Бейт-Шеан
Бейт-Шеан
בֵּית שְׁאָןБейт- Шеон | |
---|---|
Транскрипция(и) на иврите | |
• ИСО 259 | Байт Шан |
• Translit. | Но Шаан |
• Также пишется | Бет Шеан (официальный) Бет Шон (неофициально) |
Координаты: 32 ° 30' с.ш., 35 ° 30' в.д. / 32,500 ° с.ш., 35,500 ° в.д. | |
Страна | Израиль |
Округ | Северный |
Основан | 6–5 тысячелетия до н. э. (самое раннее поселение) Бронзовый век ( ханаанский город) |
Правительство | |
• Мэр | Джеки Леви |
Область | |
• Общий | 7330 дунамов (7,33 км 2 или 2,83 квадратных миль) |
Население (2022) [ 1 ] | |
• Общий | 19,073 |
• Плотность | 2600/км 2 (6700/кв. миль) |
Значение имени | Дом спокойствия [ 2 ] |
Веб-сайт | http://www.bet-shean.org.il |
Бейт-Шеан ( иврит : ביט שְׁן ), также Беф-Шан , бывший Бейсан ( араб . بيسان ), [ 2 ] город в округе Израиля Северном . Город расположен в долине Бейт-Шеан, примерно на 120 м (394 фута) ниже уровня моря.
Бейт-Шеан считается одним из старейших городов региона. Он сыграл важную роль в истории благодаря своему географическому положению на стыке долины реки Иордан и Изреельской долины . Бет-Шеана Древний телл содержит останки, начиная с периода энеолита . Когда Ханаан перешел под власть египетской империи в позднем бронзовом веке , Бет-Шеан служил крупным административным центром Египта. [ 3 ] Город попал под власть Израиля в монархический период. Вероятно, он попал под контроль филистимлян во времена Саула , когда, согласно Библии , его тело было выставлено там вместе с его сыновьями. [ 4 ]
В эллинистический период поселение было известно как Скифополис ( древнегреческий : Σκυθόπολις ). После того, как регион перешел под власть Рима , Скифополь получил имперский свободный статус и стал ведущим городом Десятиградия . Многокультурный мегаполис под византийским правлением, он служил столицей провинции Палестина-Секунда и имел смешанное население, состоящее из христиан , язычников , евреев и самаритян . После арабского завоевания Леванта и серии разрушительных землетрясений (особенно в 749 году ) город потерял свою известность и стал провинциальным городом среднего размера. [ 3 ] [ 5 ]
Население города полностью изменилось с 1948 по 1950 год. Он был полностью мусульманским и христианским, был включен в состав еврейского государства в Плане раздела Палестины Организации Объединенных Наций 1947 года и был захвачен Хаганой в мае 1948 года. Битва за город во время операции «Гедеон» привела к бегству большинства его жителей, а остальные были изгнаны. [ 6 ] Затем город был заселен еврейскими иммигрантами. [ 6 ] Сегодня Бейт-Шеан служит региональным центром городов долины Бейт-Шеан. Руины древнего города теперь охраняются на территории национального парка Бейт-Шеан . Город расположен недалеко от перехода через реку Иордан , одного из трех пунктов пересечения границы между Израилем и Иорданией .
География
[ редактировать ]Местоположение Бейт-Шеана всегда было стратегически важным из-за его положения на стыке долины реки Иордан и долины Изреель , по существу контролируя доступ из Иордании и внутренних районов к побережью, а также из Иерусалима и Иерихона в Галилею. .
Бейт-Шеан расположен на шоссе 90 , дороге с севера на юг, которая проходит вдоль восточной окраины Израиля и Западного берега. Город простирается на площади 7 квадратных километров с большим национальным парком на севере города. Население Бейт-Шеана составляет 20 000 человек. [ 7 ]
Сегодня город находится под управлением регионального совета Эмек ха-Мааянот .
История
[ редактировать ]Предыстория (периоды неолита и энеолита)
[ редактировать ]В 1933 году археолог Г. М. Фитцджеральд под эгидой музея Пенсильванского университета выполнил «глубокий разрез» на Телль-эль-Хисне («замковом холме»), большом телле или кургане Бет Шеан в с целью определить самое раннее заселение этого участка. Его результаты показывают, что заселение началось в периоды позднего неолита или раннего энеолита (шестое-пятое тысячелетия до нашей эры). [ 8 ] Оккупация продолжалась с перерывами на протяжении периодов позднего неолита и энеолита, с вероятным перерывом в период позднего энеолита (около 4000–3300 гг. До н.э.). [ 9 ]
Ранний бронзовый век
[ редактировать ]Поселения, по-видимому, возобновились в начале раннего бронзового века I (3200–3000 гг.) и продолжаются на протяжении всего этого периода, затем отсутствуют в раннем бронзовом веке II, а затем возобновляются в раннем бронзовом веке III. [ 9 ]
Средний бронзовый век
[ редактировать ]Большое кладбище на северном кургане использовалось с бронзового века до византийских времен. [ 10 ] В 1926 году здесь были обнаружены ханаанские могилы, датируемые 2000–1600 годами до нашей эры. [ 11 ]
Поздний бронзовый век
[ редактировать ]Египетский период
[ редактировать ]После завоевания Бейт-Шеана фараоном Тутмосом III в 15 веке до нашей эры, как записано в надписи в Карнаке , [ 12 ] небольшой городок на вершине кургана стал центром египетской администрации региона. [ 13 ] Пришельцы-египтяне изменили организацию города и оставили после себя значительную часть материальной культуры. Большой ханаанский храм (39 м (128 футов) в длину), раскопанный Музеем Пенсильванского университета (Музей Пенсильвании), может быть датирован примерно тем же периодом, что и завоевание Тутмоса III , хотя раскопки Еврейского университета предполагают, что он датируется примерно тем же периодом, что и завоевание Тутмоса III. более поздний период. [ 14 ] Вокруг храма были обнаружены артефакты потенциального культового значения. Судя по египетской стеле , найденной на этом месте, храм был посвящен богу Мекалю. [ 15 ] Раскопки Еврейского университета установили, что этот храм был построен на месте более раннего. [ 16 ]
Одна из важнейших находок возле храма — Лев и львица (или собака [ 17 ] ) стела, находящаяся в настоящее время в Музее Израиля в Иерусалиме, на которой изображены играющие двое. [ 18 ]
В течение трехсот лет правления Нового Египта население Бейт-Шеана, по-видимому, состояло в основном из египетских административных чиновников и военных. Город был полностью перестроен по новой планировке во времена 19-й династии . [ 19 ] В ходе раскопок Пенсильванского музея были обнаружены две важные стелы периода Сети I и памятник Рамсесу II . [ 20 ] Одна из этих стел особенно интересна, потому что, по словам Уильяма Ф. Олбрайта , [ 21 ] это свидетельствует о наличии еврейского населения: хабиру , которое Сети I защищал от азиатского племени. Керамика производилась на местном уровне, но некоторые изделия имитировали египетские формы. [ 22 ] Наряду с египетским импортом существовали и другие ханаанские товары или предметы в египетском стиле местного производства. [ 23 ] При 20-й династии в Бейт-Шеане были построены большие административные здания, в том числе «Здание 1500», небольшой дворец египетского губернатора. [ 24 ] Во времена XX династии вторжения « народов моря » нарушили контроль Египта над Восточным Средиземноморьем . Хотя точные обстоятельства неясны, вся территория Бейт-Шеана была уничтожена пожаром около 1150 г. до н.э. Египтяне не предприняли попыток восстановить свой административный центр и окончательно потеряли контроль над регионом.
На стоянке обнаружено более 50 глиняных гробов человекообразных форм, в основном датированных 13 и 12 вв. столетия до нашей эры. Большинство из них выполнены в типичном египетском стиле, но некоторые имеют «гротескный» тип, связанный с Эгейским морем, что заставило более ранних археологов предположить, что они принадлежали к «морским народам», которые, как утверждал фараон Рамзес III, переселили в этот регион. [ 25 ]
Железный век
[ редактировать ]Ханаанский город железного века I (1200–1000 до н.э.) был построен на месте египетского центра вскоре после его разрушения. [ 26 ] Согласно еврейской Библии , около 1000 г. до н.э. город стал частью более крупного Израильского царства . В 3 Царств ( 3 Царств 4:12 ) Бейт-Шеан упоминается как часть царства Соломона , хотя историческая точность этого списка оспаривается. [ 27 ] в период до Омрида раннего Израильского царства , и что оно, вероятно, было разрушено около 935–900 гг. до н.э. Тем не менее, недавние археомагнитные даты позволяют предположить, что первое израильское городское поселение было основано либо в период Соломона, либо самое позднее [ 28 ]
Ассирийское (732 г. до н.э.) привело к разрушению Бейт - завоевание северного царства Израиля под предводительством Тиглатпаласара III Шеана огнем. [ 22 ]
Минимальная повторная оккупация произошла до эллинистического периода . [ 22 ]
Библейское повествование
[ редактировать ]Еврейская Библия тела царя Саула повесили определяет Бейт-Шеан как место, где филистимляне и трех его сыновей после битвы при Гильбоа . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Согласно библейскому повествованию, битва произошла у горы Гильбоа примерно в 1010 году до нашей эры. Филистимляне одержали победу, и Саул погиб в битве вместе с тремя своими сыновьями, Ионафаном , Авинадавом и Малхишуа ( 1 Царств и 1 Паралипоменон , 1 Царств 31; 1 Паралипоменон 10 ). В 1 Царств 31:10 говорится, что «победоносные филистимляне повесили тело царя Саула на стенах Бейт-Шеана». Позже жители Иависа-Галаада взяли остатки, отнесли их в свой город и сожгли. Никаких археологических свидетельств оккупации Бейт-Шеана филистимлянами обнаружено не было, но возможно, что войска прошли только туда. [ 17 ]
Эллинистический период
[ редактировать ]В эллинистический период территория Бейт-Шеана была вновь заселена под новым названием «Скифополь» ( древнегреческий : Σκυθόπολις), [ 32 ] означает «Город скифов», возможно, названный в честь скифских наемников, поселившихся там в качестве ветеранов. [ 33 ]
О эллинистическом городе мало что известно, но в III веке до нашей эры на Телле был построен большой храм. [ 34 ] Неизвестно, какому божеству здесь поклонялись, но храм продолжал использоваться и во времена Римской империи. Могилы эллинистического периода представляют собой простые, необычные гробницы, высеченные в скалах . [ 35 ] С 301 по 198 год до нашей эры эта территория находилась под контролем Птолемеев , а Бейт-Шеан упоминается в письменных источниках III–II веков до нашей эры, описывающих сирийские войны между династиями Птолемеев и Селевкидов . В 198 г. до н. э. Селевкиды наконец завоевали этот регион.
Римский период
[ редактировать ]В 63 году до нашей эры Помпей сделал Иудею частью Римской республики . Бейт-Шеан был заново основан и перестроен Габиниусом . [ 36 ] Центр города сместился с вершины кургана, или телла, на его склоны. Скифополь процветал и стал ведущим городом Десятиградия , единственным к западу от реки Иордан. [ 37 ]
Город процветал под « Pax Romana », о чем свидетельствует высокое городское планирование и обширное строительство, включая наиболее хорошо сохранившийся римский театр древней Самарии , а также ипподром , Кардо и другие торговые марки римского влияния. Гора Гильбоа темными базальтовыми , расположенная в 7 км (4 милях) от города, обеспечивала город блоками, а также водой (через акведук). Говорят, что Бейт-Шеан встал на сторону римлян на раннем этапе Первой иудейско-римской войны в 66 году нашей эры. [ 36 ] Раскопки в меньшей степени были сосредоточены на руинах римского периода, поэтому об этом периоде известно немного. [ сомнительно – обсудить ] Пенн. Однако при раскопках северного кладбища Университетским музеем были обнаружены важные находки. Гробницы римского периода относятся к типу локулусов : прямоугольная, высеченная в скале, просторная камера с меньшими камерами ( локулами ), вырезанными по бокам. [ 35 ] Тела помещались непосредственно в локулы или внутри саркофагов, помещенных в локулы . Саркофаг с надписью на греческом языке , идентифицирующей его обитателя как «Антиох, сын Фаллона», возможно, принадлежал двоюродному брату Ирода Великого . [ 35 ] Одной из самых интересных находок из римских могил была бронзовая лопата для благовоний с ручкой в форме ноги животного, или копыта, находящаяся сейчас в музее Пенсильванского университета . [ 38 ]
-
Римский театр
-
Римский чертополох
-
Римские бани
Византийский период
[ редактировать ]Были обнаружены многочисленные археологические находки, относящиеся к византийскому периоду (330–636 гг. Н. Э.), Раскопки Музея Пенсильванского университета проводились с 1921 по 1923 год. На вершине Телля была построена церковь-ротонда, и весь город был окружен стеной. [ 40 ] В текстовых источниках упоминается еще несколько церквей города. [ 40 ] Бейт-Шеан был в первую очередь христианским, о чем свидетельствует большое количество церквей, но свидетельства еврейского проживания и самаритянской синагоги указывают на устоявшиеся общины этих меньшинств. Языческий храм в центре города был разрушен, но нимфей и римские бани были восстановлены. Многие постройки Скифополя были повреждены во время галилейского землетрясения 363 года , и в 409 году он стал столицей северного округа — Палестины Секунда . [ 41 ] Таким образом, Скифополь (v.) также стал митрополией провинции .
Посвятительные надписи указывают на предпочтение пожертвований религиозным зданиям, и множество красочных мозаик , например, с изображением зодиака в монастыре Леди Марии или с изображением меноры сохранилось и шалома в еврейской синагоге Дома Леонтия. Мозаика самаритянской синагоги была уникальна тем, что в ней не использовались изображения людей и животных, а использовались цветочные и геометрические мотивы. Сложные украшения были также обнаружены во многих роскошных виллах поселения, и особенно в VI веке город достиг своего максимального размера в 40 000 человек и распространился за пределы городских стен того периода. [ 41 ]
Часть северного кладбища византийского периода была раскопана в 1926 году. Гробницы этого периода представляли собой небольшие высеченные в скале залы со сводчатыми могилами с трех сторон. [ 42 ] В гробницах было найдено большое разнообразие предметов, в том числе терракотовые фигурки, возможно, изображающие Богородицу с Младенцем , множество терракотовых ламп, стеклянные зеркала, колокольчики, инструменты, ножи, перстни, железные ключи, стеклянные бусы, костяные заколки и многие другие предметы. . [ 42 ]
Важными христианскими личностями, которые жили или проходили через Византийский Скифополь, являются святой Прокопий Скифопольский (умер 7 июля 303 г.), Кирилл Скифопольский (ок. 525–559), святой Епифаний Саламинский (ок. 310/320 – 403) и Иосиф. из Тивериады (ок. 285 – ок. 356), встретившихся там около 355 года.
Ранний мусульманский период
[ редактировать ]В 634 году византийские войска потерпели поражение от мусульманской армии халифа Умара ибн аль-Хаттаба , и городу вернулось его семитское название, получившее на арабском языке Байсан. День победы стал известен на арабском языке как Яум Байсан или «день Байсана». [ 2 ] Город не пострадал, и вновь прибывшие мусульмане жили вместе с его христианским населением до 8 века, но за этот период город пришел в упадок. На самих улицах были построены постройки, сужающие их до простых переулков , а среди колоннад открывались импровизированные магазины. К 8 веку город достиг упадка, о чем свидетельствует удаление мрамора для производства извести , перекрытие главной улицы и превращение главной площади в кладбище. [ 43 ] Однако этой картине упадка можно предложить некоторые недавно обнаруженные контрдоказательства. Как и в случае со строительными работами, проводимыми под руководством государства в других городах региона в 720-х годах, [ 44 ] Коммерческая инфраструктура Байсана была отремонтирована: ее главная рыночная улица с колоннадой, которая когда-то считалась датируемой шестым веком, теперь известна - на основании мозаичной надписи - как перепроектированная времен омейядского халифа Хишама (год правления 724 г.). –43). [ 45 ] Абу Убайд аль-Андалуси отметил, что производимое здесь вино было восхитительным. [ 2 ]
18 января 749 года Омейяд Байсан был полностью опустошен катастрофическим землетрясением . На руинах выросло несколько жилых кварталов, вероятно, построенных выжившими, но город так и не восстановил свое великолепие. Центр города переместился на южный холм, где позже крестоносцы построили свой замок. [ 46 ]
Иерусалимский историк аль-Мукаддаси посетил Байсан в 985 году, во время правления Аббасидов , и написал, что он находился «на реке, с множеством пальм и водой, хотя и несколько тяжелой (солоноватой)». Далее он отметил, что Байсан отличался своим цветом цвета индиго , рис, финики и виноградный сироп, известный как бабл . [ 47 ] город образовал один из районов ( кура ) Джунд аль-Урдунн . В этот период [ 48 ] Его главная мечеть располагалась в центре рыночной площади. [ 49 ]
Период крестоносцев
[ редактировать ]В период крестоносцев Бессан был оккупирован Танкредом , принцем Галилеи в 1099 году; он никогда не был частью Галилейского княжества , несмотря на свое местоположение, но стал королевским владением Латинского Иерусалимского королевства в 1101 году, вероятно, примерно до 1120 года. Согласно Lignages d'Outremer , первому лорду-крестоносцу Бессана, когда он стал в состав Иерусалимского королевства входил Адам, младший сын Роберта III де Бетюна, пэра Фландрии и главы дома Бетюнов . Его потомки были известны под фамилией де Бессан .
Иногда он возвращался под королевский контроль, пока не были назначены новые лорды. Город стал частью Бельвуар вотчины . [ 50 ]
Небольшая крепость крестоносцев, окруженная рвом, была построена в районе к юго-востоку от римского театра, куда уменьшился город после землетрясения 749 года. [ 46 ] Крепость была разрушена Саладином в 1183 году. [ 51 ]
1260 года Во время битвы при Айн-Джалуте отступающие монгольские войска прошли поблизости, но не вошли в сам город.
Мамлюкский период
[ редактировать ]При правлении мамлюков Бейт-Шеан был главным городом в округе Дамаск и ретрансляционной станцией почтовой связи между Дамаском и Каиром . Это также была столица сахарного тростника региона по переработке . В этот период был построен Джиср аль-Мактуа, «усеченный/отрезанный мост», мост, состоящий из одной арки длиной 25 футов (7,6 м) и висящей на высоте 50 футов (15 м) над ручьем. [ 52 ]
Османский период
[ редактировать ]В этот период жители Бейт-Шеана были в основном мусульманами. Однако были и евреи. Например, здесь поселился топограф XIV века Иштори Хапарчи и в 1322 году завершил свой труд «Кафтор Ваферах» — первую еврейскую книгу по географии Земли Израиля. [ 53 ] [ 54 ]
За 400 лет османского владычества Байсан потерял свое региональное значение. Во время правления султана Абдул-Хамида II , когда была построена железная дорога Изреельской долины , которая была частью расширения Хайфы -Дамаска железной дороги Хиджаза , произошло ограниченное возрождение. Местное крестьянское население в значительной степени обеднело из-за османской феодальной земельной системы, которая сдавала участки земли в аренду арендаторам и собирала с них налоги за их использование. [ 2 ]
Швейцарско-немецкий путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт описал Бейсан в 1812 году: «В нынешней деревне Бисан есть семьдесят или восемьдесят домов; ее жители находятся в жалком состоянии из-за грабежей бедуинов Гора , которым они также заплатить тяжелую дань». [ 55 ]
В 1870/1871 году (1288 г. хиджры ) в ходе османской переписи деревня была внесена в нахию (подрайон) Шафа аль-Шамали. [ 56 ]
В начале 20-го века Бейсан, хотя и был еще маленькой и малоизвестной деревней, был известен своим обильным водоснабжением, плодородной почвой и производством оливок, винограда, инжира, миндаля, абрикосов и яблок. [ 2 ]
Период британского мандата
[ редактировать ]В соответствии с Мандатом город был центром Байсанского округа . Согласно переписи населения, проведенной в 1922 году властями британского мандата , в Бейт-Шеане (Байсан) проживало 1941 человек, включая 1687 мусульман, 41 еврея и 213 христиан. [ 57 ]
В 1934 году Лоуренс Аравийский отметил, что «Бисан теперь является чисто арабской деревней», где «с крыш домов открывается прекрасный вид на реку». Далее он отмечал, что «многие стоянки кочевников и бедуинов , отличавшиеся своими черными палатками, были разбросаны по речной равнине, а вокруг них паслись их стада и стада». [ 2 ] Бейсан был домом для еврейской общины, в основном мизрахи, численностью 95 человек, до 1936 года, когда в результате арабского восстания 1936–1939 годов Бейсан стал центром арабских нападений на евреев в Палестине. [ 54 ] [ 58 ] [ 59 ] В 1938 году, узнав об убийстве своего близкого друга и еврейского лидера Хаима Штурмана, Орд Вингейт повел своих людей в наступление на арабскую часть Байсана, предполагаемую базу повстанцев. [ 60 ]
Согласно опросам населения, проведенным в Палестине под британским мандатом , Бейсан состоял из 5080 арабов-мусульман из 5540 населения (92% населения), а остальные числились христианами. [ 61 ] В 1945 году окружающий район Байсан насчитывал 16 660 мусульман (67%), 7590 евреев (30%) и 680 христиан (3%); арабам принадлежало 44% земли, евреям принадлежало 34%, а 22% составляли государственные земли. План раздела ООН 1947 года отдал Бейсан и большую часть его района предполагаемому еврейскому государству . [ 2 ] [ 62 ] [ 63 ]
Еврейские силы и местные бедуины впервые столкнулись во время гражданской войны 1947–1948 годов в Подмандатной Палестине в феврале и марте 1948 года в рамках операции «Гедеон» . [ 2 ] который, как утверждает Валид Халиди, был частью более широкого Плана Далет . [ 64 ] Йозеф Вейц , ведущий деятель ишува , записал в своем дневнике 4 мая 1948 года: «Долина Бейт-Шеан — это ворота нашего государства в Галилее… Ее расчистка — это необходимость часа». [ 2 ]
Бейсан, тогда арабская деревня, пал под натиском еврейских ополченцев за три дня до окончания мандата.
-
Бэйсан в 1936 году
-
Бейт-Шеан, 1939 г.
-
Пионеры кибуца Эйн-Ханацив поселяются в Бет-Шеане, 1946 год.
Государство Израиль
[ редактировать ]После провозглашения независимости Израиля в мае 1948 года, во время интенсивных обстрелов со стороны сирийских пограничных подразделений, за которыми последовал отбой долины Хаганой , арабские жители бежали за реку Иордан. [ 65 ] Имущество и здания, заброшенные после конфликта, затем принадлежали государству Израиль. [ 2 ] Большинство арабских христиан переселились в Назарет . Маабара (лагерь беженцев) , населенный в основном еврейскими беженцами из Северной Африки. [ 66 ] был построен в Бейт-Шеане, а позже стал городом развития .
С 1969 года Бейт-Шеан стал мишенью для ракет «Катюша» и минометных обстрелов со стороны Иордании. [ 67 ] боевики Во время нападения на Бейт-Шеан в 1974 году Народно -демократического фронта освобождения Палестины захватили многоквартирный дом и убили семью из четырех человек. [ 58 ]
В 1999 году Бейт-Шеан стал городом. [ 68 ] Географически он расположен в центре регионального совета Эмек ха-Мааянот , бывшего регионального совета долины Бейт-Шеан. [ 69 ]
Бейт-Шеан был родным городом и опорой политической власти Давида Леви , израильского политика.
Во время Второй интифады , во время нападения на Бейт-Шеан в 2002 году , шесть израильтян были убиты и более 30 ранены двумя палестинскими боевиками , которые открыли огонь и забросали гранатами избирательный участок в центре Бейт-Шеана, где находились члены партии. голосование на праймериз Ликуда .
Археология и туризм
[ редактировать ]проводил В 1921–1933 годах Пенсильванский университет раскопки древнего Бейт-Шеана. Были обнаружены реликвии египетского периода , большинство из которых сейчас выставлены в Музее Рокфеллера в Иерусалиме . Некоторые из них находятся в музее Пенсильванского университета в Филадельфии . [ 70 ] Раскопки на этом месте были возобновлены Еврейским университетом Иерусалима в 1983 году, а затем снова с 1989 по 1996 год под руководством Амихая Мазара . [ 71 ] Раскопки выявили не менее 18 последовательных древних городов. [ 72 ] [ 73 ] Древний Бейт-Шеан, один из самых впечатляющих римских и византийских памятников Израиля, является главной туристической достопримечательностью. [ 74 ] седьмого века Мозаика Рехова была обнаружена фермерами кибуца Эйн-ха-Нецив . Часть мозаичного пола содержит подробную информацию о еврейских религиозных законах, касающихся десятины и субботнего года. [ 75 ]
Землетрясения
[ редактировать ]Бейт-Шеан расположен над трансформой Мертвого моря ( системой разломов , которая образует границу трансформации между Африканской плитой на западе и Аравийской плитой на востоке) и является одним из городов Израиля, наиболее подверженных землетрясениям (вдоль с Цфатом , Тверией , Кирьят-Шмоной и Эйлатом ). [ 76 ] Исторически город был разрушен во время Голанского землетрясения 749 года .
Демография
[ редактировать ]По данным Центрального статистического бюро Израиля (CBS), на конец 2022 года население муниципалитета составляло 19 073 человека. [ 1 ] В 2005 году этнический состав города составлял 99,5% евреев и других неарабов (97,3% евреев), при этом значительного арабского населения не было. См. Группы населения в Израиле . Распределение населения по полу составило 8200 мужчин и 8100 женщин. [ 77 ]
Распределение по возрасту было следующим:
Возраст | 0–4 | 5–9 | 10–14 | 15–19 | 20–29 | 30–44 | 45–59 | 60–64 | 65–74 | 75+ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Процент | 9.9 | 9.4 | 9.4 | 9.4 | 17.6 | 17.7 | 16.7 | 2.7 | 4.4 | 2.8 |
Источник: Центральное статистическое бюро Израиля. [ 77 ] |
Экономика
[ редактировать ]Бейт-Шеан — центр выращивания хлопка, и многие жители работают на хлопковых полях окружающих кибуцев . Другие местные предприятия включают текстильную фабрику и швейную фабрику. [ 54 ]
Когда древний город Бейт-Шеан был открыт для публики в 1990-х годах и превращен в национальный парк, туризм стал основным сектором экономики. [ 78 ]
Транспорт
[ редактировать ]В Бейт-Шеане была железнодорожная станция, открывшаяся в 1904 году на железной дороге Изреельской долины , которая была продолжением железной дороги Хиджаза . Эта станция закрылась вместе с остальной частью железной дороги Изреельской долины в 1948 году.
В 2011–2016 годах была перестроена долинная железная дорога и построена новая железнодорожная станция Бейт-Шеан . [ 79 ] расположен на том же месте, где был открыт исторический вокзал. Пассажирские перевозки, предлагаемые на станции, соединяют город с Афулой, Хайфой и другими пунктами назначения. Помимо обслуживания пассажиров, на станции имеется также грузовой железнодорожный терминал.
Спорт
[ редактировать ]Местный футбольный клуб «Хапоэль Бейт-Шеан» провел несколько сезонов в высшем дивизионе в 1990-х годах, но закрылся в 2006 году после нескольких вылетов. Маккаби Бейт-Шеан в настоящее время играет в Лиге Бет . [ нужна ссылка ]
Известные люди
[ редактировать ]- Наим Атик [ нужна ссылка ]
- Иштори Хапарчи [ 3 ]
- Дэвид Леви [ нужна ссылка ]
- Джеки Леви [ нужна ссылка ]
- Орли Леви , политик (место рождения) [ 80 ]
Города-побратимы – города-побратимы
[ редактировать ]Бейт-Шеан является побратимом :
Исторические изображения
[ редактировать ]-
Исторический вокзал, 1930-е годы.
-
Бейт-Шеан после завоевания, 1948 г.
-
Здание Османского Сарая, используемое бригадой Йифтах в качестве казармы, 1948 год.
-
Старые руины Бейта
-
Львы играют в скульптуру на кольцевой развязке в Бейт-Шеане.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Региональная статистика» . Центральное статистическое бюро Израиля . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Шахин, Мариам (2005). Палестина: Путеводитель . Книги Интерлинк. стр. 159–165 . ISBN 978-1-56656-557-8 .
- ^ Jump up to: а б с «Бет-Шеан | Израиль | Британика» . www.britanica.com . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ Лемче, Нильс Петер (2004). Исторический словарь древнего Израиля . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 84–85. ISBN 978-0-8108-4848-1 .
- ^ Авни, Гидеон (2014). «Усиление и ослабление: процессы изменений в городах Израиля в ранний мусульманский период». Кафедра (на иврите) (153): 42–43.
- ^ Jump up to: а б Арнон Голан (2002) Еврейское поселение бывших арабских городов и их включение в израильскую городскую систему (1948-50), Дела Израиля, 9:1-2, 149-164, DOI: 10.1080/714003467 «Бывший арабский город Бейсан ... Еврейские войска захватили город и его окрестности в боях в апреле и мае 1948 года. Большая часть арабского населения бежала в то время, а горстка оставшихся жителей была изгнана после капитуляции города 13 мая, после чего он был еще в июне 1948 года израильские власти инициировали создание нового поселения в долине Бейт-Шеан, в результате чего к марту 1949 года были созданы три новых кибуца. Чтобы заблокировать любое возможное возвращение бывших арабских жителей, местное военное правительство начало снос. застроенной территории города; это было остановлено только вмешательством министра сельского хозяйства Израиля Аарона Зислинга, который выступил против политики сноса по идеологическим соображениям... Правительство решило построить 1000 новых квартир в Бейсане и восстановить 600 прежних. Арабские жилые дома для иммигрантов. В апреле 1950 года еврейское население Бейсана, переименованного на иврите в «Бейт-Шеан», насчитывало 2000 человек, причем все они были вновь прибывшими иммигрантами».
- ^ Профили Нефеш Б'Нефеш: Бейт-Шеан
- ^ Браун, Элиот. Ранняя Бет Шин (Страты XIX-XIII): Глубокий взгляд ГМ Фитцджеральда на Телль , с. 28
- ^ Jump up to: а б Браун, стр.61-64.
- ^ Роу, Алан. Топография и история Бет Шин . Филадельфия: 1930, с. в
- ^ Роу, стр. 2.
- ^ № 110: бт шир. Мазар, Амихай. «Тель-Бет-Шеан: история и археология». В одном Боге, одном культе, одной нации . Эд. Р.Г. Крац и Х. Шпикерманн. Нью-Йорк: 2010, стр. 239.
- ^ Мазар 242
- ^ Роу, 10; http://www.rehov.org/project/tel_beth_shean.htm. Архивировано 6 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Роу 11
- ^ Мазар 247
- ^ Jump up to: а б «Тель-Бет-Шеан: отчет о раскопках Еврейского университета» . www.rehov.org . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 г.
- ^ Лев и львица играют , Музей Израиля.
- ^ Мазар 250
- ^ Роу 23–32
- ^ Олбрайт В. Меньшая стела Бет-Шин Сетоса I (1309-1290 до н.э.), Бюллетень американских школ восточных исследований, февраль 1952 г., стр. 24-32.
- ^ Jump up to: а б с «Тель-Бет-Шеан: отчет о раскопках Еврейского университета» . Рехов.орг. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 г. Проверено 4 марта 2012 г.
- ^ Мазар 256
- ^ Мазар 253
- ^ Эмануэль, Джеффри П. «МОРСКИЕ ЛЮДИ» В ЕГИПЕТСКИХ ГАРНИЗОНАХ В СВЕТЕ БЕТ-ШИНА, (ПОВТОРНО)ПЕРЕСМОТРЕННЫЕ». Средиземноморская археология, том. 28/29, 2015, стр. 1–22.
- ^ «Археологический проект долины Бет-Шан» . Рехов.орг. Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г. Проверено 4 марта 2012 г.
- ^ Мазар 263
- ^ Вакнин, Йоав; Мазар, Амихай; Шаар, Рон; Бен-Йосеф, Эрез (2023). «Тель-Бет-Шеан в десятом – девятом веках до нашей эры: хронологический запрос и его возможное археомагнитное разрешение» . В Бен-Йосефе, Эрез; Джонс, Ян В.Н. (ред.). «И в течение нескольких дней понимание» (Иов 12:12): Очерки археологии в Восточном Средиземноморье и за его пределами в честь Томаса Э. Леви . Спрингер Природа. стр. 787–810. ISBN 978-3-031-27330-8 .
- ^ 1 Царств 31: 10–12.
- ^ «Был ли царь Саул посажен на стену Беф-Шана?» . Библиотека БАС . 31 августа 2015 г.
- ^ «Бейт-Шеан, археология в Израиле» . www.jewishmag.co.il .
- ^ Мейерс и Ченси 13
- ^ Ави-Йона, М. (1962). «Скифополь» . Израильский журнал исследований . 12 (2). Израильское исследовательское общество: 123–134. ISSN 0021-2059 . JSTOR 27924894 . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Роу 44
- ^ Jump up to: а б с Роу 49
- ^ Jump up to: а б Роу 46
- ^ «Институт археологии Тель-Авивского университета» . en-humanities.tau.ac.il .
- ^ Роу 53
- ^ Этаж синагоги : синагога Бет Шин, веб-сайт IMJ, по состоянию на 16 июля.
- ^ Jump up to: а б Роу 50
- ^ Jump up to: а б Роу 45
- ^ Jump up to: а б Роу 52
- ^ «Бейт-Шеан» . Еврейская виртуальная библиотека .
- ^ А. Уолмсли, «Экономическое развитие и характер расселения в городах и сельской местности Сирии и Палестины, около 565–800», Dumbarton Oaks Papers 61 (2007), особенно стр. 344–45.
- ^ Э. Хамис, «Две настенные мозаичные надписи с рыночной площади Омейядов в Бет-Шеан / Байсан», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований 64 (2001), стр. 159–76.
- ^ Jump up to: а б «Управление древностей Израиля, смерть города» . Antiquities.org.il. Архивировано из оригинала 15 сентября 2013 г. Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Странно, 1890, стр. 18 -19.
- ^ Странное, 1890, с. 30
- ^ Странное, 1890, с. 411
- ^ Национальный парк Бейт-Шеан (на иврите). Управление национальных парков Израиля. Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 г.
- ^ Авраам Негев и Шимон Гибсон (2001). «Бет-Сеан (город); Скифополис». Археологическая энциклопедия Святой Земли . Нью-Йорк и Лондон: Континуум. п. 86. ИСБН 978-0-8264-1316-1 .
- ^ Шахин, 2005, с. 164
- ^ «Пуговица и цветок - Аштори, цветы (стр. 1 из 363)» . hebrewbooks.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Бет Шеан» . Британская энциклопедия . Проверено 20 октября 2008 г.
- ^ Буркхардт, Джон Льюис (1822). Путешествие по Сирии и Святой Земле . Дж. Мюррей. п. 343. ИСБН 978-1-4142-8338-8 .
- ^ Гроссман, Дэвид (2004). Арабская демография и раннее еврейское поселение в Палестине . Иерусалим: Магнес Пресс. п. 256.
- ^ Бэррон, 1923, с. 6
- ^ Jump up to: а б Ашкенази, Эли (11 мая 2007 г.). «Другой Бейт-Шеан» . Гаарец . Проверено 20 октября 2008 г.
- ^ «Виртуальный опыт Израиля: Бет-Шеан» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 20 октября 2008 г.
- ^ Майкл Б. Орен (зима 2001 г.). «Орде Вингейт: Друг под огнем» . Лазурь: идеи для еврейской нации . Проверено 15 мая 2007 г.
- ^ «Оседлое население Палестины» . Объединенные Нации . Архивировано из оригинала 19 марта 2009 года . Проверено 1 февраля 2009 г.
- ^ Обзор Палестины: подготовлено в декабре 1945 г. и январе 1946 г. для информации англо-американского комитета по расследованию . Том. 1. Институт палестинских исследований. 1991. стр. 12–13. ISBN 978-0-88728-211-9 .
- ^ Землевладение в Палестине — Карта, подготовленная правительством Британского мандата в Палестине по заданию Специального комитета ООН по палестинскому вопросу (Карта). Объединенные Нации . Архивировано из оригинала 29 октября 2008 года . Проверено 20 октября 2008 г.
- ^ Халиди, Валид (осень 1988 г.). «План Далет: Генеральный план завоевания Палестины». Журнал палестинских исследований . 18 (1): 4–33. дои : 10.1525/jps.1988.18.1.00p00037 . JSTOR 2537591 .
- ^ WPN Тайлер, Государственные земли и сельское развитие в подмандатной Палестине, 1920–1948, стр. 79
- ^ Майер, Дж. (1985). Малая энциклопедия иудаизма . Казале Монферрато (Италия): Мариетти. п. 95. ИСБН 978-88-211-8329-4 .
- ^ «Иорданская катюша, базука и минометный обстрел Бейт-Шеана», Маарив , 22 июня 1969 г., источник сканирования: Историческая еврейская пресса.
- ^ Сарая - Бейт-Шеан . 7wonders.co.il (на иврите). Архивировано из оригинала 5 марта 2009 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ «Бейт-Шеан» (PDF) . Друзья Земли Ближнего Востока (FOEME) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2009 года . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Оустерхаут, Роберт; Бумер, Меган; Чалмерс, Мэтью; Флек, Виктория; Копта, Джозеф Р.; Шекелфорд, Джеймс; Вандевалле, Ребекка; Винник, Ариэль. «Бет Шин после античности» . Бет Шин после античности .
- ^ «Археовики.орг» . www.archaeowiki.org . Архивировано из оригинала 16 марта 2018 года . Проверено 15 марта 2018 г.
- ^ «Бет Шеан (Израиль)» . Пенсильванский университет . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Хейзер, Лорен (10 марта 2000 г.). «Бет Шин» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2004 г. Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ «Бейт-Шеан» . Министерство иностранных дел Израиля . Архивировано из оригинала 25 марта 2009 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ ДЕМСКИЙ, ААРОН (1979). «Разрешенные деревни Севастии в мозаике Рехова» . Израильский журнал исследований . 29 (3/4): 182–193. JSTOR 27925724 – через JSTOR.
- ↑ Эксперты предупреждают: сильное землетрясение может поразить Израиль в любое время Рэйчел Авраам, штатный автор United With Israel Дата: 22 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Местные органы власти в Израиле, 2005 г., публикация № 1295 - Профили муниципалитетов - Бейт-Шеан» (PDF) (на иврите). Центральное статистическое бюро Израиля . Проверено 5 июля 2008 г.
- ^ Гринберг, Джоэл (18 августа 1992 г.). «Израильские археологи раскапывают сокровища давно затерянного города» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Премьер-министр Нетаньяху и министр транспорта Кац принимают участие в церемонии закладки краеугольного камня железнодорожного вокзала Бейт-Шеан» . Канцелярия премьер-министра . 30 декабря 2012 г. Проверено 2 июля 2024 г.
- ^ Опросы удивляют . Мишпаха (на иврите). № 1354. 26 апреля 2018 г. с. 24.
- ^ «Партнерство городов-побратимов Кливленда» . Энциклопедия истории Кливленда ( Университет Кейс Вестерн Резерв ) . Проверено 27 мая 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бэррон, Дж. Б., изд. (1923). Палестина: Отчет и общие итоги переписи 1922 года . Правительство Палестины.
- Кондер, Чехия ; Китченер, HH (1882 г.). Обзор Западной Палестины: воспоминания о топографии, орографии, гидрографии и археологии . Том. 2. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины . (Кондер и Китченер, 1882, SWP II, стр. 83 )
- Дофин, К. (1998). Византийская Палестина, заселение и население . BAR International Series 726 (на французском языке). Полет. III: Каталог. Оксфорд: Археопресс. ISBN 978-0-86054-905-5 . (с. 782)
- Статистический отдел (1945). Статистика деревни, апрель 1945 года . Правительство Палестины. (Отдел статистики, 1945, стр. 6 )
- Герен, В. (1874). Историко-археологическое географическое описание Палестины (на французском языке). Полет. 2: Самария, пт. 1. Париж: L’Imprimerie Nationale. ( 284 - 298 )
- Хадави, С. (1970). Деревенская статистика 1945 года: Классификация собственности на землю и территории в Палестине . Исследовательский центр Организации освобождения Палестины. (стр. 43 , 84 134 )
- Хюттерот, Вольф-Дитер; Абдулфаттах, Камаль (1977). Историческая география Палестины, Трансиордании и Южной Сирии в конце XVI века . Географические труды Эрлангера, специальный том 5. Эрланген, Германия: Правление Франконского географического общества. ISBN 978-3-920405-41-4 . (стр. 168)
- Ле Стрэндж, Г. (1890). Палестина под властью мусульман: описание Сирии и Святой Земли с 650 по 1500 год нашей эры . Комитет Фонда исследования Палестины .
- Мейерс, EM ; Ченси, Марк А. (25 сентября 2012 г.). Александр Константину: Археология страны Библии, Том III . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-14179-5 .
- Миллс, Э., изд. (1932). Перепись Палестины 1931 года. Население деревень, городов и административных районов . Иерусалим: Правительство Палестины.
- Моррис, Б. (2004). Возобновление возникновения проблемы палестинских беженцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00967-6 .
- Шахин, Мариам (2005). Палестина: Путеводитель . Книги Интерлинк. стр. 159–165 . ISBN 978-1-56656-557-8 .
- Шэрон, М. (1999). Корпус арабских надписей Палестины, до н.э. Том. 2. Брилл. ISBN 978-90-04-11083-0 . (см. стр. 195 и далее)
- Цафрир Ю. и Ферстер Гидеон: «Ниса-Скифополис - новая надпись и названия города на его монетах», Израильский нумизматический журнал . Том. 9, 1986–7, стр. 53–58.
- Цафрир, Ю. и Ферстер, Гидеон: «Проект раскопок Бет-Шеан - 1988/1989», Раскопки и исследования в Израиле, 1989/1990 . Том 9. Управление древностей Израиля. Номера 94–95. Иерусалим 1989/1990, стр. 120–128.
- Цафрир Ю. и Ферстер Гидеон: «От Скифополя до Байсана: изменения в восприятии города Бет-Шеан в византийскую и арабскую эпоху», Кафедра . К истории Эрец Исраэль и ее ишува, 64. Яд Ицхак Бен-Цви. Иерусалим, июль 1992 г. (на иврите).
- Цафрир Ю. и Ферстер Гидеон: «Датировка землетрясения субботнего года 749 г. н.э.» в Палестине», Бюллетень Лондонской школы восточных и африканских исследований . Том. LV, Часть 2. Лондон, 1992, стр. 231–235.
- Цафрир Ю. и Ферстер Гидеон: «Урбанизм в Скифополисе-Бет-Шеан в четвертом-седьмом веках», Dumbarton Oaks Papers . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. Номер пятьдесят один, 1997. стр. 85–146.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бет Шеан , Хадашот Археологийот – Раскопки и исследования в Израиле.
Раскопки Пенсильванского университета
[ редактировать ]- Браун, Элиот [2004], Ранняя Бет Шан (Страты XIX-XIII) - Глубокий взгляд ГМ Фитцджеральда на Телль, [Монография 121 Университетского музея], Филадельфия: Музей Пенсильванского университета, 2004. ISBN 978-1-931707-62-6
- Фишер, К. [1923], Раскопки Бет-Шана в рамках университетской музейной экспедиции, 1921–1923», Museum Journal 14 (1923), стр. 229–231.
- Фитцджеральд, Г.М. [1931], Раскопки Бет-Шана 1921–23: арабский и византийский уровни, Бет-Шан III, Университетский музей: Филадельфия, 1931.
- Фитцджеральд, GM [1932], «Раскопки в Бет-Шане в 1931 году», PEFQS 63 (1932), стр. 142–145.
- Роу, А. , [1930], Топография и история Бет-Шана, Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 1930.
- Роу, А. , [1940], Четыре ханаанских храма Бет-Шана , Бет-Шан II: 1, Университетский музей: Филадельфия, 1940.
- Джеймс, Фрэнсис В. и Макговерн, Патрик Э. [1993], Египетский гарнизон поздней бронзы в Бет-Шане: исследование уровней VII и VIII, 2 тома, [Монография 85 Университетского музея], Филадельфия: Университетский музей, Пенсильванский университет и Университет Миссисипи, 1993 г. ISBN 978-0-924171-27-7
Раскопки Еврейского университета в Иерусалиме
[ редактировать ]- Мазар, Амихай [2006], Раскопки в Тель-Бет-Шеан, 1989–1996, Том I: От позднего бронзового века IIB до средневековья, Иерусалим: Израильское исследовательское общество / Еврейский университет Иерусалима, 2006.
- Мазар А. и Маллинз Роберт (редакторы) [2007], Раскопки в Тель-Бет-Шеан, 1989–1996 гг., Том II: Слои среднего и позднего бронзового века в зоне R, Иерусалим: IES / HUJ, 2007.
Общий
[ редактировать ]- Финкельштейн, И. [1996], «Стратиграфия и хронология Мегиддо и Бет-Шана в XII–XI веках до нашей эры», TA 23 (1996), стр. 170–184.
- Гарфинкель, Йосеф [1987], «Пересмотр стратиграфии раннего железного века Бет-Шин», IEJ 37 (1987), стр. 224–228.
- Гева, Шуламит [1979], «Переоценка хронологии Бет-Шеан, слои V и IV», IEJ 29 (1979), стр. 6–10.
- Гринберг, Рафаэль [2003], «Мегиддо и Бет Шин раннего бронзового века: прерывистое поселение в социально-политическом контексте», JMA 16.1 (2003), стр. 17–32.
- Хэнки, В. [1966], «Позднемикенская керамика в Бет-Шане», AJA 70 (1966), стр. 169–171.
- Хиггинботэм, К. [1999], «Статуя Рамзеса III из Бет Шин», TA 26 (1999), стр. 225–232.
- Горовиц, Уэйн [1994], «Проблемы в Ханаане: письмо периода Эль-Амарны на глиняном цилиндре от Бет Шин», Qadmoniot 27 (1994), стр. 84–86 (иврит).
- Горовиц, Уэйн [1996], «Глиняный цилиндр с надписью из эпохи Амарны, Бет Шин», IEJ 46 (1996), стр. 208–218.
- Макговерн, Патрик Э. [1987], «Силикатная промышленность Палестины позднего бронзового и раннего железного веков: технологическое взаимодействие между Новым Царством Египтом и Левантом», в Бимсон, М. и Фристоун, LC. (ред.), Ранние стекловидные материалы, [Периодические статьи Британского музея 56], Лондон: British Museum Press, 1987, стр. 91–114.
- Макговерн, Патрик Э. [1989], «Межкультурное взаимодействие ремесел: египетский гарнизон поздней бронзы в Бет-Шане», в Макговерне, PE (ред.), Межремесленное и культурное взаимодействие в керамике, [Керамика и цивилизация 4, ред. Кингери, штат Вашингтон], Вестервиль: Американское керамическое общество, 1989, стр. 147–194.
- Макговерн, Патрик Э. [1990], «Совершенный наряд: украшения из ханаанского храма в Бет-Шане», Экспедиция 32 (1990), стр. 16–23.
- Макговерн, Патрик Э. [1994], «Были ли народы моря в Бет-Шане?», в Лемче, Н. П. и Мюллер, М. (редакторы), From the Deep: Festskrift до Джона Стрэнджа, [Форум библейской экзегезы 5], Копенгаген: Музей Тускулануса и Копенгагенский университет, 1994, стр. 144–156.
- Хамис, Э., «Две настенные мозаичные надписи с рыночной площади Омейядов в Бет-Шеан / Байсан», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований 64 (2001), стр. 159–76.
- Макговерн, П.Е., Флеминг, С.Дж. и Суонн, К.П. [1993], «Египетский гарнизон поздней бронзы в Бет-Шане: производство и импорт стекла и фаянса в позднем Новом Королевстве», BASOR 290-91 (1993), стр. 1– 27.
- Мазар А., Зив-Эсудри, Ади и Коэн-Вайнбергер, Анет [2000], «Ранний бронзовый век II – III в Тель-Бет-Шеан: предварительные наблюдения», в книге Филиппа Г. и Бэрда Д. (ред.) , Керамика и изменения в раннем бронзовом веке Южного Леванта, [Левантийская археология 2], Шеффилд: Sheffield Academic Press, 2000, стр. 255–278.
- Мазар, Амихай [1990], «Раскопки в Тель-Бет-Шане», Эрец-Исраэль 21 (1990), стр. 197–211 (יברית).
- Мазар, Амихай [1992], «Храмы среднего и позднего бронзового века и железного века», в Кемпински, А. и Райх, Р. (ред.), Архитектура Древнего Израиля от доисторического до персидского периода - в Память Иммануала (Муни) Дунаевского, Иерусалим: ИЭС, 1992, стр. 161–187.
- Мазар, Амихай [1993a], «Раскопки в Тель-Бет-Шане в 1989–1990 годах», Биран, А. и Авирам, Дж. (редакторы), «Библейская археология сегодня», 1990 - Материалы Второго международного конгресса по библейской археологии. , Иерусалим, 1990, Иерусалим: КЭС, 1993, стр. 606–619.
- Мазар, Амихай [1993b], «Бет Шин в железном веке: предварительный отчет и выводы о раскопках 1990–1991 годов», IEJ 43.4 (1993), стр. 201–229.
- Мазар, Амихай [1994], «Четыре тысячи лет истории Тель-Бет-Шана», Кадмониот 27.3–4 (1994), стр. 66–83 (יברית).
- [1997a], «Четыре тысячи лет истории Тель-Бет-Шина - отчет о возобновленных раскопках», BA 60.2 (1997), стр. 62–76.
- Мазар, Амихай [1997b], «Раскопки в Тель-Бет-Шеане в 1989–94 годах», в Зильбермане, Н.А. и Смолл, Д. (ред.), Археология Израиля – конструирование прошлого, интерпретация настоящего, [JSOT Серия приложений 237], Шеффилд: Sheffield Academic Press, 1997, стр. 144–164.
- Мазар, Амихай [2003], «Бет-Шин во втором тысячелетии до нашей эры: от ханаанского города до египетской крепости», в Биетак, М. (ред.), Синхронизация цивилизаций в Восточном Средиземноморье во втором тысячелетии до нашей эры, II. Материалы Евроконференции SCIEM 2000, Хайндорф, 2–7 мая 2001 г., Вена, 2003 г., стр. 323–339.
- Мазар, Амихай [2006], «Тель-Бет-Шеан и судьба курганов в промежуточном бронзовом веке», в Гитин, С., Райт, Дж. Э. и Дессел, Дж. П. (ред.), Противостояние прошлому - археологические и исторические очерки Древний Израиль в честь Уильяма Дж. Девера, Озеро Вайнона: Айзенбраунс, 2006, стр. 105–118. ISBN 978-1-57506-117-7
- Маллинз, Роберт А. [2006], «Корпус керамики в египетском стиле восемнадцатой династии из Тель-Бет-Шина», в Мейре, А.М. и Мирошеджи, П. де (ред.), «Я расскажу загадку древних времен» - Археологические и исторические исследования в честь Амихая Мазара по случаю его шестидесятилетия, Том 1, Winona Lake: Eisenbrauns, 2006, стр. 247–262. ISBN 978-1-57506-103-0
- Орен, Элиезер Д. [1973], Северное кладбище Бет-Шин, [Музейная монография Университетского музея Пенсильванского университета], Э. Дж. Брилл: Лейден, 1973.
- Портер, Р.М. [1994–1995], «Датировка храма Бет-Шин», Журнал форума древней хронологии 7 (1994–95), стр. 52–69.
- Портер, Р.М. [1998], «Египетский храм в Тель-Бет-Шине и Рамсесе IV», в Эйре, К. (редактор), Седьмой международный конгресс египтологов, Кембридж, 3–9 сентября 1995 г., [Orientalia Lovaniensia Analecta 82] , Уитгеверий Петерс: Левен, 1998, стр. 903–910.
- Суини, Дебора [1998], «Человек на складном стуле: египетский рельеф от Бет Шин», IEJ 48 (1998), стр. 38–53.
- Томпсон, Т.О. (1970). Мекал, бог Беф-Сеана . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-02268-3 .
- Уолмсли А. «Экономическое развитие и характер расселения в городах и сельской местности Сирии и Палестины», ок. 565–800 ', Dumbarton Oaks Papers 61 (2007), стр. 319–52.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Национальный парк Бейт-Шеан - официальный сайт
- BET(H)-SHEAN Еврейская виртуальная библиотека
- Илан Фахима и Йорам Саад, Скифополис: консервация римского моста , объект Управления древностей Израиля – Департамент консервации
- Обзор Западной Палестины, 1880 г. Карта Бейт-Шеана (Бейсан), карта 9: IAA , Wikimedia commons
- Аэрофотокарта Бейсана, 1945 год. Картографическая коллекция Эрана Лаора, Национальная библиотека Израиля .
- Карта Бейсана, 1929 год. Обзор Палестины. Картографическая коллекция Эрана Лаора, Национальная библиотека Израиля .
- Бейт-Шеан
- Археологические открытия 1921 года
- Археологические памятники в Израиле
- Библейская география
- Памятники бронзового века в Израиле
- Ханаанские города
- Замки и укрепления рыцарей-госпитальеров
- Города в Северном округе (Израиль)
- Города в Великой рифтовой долине
- Декаполис
- Города развития
- Еврейские библейские города
- Места железного века в Израиле
- Израильская мозаика
- Поздний неолит
- Национальные парки Израиля
- Населенные пункты, основанные в VI тысячелетии до н.э.
- Охраняемые территории Северного округа (Израиль)
- Разрушенные города
- Римские города и поселки Израиля.
- Рассказывает (археология)
- Предварительный список всемирного наследия
- Изреельская долина