Yarikh
Yarikh | |
---|---|
Член Гатарамы / Гатарумы [ 1 ] | |
Другие имена | Arakh, Erakh |
Главный культовый центр | Ларугаду, Угарит , Иерихон , Бет-Йерах |
Планета | Луна |
Генеалогия | |
Супруг | Никкал (в Угарите) |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Грех |
Хурритский эквивалент | Кушух |
Ярих ( угаритский : 𐎊𐎗𐎃 , YRḪ , «луна» [ 2 ] ), или Яракум , [ 3 ] : 118–119 был богом луны, которому поклонялись на Древнем Ближнем Востоке . Лучше всего он засвидетельствован источниками из амореев. [ 4 ] город Угарит на севере современной Сирии , где он был одним из главных божеств. Его основным культовым центром, скорее всего, был Ларугаду, расположенный дальше на восток в окрестностях Эблы . Его мифический культовый центр – Абилума. [ 5 ] Он также засвидетельствован в других областях, населенных амореями, например, в Мари , а также в Месопотамии вплоть до Эшнунны на востоке . В угаритских текстах Ярих появляется как в строго религиозном контексте, в ритуалах и списках жертвоприношений, так и в повествовательных композициях. Он — главный герой «Брак Никкала и Яриха» мифа , возможно, основанного на более раннем хурритском сочинении. Одноименная богиня считалась его женой в Угарите, но она не засвидетельствована в документах из большинства других сирийских городов и, скорее всего, вошла в угаритский пантеон только из-за влияния хурритской религии.
Угарит прекратил свое существование во время краха бронзового века , и хотя Яриху продолжали поклоняться в Леванте и Трансиордании , свидетельства первого тысячелетия до нашей эры относительно редки. Он играл небольшую роль в финикийской , пунической , аммонитской и моавитянской религиях и появляется лишь в небольшом количестве теофорических имен из этих областей. Предполагается также, что израильтяне поклонялись ему и что в его честь были названы города Иерихон и Беф-Йерах . Хотя еврейская Библия содержит множество полемик против поклонения луне, неясно, обязательно ли они относятся к Яриху.
Имя
[ редактировать ]Имя Ярих (Ярик; 𐎊𐎗𐎃 ЮРḪ [ 2 ] ) — обычное угаритское слово, которое может относиться не только к лунному богу , но и к луне как небесному телу . [ 2 ] Еще одно значение, подтвержденное для этого слова, — « месяц ». [ 2 ] Более ранние формы имени (Й)арах и (Й)ерах засвидетельствованы как элементы аморейских теофорных имен . [ 6 ]
Имя грамматически мужского рода. [ 7 ] что является нормой для лунных божеств на Древнем Ближнем Востоке , в отличие от Греции, где луна соответствовала женскому божеству Селене . [ 8 ]
Родственные имени Яриха присутствуют во многих семитских языках . [ 9 ] Как название небесного тела и обычное слово «месяц» они засвидетельствованы на иврите : ירח YRḤ , финикийский : 𐤉𐤓𐤇 YRḤ , древнеарамейский : 𐡉𐡓𐡇 YRḤ (однако имя арамейского бога луны Шара не является родственным [ 6 ] ); Пальмиренский арамейский : 𐡩𐡴𐡧 YRḤ ; и набатейский арамейский : 𐢍𐢛𐢊 ЮРḤ ). [ 2 ] Аккадское , «месяц» или, реже , слово warḫum «луна», также является родственным. [ 6 ] как и древнеюжноаравийское wrḫ , «месяц», и слово warḫ , «луна» или «месяц», присутствующее в эфиопских семитских языках . [ 2 ]
В ранней аморейской традиции
[ редактировать ]Предполагается, что бог луны был одним из главных божеств раннего аморейского пантеона. [ 10 ] Даниэль Швемер прямо заявляет, что наряду с Хададом он был главным божеством всей территории, населенной амореями. [ 11 ] Ему обычно поклонялись как семейному божеству. [ 12 ] Его предполагаемый главный культовый центр, засвидетельствованный в угаритских текстах , [ 13 ] но расположен дальше вглубь страны, в центральной Сирии, [ 14 ] предположительно в окрестностях Эблы находился Ларугаду ( lrgt ), отождествляемый с Аругаду по более ранним эблаитским источникам. [ 15 ] Никаких упоминаний об этом месте за пределами корпусов текстов Угарита и Эблы не известно. [ 13 ] Поскольку сам Ярих не упоминается в источниках из последнего города, предполагается, что он был завезен в северную Сирию только амореями. [ 16 ] Вместо этого эблаиты называли своего лунного бога Суину, как и их современники в Кише , и в дополнение к фонетическому письму Зу-и-ну приняли месопотамскую конвенцию об использовании д EN.ZU для обозначения имени лунного божества клинописью. [ 17 ] Хотя имя Суину является родственным аккадскому Сину , предполагается, что его культ развился локально, а не был занесен из Месопотамии. [ 16 ] Его культовым центром, по-видимому, был Ни- ра-ар. к , город, расположенный недалеко от Эблы. [ 18 ] Вторым возможным лунным божеством, которому поклонялись в Эбле, был Шанугару . [ 17 ] Из-за связи Яриха с Ларугарду также утверждалось, что бог Хадабал ( д НИ.ДА.КУЛ), которому здесь поклонялись в третьем тысячелетии до н.э., имел лунный характер, [ 9 ] но этот вывод не является общепринятым. [ 16 ] Альфонсо Арчи предполагает, что распространение культа Хадабала, территориальные масштабы которого хорошо документированы в эблаитских текстах, по-видимому, не соответствует его предполагаемому астральному характеру. [ 16 ]
Ярих (Эрах) хорошо засвидетельствован в аморейских теофорных именах . [ 6 ] В древневавилонском марийском языке он появляется в тридцати девяти отдельных типах имен. [ 19 ] Примеры включают Абду-Эрах, «слуга Яриха», Ури-Эрах, «свет Яриха», Янтин-Эрах, «Ярих дал» и Зимри-Эрах, «защита Яриха». [ 10 ] Лица, носившие их, прибыли из различных районов королевства и близлежащих к нему территорий, включая сам город Мари, Терку , Сагартум, Хабурский треугольник (где засвидетельствовано особенно много), территорию вокруг Балиха , Сухума и Залмакума. [ 20 ] Некий Янтин-Эрах служил командиром отряда у Зимри-Лима . [ 21 ] Подобные теофорные имена известны и от Эшнунны . [ 22 ] Раскопанный там документ указывает на то, что в какой-то момент древневавилонского периода некий Абди-Эрах был царем неопределенного города в Месопотамии. [ 23 ] После первоначального открытия Торкильд Якобсен предположил, что он правил самой Эшнунной, но с тех пор эта точка зрения была опровергнута. [ 23 ] Другой Абди-Эрах, современник Ипик-Адада из Эшнунны, по-видимому, правил Илипом и Кишем. [ 24 ]
Иногда утверждают, что в Месопотамии Эрах/Ярих и Син могли пониматься соответственно как аморейское и аккадское имена одного и того же божества, а не как два отдельных лунных бога. [ 10 ] [ 12 ] Однако Ичиро Наката перечисляет их отдельно друг от друга в своем обзоре божеств, засвидетельствованных в Мари, в отличие от различных вариантов имен богов погоды или солнечных богов. [ 19 ] Божество Син-Амуррум, засвидетельствованное в заклинаний серии Маклю (табличка VI, стих 4). [ 12 ] по мнению Карела ван дер Торна, это могло быть месопотамское имя аморейского бога луны. [ 12 ]
В Угарите
[ редактировать ]Ярих считался одним из главных божеств угаритского пантеона . [ 25 ] [ 26 ] Его роль лунного божества определялась эпитетом nyr šmm , «светило небес» или «светильник небес», который сравнивали с аналогичным аккадским титулом месопотамского бога луны Сина, munawwir šamê u ersetim , просветитель неба и земли». [ 27 ] Его также можно было назвать «принцем» ( zbl ), что также подтверждается в случае множества других божеств, включая бога погоды Ваала и бога подземного мира Решефа . [ 28 ] и предназначен для обозначения высокого статуса. [ 29 ] Более того, в одном отрывке он упоминается как «самый приятный из богов» ( n'mn 'ilm ), что, очевидно, должно было подчеркнуть его физическую привлекательность. [ 30 ] По словам Денниса Парди, вполне возможно, что он провел день в подземном мире. [ 31 ] Также было высказано предположение, что он мог выступать в качестве привратника, роль, которая в остальном хорошо засвидетельствована для бога Решефа. [ 29 ] Эти два бога объединены в заклинание против укуса змеи. [ 32 ]
В стандартных списках угаритских божеств Ярих следует за Котаратом и предшествует горе Сафон . [ 33 ] В другом похожем тексте он следует за морским богом Ямом и Ваалом, имена которых написаны в одну строку, и предшествует богу-ремесленнику Котару . [ 34 ] Он также засвидетельствован в ритуальных текстах. Во время торжеств, проходивших в полнолуние неизвестного месяца, ему нужно было принести в жертву двух быков. [ 35 ] Впоследствии в списке подношений, включенном в тот же предписывающий текст, говорится, что он также получает барана после Баала из Угарита и Баала из Алеппо , и до того, как баран и бык были предложены Анат из Сафона. [ 36 ] В другом списке пожертвований он помещается между Котаратом и Аттаром как получатель барана. [ 37 ] Он также мог получать подношения вместе с Никкалом . [ 38 ] Кроме того, термины Гатарама и Гатарума, обозначения группы богов, которые этимологически являются соответственно двойной и множественной формами имени Гатару , [ 39 ] в некоторых случаях может относиться к Яриху в группе с Гатару, богиней солнца Шапаш или обоими этими божествами. [ 1 ]
Тридцать человек, носящих теофорные имена, упоминающие Яриха, были достоверно идентифицированы в угаритских текстах. [ 40 ] Особенно часто встречающееся имя Абди-Ярих, написанное как «бдыр» в угаритском алфавите, означает «слуга Яриха». [ 41 ] Кроме того, одно имя, известное из текста, написанного стандартной клинописью , использует логограмму. д 30 как теофорный элемент, но неясно, относится ли он к Яриху или другому лунному божеству. [ 40 ] Кушух также засвидетельствован в угаритских именах, встречающихся всего в шести именах, одно из которых принадлежит человеку из-за пределов города, а месопотамский Син - в одном, принадлежащем вавилонянину, а не местному жителю. [ 42 ] Хотя общее количество имен, призывающих Яриха и соседних божеств, меньше, чем число имен, призывающих Баала, Решефа или Шапаша, он, тем не менее, лучше засвидетельствован в этом качестве, чем многочисленные божества, которые часто появляются в мифах, такие как Атират , Аттар, Ям или Аштарт . [ 40 ]
Помимо присутствия в теофорных именах, хурритский бог луны Кушух также хорошо засвидетельствован в других документах из Угарита. [ 41 ] Утверждалось, что его отождествляли с Ярихом из-за его аналогичной роли. [ 43 ] [ 44 ] Однако в одном ритуальном тексте КТУ 3 1.111, Кушух и Ярих в сопровождении Никкала, стоящего между ними, получают подношения вместе как отдельные божества. [ 45 ] Поскольку сопровождающие инструкции представляют собой комбинацию угаритского языка (при обращении к Яриху) и хурритского языка (при обращении к Кушуху и Никкалю), вполне возможно, что писец, ответственный за подготовку таблички, был двуязычным . [ 45 ] И этот текст, и другие источники из Угарита указывают на то, что угаритским и хурритским божествам можно было поклоняться бок о бок. [ 45 ] Другие лунные божества, известные из Угарита, включают Саггара , бога, предположительно аналогичного Эблаиту Шанугару, которому поклонялись вместе с Ишхарой , [ 46 ] hll (читается неопределенно, иногда считается аналогом бога Хулелу из Эмара ), отца Котарата, чье имя могло быть родственным арабскому слову hilālun , что привело к предположению, что он был богом лунного серпа. , [ 47 ] и Каса, засвидетельствованная только в связи с Ярихом и основанная на предполагаемых родственных словах в других семитских языках, например, на хабре , предположительно представляющая в настоящее время неопознанную лунную фазу . [ 48 ] Деннис Парди дополнительно предполагает, что yrḫ kṯy , ипостась Яриха, мог быть лунным божеством касситского происхождения. [ 13 ] Присутствие «касситского Яриха» в угаритских текстах признается и Марком Смитом. [ 49 ] Он засвидетельствован в молитве о благополучии [ 50 ] и в списке предложений. [ 51 ]
Ярих появляется в ряде угаритских мифов, но его роль в них не обязательно отражает его природу как лунного божества. [ 52 ]
Брак Никкала и Яриха
[ редактировать ]Брак Никкала и Яриха ( КТУ 1.24) — угаритская повествовательная композиция, в наибольшей степени ориентированная на бога луны. [ 53 ] Принято считать, что он описывает обстоятельства, приведшие к браку одноименных божеств, хотя его жанр продолжает оставаться темой постоянных научных дебатов. [ 54 ] Стив А. Виггинс предполагает, что отдельные разделы текста не обязательно принадлежат к одному и тому же жанру, что позволяет классифицировать его и как миф , и как гимн . [ 54 ]
После проэмия , в котором упоминаются некоторые божества, участвующие в сюжете, и ряда стихов, посвященных Котхарату , Ярих вводится в торг с богом Кирихиби (который не засвидетельствован ни в каких других источниках). [ 55 ] ), чтобы получить разрешение на брак с Никкалом. [ 56 ] Это, скорее всего, указывает на то, что последний либо является ее отцом, либо, по крайней мере, выступает посредником от имени ее семьи. [ 55 ] Ярих предлагает заплатить высокий выкуп за невесту , в том числе большое количество золота , серебра и лазурита , а также заявляет, что он «превратит ее поля [Никкала] в сады», что, скорее всего, является эвфемистическим способом обозначения его способности производить потомство. наследник. [ 57 ] Кирикиби поначалу сопротивляется и предлагает ему альтернативных невест: Пидрай и йбрдми . [ 58 ] Известно, что первая является дочерью Ваала , а вторая по-разному интерпретируется как дочь Аттара . [ 55 ] его сестра, [ 59 ] еще одна дочь Ваала [ 60 ] [ 61 ] или эпитет Пидрея. [ 62 ] Кирихиби в своей речи называет Яриха « зятем Ваала» ( ḫtnm b'l ), что может либо относиться к его предполагаемому будущему после выбора Пидрея, либо указывать на то, что он уже был женат на другой из дочерей бога погоды, или просто служить титулом вежливости. [ 63 ] Ярих в конечном итоге отвергает оба предложения и заявляет, что его интересует только Никкал. [ 64 ] Наконец ему это удается, и впоследствии он женится на ней. [ 64 ]
Иногда предполагают, что, помимо описанных выше сцен, Ярих появляется и в сильно поврежденном разделе мифа, занимающем строки 5-15 таблички, где согласно этой теории описывается сексуальный контакт между ним и Никкалом, но это далеко не уверен. [ 65 ] Стив А. Виггинс отмечает, что даже если принято, что пол описан, ни одно божество не упоминается по имени, что затрудняет оценку этого предложения. [ 65 ]
Предыстория всего мифа, скорее всего, хурритская . [ 64 ] [ 66 ] Это мог быть либо прямой угаритский перевод хурритского оригинала, либо прямой угаритский перевод хурритского оригинала. [ 67 ] или менее прямая адаптация, основанная только на мотивах хурритской мифологии. [ 68 ] Принято считать, что Кирикиби — бог хурритского происхождения. [ 55 ] [ 69 ] Никкаль, представленная в этом контексте как супруга Яриха, но отсутствующая в других угаритских повествованиях, была производной от месопотамской богини Нингаль , которая была женой Сина/Нанны, месопотамского бога луны. [ 70 ] и хурриты также поклонялись ей как жене Кушуха . [ 71 ] Скорее всего, супружеские отношения между соответствующими месопотамскими божествами также являются причиной изображения ее как жены Яриха. [ 72 ] Неизвестно, вошел ли Никкаль в угаритский пантеон напрямую из одного из городов Верхней Месопотамии или через хурритского культурного посредника. [ 73 ] Тот факт, что большинство угаритских свидетельств о ней являются записями в хурритских списках жертвоприношений, скорее всего, подтверждает последнюю теорию. [ 73 ] В остальном она почти полностью отсутствует в западно-сирийских источниках второго и первого тысячелетий до нашей эры. [ 74 ]
Другие угаритские повествовательные тексты
[ редактировать ]Помимо «Брака Никкала и Яриха» , в тексте КТУ 1.114 также фигурирует бог луны. [ 75 ] Несмотря на то, что он относительно хорошо сохранился, его сложно перевести, и многие детали остаются неясными. [ 76 ] Судя по всему, во время банкета, организованного Элом , Ярих по неизвестным причинам действует как собака и залезает под столы. [ 76 ] Божества, которые, как утверждается, были знакомы с ним, в том числе Аштарт и Анат , предлагают ему отборные куски мяса, в то время как те, кто его не знает, тыкают его палкой. [ 77 ] Действия двух богинь упрекает безымянный «привратник дома Эла», который жалуется, что они дают собачью еду. [ 78 ] Остальная часть композиции сосредоточена на том, как Эль напивается и впоследствии борется с последствиями алкоголя, а Ярих больше не упоминается. [ 76 ] Однако последние строки, очевидно, рассказывают о том, как приготовить лекарство от похмелья из собачьей шерсти, что может быть отсылкой к его роли. [ 76 ] [ 79 ] Непонятно, почему Ярих в этом тексте ведет себя по-собачьи. [ 80 ] Его поведение могло быть просто связано с темой употребления алкоголя . [ 76 ]
А сам Ярих в КТУ не появляется 2 1.12, в этом тексте появляется второстепенная богиня, Талиш ( tlš [ 81 ] ) описывается как его служанка ( 'амт ). [ 82 ] Происхождение ее имени неизвестно, хотя предполагается, что оно произошло от корня , означающего «опоздание» или «задержка», или от глагола «месить». [ 83 ] Альтернативно, оно могло быть связано с обычным именем Ту-ли-ша, встречающимся как в Угарите, так и в Нузи . [ 82 ] Талиш встречается параллельно с Димгай, другой второстепенной богиней, служанкой Атирата, что иногда используется в качестве довода в пользу того, что они представляют собой единое божество с биномиальным именем Димгай-ва-Талиш ( dmg w tlš ). [ 81 ] В сохранившемся отрывке они оба страдают от схваток . [ 82 ] Поскольку в известном месопотамском сочинении Син отводится роль бога, помогающего в таких ситуациях, отсутствие Яриха в сохранившихся частях текста в сочетании с явной связью с ним Талыша исследователи считают труднообъяснимым. [ 84 ]
В мифе КТУ 1.92 Ярих вскользь упоминается как один из богов, получающих дичь от Аштарт после ее возвращения с охоты. [ 85 ]
В Эмаре
[ редактировать ]В Эмаре имя бога Луны было представлено логограммой . д 30. [ 86 ] Неизвестно, можно ли идентифицировать его как Яриха. [ 86 ] По словам Брайана Б. Шмидта, богом луны, которому поклонялись в Эмаре, был Син. [ 10 ] Однако не исключено, что в местном пантеоне присутствовало более одного божества такого характера. [ 86 ] а Гэри Бекман называет западносемитское прочтение одним из четырех возможных, рядом с месопотамским, хурритским и анатолийским ( Арма ). [ 87 ] Также было доказано, что по крайней мере в некоторых случаях логограмма относится к Саггару , которому уже поклонялись в непосредственной близости от Эмара, в Ма -НЕ. к , в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 46 ] Засвидетельствованы и другие написания его имени, в том числе многосложное и второе логографическое, д ДО. [ 88 ] Жрецы божества, назначенные д 30 засвидетельствовано в документах Эмара, но нет никаких указаний на то, что один из немногих храмов, выявленных при раскопках, принадлежал ему. [ 89 ]
В первом тысячелетии до нашей эры
[ редактировать ]Хотя Угарит прекратил свое существование во время распада позднего бронзового века , возможно, из-за деятельности народов моря , [ 90 ] поклонение Яриху продолжалось и в других местах в первом тысячелетии до нашей эры. [ 10 ]
Финикийские и Пунические источники
[ редактировать ]
Никаких явных упоминаний о Ярихе нет ни в каких финикийских источниках. [ 91 ] такие как надписи из Библоса , Тира и Сидона . [ 92 ] Исследование финикийской религии считается трудным из-за нехватки письменных материалов и небольшого количества прямых упоминаний о божествах, кроме главного покровителя каждого города, таких как Баалат Гебал в Библосе, Эшмун в Сидоне или Мелькарт в Тире. [ 93 ] Роль астральных божеств, таких как Ярих, была невелика, возможно, из-за отсутствия у них связи с морской торговлей , которую разделяли многие основные божества этой культуры. [ 94 ] В финикийской версии двуязычного каратепе солнце и луна упоминаются в контексте, который может указывать на то, что имеются в виду соответствующие им божества, но они не выделяются так, как бог погоды Баал в том же документе. [ 95 ]
В известных пунических источниках Ярих также отсутствует в надписях, хотя он и появляется в теофорных именах . [ 96 ] Одним из засвидетельствованных примеров является бдырх , «слуга Яриха». [ 96 ] Аналогичные свидетельства существуют и в отношении другого лунного бога, Саггара, который, возможно, выступал в качестве олицетворения новолуния в пунической религии. [ 97 ] Лунные символы присутствуют на пунических стелах, хотя, поскольку в сопроводительных надписях обычно упоминаются только главы пантеона, Баал-Хаммон и Танит , утверждается, что они представляют собой первое из этих двух божеств, а не Яриха. [ 98 ] Однако никакие текстовые источники не подтверждают теорию о том, что Баал-Хаммон был лунным божеством, и тот факт, что в Пальмире к нему относились как к совершенно отдельному от местного лунного бога Аглибола, может свидетельствовать об обратном. [ 99 ] Кроме того, возможно, что указанные символы, как и другие подобные астральные символы, не представляют какого-либо конкретного бога, а призваны иллюстрировать небесную природу главных божеств. [ 100 ]
Аммонитские и Моавитянские источники
[ редактировать ]только одно достоверное свидетельство Ярких из королевств древней Трансиордании . По состоянию на 2000 год было выявлено [ 101 ] Один из аммонитянских царей носил имя Ирх'зр (Иерахеазар), «Ярих — мой помощник», о чем свидетельствует надпись на постаменте царской статуи, датируемая примерно 700 годом до нашей эры. [ 102 ] Аммонитские печати с изображением полумесяца известны с седьмого века до нашей эры, но они могут быть связаны с поклонением Сину Харранскому , который был известен во многих областях к западу и югу от его культового центра в неоассирийский период . [ 103 ]
Свидетельства из Моавитского царства, которое развивалось параллельно с Аммонитянским в начале первого тысячелетия до нашей эры, [ 103 ] ограничивается художественными изображениями лунного серпа. [ 104 ] Утверждалось, что они могли указывать на национального бога моавитян Чемоса , который в какой-то момент приобрел лунные характеристики. [ 101 ] Известные текстовые источники из Моава не упоминают ни Яриха, ни Сина. [ 104 ]
Израильские и иудейские источники
[ редактировать ]Поклонение луне, скорее всего, практиковалось в царствах Израиля и Иуды как до вавилонского пленения , так и после него. [ 105 ] Доказательства включают топонимы и, по словам Габриэлы Тойер, теофорные имена, отсылающие к Яриху, [ 106 ] хотя, по словам Брайана Б. Шмидта, некоторые примеры последнего в настоящее время отсутствуют. [ 107 ] Наиболее известные предполагаемые примеры первых включают Иерихон и Бет-Йерах . [ 108 ] [ 109 ] Также вероятно, что израильтяне также поклонялись лунному богу Харрана Сину . [ 110 ]
Было высказано предположение, что многочисленные упоминания Луны как небесного тела, подчиненного Яхве, в еврейской Библии могут отражать религиозную полемику против поклонения лунным божествам. [ 111 ] [ 112 ] хотя исследователи отмечают, что требуется осторожность при использовании этой информации для реконструкции культуры царств до периода вавилонского плена. [ 113 ] Прямые запреты или осуждение поклонения луне упоминаются и в ряде отрывков, например, в Книге Иова 31:26-68. [ 107 ] Во Второй книге Царств 23:5 говорится, что иудейский царь Иосия изгнал священников, приносящих жертвы луне, наряду с теми, кто посвятил себя другим астральным телам и Ваалу . [ 114 ] Трудно, сколько из этих упоминаний можно считать источниками информации о Ярихе, поскольку возможно, что они не обязательно отражают борьбу с существовавшим ранее культом местного лунного божества, а скорее месопотамские традиции с центром в Харране, который в период плена и позднее могли восприниматься как конкурирующее вероучение. [ 115 ] Поэтому отнесение полемики к далекому прошлому могло быть лишь риторическим приемом . [ 115 ]
Пальмиреновые источники
[ редактировать ]В источниках из Пальмиры , чей пантеон, известный с конца первого тысячелетия до нашей эры и начала первого тысячелетия нашей эры, включал как строго местные божества, так и финикийские, месопотамские и арабские божества, [ 116 ] имена с элементом yrḥ относятся к местному богу Ярхиболу , а не Яриху. [ 117 ] Его считали солнечным божеством . [ 118 ] Однако возможно, что изначально он был богом луны и лишь вторично развил свои солнечные черты, засвидетельствованные в исторических источниках. [ 118 ] Альтернативно, его имя могло быть получено от арабского yarḫu , « весна », что, как утверждается, соответствует его ассоциации с пальмиренским источником Эфка. [ 118 ]
См. также
[ редактировать ]- да
- Грех (добрый), он же Бабушка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Парди 2002 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Elm Lete & Sanmartin 2015 , с. 963.
- ^ Джордж, Эндрю; Креберник, Манфред (2022). «Два замечательных словаря: аморейско-аккадские билингвы!». «Ревю ассириологии и восточной археологии» . 116 (1): 113–66. дои : 10.3917/сборка.116.0113 . S2CID 255918382 .
- ^ Парди 2002 , с. 236.
- ^ Привет, Уильям В.; Младший, К. Лоусон; Ортон, Дэвид Э. (1997). Контекст Священного Писания . Лейден Нью-Йорк (Нью-Йорк) Кёльн: Brill. п. 349. ИСБН 90-04-09629-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 1997 , с. 364.
- ^ Elm Lete & Sanmartin 2015 , стр. 964.
- ^ Креберник 1997 , с. 360.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 1997 , с.363.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шмидт 1999 , с. 587.
- ^ Швемер 2008 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с д ван дер Торн 2009 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с Парди 2002 , с. 285.
- ^ Парди 2002 , с. 173.
- ^ Архи 2013 , с. 224.
- ^ Перейти обратно: а б с д Архи 1997 , с. 256.
- ^ Перейти обратно: а б Арки 1997 , стр. 252–253.
- ^ Арки 1997 , стр. 253–254.
- ^ Перейти обратно: а б Наката 1995 , с. 252.
- ^ Фелиу 2003 , с. 209.
- ^ Фрейн 1990 , с. 641.
- ^ Фрейн 1990 , с. 566.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейн 1990 , с. 530.
- ^ Фрейн 1990 , с. 662.
- ^ Тойер 2000 , с. 561.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 105.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 244–245.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б Рахмуни 2008 , с. 334.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 246–247.
- ^ Парди 2002 , с. 170.
- ^ Смит 2014 , с. 41.
- ^ Парди 2002 , с. 15.
- ^ Парди 2002 , с. 21.
- ^ Парди 2002 , с. 30.
- ^ Парди 2002 , с. 31.
- ^ Парди 2002 , с. 47.
- ^ Парди 2002 , с. 64.
- ^ Парди 2002 , с. 278.
- ^ Перейти обратно: а б с ван Солдт 2016 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Тойер 2000 , с. 261.
- ^ ван Солдт 2016 , стр. 103–104.
- ^ Швемер 2001 , с. 547.
- ^ Парди 2002 , с. 281.
- ^ Перейти обратно: а б с Война 2021 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 1997 , с. 255.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 102–103.
- ^ Парди 2002 , с. 280.
- ^ Смит 2014 , с. 77.
- ^ Парди 2002 , стр. 150–151.
- ^ Парди 2002 , с. 69.
- ^ Виггинс 1998 , с. 779.
- ^ Виггинс 1998 , с. 762.
- ^ Перейти обратно: а б Виггинс 1998 , с. 766.
- ^ Перейти обратно: а б с д Виггинс 1998 , с. 769.
- ^ Виггинс 1998 , стр. 763–764.
- ^ Виггинс 1998 , стр. 771–772.
- ^ Виггинс 1998 , стр. 764–765.
- ^ Тойер 2000 , стр. 177–178.
- ^ Уотсон 1993 , с. 53.
- ^ Швемер 2001 , с. 545.
- ^ Тойер 2000 , с. 177.
- ^ Виггинс 1998 , с. 770.
- ^ Перейти обратно: а б с Виггинс 1998 , с. 765.
- ^ Перейти обратно: а б Виггинс 1998 , с. 771.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 335.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 341.
- ^ Виггинс 1998 , стр. 766–767.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 230.
- ^ Виггинс 1998 , стр. 768–769.
- ^ Вейперт 1998 , с. 358.
- ^ Виггинс 1998 , с. 768.
- ^ Перейти обратно: а б Тойер 2000 , с. 19.
- ^ Вейперт 1998 , с. 357.
- ^ Виггинс 1998 , с. 772.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Виггинс 1998 , с. 775.
- ^ Виггинс 1998 , стр. 774–775.
- ^ Виггинс 1998 , с. 774.
- ^ Парди 2002 , с. 186.
- ^ Виггинс 1998 , стр. 776–777.
- ^ Перейти обратно: а б Рахмуни 2008 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б с Рахмуни 2008 , с. 82.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 81–82.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 82–83.
- ^ Смит 2014 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с Флеминг 2000 , с. 157.
- ^ Бекман 2002 , с. 49.
- ^ Бекман 2002 , с. 48.
- ^ Бекман 2002 , с. 52.
- ^ Тойер 2000 , с. 299.
- ^ Тойер 2000 , с. 562.
- ^ Тойер 2000 , с. 309.
- ^ Тойер 2000 , с. 308.
- ^ Тойер 2000 , с. 310.
- ^ Тойер 2000 , стр. 311–312.
- ^ Перейти обратно: а б Тойер 2000 , с. 312.
- ^ Тойер 2000 , стр. 312–313.
- ^ Тойер 2000 , с. 313.
- ^ Тойер 2000 , стр. 315–316.
- ^ Тойер 2000 , с. 317.
- ^ Перейти обратно: а б Тойер 2000 , с. 563.
- ^ Тойер 2000 , стр. 414–415.
- ^ Перейти обратно: а б Тойер 2000 , с. 415.
- ^ Перейти обратно: а б Тойер 2000 , с. 417.
- ^ Тойер 2000 , с. 459.
- ^ Тойер 2000 , с. 483.
- ^ Перейти обратно: а б Шмидт 1999 , с. 588.
- ^ Шмидт 1999 , с. 589.
- ^ Тойер 2000 , с. 484.
- ^ Тойер 2000 , с. 474.
- ^ Шмидт 1999 , с. 590.
- ^ Тойер 2000 , с. 449.
- ^ Тойер 2000 , с. 430.
- ^ Шмидт 1999 , стр. 591–592.
- ^ Перейти обратно: а б Шмидт 1999 , с. 592.
- ^ Тойер 2000 , с. 400.
- ^ Тойер 2000 , с. 409.
- ^ Перейти обратно: а б с Тойер 2000 , с. 410.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (1997). «Исследования в Пантеоне Эбла II» . Ориенталия . 66 (4). GBPress - Григорианская библейская пресса: 414–425. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43078145 . Проверено 28 июля 2022 г.
- Арчи, Альфонсо (2013). «Ритуализация в Эбле» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 13 (2). Брилл: 212–237. дои : 10.1163/15692124-12341253 . ISSN 1569-2116 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- из Вяза Лете, Грегори; Сен-Мартен, Хоакин (2015). Словарь угаритского языка в алфавитной традиции . Лейден, Нидерланды; Бостон, США: Брилл. ISBN 978-9-004-28865-2 . Проверено 27 июля 2022 г.
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 90-04-13158-2 . OCLC 52107444 . Проверено 5 августа 2022 г.
- Флеминг, Дэниел Э. (2000). Время в Эмаре: Культовый календарь и ритуалы из Архива прорицателя . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-1-57506-044-6 . Проверено 28 июля 2022 г.
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Креберник, Манфред (1997), «Mondgott AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 27 июля 2022 г.
- Наката, Ичиро (1995). «Исследование женских теофорных личных имен в древневавилонских текстах Мари» . Ориент . 30 и 31. Общество ближневосточных исследований Японии: 234–253. дои : 10.5356/orient1960.30and31.234 . ISSN 1884-1392 .
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-90-474-2300-3 . OCLC 304341764 .
- Шмидт, Брайан Б. (1999), «Луна», ван дер Торн, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер В. (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии , Издательство Eerdmans Publishing Company, ISBN 978-0-8028-2491-2 , получено 27 июля 2022 г.
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, последние исследования: Часть II» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Смит, Марк (2014). «Аттарт в сирийских текстах позднего бронзового века» . Превращение богини: Иштар-Астарта-Афродита . Фрибург-Геттинген: Academic Press Vandenhoeck & Ruprecht. ISBN 978-3-7278-1748-9 . OCLC 881612038 .
- Тойер, Габриэле (2000). Бог Луны в религиях Сирии и Палестины: со специальной ссылкой на КТУ 1.24 . Том 173 . Проверено 27 июля 2022 г.
- Валек, Франтишек (2021). «Иностранцы и религия в Угарите» . Студия Восточной Электроники . 9 (2): 47–66. дои : 10.23993/store.88230 . ISSN 2323-5209 . S2CID 245630201 .
- ван дер Торн, Карел (2009). «Семейная религия во втором тысячелетии Западной Азии (Месопотамия, Эмар, Нузи)». Бытовая и семейная религия в древности . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing Ltd., стр. 20–36. дои : 10.1002/9781444302974.ch3 . ISBN 9781444302974 .
- ван Сольдт, Уилфред Х. (2016). «Божества в личных именах в Угарите, Рас Шамра» . Угаритические исследования IV . Пэрис Левен Уолпол, Массачусетс: Издания, посвященные исследованиям цивилизаций, Петерс. ISBN 978-90-429-3439-9 . ОСЛК 51010262 .
- Уотсон, Уилфред GE (1993). «Богини в Угарите» (PDF) . Эпиграфические и лингвистические исследования Древнего Ближнего Востока . 10 . ISSN 2239-5393 .
- Вейперт, Манфред (1998), " д НИН.ГАЛ/Никкал А. III. В Египте и Сирии» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 июля 2022 г.
- Виггинс, Стив А. (1998). «Что в имени? Ярих в Угарите» . Угарит-Форшунген (30): 761–780. ISSN 0342-2356 . Проверено 27 июля 2022 г.