studies 72, стр. 1–17, 2022 г.
- ↑ Сассон, Джек М., «Война», Из марийских архивов: Антология старых вавилонских писем, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 181–214, 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Эдмондс, Александр Йоханнес и Петра М. Кример, «Больше рассказать о Билле! Асиманум/Шиманум и ранний и средний бронзовый век в Башике, Ирак», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, 2022 https://doi.org / 10.1515/za-2022-0011
- ^ Пфальцнер, П. и Х.А. Касим, «От аккадского Маридавана до среднеассирийской Мардамы. Раскопки в Бассетках в 2018 и 2019 годах», ZOrA 13, стр. 12-89, 2020.
- ^ Астур, Майкл С., «Семиты и хурриты в Северном Транстигре», том. 2 «Исследований цивилизации и культуры Нузи и хурритов», изд. DI Оуэн и М.А. Моррисон. Вайнона Лейк, Индиана, стр. 3–36, 1987 г.
- ^ Астур, Майкл К., «Реконструкция истории Эблы (Часть 2)», Эблаитика: Очерки архивов Эблы и языка эблаитов, Том 4, под редакцией Сайруса Х. Гордона и Гэри А. Рендсбурга, Университетский парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 57–196, 2002 г.
- ^ Астур, Майкл К., «Обзор работ: Реконструкция туристических маршрутов в древний ассирийский период». Торговые филиалы Халеда Нашефа», Журнал Американского восточного общества, том 109, № 4, стр. 686–88, 1989 г.
- ^ Альгазе, Гильермо, «Новый рубеж: первые результаты проекта археологической разведки Тигра и Евфрата, 1988», Журнал ближневосточных исследований, том. 48, нет. 4, стр. 241–81, 1989 г.
- ^ Лакамбр, Дени, «Элип-адал, посланник Хабуратума», Nouvelles Assyriologies Brèves et Utilitaires 4, стр. 91 нота, 2004 г.
- ^ Колинский, Рафал, «Судьба Ясмах-Адду, короля Мари», Удача и несчастье на Древнем Ближнем Востоке: материалы 60-й Международной ассириологической встречи в Варшаве, 21–25 июля 2014 г., под редакцией Ольги Древновской и Малгожаты Сандович. , Юниверсити-Парк, США: Пенсильванский государственный университет Пресс, стр. 101-1. стр. 221–236,
- ^ Бейцель, Барри Дж., «Военные действия Ишме-Дагана в Джезире: географическое исследование», Ирак, том. 46, нет. 1, стр. 29–42,
- ^ Шарлах, Тоня, «Иностранное влияние на религию двора Ура III», Общие исследования и раскопки в Нузи 10/3, Бетесда, Мэриленд: CDL Press, 2002 ISBN 1-883053-68-4
- ↑ Сассон, Джек М., «Царство», Из марийских архивов: Антология старых вавилонских писем, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 21–118, 2015 г.
- ^ Привет, WW, «Симуррум и хурритская граница», Revue Hittite et asianique 36. Les Hurrites. материалы XXIV Международной ассириологической встречи, стр. 71–83, 1978 г.
- ^ Фрейн, Дуглас Р., «Староаккадские королевские надписи: примечания к новому изданию», Журнал Американского восточного общества, том. 112, нет. 4, стр. 619–38, 1992 г.
- ^ Пфальцнер П. и Б. Фаист, «История города Мардама (n)», In mu-zu an-za3še3 kur-ur2-še3 ḫe2-ĝal2, Древние востоковедные исследования в честь Конрада Волка, стр. . 347-389, 2020.
- ^ Фрейн, Дуглас, «К исторической географии региона треугольника Хабур во времена Старого Вавилона. Часть 1», Журнал Канадского общества исследований Месопотамии 7, стр. 33-45, 2012 г.
- ^ [1] Стемпень, Марек, «Из истории государственного строя в Месопотамии: царство Третьей династии Ура», Исторический институт Варшавского университета, 2009 г.
- ^ Привет, Уильям В., «Зарикум», Журнал ближневосточных исследований, том. 15, нет. 4, стр. 220–25, 1956 г.
- ^ Стейнкеллер, П., «Административная и экономическая организация штата Ур III», в: М. Гибсон / Р. Д. Биггс (ред.), Организация власти. Аспекты бюрократии на Древнем Ближнем Востоке, стр. 15–33, 1991 г.
- ^ Форланини, М., «Этапы и маршруты между Ассуром и Анатолией палеоассирийских купцов. Новые документы и новые проблемы», Каскал 3, стр. 147-176, 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарфинкл, Стивен, «Участие маргинальных и лиминальных групп в формировании вторичного государства при Третьей династии Ура», Журнал древней истории Ближнего Востока, том. 9, нет. 2, стр. 305–317, 2022 г.
- Лафон, Бертран, «Женщины на работе и женщины в экономике и обществе в неошумерский период», Роль женщин в работе и обществе на Древнем Ближнем Востоке, под редакцией Бриджит Лион и Сесиль Мишель, Берлин, Бостон: Де Грюйтер , стр. 149–173, 2016 г.